Программа по Отечественной истории. Православная школа "Золотое крыльцо" г. Петродворец

1 год обучения (с 6 – ти лет).

Урок № 1

Тема: "Русский человек без родни не живет".Твоя семья и твои предки.
Цели: 1. Выяснить, знают ли дети полное имя и отчество своих родителей, дедушек, бабушек и т.д., фамилии ближайших родственников. 
2. Выяснить, знают ли дети, где они родились, где родились их родители, откуда родом дедушки и бабушки.
3. Научить составлять генеалогическое древо семьи.
4. Пробудить интерес к истории своей семьи, к жизни дедушек и бабушек.
5. Выяснить, знают ли дети, где и с кем работают их родители, кем были их дедушки и бабушки.
6. Воспитывать в детях любовь к родне, уважение к старшим.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Беседа о родителях, дедушках и бабушках.(15 минут).

Хором повторить пословицу: "Русский человек без родни не живет".

"Легко человеку, о котором говорят: "Только и родни, что лапти одни"

III. Составление дерева семьи (15 минут).
IV.  Домашнее задание (10 минут).
1. Попросить родителей помочь дорисовать древо.
2. Если родители не знают, как имя, отчество их бабушек и дедушек, то пусть поинтересуются у своих родственников, напишут письма родственникам в другие города (по необходимости).
3. Узнать, кем работают папы, мамы, кем были дедушка, бабушка.
4. Узнать, где родились родители, откуда родом бабушки и дедушки.
5. Принести фотографии, если есть, прабабушек, прадедушек.
6. Узнать семейные предания. Это задание выполняется и контролируется в течении I года обучения.
7. В семейных альбомах на первых страницах должны быть не внуки, а дедушки, бабушки, родители, тети, дяди.

Урок № 2

Тема:  "Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия …"
Цели:  1. Дать твердое о понятие названия "Отечество", о названии столицы нашей Родины, об историческом названии "Святая Русь".
2. Показать детям фотографии Москвы: Красную Площадь; Кремль; Собор Василия Блаженного.
3. Дать   понятие  о том,  почему наша Родина называлась Святая Русь (Святость на Руси была идеалом, к чему все стремились).
4. Дать первое понятие о том, что такое святость, кто такие святые.  Какой  святой покровитель Москвы? (Все объяснения на детском уровне).
5. Воспитывать в детях гордость за свое Отечество и любовь к нему.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (7-10 минут).
III. Объяснение нового материала "Страна, где мы впервые вкусили сладость бытия…" (17 минут).

Россия – наша Родина.  Краткий рассказ о ее больших размерах.
Москва – наша столица.  Показ фотографий, картинок (Красная Площадь, Кремль, Собор Василия Блаженного).
Знают ли дети, для чего стоят церкви?
Святая Русь – историческое название России.  Почему Святая?  Все стремились к святости.  Что такое святость?
Георгий Победоносец – святой покровитель Москвы.  А знаете ли вы своих небесных покровителей, своих святых?
Почему  никто не говорит: "Святая Америка или Святая Германия?" (святость для них не была идеалом, в массе своей народ не хотел уподобляться святым).  В Святой Руси святость – это идеал для всех.

IV. Запись в тетрадях: Россия.  Святая Русь. Москва – столица.  Святость. Святой Георгий Победоносец.
V. Повтор хором пословиц предыдущего урока: "Русский человек без родни не может".  "Только и родни, что лапти одни, и те порваны".
VI. Домашнее задание: Выучить записанные слова, новые сведения о семье (древо).

Урок № 3

Тема:  Санкт – Петербург.  Петродворец.  Петергоф.
Знаешь ли ты, где живешь?
Цели: 1. Систематизировать знание о месте своего проживания.
2. Выяснить, знают ли дети свой адрес, в честь кого названа улица, на которой они живут.
3. Повторить предыдущий материал.
4. Воспитывать в детях любовь к своему городу, к школе, к окружающему миру.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обобщающее повторение (10 минут).
Мы живем в России.  Какой главный город?  Какие достопримечательности Москвы вы знаете?  Кто Святой Покровитель Москвы?  Кто ваш Святой Покровитель?
Как называется наша Родина?  Почему не говорят: "Святая Америка?"
Повторим хором: "Русский человек без родни не живет".  "Только и родни, что лапти одни".
IV. Изложение нового материала (15 минут). 

Предварительная  беседа с детьми.
1. Как называется город, в котором мы живем?
2. Как называется ваш район?
3. Кто основал наш город?
4. На какой реке стоит наш город?
5. В честь кого назван Санкт–Петербург, Петродворец?
6. Были ли вы на фонтанах?

Краткий рассказ о Петербурге, кем построен, трудности строительства, небесный Покровитель Царя Петра I (по рассказу Алексеева "Город на болоте").
V. Запись в тетрадях (10 минут).
Санкт – Петербург.   Св. Апостол Петр (первое понятие о Спасителе и его учениках).  Река Нева.  Балтийское море. Петродворец. Петергоф.  Улица Шахматова.
VI. Домашнее задание (3 минуты): Переписать к.р.,выучить, работа над древом.

Урок № 4

Тема:  Кто жил прежде на нашей земле?  (Древние славяне).
Цели: 1. Дать понятие о тех, кто проживал на нашей земле прежде нас, их  образ жизни (племена).
2. Дать первое понятие о карте.
3. Повторить пройденный на предыдущих уроках материал.
4. Учить детей любви и уважению к прошлому своего Отечества.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обзорное повторение предыдущего материала (5 минут).
Повторить хором: "Мы живем в России, на Святой Руси.
 
Столица наша – Москва. 
Ее небесный Покровитель – Св. Георгий Победоносец.
Моя семья живет в Петербурге.  Небесный Покровитель нашего города – Св. Апостол Петр.  Наш город строил Петр I.  Мы живем в Петродворце.  Моя улица ……(Каждый свою).  Петербург стоит на реке Неве у Балтийского моря".

IV. Изложение нового материала (15 минут). 
Знаете ли вы, что было прежде на месте Москвы, Петербурга?
Краткий рассказ о древних славянах (по книге Имимовой "История России в рассказах для детей"  Гл.: Славяне до 862 года христианского летоисчисления).  Показ картинок.
Как жили славяне: их обычаи, нравы, быт (что ели, во что одевались), их вера (идолы), племена.
V. Зарисовка карты в тетрадях (10 минут).

Днепр. Племена.Русь. Славяне. Поляне. Древляне. Кривичи.

VI. Домашнее задание : Повторить к.р. карту.  Перерисовать, написать названия племен.

Урок № 5

Тема:  Откуда появились древние славяне? Сотворение человека.  Адам и Ева. Изгнание из Рая.  Первые люди.
Цели:
1.  Дать понятие о Творце и о сотворении человека, о грехопадении.
2.  Дать возможность детям задуматься над вопросом: "А можно ли    вернуться в Рай?"
3.  Учить детей быть благодарными Создателю.
 
I Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Краткое повторение предыдущего материала (2 минут).
Повторить хором: "Русь.  Днепр, поляне, древляне, кривичи, вятичи". (По возможности слова и названия из предыдущего материала).
IV. Изложение нового материала (20 минут). 
Откуда появились древние славяне?

Предварительная беседа.

Подвести итоги:  Люди разделились на две половинки.  Одни забыли Бога, и придумали предка обезьяну, и ходят по воскресеньям в гости к своим предкам в зоопарк.  Другие помнят Бога и ходят по Воскресеньям в Храм Божий. 
Какой сейчас год на земле?  2000 от Рождества Христова.
Человечество, даже забыв Спасителя, время считает от его Рождества и седьмой день недели называется Воскресенье.  А почему?  Кто знает?  А про обезьяну, хотя многие в нее верят, человечество ничего в памяти не сохранило.  (Если кто-то слышал об эволюции, спросить у него, что появилось раньше: "Курица или яйцо?").

ИТАК:  Бог.  Господь. Сотворение Неба и Земли.  Сотворение Адама и Евы.  Запретный плод.  Изгнание из Рая.

Показ иллюстраций по Библии.
Можно ли вернуться в Рай?  Рай для чистых душ.  Про святых мы уже немного знаем.  Вот почему мы назывались Святой Русью.  Все страстно желали Рая.  Рай мы можем приблизить к Земле.  Царствие Небесное может быть внутри нас.  Мир, Любовь, Радость. 
V. Запись (7 минут).

Бог.  Господь.  Адам и Ева.  Рай в Эдеме.  Запретный плод.  Познание Добра и Зла.  Грехопадение.  Изгнание из Рая.  Рай в душе.

VI. Домашнее задание: 1 к.р. Переписать и выучить.

Урок № 6

Тема:  Потоп. Послепотопное человечество. Потомки Ноя: Сим, Хам, Иафет.
Цели:
  1. Дать понятие о развращении людей, о Потопе, послепотопном человечестве;
2. Дать понятие о Радуге как напоминании о том, что Потопа больше не будет;  
3. Дать понятие о передвижении людей и их распространении по Земле;
4. Воспитывать в детях боязнь греха.
 
I. Организационный момент (3 минуты).
II.Проверка домашнего задания (2 минуты).
III. Изложение нового материала (20 минут).

Развращение людей. Ной. Ноев Ковчег.
Ной строил 100 лет и предупреждал людей. (Показ иллюстраций)
Допотопные люди, забывшие Бога, стали похожими на обезьян (синантропы, пятикантропы и т.д.)

(Рассказ о парне, которого мать прятала от фронта. После 25 лет сидения в подвале он стал похож на животное. Рассказ об индийских "маугли". Т.е. дети должны понять, что человек, забывая Бога, быстро превращается в зверя. И наоборот: затворники в пещерах сияли, как Солнце, хотя тоже десятилетиями не видели людей, не разговаривали ни с кем, но, пребывая в молитве и в Богообщении, только совершенствовались, и стали Святыми).

Потомки Ноя: Сим, Хам, Иафет – прародители людей после Потопа.
Хамиты - негроидные народы, Сим – арабские и семитские, Мы – потомки Иафета, и европейцы тоже.  Таким образом, древние славяне – потомки Иафета. Они дошли до нашей земли.

(Фото: Ноев Ковчег с американского спутника, Комсомольская правда).
IV. Запись. (7 минут)
Ной. Ноев Ковчег. Потоп. Арарат. Сим, Хам, Иафет. Славяне – потомки Иафета.
V. Зарисовать ковчег. (10 минут).
Дети могут рисовать ковчег и во время рассказа. (Ковчег предварительно учитель рисует на доске).
VI. Домашнее задание: Нарисовать ковчег, запись к.р. переписать и выучить.


Урок № 7

Тема:  Обобщающая систематизация предыдущих шести уроков.
Цели:
1. Помочь ребенку выстроить в уме цепочку от Адама и Евы до сего дня (по пройденному материалу).
2. Учить уважать старших
3. Учить любви, благодарности Богу и страху Божьему.
4. Воспитывать в детях любовь к родной истории, родному городу, родным и близким.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Повтор предыдущего материала в логической последовательности (20-25 минут)
  
Вопросы к детям:
1. Кто сотворил Небо и Землю?
2. Как звали первых людей?
3. Где они жили?
4. Почему они покинули Рай?
5. Можно ли вернуть потерянный Рай?
6. Почему был Потоп?
7. Кто такой Ной?
8. Как звали его детей?
9. Чьи мы потомки?
10. Нарисуйте, как Вы представляете Рай? (Пока дети рисуют, можно     продолжить беседу).
11. Где жили древние славяне?
12. Назовите племена.
13. Где Вы сейчас живете?
14. Назовите столицу.
15. Повторить хором: Россия, Москва, Санкт-Петербург, река Нева, Петродворец, Петергоф, Балтийское море, Царь Петр I.
16. Кто небесные Покровители Москвы и Санкт-Петербурга?
17. Кто ваши небесные покровители?
18. Как зовут твою бабушку? Дедушку?
19. Почему мы назывались Святой Русью?
20. Что такое святость?
21. Кому мы должны быть благодарны за то, что есть Земля, на которой мы живем?
22. Будет ли потоп еще раз? (Радуга)
23. Может ли Господь наказать нас?
24. За что наказывает Господь? (Грех)
25. Любишь ли ты дедушку, бабушку, маму, папу? (Что значит "любить"?)
26. Как ты должен проявлять свою любовь? (Через послушание)
Когда дети закончат рисовать Рай, показать друг другу их рисунки.
Закончить урок показом старых картинок Москвы, (Кр. Площади, Кремля, Собора Василия Блаженного). Сказать, что Москва строилась по образцу Иерусалима (очень красивого города), который строился, как подобие Иерусалима Небесного, значит и Кремль наш нам напоминает о Рае.
IV. Домашнее задание: Закончить рисунок Рая.

Урок № 8

Тема:  Начало Русского государства.
Цели:  1. Дать понятие о начале Русского государства. Воспитывать уважение к родной истории.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (20 минут).
Варяги-русь, Рюрик, Синеус, Трувор. В каких городах княжили. Маленький Игорь. Рассказ о вещем Олеге. (Показ картинок Васнецова "Песнь о вещем Олеге").
IV. Зарисовка в тетрадях ШЛЕМ, ДРОТИК. (Учитель  сначала рисует на доске).
V. Запись в тетрадках:
Варяги-русь. Синеус. Трувор. Рюрик. Княгиня Ольга. Вещий Олег. Князь Игорь.
VI. Домашнее задание:Повторить запись,закончить рисунок.


Урок № 9

Тема:   Святая Ольга.
Цель:
  1. Дать понятие о её правлении, о её преображении после крещения.
2.  Осудить месть.
3.  Воспитывать способность прощать.
4.  Воспитывать благородство (момент знакомства Игоря и Ольги в лодке на переправе).
Молитва

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (3 минуты).
III. Повторить пословицу: "Русский человек без родни не живет".
Новый материал.
Знакомство Прекрасы (Ольги) и Игоря. Женитьба. Гибель Игоря. Месть Ольги. Крещение Ольги (Елена). Печаль Ольги (сын Святослав).
IV. Зарисовка. Ольга и Игорь в лодке (по желанию).
V. Запись в тетрадках.
Прекраса. Ольга. Елена. Константинополь. Патриарх. Сын Святослав. Тризна по Игорю.
VI. Домашнее задание: Дорисовать рисунок, повторить запись, выучить.

Урок № 10

Тема:  Великий князь Святослав I (сын Ольги).
Цель:
1. Дать понятие о деятельности Святослава, его военных подвигах.
2.  Учить детей (мальчиков) мужеству, храбрости.
3.  Воспитывать любовь к Отечеству.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III.Новая тема "Великий князь Святослав I".
Сын Ольги Святослав. Воспитание. Храбрость его. Воздержанность. Строгость к себе. (Войлок-постель, подушка-седло, питьё-вода….).
Сравнение с сегодняшней рекламой мягких полотенец, подгузников и т. д. Воспитание неженок, капризных и требовательных. ( Ленор.)
В одежде почти не отличался от дружины. Любовь дружины к Святославу. Военные подвиги. Разгром хазарского каганата, ясов, касогов. Оставление Киева. Нападение печегов на Киев. Подвиг пятнадцатилетнего мальчика, спасшего Киев.  "Мертвые сраму не имут". Гибель Святослава. 
IV. Зарисовка. Кольчуга, шатер. Киев. Церкви - по        выбору.
V. Запись.
Князь Святослав I. Сын Ольги и Игоря. Хазария. Болгария. Печенеги.  Киев. Переяславец. Князь печенегов Курья.
VII. Домашнее задание: Запись к.р. – выучить и переписать, дорисовать рисунки.

Урок № 11

Тема:  Крещение русского народа. Князь Владимир.
Цели:
  1. Дать детям первое понятие о Крещении Руси и о самом крещении.
2. Дать понятие о грехах человеческих (на примере жизни Владимира – язычника).
3.  Дать понятие о Преображении души (на примере жизни князя Владимира).
4. Учить доброте (деятельность князя Владимира крещеного).
5. Воспитывать сострадание к бедным (князь Владимир после крещения).
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Новая тема (17 минут).

Крещение Руси. Князь Владимир-язычник. Его жизнь. Месть за брата. Крещение князя. Слепота. Прозрение. Осада Корсуни. Стрела Анастаса. Женитьба на Анне. Преображение Владимира. Добрые дела. Крещение русского народа в Днепре.

IV. Беседа (7минут).
Крещение – это второе рождение человека.
1 – Рождение от плоти
2 – Рождение от Воды и Духа Святого
Все ли крещены? Узнать от детей.
V. Зарисовка (во время рассказа).
Крещенская купель (с доски)
VI. Запись (7 минут).
Крещение Руси. Река Днепр. Киевляне. Греческая принцесса Анна. Крещенская купель. Слепота. Преображение души.
VIII.  Домашнее задание: Дорисовать рисунок, запись повторить, выучить слова.


Урок № 12

Тема:  Первые русские святые Борис и Глеб.
Цель:
  1.  Дать понятие о подвиге смирения.
2. Воспитывать в детях любовь к ближнему, любовь к братьям, сестрам.
3.  Воспитывать неприятие мести.
4. Вызвать в детских душах благородное негодование по поводу поступка Святополка Окаянного.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала (15-20 минут).
Дети Владимира. Неблагодарность Святополка. Смерть князя Владимира. Убийство Бориса и Глеба. Их нежелание  поднять меч на брата. Русь явила новый тип святости (Страстотерпцы). Понятие о других видах святости (мученики, бессребреники, праведники). Ещё раз. Что же такое святость? Русь Святая? Почему?
IV. Зарисовка. (Св. Борис и Глеб)
V. Запись в тетрадку (10 минут)

Рюрик,Игорь,Ольга,Святослав, Владимир, Святополк, Борис, Глеб, Ярослав (не все сыновья)

VI.Домашнее задание: Дорисовать, переписать схему и выучить.

Урок № 13

Тема: Обобщающее повторение пройденного материала (за 6 уроков).
Цель:
1. Проверить запоминание имен и названий.
2.Вызвать в душе те же эмоции, которые были затронуты в детях во время предыдущих рассказов.
3. Воспитывать любовь к Отечеству.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Обобщающее повторение темы "Начало русского государства".

Жили-были древние славяне. Чем они занимались? Жили они племенами. Кто вспомнит хоть одно название?

Варяги Русь стали княжить.

Повторить хором: Синеус, Трувор, Рюрик.

У Рюрика был сын Игорь, когда он был маленьким, то за него правил тот, который погиб от укуса змеи.  Его звали … Олег. Игорь вырос и женился на той, которая перевозила в лодке, и бранила его за плохое поведение. Её звали … Прекраса. Когда Игоря убили  древляне, жена мстила им. Как? Потом Ольга крестилась с именем … Елена. У неё был сын, который завоевал Болгарию, он был храбрый, спал на земле. Как его звали? (Святослав), а у него был  сын, который крестил Русь на реке… Днепр.  Сын был злой, а потом крестился и стал добрым. Его звали Красно-Солнышко … Владимир. У Владимира были дети: плохой сын (Святополк),  и те, которые не захотели поднять руки на брата. Как их имена? Первые русские Святые?… Борис и Глеб.


IV. Запись в тетрадь.

Синеус. Трувор. Рюрик, Игорь, Ольга, (Вещий Олег), Святослав, Владимир, Святополк, Борис, Глеб, Ярополк Окаянный

Урок № 14

Тема:  Ссоры князей. Владимир Мономах  (Поучение).
Цели:
  1. Дать детям  понятие о междоусобице.
2. Учить детей не ссориться. ("Худой мир лучше доброй ссоры" "Лучше плохо помириться, чем хорошо поссориться")
3. Учить добру (на примере  Поучения, которое Владимир Мономах оставил детям).
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Изложение нового материала. (15 минут).
Ссоры князей. Поучение Мономаха.
Ослепление князя Василька. Владимир Мономах. Поучение. (Пусть не застанет Вас солнце в постели и т.д.)
IV. Зарисовка. (Рисуется во время рассказа, с доски).
Шапка Мономаха.
V. Запись.
Ссоры князей. Съезд князей. Мономах. Василька Ростиславич, Давид Игоревич. Целование креста. Ослепление Василька. Поучение Мономаха.
VI. Домашнее задание: Дорисовать рисунок, запись переписать, выучить имена.

Урок № 15

Тема:  Житие Андрея Боголюбского.
Цель:
  1. Дать понятие о Суздальском (Владимирском княжестве).
2. Дать понятие (вторично) о святых-мучениках.
3. Учить презирать предательство (казначей Анбал), осуждать месть.

I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Новая тема: Житие святого мученика, князя Андрея Боголюбского.
Несчастие Руси от разделения на княжества. Желание князя Андрея объединить князей под своим началом. Месть Якима. Убийство Андрея Боголюбского. Новый тип святости – мученики. (Кто такие святые? Все ли могут быть святыми? Должен ли человек стремиться к святости? Вспомнить, почему мы были Святой Русью. А кто ваш святой? Знаете ли, его житие (мученик ли? Что такое житие, страстотерпец или праведник?).
IV. Зарисовка. (С доски или что-либо своё).
Палаты Андрея Боголюбского. Злодеи идут.
V. Запись.
Житие святого мученика Андрея Боголюбского. Месть. Предательство. Убиение. Владимир. Суздаль.
VI. Домашнее задание: Выучить и переписать запись, дорисовать рисунок.

Урок № 16

Тема:  Нашествие татар. Разорение Рязани Батыем.
Цели:
  1.  Дать понятие о татарской орде, их быте, нравах.
2. Учить детей мужеству (на примере Авдотьи Рязаночки, Евпатия Коловрита).
3. Воспитывать гордость за свою историю, за свой народ (подвиг жителей Козельска).
4. Добиться понимания летописной строчки: "Татары пришли по грехи наши".

Молитва
I. Организационный момент (3 минуты).
II. Проверка домашнего задания (5 минут).
III. Новый материал.

Нашествие татар.

Татары. Кто они? От куда? Их быт, нравы. Жестокость маленького Темучина (Чингисхана). Разорение Рязани. Евпатий Коловрат. Подвиг Авдотьи Рязаночки (по мотивам русских баллад). Мужество жителей Козельска.
Закрепление нового материала. Беседа о рассказанном.
IV. Зарисовка (во время рассказа, с доски).
Крепость Козельска или Рязани.
VI. Запись. Итоги.
Орда. Татаро-монголы. Чингисхан. Батый. Разорение Рязани. Евпатий Коловрат. Козельск. Авдотья Рязаночка.
VII. Домашнее задание: Закончить рисунок, повторить и выучить запись.
Текст баллады "Авдотья Рязаночка" в обработке В. Максимова, баллада "Братец да сестра" могут быть прочитаны на уроке рисования или во время еды. Желательно в этот день.

После окончания урока всем классом перед иконой помянуть Евпатия Коловрита, Авдотью, жителей Козельска. Приучить детей поминать всех, кто потрудился во Славу Отечества, кто сложил за него голову.


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру