Рефлексия в педагогике

Наиболее разработано учение о рефлексии в немецкой классической философии. Фихте связывает учение о рефлексии с учением о самосознании. Основание достоверности всего того, что представлено человеку в его сознании, лежит вне самого сознания. Сознание само не может никакими средствами стать достоверным для себя самого. В поисках достоверности сознание должно "вырасти", достичь своих пределов и перейти их, изменить свое качество, стать самосознанием.

Путь от сознания к самосознанию есть путь духовного роста, действительного изменения человека, но это есть путь  назад, к основанию, ибо единство самосознания - это действительная основа  достоверности всего того, что есть и является сознанию. Сознание может заблуждаться относительно форм, в которых ему дается то или иное содержание, самосознание - нет: эти формы собственно и являются предметом его деятельности.  Сознание  нуждается в рефлексивной деятельности мышления для того,  чтобы удостоверить себе все свои переживания, чувства, представления, - самосознание в самом себе содержит рефлексивность как некое отверстое око, позволяющее непосредственно удостоверять всякое разворачивающееся перед ним содержание. Сознание или только теоретично (созерцает), или только практично (действует), самосознание, действуя, созерцает и предмет действия и себя самое, но само его созерцание вместе с тем  есть деятельность по продуцированию форм созерцания. Фихте само существование логических форм,в которых мы привыкли судить о том, что видим, возводит к деятельности рефлексии. Одну и ту же вещь мы видим или разные, связаны причинно два явления или нет и какое из них причина какого, возможно или невозможно то, свидетелями чего были наши знакомые, - все это  привычные нам образцы суждений,  построенные на определенных логических формах или категориях: тождества и различия, причины и следствия, возможности, невозможности, достоверности. Категорий таких много и философия всегда занималась проблемой происхождения категорий и способом их в связи в суждении, восприятии,созерцании. Иначе эта проблема может быть названа  проблемой природы понятия.

Научное знание понятийно. В науке достоверно обосновано только то , что вошло или может быть введено в систему научных понятий. Посредством понятий мы "схватываем "отношения вещей: заметим, что семантика слова понятие совпадает с семантикой слова брать, хватать - так в русском языке: ять, по-ять, в английском языке to apprehend- схватывать, apprehension - понятие, в немецком  то же : begreifen, Begriff. На протяжении всего Нового времени  философия решала вопрос обоснования  науки как  вопрос об отношении понятийной формы мышления с одной стороны и бытийственности  мира как такового -  с другой. Устремление мысли Фихте - наукоучение. Под таким названием вышел ряд его работ, где он неизменно ставит и решает одну и ту же проблему - проблему генезиса форм схватывания   бытия , дающегося самосознанию в деятельности созерцания, форм, которые позволяли ли бы каждый раз охватить всю полноту и глубину созерцаемого в его отношении к созерцающему, ничего не потерять и не отбросить, но возвести в форму единства, подобающую единству  деятельности духа. Пафос наукоучения  Фихте в том, что  он закрывает вопрос о гармонизации теоретического и практического отношения внутри сознания - закрывает как не имеющий под собой никаких оснований. Сознание ограничено индивидуализированным опытом. Указанный же вопрос есть вопрос всечеловеческий - вопрос культуры и всемирной истории. Он имеет разрешение только в самосознании, в духе - в той сфере бытия человеческого Я, где ставится и решается вопрос о свободе и ответственности, о единстве нравственного и познающего начала человеческой активности .

Вопрос о том,что такое рефлексия, как она действует, что выступает результатом ее деятельности - решается  Фихте именно в таком контексте. Прежде всего - в наукоучении Фихте рефлексия - не набор произвольных рефлексивных действий сознания, но закономерная и законосообразная деятельность, которая осуществляется, исходя из принципа, представляет собою   процесс, происходящий в определенных условиях (которые, в свою очередь. обязательно выступают предметом рефлексии) и имеет определенный результат. У Фихте рефлексивный ряд уже не двойной, а тройной, в котором фиксируется 1). последовательность актов и состояний   сознания  (определений сознания сознающего Я ), 2) . последовательность определений, которые для сознания  представляют предмет его деятельности (определения, которые для сознания определяются как не- Я), 3). последовательность актов самосознания, в которых для созерцания обнаруживается, а в действии устанавливается взаимное соответствие ряда предметного и ряда актов сознания. Именно благодаря наличию третьего ряда  рефлексивной деятельности, ряда самосознания, оказывается возможным обнаружить закон рефлексивной деятельности. В своей теоретической ипостаси он представляет собой закон генезиса логической формы, в практической - закон свободы и ответственности.

Необходимо коснуться еще одной стороны фихтевского исследования рефлексивной деятельности. Именно эта сторона необыкновенно важна сегодня для педагогической практики, далеко не всегда умеющей выстаивать в качестве целостного педагогического процесса в потоке инновационных подходов, методов, принципов и технологий. Фихте обнаруживает важнейшую характеристическую черту рефлекcивной деятельности - многообразие возможных форм представления ее результата. Благодаря этому рефлексивные механизмы оказываются важнейшим инструментом обобществления и присвоения  результатов деятельности мышления. Миры проживания  опыта принадлежат сознанию и глубоко индивидуализированы, пути мышления в этих мирах неисповедимы. Но то, что мы привыкли называть опытом - есть по сути дела опытность (субстанциализированный и субъективированный результат опытного проживания - пояснение для тех, кто научился не бояться категорий). Опытность есть результат освоения и присвоения опыта - результат свободного и ответственного решения признать пережитое своим - порожденным самодеятельностью моего Я и требующего от меня нравственно-волевого участия в процессе, бытие которого определено этой самодеятельностью. Опытность преодолевает границы индивидуального сознания, она свободно и ответственно знает, что " для счастья, как и для греха, необходимо как минимум двое", она в состоянии творить среду сообщения между индивидуальностями и посредством этого  задавать форму присвоения результатов проживания жизненных опытов в сознании. Опытность немыслима  без участия познания во всех практических шагах - возможно ли нести ответственность за то, что не знаемо, не ведомо, не осмыслено?

Результат рефлексивной деятельности обладает той особенностью, что в нем, как в семени, заключен зародыш всего  рефлексивного процесса. Будучи представлен сознанию, этот результат может породить рефлексивный процесс вновь. На этом  свойстве рефлексивной деятельности основаны многочисленные рефлексивные игровые технологии, столь популярные сегодня в педагогике и не только в педагогике. Повторяю, формы представления такого результата многообразны, однако неравнозначны с точки зрения типа интерсубъективности, которая порождается в новом рефлексивном процессе той или иной формой представления результата исходного процесса.  Поскольку рефлексивная деятельность всегда преодолевает границы индивидуальности, в рамках игрового поля  формируется обобществленный мир проживания, - и результат мыслительной деятельности в таком мире носит неизбежно характер коллективного результата. Проблема рефлексивных игровых технологий заключается в стратегии управления процессом индивидуализированного присвоения этого результата. Исходя из фихтевской методологии, могут быть три типологически различных стратегии такого присвоения, а соответственно и три типологически различных подхода к организации рефлексивного поля игры: предметная, психологическая и нравственно-волевая. В пределах предметной стратегии ведущий интерес концентрируется на стороне индивидуализации тех или иных  сторон предмета коллективной деятельности (например, как должна строиться экспериментальная работа в школе применительно к позициям тех или иных субъектов ее). В пределах стратегии психологической  интерес концентрируется  на  разрешении индивидуализированных  проблем сознания   участников игры. Стратегия нравственно-волевая требует введения в игровое поле  широкого культурно-исторического  контекста и направлена на формирование пути выхода сознания к освоению укорененных в культуре образовательных форм.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру