Современное общество и нравственность

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Одной из самых убедительных мер воздействия на людей является общественное мнение. Оно активно влияет на различные стороны человеческой жизни. Каждый человек живет в обществе и должен считаться с его мнением о себе, так как он один без окружающих его людей бессилен развить какую-либо деятельность, например, направленную на приобретение материальных ценностей. Если человек будет пренебрегать общественным мнением, то не сможет самоутвердиться и завоевать расположение и уважение других людей, т.е. создать условия, которые сделают его жизнь полноценной и приятной. Благодаря этому общество имеет возможность воздействовать на человека, в том числе, и создать для него неприемлемые условия существования, в случае, когда он нарушает общепринятые моральные принципы (даже когда эти нарушения юридически ненаказуемы) и наносит своим эгоистическим действиями вред другим членам общества.

Проиллюстрирую это на нескольких примерах. Однажды, во время моего пребывания в г. Эдмонгтоне, куда я был приглашен прочитать лекцию по математике в университете штата Альберта (Канада), мои коллеги предложили мне провести уикенд на одном из озер километрах в шестидесяти от города. Мы приехали на озеро утром. На его берегу была большая чистая поляна, поросшая зеленой травой. На поляне на расстоянии метров двадцати друг от друга, стояли дубовые столы с такими же скамьями, а рядом с ними - кирпичные печи с достаточно большим запасом дров. На отдых съехалось более тысячи человек, однако, когда мы уезжали поздно вечером одними из последних, то тщетно было пытаться найти на берегу кем-то брошенный окурок, клочок бумаги, консервную банку или пустую бутылку: все отдыхавшие днем собрали за собой весь мусор и сложили его в специальные заранее подготовленные большие коробы, стоявшие неподалеку от столов. В этом, кроме привитой воспитанием любви к порядку, к чистоте и заботе о природе, большую роль играло уважение к общественному мнению: ведь, не дай Бог, кто-нибудь про тебя скажет: "А, это тот, кто не умеет себя вести, сорит на берегу озера, не убирает за собой мусор". После этого к тебе будут относиться настороженно, с недоверием, и могут подумать, что тебя, пожалуй, не стоит приглашать в приличный дом.

О том, что это неслучайное наблюдение, свидетельствует, например, и такое газетное сообщение из Канады о том, что мэр города Калгари, в котором тогда планировалось проведение зимних Олимпийских игр (в 1988 г.), на вопрос журналиста, как справиться с возможным искусственным взвинчиванием цен на этот период, ответил, что городские власти просили не поднимать их в гостиницах и ресторанах, ларьках и магазинах; если же кто-то все-таки захочет нажиться на Олимпиаде, то об этом напишет пресса, после чего люди от такого человека отвернутся. И действительно, такие случаи бывали: однажды владелец некого винного завода в США отказался выполнить просьбы своих рабочих о необходимом улучшении условий их работы. Многие местные газеты осудили его действия, что привело к бойкоту продукции завода. В результате этого владелец завода понес значительно большие потери, чем, если бы он своевременно пошел навстречу своим рабочим.

Все эти примеры показывают, что общественное мнение там, где оно базируется на общечеловеческих моральных ценностях и поставлено на должную высоту, дисциплинирует поведение членов общества и может предотвратить нанесение ущерба общественным интересам. Опасение того, что "люди могут отвернуться", заставляет человека уважать или, по крайней мере, принимать во внимание мнение о себе других людей и задумываться над правильностью своего поведения. В здоровом обществе человек четко знает и понимает, что за причинение другому человеку неприятности или даже неоправданного беспокойства общественное мнение осудит его и ему самому будет плохо. Именно поэтому общественное мнение является прекрасным помощником при решении задач воспитания. Оно существенно ограничивает возможности человека вредить как обществу в целом, так и отдельным его членам.

С помощью правильно организованного общественного мнения можно добиться больших успехов при воспитании норм поведения, основанных на общечеловеческой нравственности. Соблюдение их в повседневной жизни индивидуумом означает скромность его поведения, уважение к окружающим, соблюдение их интересов. Все это вызывает расположение и симпатию к такому человеку. Хорошие манеры делают его жизнь более приятной, более красивой, и у того, кто ими обладает, и у того, кто с таким человеком общается. Наоборот, пренебрежение общепринятыми моральными и этическими принципами приносит неудобство другим людям, раздражает их, вызывает у них недовольство или даже неприязнь. Нормальные правила поведения можно привить человеку воспитанием, они войдут у него в привычку и, более того, сделаются его внутренней потребностью. Правила поведения в обществе создавались веками, целесообразность их соблюдения подтверждена временем, а общественное мнение помогает людям контролировать себя.

В советский и постсоветский периоды в нашей стране при введении или отмене тех или иных государственных программ создавалось искусственное общественное мнение, базирующееся не на общечеловеческих моральных нормах, а на государственной идеологии. Конечно, подобное общественное мнение не отражало ни интересов отдельных членов общества, ни интересов общества в целом с точки зрения его прогрессивного развития. Неудачи многих реформ, проводимых в последние годы в России, связаны с непрофессионализмом их авторов и исполнителей, (не говоря уже о тех случаях, когда основную роль играли корыстные личные интересы), который, в частности, сказывался в неумении предвидеть итоги, в неумении просчитать окончательный результат. Поэтому-то государственная монополия на продажу алкогольных напитков то отменялась, то снова восстанавливалась, то некоторым организациям давали существенные налоговые льготы, то их отбирали. Штрафы за нарушения правил дорожного движения то неожиданно стремительно повышались, то также мгновенно снижались, и т.д., и т.п. Если бы у нас в обществе существовало хорошо организованное общественное мнение, основанное на общечеловеческих нормах, то подобные действия властей были бы невозможны.

Кроме того, причиной многих допущенных ошибок является непонимание того, как будут конкретно воплощаться в жизнь принятые решения и имеется ли общественное мнение, необходимое для успешного проведения реформ. Не все то, что придумано в стенах кабинета и кажется там очень разумным, является таковым на практике. Например, во времена генерального секретаря КПСС Ю.В. Андропова было решено применять действенные меры к манкированию сотрудниками многих учреждений своими служебными обязанностями, получившим массовое распространение. К слову сказать, значительной части этих людей на самом деле нечего было делать на службе. Эту типичную ситуацию хорошо выразил один эмигрант, сбежавший в период застоя в Америку, сказав, что только там он понял уникальность Советского Союза, как страны, в которой можно ничего не делать, и каждый месяц регулярно получать зарплату, ("в Америке это, к сожалению, невозможно" - грустно констатировал он).

Для изобличения нерадивых служащих стали в рабочее время регулярно устраивать массовые проверки документов людей, стоящих в очередях в магазинах (продуктовых и промтоварных), кинотеатрах и других общественных местах. Предполагалось, что обо всех, кто окажется в этих местах в рабочее время, станут сообщать по месту их службы, где к ним будут применяться строгие меры наказания. Но ничего путного из этого не вышло, так как проверяющие быстро сообразили, что выгоднее и проще брать с задержанных мзду (говорят, что такса была три рубля - на эти деньги тогда было можно купить бутылку водки) и ничего никому не сообщать. Подобная ситуация имела место и в 1997 г. при повышении штрафов за нарушение правил дорожного движения — часть инспекторов ГАИ (Государственная автоинспекция) оказалась не на высоте. Не улучшило ситуацию и преобразование ГАИ в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), аббревиатуру которой остряки расшифровывают как "Гони бабки инспектору, Двигай дальше!"

Таким образом, при проведении тех или иных реформ в нашей стране нельзя не принимать во внимание, к сожалению, низкий нравственный уровень населения, широкое распространение взяточничества, стремление многих обойти закон в складывающейся ситуации и нажиться неправедным путем. Всему этому способствует удручающе низкий уровень жизни в России. Ясно, что невозможно настолько повысить зарплату, чтобы обеспечить каждому нормальный образ жизни. Поэтому, видимо, необходимо искать и использовать все пути, способствующие повышению добросовестности и честности граждан. Здесь-то может и должно существенно помочь правильно организованное общественное мнение.

Эффективно действующее общественное мнение может существовать только при наличии возможности выражения своего мнения без следующих за этим репрессий со стороны властей, если высказанное мнение не совпадает с официальным. Отсутствие общественного мнения, явно и активно осуждающего непорядочное дурное поведение людей, способствует нравственной деградации общества. Так было в Советском Союзе в тридцатых годах во время массовых репрессий, когда расцвели лицемерие, клевета и карьеризм, основанный на устранении конкурентов с помощью ложных доносов. Этот процесс продолжался и в послевоенный период: только благодаря отсутствию здорового общественного мнения могли состояться, например, компании по осуждению деятельности академиков Н.Н. Лузина, А.Д. Сахарова, писателя А.И. Солженицына.

Несмотря на наличие в современной России свободы слова и печати в ней нет здорового общественного мнения. Нередко бывает известно, кто берет взятки, кто мошенничает, кто жульничает, кто неправедно действует для получения материальных благ, но это никак не сказывается на положении этих людей в обществе. Поэтому они и продолжают действовать так, как они действовали раньше. Так было далеко не всегда. Например, в старые времена человека, который взял деньги с обещанием их вернуть, но не сделал этого, сажали в "долговую яму". Яму в буквальном смысле этого слова, так что каждый проходящий мимо мог плевать на сидящих в ней, выражая тем самым им свое презрение. Конечно, речь не идет о выражении общественного мнения подобным образом в настоящее время, а о том, что общественное мнение несомненно принесет большую пользу, если каждый член общества будет определенно знать, что каждого человека (независимо от места, которое он занимает в обществе), как только станет известно, что он совершил мошеннический, жульнический или вообще какой-либо непорядочный поступок (например, оклеветал кого-то), т.е. совершил что-то несовместимое с общепринятыми моральными нормами, люди осудят и в результате, как это было сказано раньше, отвернутся от него. Конечно, знание этого не сделает человека нравственным, но, быть может, заставит его задуматься о своей нравственности. Нравственным человек сможет стать только тогда, когда органически он будет не в состоянии совершать безнравственные поступки, независимо от того, узнает об этих поступках кто-либо, или нет.

Создание нужного и полезного общественного мнения является длительной повседневной и очень трудной работой, которая часто встречает активное противодействие со стороны многих упрямых людей, находящихся в плену своих заблуждений. Очень важно привлекать к формированию общественного мнения молодежь, так как она более активна и менее испорчена, чем старшее поколение. Конечно, начинаться воспитание должно, как это уже отмечалось выше, в семье и школе и осуществляться целенаправленно и методически.

Следует ясно понимать, что общественное мнение иногда отражает господствующую в обществе идеологию и поэтому не всегда руководствуется общечеловеческими нравственными принципами. Для того, чтобы общественное мнение сформировалось в нужном направлении, на нужном нравственном уровне, чтобы оно пробуждало в людях потребность к духовному совершенству, заставляло их задуматься о цели своей жизни, о Боге, необходимо активно действовать, и привлекать к этой деятельности все больше и больше людей. Это совсем непросто.

Однако не следует и переоценивать роль общественного мнения. Человеческая природа сложна. Человека нельзя сделать добродетельным никакими убеждениями, никакими методами внешнего воздействия, которые составляют основное содержание общественного мнения, но повлиять на его нравственность в лучшую сторону, подтолкнуть к тому, чтобы он ощутил внутреннюю потребность в пересмотре своих нравственных принципов, такими методами все же можно.

Истинный путь нравственного совершенства и духовного роста человека - внутри человека. Этот путь начнется только тогда, когда он не будет заглушать в себе голос своей совести, будет прислушиваться к нему и поступать в жизни по совести. Это глубоко внутренний индивидуальный процесс.


Страница 6 - 6 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру