Трудовое обучение. Православная школа "Золотое крыльцо" г. Петродворец

Программа трудового обучения единая с 1 по 11 класс. Каждый последующий год обучения органично продолжает предыдущий.

Через всю программу красной нитью проходит идея дома и домашнего очага. Начиная с 1 класса, дети изготавливают игрушечную мебель и домашнюю  утварь, помещая свои изделия в сделанный ими домик. С каждым последующим годом домик, его интерьер и содержимое совершенствуются. После начальной школы учащиеся обучаются изготовлению предметов домашнего обихода. Исходя из возможности школы, в ней может происходить обучение и гончарному, и швейному делу. Само собой, разумеется, осваиваются многие виды рукоделия: вязание крючком и на спицах, вышивка, шитье бисером, и т.д. В старших классах ученики заполняют целую комнату предметами домашнего обихода, выполняемыми своими руками. Этими же изделиями украшается и вся школа.

В программу включены занятия кулинарией. Уроки трудового обучения связаны с уроками естествознания. Вырастить вокруг школы сад, разбить цветники – это задача учащихся.

I год обучения

На I году обучения дети изготавливают домик и заполняют его домашней утварью.

Важно донести до ребенка мысль, что человек многое сможет сделать своими руками. Вторая важная идея: вещи домашнего обихода могут и должны служить не одному поколению. Постепенно доводить до сознания детей мысль о безнравственности понятия  «мода», ибо безнравственно выбрасывать годную вещь на том основании, что ее форма и цвет не соответствуют требованиям  сего дня. Человеку придется держать  ответ не только за свое отношение к людям, к животным, но и за свое обращение со всякой вещью  бывшей в  употреблении.

Содержание программы I года обучения

1. Изготовление мебели для кукольного домика: печки, кроватки, стола обеденного, стола письменного, табуреток, сундучка, буфета, комода.
Используемый материал: картон, спичечные коробки, цветная бумага, кусочек кожи (поверхность письменного стола).
Инструмент: клей, ножницы.
2. Изготовление домика.
Основа – картонная обувная коробка. Прорезывание окон, дверей. Оформление окон, ставен. Изготовление крыши, трубы, крыльца, слухового окна.
Инструмент: клей, ножницы.
3. Изготовление кухонной утвари.
4. Изготовление различных предметов для интерьера домика: половичка, вязанки дров, цветов на подоконники, картин на стенах, часов настенных и напольных, настольной лампы.
Материал: ткань, нитки, картон, бумага, пробки от духов, проволока, тонкие прутики или засушенные травинки, пластилин.
Инструмент: ножницы, клей, спицы, крючок, (если половичок вязаный).
5.Оформление красного уголка. Изготовление полочки для иконы, полотенца, рамочки. Изготовление «Библии» в бархатном переплете.
Материал: картон, бархат, тетрадные листки, ткань, бисер, нитки.
Инструмент: ножницы, иголка, клей.
6.Изготовление школьных принадлежностей: книжек, тетрадок, ручек, карандашей, портфеля. 
Материал: бумага цветная, тетрадные листочки, спички, кусочек кожи или замши, нитки, краски акварельные или гуашь.
Инструмент: ножницы, клей, иголка, кисточка для раскрашивания, ножик.
1.Шитье постельных принадлежностей: перинки, подушки, простынки, наволочки, одеяльца.
Материал: ткань х/б, ткань льняная, вата, нитки.
Инструмент: ножницы, иголка, наперсток, маленькие пуговицы.
8. Изготовление куклы – хозяйки домика.
Материал: ткань х/б, вата, фломастеры, цветные лоскутки, кусочек бархата, желтые нитки для вязания (волосы).
 Инструмент: ножницы, игла, наперсток.

Методические особенности

Во время работы на уроках преподаватель ведет постоянно беседу с детьми. Если в классе много учащихся, беседа с детьми заменяется рассказом учителя во избежание излишнего шума. Темы для беседы будут изложены ниже. Следует периодически предпринимать попытки что-либо спеть во время работы. Эти навыки пригодятся в старших классах, особенно девочкам во время вышивания, вязания и т.д.

При изготовлении мебели целесообразно сделать заранее образцы готовой вещи. Заранее делается и трафарет из картона, который поможет учащимся сделать свои заготовки для изготовления кроватки, сундучка, табуреток, печки, обеденного столика. Письменный стол делается из спичечных коробков.

Необходимо всячески подталкивать детей к самостоятельному творчеству при изготовлении предметов домашнего обихода. Помимо перечисленных в программе вещей детей можно сориентировать на изготовление совочка для мусора, мусорной корзинки, свечей, торшера, ковра настенного, занавесок, салфеток и т.д. и т.п. Дети, которые на уроках рисования с удовольствием, помимо обязательного рисунка, оживляют картину своим собственными фантазиями, как правило, на уроках труда с большим воодушевлением изготовляют массу дополнительных предметов домашней утвари. Задача преподавателя – вызвать охоту к изобретательству и у вялых ребятишек.

На первом году обучения следует учитывать врожденную ловкость рук или неспособность к труду отдельных учащихся. Поэтому обязательным для всех является изготовление домика, мебели и небольшого количества домашней утвари. Шитье куклы, постельных принадлежностей, оформление красного угла, вязание коврика является не обязательным. Но попытку сделать вышеперечисленные вещи все же можно предпринять. На Руси иголку в руки девочки брали уже на пятом году жизни.

Безусловно, плохо удается и вязание на спицах половичка (чулочная вязка). Но полезна сама попытка набирания петель, даже если дальше этого дело не сдвинется. То же замечание касается вязания крючком (круглый половичок), пришивания бисеринок на бархатную обложку «Библии».
В последующие годы обучения выполнение этих работ будет вновь повторено.
К концу I года обучения, как уже было сказано, должны суметь сделать:
1.домик;
2.мебель;
3.некоторую домашнюю утварь.
Домики хранятся в школе.  На лето дети с удовольствием забирают их домой. 

II год обучения

На втором году обучения идет работа над совершенствованием домашнего интерьера.  Учитывая факт малолетства детей на первом году обучения, на втором – следует повторить изготовление некоторых предметов быта: постельных принадлежностей, вязаного коврика; самой куклы-хозяйки и сделать хозяина; заново перекрасить красный угол.  То есть повторить все, что пожелают, с целью лучшего устроения домика.

Но главная работа второго года обучения заключается в изготовлении двора и хозяйственных принадлежностей.  Необходимо сделать следующее: забор, деревья, цветы, огород (арбуз, дыня и т.д.), колодец, тележку, лейку, ведерки, грабли, лопату, и т.д.). 

Все виды работ сопровождаются рассказом учителя о садоводстве, о пользе овощей, фруктов, о необходимости тщательного ухода за ними.  Несколько уроков можно посвятить посадке комнатных растений для школы.
Изготовление куклы-хозяина на 2-ом году связано с появлением двора, душой которого является хозяин.

Содержание программы II года обучения

Повторное изготовление с целью усовершенствования отдельных предметов домашнего обихода. Изготовление куклы-хозяина и хозяйки.

1.Изготовление дворика: забора, колодца, деревьев, кустов, цветов, овощей.
Материал: картон, цветная бумага, прутики, веточки, пластилин, проволока, цепочка, гуашь, ткань.
Инструмент: ножницы, клей.
2.Изготовление с./х. утвари: тележки, лопаты, граблей, коромысла, ведерок, лейки.
Материал: коробочка картонная, металлические пробки или пластмассовые пробки, палочки, металлические пластинки, проволока, четыре пуговицы (колеса), спицы, резинка.
Инструмент: руки.
3.Работа на игрушечном ткацком станке. Изготовление половичка, дорожки.
4.Часть уроков труда (по весне) посвящается работе на приусадебном участке. (Посадка цветов, овощей).
К концу II года дети должны суметь сделать: домик с утварью, двор с деревьями, колодец и огород.

III год обучения

На третьем году обучения продолжается работа над изготовлением домика, его интерьера, двора. Повторяются многие виды работ с целью их усовершенствования.

Новым для третьего года обучения является работа с глиной. Ребята повторно изготовляют посуду, на сей раз из глины. Из глины лепится и домашняя живность, т.к. начинается изготовление хозяйственных пристроек: загона для скота, птичника, свинарника.

На III году дети переносят всю изготовленную утварь в фанерные домики, сделанные старшеклассниками, т.к. картонные коробки к этому времени прейдут в негодность.

Содержание программы III года обучения

1.Повторное изготовление предметов домашнего обихода с целью их усовершенствования. (Постельные принадлежности).
2.Оформление места за двориком. Изготовление озера (пруда или речки).
Материал: стекло или прозрачная пластмасса, синяя бумага.
3. Изготовление лодки (долбленки) или плота.
Материал: деревянный брусок.
Инструмент: стамеска, молоток, ножик, «шкурка», (для лодки).
Деревянные брусочки (карандаши круглые), проволока (для плота).
4.Изготовление хозяйственных пристроек загона для скота, птичника, свинарника. Изготовление собачьей конуры.
Материал: прутики, веточки, нитки х./б. для вязания (плетение сетки птичник), картон, картонная коробочка, цепочка.
Инструмент: проволока, ножницы, клей.
5.Изготовление баньки и банных принадлежностей.
Материал: картонная коробочка, картон, тонкие прутики, проволока, цветная бумага (зеленая), губка, мох засохший.
Инструмент: ножницы, клей.
6.Лепка из глины домашних животных: барашка, поросят, коровки, собачки, кошки.
Материал: голубая глина, гуашь или акварель, лак.
Инструмент: кисть.
7.Лепка из глины домашней птицы и лебедей. (Курочка, петух, гусь, утка).
Материал: глина, гуашь, лак.
Инструмент: кисть.
8.Изготовление из глины хозяина, хозяйки, детишек, соседушек.
Материал: глина, гуашь, лак.
Инструмент: кисть.
9.Работа на детском ткацком станке. Ткачество. (Половички).
10.Работа на приусадебном участке. (Цветы, овощи, побелка деревьев).

К концу III года учащиеся должны изготовить:
1.Двор с хозяйственными пристройками и домашней живностью.
2.Заполнить старой (частично обновленной) домашней утварью фанерный домик (крыша съемная).
3.Изготовленное хозяйство с домиком по окончании учебного года дети забирают домой для игр.

Методические особенности

По–прежнему, работа сопровождается рассказом учителя, с пословицами, загадками (употреблять к месту). Продолжать развивать навык пения (песни или молитвы) во время работы.

Всячески поощрять детей к творчеству, выдумке при изготовлении различных предметов. Желательно для занятий труда иметь отдельное помещение, где бы хранились изготовленные изделия.

На уроках фольклорных игр можно поиграть с детьми в их «деревне». Составленные рядами домики с дворами и будут представлять собою настоящую деревню.

Дети могут играть с изготовленными куклами каждый у своего домика. Темы для игры подсказывает учитель. В основном – это с./х. работы в огороде, саду (полив, сбор плодов и т.д.), выгул скота, гусей, кормление птиц; стирка белья, развешивание его по двору; мытье людей в баньке после окончания работ. Поскольку дети с первого класса играют со своими «творениями», они постепенно привыкают к играм такого рода. Хотя, поначалу, поражает неспособность многих детей к созидательной игре.

Помимо работ, дети могут устроить и праздники своим куклам. Прежде чем провести в школе празднование Рождества, Масленицы, Троицы (если школа пансион), Вербного Воскресенья, хорошо было бы на игрушках показать, как проводятся эти Праздники. Ибо репетиции с учащимися убивают душу Праздника. Игры в Праздник с куклами приготавливают детей к проведению «незарепетированного», а настоящего Праздника, полного детских импровизаций и непосредственного веселья.

Чтобы родить у детей мечту о настоящей Масленице, нужно сначала устроить для кукол масленичные горки, столбы, катания и т.д. Ведь прежде, чем стать врачом, ребенок должен поиграть в доктора; прежде чем стать мамой девочка играет в дочки-матери, а прежде, чем выйти на подиум или на панель бедное дитя играет с «Барби»…

IY год обучения 

На IV году обучения продолжается работа по изготовлению предметов домашнего интерьера, но она проводится на более серьезном уровне.
Для девочек начинается систематичное обучение вязанию и шитью (пока ручному). Для мальчиков начинается работа с фанерой, выпиливание лобзиком, работа с деревом.
Как мальчики, так и девочки продолжают работать с глиной и ткут на детском ткацком станке. Продолжается работа на приусадебном школьном участке, не забываются и комнатные растения.

Содержание программы IV года обучения

1.Работа с глиной. Лепка посуды (игрушечной, но более крупных, чем прежде размеров). Раскрашивание посуды. Покрытие лаком.
Материал: глина, гуашь, клей.
Инструмент: палочка, кисть.
2.Вязание на спицах (шарф для куклы, покрывало на кровать, шапочка). Девочки и мальчики.
Вязание крючком: круглый половичок.
Материал: нитки вязальные.
Инструмент: спицы, крючок.
3.Обучение шитью (девочки). Постельное белье. Подрубочный шов,   машинный шов, обметанный шов. Шитье одежек для куклы. Изготовление стеганого одеяльца, матраца.
Материал: ткань х./б., нитки, вата, атлас, ткань льняная, мелкие пуговицы.
Инструмент: ножницы, иголка, наперсток. (Девочки).
4.Работа с фанерой. Выпиливание лобзиком. Изготовление игрушечной мебели из фанеры: кровати, столика, стульев. Тонирование, лакировка.
Работа с деревом: изготовление полочки, меча. «Зашкуривание», тонирование, покрытие лаком.
Материал: лобзик, рубанок, ножовка, напильник, дрель, стамеска, наждачная бумага. Тиски. Морилка, лак, кисть. (Работают мальчики).
5.Если позволит время, можно для нашей деревни изготовить лес, грибы, ягоды, сплести корзинку, сделать бабочку, ежика, лягушонка.
Материал: ткань, вата, цветная бумага, паралон, фломастеры, нитки, палочки.
Инструмент: ножницы, иголка, наперсток, клей.
6.Работа на приусадебном участке.


К концу IV года обучения девочки должны уметь сшить одежку для куклы, постельные принадлежности по размеру кроваток, изготовленных мальчиками, связать изделия для кукол на спицах и крючком.

Мальчики должны суметь смастерить из фанеры кроватку, стол, стульчик, смастерить из дерева полочку, сделать меч. Зачистить наждачной бумагой, затонировать его, покрыть лаком.

Методические особенности

Наиболее трудные работы у мальчиков (работа ножовкой, дрелью) контролирует учитель, или выполняет их сам. С этого года начинает собираться один общий домик, но более крупный по размерам, с фанерной мебелью. Из-за обилия работ их можно распределять. Кто-то шьет простынку, кто-то наволочку, кто-то лепит тарелку, другой чашку и т.д. Если дети ловкие, они могут сделать все и для себя и для школы.
Темы для бесед с детьми на уроках трудового обучения.

Устроение домика. Дом похож на человека: вход – рот, окна – глаза, ставни – веки, ушко – слуховое оконце, труба – нос, печь – сердце, душа – хозяйка, душа двора – хозяин, красный угол с иконой – Дух Святой. Отсутствие лишних предметов. Выработанный веками порядок расстановки предметов. Использование предметов строго по назначению. Бережное отношение к предметам быта. Их хранение. Передача по наследству. Изнашивание всего до дыр. Использование ветоши. Крестьянское хозяйство – безотходное производство. Отсутствие мусора. Использование всех отходов. Использование  золы, пепла.

Современные проблемы, связанные с понятием «мода». Проблема отходов. Невозможность полного уничтожения искусственных материалов. Сколько стоит ежедневная покупка «дешевого» полиэтиленового мешка в течение 3-х лет? Синтетическая одежда. Преимущества натуральной одежды и обуви. Долгое их использование. Передача от старшего к младшему. Отсутствие радости у многих современных детей от покупки новой вещи. Небрежное обращение с вещами. Неумение ничего ценить. Сколько в нашем доме лишних предметов? Вечный беспорядок во многих домах. Вечный возглас: полный шкаф, а одеть нечего! Причина его. Одежда наших прабабушек. Старинное свадебное платье. Посуда наших прабабушек. Материал для ее изготовления. Почему у нас был деревянный дом? Все ли есть на севере для жизни? У каждого народа  есть все для того, чтобы построить дом,одеться и прокормиться. Особенности устроения жилья, быта в разных климатических зонах. У разных народов уютно ли зимой в нашем климате в бетонных постройках с громадными окнами? Тепло ли в синтетических курточках? И т.д.

Подготовка дома к Празднику Пасхи, Рождества Христова, Троицы.

Используются книги: И.С. Шмелева «Лето Господне». Забелина «Обычаи и верования русского народа». Никифорова-Волгина «Дорожный просох». В. Максимова «Крестная сила». Месяцеслов «Круглый год». Сборник пословиц русского народа В.В. Даля. К.П. Победоносцева «Праздники Господни».

Изречения из Священного Писания. Пословицы, поговорки

1.«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строители его».
2.«Если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж».
3.«Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного».
4.«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».
5. «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб».
6.«Лучше кусок хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором».
7.«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками».

***
1.«В гостях хорошо, а дома лучше».
2.«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».
3.«И стены в доме помогают».
4.«Хозяин в дому, что медведь в бору».
5.«Всякий дом хозяином держится».
6.«Без хозяина – дом сирота».
7.«Не дом хозяина красит, а хозяин дом».
8.«Хозяйка в дому  - что оладышек в меду».
9.«Дом, как полная чаша».
10. «Добрая жена дом сбережет, а худая руками растрясет».
11. «Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить».
12. «На своей улочке и курочка храбра».
13. «Горе тому, кто непорядком живет в дому».
15. «В людях Илья, а дома свинья».
16. В людях: «Радуйся, царице!», а дома: «Не рыдай мене, мати!»
17. «Сведем так домок, что не нужен и замок».
18.«Ни кола, ни вола, ни села, ни двора, не мила живота, ни образа   помолиться, ни хлеба, чем подавиться, ни ножа, чем зарезаться».
19. «Только и есть в сусеке, что мыши нагадили».
20. «Порог поскребла да пирог испекла».
21.«Прощай квашня, я гулять пошла».
22. «У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют».
23.«Хозяйка из села Помелова, из деревни Вениковой, пирожок испечет, и  корова не ест, да поставит три, посадит в печь два, а вынет один».
24.«Тетушка Варвара, меня матушка послала: дай сковороды да подмазочки: вода в печи, хочет блины печи».
25. «Не учи безделью, а учи рукоделью».
26. «Ремесло – не коромысло, плеч не оттянет».
27. «Господь повелел от земли кормиться».

Загадки.

Часть, используемых на уроках загадок прописана в программе по рисованию.
***
«Пришло чудо, село в угол,
Без девки, без жонки и вон нейдет».
(Ткацкий стан)
***
«Пришел паук на деревянных
ногах всю избу загородил».
                                      (Ткацкий стан)
***
«Ногой топну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза колону
И опять начну».
(Ткацкий стан)
***
«Четыре братца договорились гоняться:
как не бегут, друг друга не догонят».
                     (Колеса)
***
«Два брата младших впереди,
Два брата старших позади,
Бегут, друг друга не догонят».
(Колеса)
***
«Один идет, четверых за собой ведет.
А пятый сидит, в оба глаза глядит».
           (Лошадь, телега, мужик)

Эти загадки пригодятся при изготовлении тележки

«Возле леса идет, хохочет,
а в лес идти не хочет».
  (Телега)
***
«Крыльями машет,
 а улететь не может».
                    (Мельница)
***
«Скоро ест, мелко жует,
Сама не глотает, другой сыт бывает». 
                    (Мельница)
***
«Стоит баба на юру,руками машет.
А что съест, тем и люди сыты».
             (Мельница)
***
«Стоит дуб–вертедуб
Стоит птица ветреница,
Как ее зовут?»
  (Мельница)
***
«Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо не пройдет, всяк поклонится».
    (Гриб)
***
По лесу жаркое в шубе бежит.
   (Заяц)
***
«Чем больше верчусь,
Тем больше толстею».
  (Веретено)
***
«Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов».
          (Скирд)
***
«Сутул, горбат все поле
перескакал».
          (Серп)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру