Призвание учителя как духовный дар

Учитель имеет дело с детьми. Дети, как известно, отличаются живостью, склонностью к частой перемене впечатлений. Их внимание во время учения часто отвлекается посторонними вещами. При продолжительных занятиях дети начинают скучать. Если взять во внимание свойственные детскому возрасту легкомыслие, неумеренную резвость, недостаточную сосредоточенность, забывчивость, рассеянность, упрямство, капризы и тому подобное, становится понятным, почему терпеливость становится для учителя одним из важных качеств. Нужно сильно любить детей, чтобы иметь к ним снисхождение и не раздражаться. Детей нельзя мерить взрослою мерою. Нужно понимать детские потребности и несовершенства. Тот не годится в учителя, кто при всякой неудаче и погрешности ребенка выходит из себя, гневается, пытаясь таким способом добиться внимательности, послушания и памятливости. Терпеливым быть нелегко. Нужно иметь большое самообладание и навык в обращении с детьми. То и другое приобретается трудом, личным опытом, а также самонаблюдением. Если учитель видит, что ученики плохо усваивают то, чему он их учит, вместо того, чтобы горячиться и шуметь, следует подумать, не ошибается ли он в способах передачи и изложения материала. А может быть, то, что кажется ему легко, превышает степень детского разумения. То же относится и к вниманию. Часто сам стиль преподавания располагает к невнимательности и скуке. Нередко учитель теряет терпение оттого, что ему надоедает вечное повторение столь легкого для него материала, не способного занять мыслящий дух взрослого человека. Разница между ребенком и учителем действительно велика, а потому требуется от него некоторое самоотречение, не механическое повторение материала, а открытие новых духовных сторон в своих занятиях по обучению не похожих друг на друга развивающихся и духовно крепнущих личностей.

Приобретению терпения помогает учителю привычка. С годами то, что выводило из себя, теряет свою остроту, и ко всему учитель начинает относиться спокойно. Молодые учителя отличаются недостатком терпения. Иногда это недостаток молодости. Иногда свойство характера, склонного к преувеличению. Такие учителя иногда "оскорбляются" неуместными действиями учеников и приходят в негодование, что совершенно напрасно. Ученик не может оскорбить учителя, потому что оскорбление предполагает равноправность. Он может совершить невежливый поступок, доставить неприятность, но не оскорбить. Еще хуже, если учитель, забывая свое положение, начинает мстить ученику – это уже совсем безнравственно и не достойно учителя. Тут уже не может быть и речи о справедливости и нравственном влиянии. Вообще терпеливость учителя имеет самое широкое влияние на учительскую практику.

Любовь, свойственная каждому христианину, особенно нужна тем, кто занимается воспитанием людей. Любовь есть живая сила, образующая из школы добрую семью, где учителю уготовано положение отца. Любовь порождает доверие, а доверие порождает любовь. Если учитель проникнут любовью истинной, бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, ласковой, серьезной и твердой, как высоко и трогательно описывает ее апостол (1Кор. 13, 4 7), то воспитательное влияние его будет сильным и плодотворным. Эта любовь для своего выражения не требует слов, но показывает себя делами. Плодом ее будут взаимная любовь и доверие учеников к учителю, привязанность к нему, а вследствие этого и послушание – свободное, без принуждения.

Но, говоря о любви к детям, как важнейшем качестве учителя, необходимо отметить, что не следует смешивать любовь со слабостью. Истинная любовь не есть потворство, уступчивость всякому капризу и желанию, поблажка дурным наклонностям ребенка. Напротив, в этом отношении она строга и даже сурова. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка. Строгая и наставительная, она бдительна в предохранении ребенка от ошибок и всего дурного, решительна в принятии мер против зла, которое грозит человеку гибелью. Она справедлива в похвале и порицании, в награде и наказании. Мягкотелость и потворство ведут к распущенности и противны доброму воспитанию. Христианская любовь приводит детей ко Христу, следовательно, она укрепляет лишь то, что возвышенно, совершенно, свято, ибо ведет к духовной высоте.

Учитель должен иметь твердо установившийся характер. Человек с твердым характером имеет определенные правила и цели, с ними согласует свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность или бесхарактерность в воспитателе хуже всего. Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера, сегодня желает одного, завтра другого, сегодня следует одним правилам, а завтра другим, сегодня слаб, завтра жесток или говорит одно, а делает другое, то как можно назвать его воспитателем! Характер дает человеку устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе.

Последовательность в требованиях может сначала показаться суровой, но она рождает привычку и послушание. Если учитель что-то постановил, это должно быть исполнено. Последовательный учитель не тратит много слов, для него достаточно взгляда и намека. Молодые учителя должны остерегаться длинных нравоучений и доказательств полезности их требований. Не слово, а дело, не наставления, а пример являются жизненной силой в деле воспитания.

Учитель обязан быть справедливым. Всякая несправедливость, пристрастие тяжело отзываются на учениках. Учителю нельзя иметь любимцев, которым бы все прощалось, он должен стараться беспристрастно относиться ко всем, особенно в наградах и наказаниях, опасаться действовать по произволу или под воздействием сиюминутных впечатлений. Прежде чем решиться на принятие мер, необходимо все обдумать – следовательно, учитель должен иметь рассудительность, спокойствие духа и самообладание. Все эти качества нужны, чтобы авторитет учителя высоко ценился и чтобы дети относились к нему с полным доверием.

Хороший учитель должен быть ласковым и приветливым. Эти качества привлекают детей, в отличие от чрезмерной суровости, угрюмости, крика и брани. Но ласковость не должна быть притворной и сентиментальной, она должна быть искренней и исходить из доброго, любящего сердца. Следует помнить, что радостное настроение детей способствует успеху в учении, а боязливое их угнетает.

Дети очень внимательны к окружающим людям, поэтому хороший учитель должен следить за своим внешним видом и поведением. В одежде учителей иногда встречаются крайности: одни, совершенно пренебрегая внешностью, впадают в неряшливость и распущенность, другие, придавая одежде слишком большое значение, заражаются франтовством и тратят последние деньги, чтобы выделиться нарядами. Распущенность нельзя одобрить, но и излишества обычно соединяются с рассеянной жизнью и со всякими похождениями, для учителя не пристойными. Всего приличнее для учителя опрятность и простота, они недорого стоят и всякому доступны.

Внешность хорошего учителя характеризуется степенностью, спокойствием и важностью в движениях, твердой походкой, прямым открытым взглядом, приветливым выражением лица, ясной и отчетливой речью, умением держать себя с достоинством. Если учитель вечно нахмурен и сердит, то он самим своим видом отталкивает и устрашает учеников. Чрезмерная торопливость, вертлявость, неумеренная жестикуляция, изысканность манер могут вызывать в учениках смех и передразнивание. Вялая медлительность в речи и движениях рождает в классе скуку и сонливость. Природный недостаток живости может быть отчасти восполнен искусством и усердием, следует только остерегаться преувеличения и изысканности. Живость и энергия учителя сообщаются ученикам и дают бодрое и радостное настроение классу. Живость обнаруживается в речах, в лице, в приемах обучения, в разнообразии занятий, в умении заинтересовать всех учеников и привлечь их к общей работе. Плохо, если учитель бесцельно бегает по классу, но не очень хорошо, если он сидит целые уроки, как пригвожденный, у своего стола. Во всем нужны мера и такт.

На все случаи жизни нельзя написать правил, особенно в таком деле, как учительство. Надо, чтобы учитель помнил, как важно быть к себе внимательным, ибо дети примечают каждое его движение и внимают каждому слову.

Выводы

1. Школа составляет третий элемент условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

 Для каждого ребенка из православной семьи в школе происходит встреча Церкви и жизни. Здесь может состояться, а может и не состояться опыт преобразования жизни в духе Церкви, что является важным моментом в процессе духовно-нравственного становления человека. Вопрос о взаимоотношении Церкви и школы в православной традиции ставится шире, нежели преподавание религиозного учения или совместная деятельность в образовательной сфере. Определяющее значение имеет не формальное подчинение школы церковному уставу, а внутреннее, духовное влияние Церкви на школу. Смысл церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Важно, чтобы школа по духу своему вела детей к Церкви, а не уводила от нее, чтобы укрепляла и развивала духовные запросы детей, чтобы потребность в знании возникала не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и религиозной потребности в знании. Проблема церковной школы лежит более всего в ее духовной атмосфере Школа может вести детей к Богу не словами о Нем, а тем, куда духовно она устремит движение души, чем зажжет и воодушевит детское сердце.

2. На практике наблюдаются два способа отхода школы от Церкви: внешнее отделение и внутренний отход, под которым мы понимаем духовный разрыв между школой и Церковью, имеющий место и при внешнем, формальном их союзе. При постановке религиозного воспитания и образования в церковной школе необходимо принимать во внимание, что школу невозможно изолировать от жизни. Оставаясь в современной духовной атмосфере, она находится под могучим влиянием мира. Образуется двойственность, часто неосознаваемая; она не только ослабляет все усилия религиозного воздействия, но нередко приводит к тому, что наличие религиозного воспитания и образования усиливает в детях враждебные вере настроения и разрушает все ранее достигнутое в духовно-нравственном становлении. Преодоление этого духа мира, порождающего процесс внутренней секуляризации школы, – главная проблема и задача церковной школы.

3. При формировании содержания образования в церковной школе необходимо различать методы преподавания Закона Божия и преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. Основой органического преподавания Закона Божия является богослужение, то есть сама жизнь Церкви. В богослужении слиты воедино все элементы религиозного бытия. Для взрослых литургическая жизнь должна быть центром их общинной жизни. Для детей литургическая жизнь – это радостное дополнение к интересной игровой и предметной деятельности в братстве. Ребенок лишь спустя много лет способен оценить и понять смысл и глубину вхождения в литургическую жизнь Церкви. Дети, способные поставить литургическую жизнь в центр, являются исключением. Это создает ограничение педагогических возможностей Закона Божия, которое необходимо учитывать. Вместе с тем в церковной школе необходимо использовать потенциал гуманитарных и естественных предметов, раскрывая через них полноту содержания Православия как культурно-исторической традиции. Светский компонент образования в церковной школе, таким образом, будет способствовать развитию способностей к преобразованию жизни на началах Церкви.

4. Педагогический опыт советского периода, а также достижения современной светской педагогики должны быть изучены, переосмыслены и вовлечены в своих методических разработках в практику церковной школы. Метод диалога и проблемный метод обучения, опорные сигналы Шаталова и методика активизации учащихся в процессе обучения Занкова, опыт Сухомлинского, Амонашвили и многие-многие новаторские методики школы последних десятилетий имеют право на жизнь и в церковной школе. Это относится и к внеклассной работе. Все существующие формы внеклассной работы должны быть продолжены и освоены в церковном братстве как имеющие право на жизнь.

5. Проблема православного образования и православной школы в основном состоит в подготовке квалифицированных православных педагогов. Будучи утверждены в вере, они должны обладать высоким интеллектуальным и методическим уровнем, а также достаточным уровнем готовности к реализации в школе условий процесса духовно-нравственного становления детей в рамках православной традиции.

6. Школа в России постсоветского периода переживает последствия атеистической эпохи, для которой характерно насильственное отлучение школы от Церкви. Конституционную норму "светскости" современной школы следует понимать как ее деликатное невмешательство в религиозное воспитание, осуществляемое семьей. Но это не может обозначать полного отказа от религиозных начал в образовании. Светский характер образования заключается в том, что школа признает субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью, и строит свои отношения в вопросах религиозного воспитания на основании волеизъявления родителей. Тем самым соблюдается принцип свободы вероисповедания и предоставления семье возможности религиозного образования и воспитания своих детей. Это становится реальным, если школа кропотливо работает с семьей, помогает ей строить свою жизнь на правильных началах, объясняет мотивы реформ в образовании, а не скрывает их. Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье, как социальному организму, и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное и духовно-нравственное.

7. Школа советского периода ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей – мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узко-операционально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии.

В постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция знаниевой и трудовой модели школы к модели адаптивной и информационной. Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации. Современное образование все более становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места общеобразовательной, или университетской, подготовки и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности, второе – коммуникативными тренингами и технологиями общения. Неопределенность ориентиров, а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем, привела к неуправляемой вариативности и атеистической направленности содержания образования, так как жизнь рассматривается только в рамках земного бытия. Профессиональная подготовка, обеспечивая возможность человеку честно заработать средства на содержание себя и своей семьи, не защищает его от внутреннего беспокойства, возникающего при отсутствии осознания цели и смысла жизни.

Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности, открытие образа Божьего в человеке. С этой точки зрения, жизнь человека нельзя рассматривать только как земную, ее следует рассматривать как Богом данную вечную жизнь. Полезность человеческой жизни определяется не только рынком труда: она в главном определяется тем, что Бог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть свое предназначение в этом мире. В жизни человека есть своя логика, следовательно, определенная логика должна лежать в основе содержания образования. Понять эту логику возможно, только если в систему образования вернуть живого человека и осознать, в какой мир человек пришел, с чем он столкнется в этой жизни и куда отправится дальше.

8. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия.

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего образования. Разумное реформирование современной системы образования сегодня должно определяться идеей исторической преемственности поколений, идеей устойчивости ценностных доминант отечественной культуры, которые не должны быть утрачены в процессе интенсивного взаимодействия с другими культурами в новом мире глобальных технологий.

Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений – сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования. Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

9. В образовании цель освоения традиции является иерархически главенствующей по отношению к цели передачи новым поколениям основных знаний, умений и навыков, обеспечивающих воспроизведение всей совокупности цивилизационной жизни.

Освоение традиции формах образования предполагает три элемента – знание традиции, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта. Освоить традицию – это значит приобрести искусства соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, "своим среди своих", познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов:

– опыт трудовой деятельности;
– опыт творческой деятельности;
– ценности и смыслы традиции;
– опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
– опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу. Она необходимо должна опираться на воспитание в семье и в Церкви.

10. Современная семья, после многих десятков лет атеизма, часто не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования, и они должны быть включены в содержание общего образования как элементы предмета "Основы православной культуры", программа и содержание которого разработаны в пределах культурно-исторического типа православной традиции, что ограничивает его пределами светского просветительского учебного курса.

В рамках содержания общего образования целесообразно связать культурно-исторический тип православной традиции с Церковным Преданием, для чего следует включить в образовательные программы религиозные христианские представления о творении мира и человека, о первородном грехе и поврежденности человеческой природы, о Божественных и демонических силах, об иерархическом устроении мира. Ученики должны иметь представление о вечной жизни и смерти, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о необходимости выполнять заповеди Божии и сохранять чистоту и целомудрие, о смирении и послушании как высших человеческих добродетелях. Без определения смысла и цели жизни человеку невозможно не только обучаться, но и правильно жить. Православие определяет смысл жизни как Богоугождение. Вся человеческая жизнь должна быть Богоугодной, а значит Благодатной. Эта цель педагогична, она позволяет человеку ориентироваться как в социальном мире, так и в мире природы. Каждый получает точный критерий различения добра и зла: что является Богоугодным – то добро, что приводит к ссоре с Богом – является злом и грехом. На практике научиться исполнять Божью волю возможно, если слушаться голоса совести. Духовные законы – такие же законы, как и законы природы. Нарушая их, человек искажает свою жизнь, усложняет ее и делает безрадостной.

11. Познавая мир, с духовной точки зрения человек должен дать ответ на два самых важных вопроса. Первый вопрос касается происхождения мира, в котором мы живем, второй – происхождения человека. От ответов на эти вопросы зависит, с какой точки зрения мы увидим человеческое сообщество, а значит социальную сферу и мир природы. Содержание современного образования включает изучение социальной сферы и мира природы. При этом, видимым образом обходя духовную сферу, в содержание включены научная теория о происхождении человека из животного мира посредством эволюции и различные материалистические теории происхождения мира. Таким образом, из содержания образования тайным образом изгнана традиционная для России православная точка зрения на происхождение мира и человека и заменена материалистической и атеистической. Именно это содержание называют светским и ревностно отстаивают некоторые современные специалисты и руководители системы образования, представители власти. Духовная сфера бытия определяет содержание двух остальных – социальной и материальной. Мы не будем говорить в мировых масштабах, но для конкретного народа, общества и государства содержание духовной сферы, определяющей основные ценности в данном сообществе, связано с традицией, а значит, имеет религиозную основу.

12. Задача освоения традиции требует возвращения к терминологии народной школы и народного воспитания и образования. В основе народного образования и воспитания лежит любовь к России, идеал служения Родине и народу, что составляет ядро патриотического воспитания и нравственную основу государственной идеи. В содержании образования это отражается практически во всех предметах. Изучая историю, культуру, различные науки, мы должны показать, какую роль сыграли наши соотечественники в этих направлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, как служили ей верой и правдой, как любили ее. Особенно глубоко патриотическая направленность может найти отражение в таких предметах как история и литература. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своим народом любые испытания, скорби и лишения. Но надо понимать, что на подвиги самопожертвования и самоотречения способны люди, живущие вечной жизнью, знающие, что за гробом тоже есть жизнь.

13. Существенную задачу народной школы образует подготовка к семейной жизни. Она включает в себя понимание особой роли человека во вселенской иерархии. Определив свое место в семейной иерархии, которая является частью иерархии вселенской, ученик знакомиться с такими понятиями как "долг" и "ответственность", со своими будущими обязанностями матери или отца и с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознания ценности семьи, понимания необходимости сохранения чистоты и целомудрия до брака как условия благополучия семейной жизни и рождения здоровых и полноценных детей, требует понимания блуда, прелюбодеяния и аборта как смертельных грехов. Необходимо знать, что деторождение и чадолюбие являются не только средством спасения душ родителей, но и гражданским долгом. Будущий ребенок должен восприниматься как Божий дар. В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В семейной жизни искореняются ростки себялюбия и эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания. Пренебрегая в содержании образования подготовкой к семейной жизни на основе традиций, практически невозможно найти духовную и логическую основу для всего цикла гуманитарных и общественно-политических дисциплин, отражающих социальную сферу жизни человека. Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый выпускник школы сам должен быть носителем традиции.

С точки зрения решения задачи освоения традиции неприемлемы подходы "науки о здоровом образе жизни", которые в современном образовательном пространстве вытесняют подготовку ученика к семейной жизни. Под здоровым образом жизни в основном понимается защита от последствий греховной жизни, которую представляют современной и нормальной. Спектр таких подходов достаточно многообразен: от "сексуального просвещения", которое чаще всего являет собой особый скрытый вид растления детей и молодежи, до технологий борьбы за выживание в современном обществе, которые нередко включают в себя освоение практик различных оккультно-мистических учений, которые якобы способствуют раскрытию и совершенствованию способностей человека, причем демоническая природа этих учений и их деструктивный (душевредный) для человека характер умалчивается. В этих подходах утеряны главные понятия, такие как "грех", "стыд", "совесть", "целомудрие".

14. Призвание учителя в православном осознании открывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на открытие в душе ребенка образа Божьего.

Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. Воспитание состоит не в одних наставлениях. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своих дел, чем словами. Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках – об этом нам надо знать и помнить. Влияние учителя хотя и не прямо, но, тем не менее, сильно может распространяться и на семьи учеников. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут, не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство.

На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с терпением и добротою руководить другими. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно духовная радость которую испытывает учитель в своей деятельности.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру