Современное общество и нравственность

Было время, когда в России реально существовал культ святости: "Знала же когда-то и Россия такие века в своей истории, когда общественным идеалом были не знатность, не богатство, не материальное преуспевание, а - святость образа жизни" (А.И. Солженицын 'Темплтоновская лекция").

Ослабление стремления к идеалу святости в России произошло прежде всего в результате деятельности демократов-разночинцев в прошлом веке и их последователей в нынешнем. Попытка создать вместо него культ вождя, как и следовало ожидать, провалилась. А возрождение идеала святости - очень трудная задача. Весьма сложно преодолеть последствия уже упомянутой выше многолетней атеистической пропаганды в России. Вот что писал об этом писатель Л.И. Бородин в своей статье "Невостребованные пророчества":
"Не прошли бесследно десятилетия антирелигиозной пропаганды, и сегодня значительная часть интеллигенции русского происхождения находится в состоянии неспособности к религиозному мировосприятию".

Все это подтверждает, что в настоящее время у нас в стране существует ряд причин, мешающих, а иногда просто препятствующих, повышению нравственности.

Из всего сказанного выше следует ясный вывод о срочной необходимости искать и находить новые пути содействия повышению духовно-нравственного уровня людей и о невозможности без этого успешно решать экономические, социальные и политические задачи, стоящие перед нашим обществом. Это очень сложная проблема. К сожалению, не существует легких способов ее решения.

Для существенного продвижения в нравственном и духовном возрождении нашей страны надо, чтобы стремление к этому охватывало все большее число людей, к чему их следует побуждать всеми возможными способами. Посредством радио, телевидения, фильмов, газет и журналов, просто и ясно написанных брошюр, рассчитанных на читателей самых разных уровней, в том числе и на явно неподготовленных к чтению книг, посвященных духовным и нравственным вопросам, и даже враждебно к ним относящимся. Таких людей достаточно много. Надо побольше устраивать конференций, семинаров, диспутов и просто общественных бесед по вопросам нравственности и духовности, которые помогли бы людям преодолеть косность их мышления, его инерцию и инертность, приобретенные за советский период, и пробудили бы в них жажду к духовной пище. Необходимо вести постоянную и непримиримую борьбу со всеми попытками нравственного разложения общества.

Для успеха этой деятельности было бы полезным правильно сформулировать национальную идею, зовущую к нравственному и духовному росту русского народа. Лучшей национальной идеей для России, несомненно, всегда была идея святости. Ныне путь к ее осуществлению длинен, труден и тернист, но его необходимо пройти для духовного возрождения нации.

В следующих главах будет сделана попытка описать некоторые направления деятельности, которые могут помочь росту духовности нашего народа.

ВЕРА, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

Падение нравственности и отсутствие духовности наблюдается в настоящее время, к сожалению, во всем мире. Стремясь к материальному благополучию и накоплению житейских ценностей, люди очень часто заглушают в себе голос совести и пренебрегают нравственными принципами. И если они все-таки вспоминают о совести, то только как о препятствии к получению таких благ, т.е. как о том, с чем надо бороться, что надо преодолевать. Возникающий при этом дух стяжательства не сплачивает людей, а разъединяет их, ведет к деградации общества, его духовному оскудению и, в конце концов, к вырождению. Если не пытаться остановить этот процесс, то человечество изживет само себя.

На определенном этапе отрицательную роль в снижении уровня духовности общества и сопутствующем ему падении нравственности, как ни удивительно, сыграло быстрое развитие науки в XVIII- XIX вв. Открытия многих фундаментальных законов физики, химии, биологии позволили с их помощью объяснить важные процессы, происходящие в окружающем нас мире, и, более того, прогнозировать последствия их развития. В результате многим, в том числе и ученым, стало казаться, что все, происходящее вокруг нас, можно понять и объяснить без Божественного начала. Например, хорошо известно, что, когда Наполеон спросил Лапласа, в чем же сказалась роль Творца в разработанной им космогонической теории образования Земли, он ответил: "Я не нуждался в такой гипотезе". Следствием подобных подходов к окружающей нас действительности явилось распространение атеизма, что привело к падению нравственности.

В России этот процесс стал особенно интенсивно развиваться во второй половине XIX в., совмещаясь, правда, с благими намерениями образованных людей просветить народ. Своего апогея эти тенденции достигли в годы советской власти. Семьдесят с лишним лет последовательной и повседневной атеистической пропаганды не могли не сыграть существенной роли в снижении духовности нашего общества. В результате, в настоящее время у людей наблюдается устойчивая инерция мышления, источником которой является классовая мораль, культивировавшаяся в советский период и разрушавшая общечеловеческие нравственные ценности. Общечеловеческие, конечно, не в том смысле, что большинство людей, живущих в настоящее время на земле, руководствуется этими моральными принципами, но в том, что в каждом человеке имеется Божественное начало, которое и определяет истинный смысл общечеловеческих ценностей и которое говорит с нами голосом нашей совести.

Однако в результате дальнейшего развития науки оказалось, что дело обстоит совсем не так просто, как это представлялось ученым конца прошлого и начала этого века.

В качестве подтверждения приведем цитату из статьи "Размышления астронома о биологии" профессора прикладной математики и астрономии Кардифского университета Чандра Викрамасингха, в кото¬рой он излагает точку зрения на мироздание, возникшую у него и у из¬вестного английского астронома Фреда Хойла на основе проведенных ими совместных исследований. Ч. Викрамасингхе писал: "При сегодняшнем уровне наших знаний о жизни и о Вселенной категорическое отрицание некоторой формы творения, как объяснения происхождения жизни означает нежелание смотреть фактам в лицо, непростительное чванство".

Этот вывод основан на математических теоретико-вероятностных расчетах, которые показывают, что:"Число перестановок, необходимых для появления жизни, на много порядков превышает число атомов во всей видимой Вселенной. Скорее ураган, проносящийся по кладбищу старых самолетов соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь".

К этому добавим, что совсем недавно 53 крупных американских ученых, среди которых немало Нобелевских лауреатов в области физики, химии и биологии, опубликовали книгу "Мы верим", в которой они прямо заявили: "Бог есть".

Таким образом, развитие науки привело не к отрицанию существования Бога, а наоборот, к вере в него. Вместе с тем наука по своему характеру консервативна, поэтому не удивительно, что среди крупных ученых современности имеются и те, которые в своих философских взглядах остались на уровне воззрений ученых-атеистов XIX - начала XX вв., рассматривавших религию как одно из заблуждений человечества. Это, безусловно, тормозит развитие нравственного совершенствования общества. Еще Л.Н. Толстой писал: "Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, неприворотной нравственности" (Л.Н. Толстой "Полное собрание сочинений". В 90 т. М.;Л., 1928-1958. Т. 39^0. С. 26).

Общечеловеческие моральные ценности не являются относительными понятиями, как это пытались и пытаются представить апологеты коммунистической идеологии, но абсолютными, поскольку в их основе лежат понятия добра и зла, заложенные в каждом человеке. "... не может быть никакой относительной морали, если нет абсолютного учения о добре. Если нет абсолютного добра, то тогда нет, конечно, и никакого относительного добра, тогда все дозволено и незачем стараться, тогда можно делать все, что угодно, все, что тебе хочется, все, что тебе сегодня почему-либо выгодно. Вот именно такое отношение к жизни и стало сегодня, если не всеобщим, то, во всяком случае, доминирующим. И оно, прежде всего, является причиной вымирания нашего народа". (Протоиерей Владимир Воробьев "Проблемы нравственного воспитания молодого поколения и будущее России").

К сожалению, изложенное выше многим неизвестно, и в нашем общем и профессиональном образовании, как правило, игнорируется. Д вместе с тем знакомство с истинной основой нравственных принципов, как мне представляется, стимулировало бы интерес к духовной стороне человеческой сущности и тем самым в определенной мере способствовало бы духовному возрождению народа.

Вопрос этот очень трудный и сложный прежде всего потому, что процесс воспитания, в результате которого человек обретает духовность, еще менее алогаритмичен, чем процесс воспитания нравст¬венности, и не может быть успешным без искреннего стремления самого человека обрести духовность. Что же понимается под духовностью?

Личность человека имеет пять составляющих: физическую, биологическую, психическую, нравственную и духовную, причем каждая из  предшествующих является более простой по своей организации и подчинена последующей. Физический мир более примитивен по своей структуре, чем биологический; психический (мышление, чувство, воля) - в степени, присущей уже только человеку, позволяет ему преодолевать препятствия, возникающие в силу физических и биологических законов в окружающей нас среде.

Нравственная составляющая в личности человека определяется тем, в какой мере он следует общечеловеческим нравственным принципам, его моралью, т.е. нравственными правилами, которых он придерживается в своей повседневной жизни.

Самой высокой составляющей личности человека является его духовность. Можно, соблюдая моральный кодекс, быть нравственным человеком, но вместе с тем быть лишенным духовности. Духовность человека определяется по его устремлениям, жизненным целям, его идеалам и отношением к людям. Духовность составляют чистота помыслов человека, бескорыстная любовь к людям, милосердное к ним отношение, познание самого себя как ничтожной частицы и вместе с тем частью Вселенной. Вершиной духовности является восприятие своей жизни, как величайшего Божия дара, самоотвержение ради Господа Бога, осознание необходимости этого, что только и может породить истинное чувство личного смирения, сочувствия другим людям и высокую нравственность.

Пробуждение духовного начала в человеке и развитие духовности неразрывно связано с религиозным воспитанием и является в основном прерогативой Церкви. Поэтому в дальнейших главах наше основное внимание будет сосредоточено на вопросах нравственности. Однако важно отметить, что светское образование вне всякого сомнения должно быть так организовано, чтобы оно содействовало повышению и духовного уровня общества.

Еще в XIX в. великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал: "... мы считаем удобным выразить желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным... Оставляя в стороне чисто религиозное значение православия, и глядя на него только со стороны жизни земной, общественной, мы видим в нем единственную религию, которая, сохраняя нерушимо не только общие основные истины христианства, но и свои древние формы, может стать религией великого и образованного народа, быстро и неуклонно идущего по пути общей европейской цивилизации" (К.Д. Ушинский "О нравственном элементе в русском воспитании").

А вот что писал по этому вопросу всемирно известный физик, наш современник, лаураеат Нобелевской премии Макс Борн: "Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении... Сколь ни привлекательно для ученого было бы абстрактное мышление, какое бы оно не приносило ему удовлетворение, какие бы ценные результаты оно ни давало для материальных аспектов нашей цивилизации, чрезвычайно опасно применять эти методы там, где они теряют силу, - в религии, этике, искусстве, литературе и других гуманитарных сферах человеческой деятельности".

Далее он писал: "Следующей задачей должна стать стабилизация мира путем укрепления морально-этических принципов, которые лишь одни могут обеспечить мирное существование людей. Христос учил, как человек должен относиться к человеку".

Попутно заметим, что доказать отсутствие Бога нельзя в принципе, так как в любой момент времени наши знания ограничены какими-то рамками и невозможно опровергнуть предположение о нахождении Бога за границами наших знаний в данный момент времени.

Часто люди, получившие атеистическое воспитание и неверующие в Бога, умудренные жизненным опытом, приближаясь к концу своей земной жизни, задумываются о ее смысле и приходят к мысли о Боге. Чем дольше живет человек на земле, тем, как правило, чаще ему приходит мысль о сущности бытия, об удивительной, таинственной и непостижимой гармонии окружающей его природы. Такие мысли приводят осознанию того, что появление этого чудесного мира невозможно без существования его разумного Творца.

Иногда этот внутренний процесс в человеке завершается обретением веры в Бога, иногда - нет, и тогда жизнь таких людей оказывается лишенной той полноты и богатства, того возможного обретения духовности, которые заложены в каждом человеке.

Безусловно, большой помощью для духовного возрождения народа является правильная организация в государстве образования молодого поколения. Под образованием понимается общее образование, включающее в себя нравственное и духовное воспитание и профессиональное образование.

Что касается чисто духовного воспитания, то здесь Церковью уже достигнуты большие успехи, хотя часто приходится с трудом преодолевать инерцию мышления. Это очень существенно, так как: "Отсутствие в душе центральной религиозной силы расслабляюще действует на все прочие силы души" (В.В. Зеньковский "Педагогика").

Духовное и общее образование не должны быть разъединены идейно, поэтому большое значение имеет правильный выбор тех, кому доверено воспитание молодежи. Процитируем еще раз К.Д. Ушинского:"... необходимо также, чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание... были не только хорошие педагоги, но и истинные христиане по своим стремлениям и убеждениям... современная педагогика исключительно выросла на христианской почве и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая..." (К.Д. Ушинский "О нравственном элементе в русском воспитании").

Законодательные и исполнительные власти не могут оставаться в стороне и, несомненно, должны содействовать созданию системы образования, повышающей нравственный и духовный уровень народа. С этой точки зрения вполне естественным явились бы ограничения на пропаганду безнравственности в печати, кино, телевидении и других средствах информации. Не вызывает сомнения: если государство заботится о нравственном здоровье своего населения, то смакование, как это часто делается ныне, насилий, убийств, разврата и мистики недопустимо в средствах массовой информации. Это должно быть запрещено законом и закон должен строго выполняться. Введение соответствующего законодательства оказалось бы мудрым шагом к укреплению государства.

Это вовсе не явилось бы ограничением прав личности, как представляется некоторым. К сожалению, многих людей привлекает негативная информация, что в действительности говорит об опасных симптомах развития общества. Можно провести аналогию с тем, как злоупотребление курением, употребление наркотиков, непомерное потребление алкоголя отдельным человеком наносит ему трудно поправимый (а иногда и непоправимый) вред.

Светское общее образование должно стимулировать желания  духовного роста, духовного совершенствования, возникновение внутренней потребности руководствоваться в жизни общечеловеческими нравственными принципами и чувством долга, дабы человек осознал, что духовное — это главное в жизни, что без обретения духовное нельзя стать по настоящему культурным человеком. Достижение этого требует чуткого, глубоко продуманного индивидуального подхода к каждому: "Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, - делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает... Невозможно отрицать право на воспитание, на воспитывающем лежит задача и обязанность угадать не только талант и способности ребенка, но, что гораздо важнее, логику внутреннего роста. Крайне важно помочь ребенку найти самого себя" (В.В. Зеньковский. "Педагогика").

Недостатки образования в целом связаны с методологией общего образования, которое не должно сводиться лишь к развитию мышления у ребенка, к приобретению им навыков анализа, к сообщению ему сведений, пригодных только в практике, к сумме некоторых представлений об устройстве окружающего нас мира, изучению фактов из истории человечества, знакомству с литературой и искусством, подготовке к продолжению образования. Общее образование должно также дать элементарные сведения о сущности человеческого мышления, сущности человеческого знания и о языке общения между людьми, которые всегда в том или ином смысле основываются на некоторых догмах или аксиомах, а значит, вере в истинность чего-то. Но почему-то часто считается, что догмы присущи только религии. Вместе с тем вера во что-то является неотъемлемой частью человеческого мышления. Оно основано на убежденности и вере в правильности выводов, к которым мы приходим в результате обдумывания той или иной ситуации: которые выражаем средствами нашего языка. То, что дело обстоит здесь не так уж просто, можно проиллюстрировать хорошо известным классическим примером: "На некотором острове имеется лишь один брадобрей и он мужчина. Каждый мужчина на этом острове обязательно бреется: бреется либо сам, либо у брадобрея". На первый взгляд кажется, что это утверждение логически безупречно и верно. Однако это не так. Задумавшись, легко понять, что описанная ситуация невозможна: оказывается, что на этом острове сам брадобрей не брит, та как это противоречит либо первому, либо второму утверждению о том, как кто бреется.

В математике известны примеры, в которых, рассуждая строго логически в общепринятом смысле, приходят к необычным ситуациям: случается, что можно определить отдельные элементы, в то время как их совокупность - противоречивое понятие и в этом смысле не существует. (Например, противоречивым является понятие множества всех кардинальных чисел.) Таким образом, даже математика основывается на вере, на что обращал внимание еще великий математик современности А.Н. Колмогоров. Он говорил, что математика является "опытной наукой" в том смысле, что мы в математике не знаем, рассуждаем мы верно или нет, а лишь верим в то, что делаем это верно, только "внутреннее чувство" ведет нас в нужном направлении в наших математических исследованиях: мы идем по краю пропасти, но почему-то не падаем в нее.

Разъяснению школьникам сущности человеческого мышления, по моему мнению, способствовало бы правильно поставленное преподавание во всех без исключения общеобразовательных школах элементов логики и риторики, которые уже стали входить в некоторые школьные программы.

Отмечая важное значение школы в жизни каждого человека, большую ответственность школьных учителей за воспитание подрастающего поколения, подчеркнем, что все же определяющую роль в воспитании играет семья, так как в ней ребенок впервые узнает о моральных принципах. Именно семья прежде всего формирует нравственность человека.

Успеха в нравственном воспитании легче добиться, когда в семье царят отношения любви, искренности и доверия. Тогда ребенок чувствует, как хорошо жить на свете, какое счастье любить и быть любимым, иметь верных друзей (что нужно заслужить своим отношением к окружающим), как приятно быть просто порядочным человеком. Поэтому важной целью воспитания современного молодого поколения должно быть развитие стремления к созданию крепкой семьи.

О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

С нравственным воспитанием молодого поколения дело у нас обстоит очень плохо. Приходится, к сожалению, констатировать, что в настоящее время совершенно недостаточно внимания уделяется нравственному воспитанию учащихся средних и высших учебных заведений. Школа, а часто и семья, по существу перестали воспитывать в ребенке уважение к человеку, уделять должное внимание воспитанию того, как должно вести себя в обществе: быть деликатным, ненавязчивым и вежливым, благодарным за оказываемое внимание, уметь слушать других, быть предупредительным по отношению к старшим и т.п.

Как само собой разумеющееся полагается, что основная задача образовательных заведений заключается в сообщении учащимся определенного объема информации, и хотя упоминается также о воспитательной функции учебных заведений, но какой бы то ни было целенаправленной программы по практическому осуществлению этой функции нет. Вместе с тем в государстве в средних и высших школах воспианию духовных качеств учащихся должна отводиться главная роль, гак как без достаточно высокого нравственного уровня граждан государство не сможет успешно функционировать, о чем красноречиво свидетельствует ситуация, сложившаяся в настоящее время в нашей стране. Необходимо стремиться к осознанию школьниками и студентами того, что прожить интересную и полноценную жизнь можно только руководствуясь моральными принципами, основанными на общечеловеческих ценностях, принципами, которые подсказывает совесть, если не заглушать ее голос.

Конечно, сразу решить проблему такого воспитания для всей массы образовательных учебных заведений нереально, прежде всего хотя 5ы потому, что в настоящее время отсутствует необходимое число людей, которые могли бы взять на себя с полной ответственностью функции воспитателей и успешно осуществить их. Поэтому надо начинать с создания отдельных школ, гимназий, лицеев, педагогических училищ и вузов, в которых, наряду с передачей необходимой учебной информации, первостепенное значение придавалось бы формированию нравственной личности. Успеха в работе таких школ можно добиться только в том случае, если в качестве учителей будут работать педагоги по призванию. Такие учебные заведения можно создать и они станут хорошим и убедительным примером для других.

Вместо принятия мер по повышению уровня нравственности подрастающего поколения иногда принимаются прямо противоположные действия, например, в средние школы внедряется программа "Половое воспитание российских школьников", инициатором которой является российская ассоциация "Планирование семьи" (РАПС), являющаяся филиалом Международной федерации планирования семьи (МФПС), работающей под эгидой ООН. Действия МФПС активно направлены на сокращение рождаемости в странах третьего мира (в которых, по мнению этой организации, имеется перенаселение) и состоят в сексуальном просвещении молодежи, в массовом распространении и пропаганде контрацептивов (противозачаточных таблеток и инъекций, предотвращающих беременность), стерилизации части населения по социальным показателям, в рекомендациях абортов и организации их проведения. Таковы идейные основы программы "Половое воспитание российских школьников". Безусловно, не только полезно, но и необходимо беседовать с подростками о семье и будущей ответственности за свои семьи, когда они их создадут. Несомненно также и то, что подростков надо грамотно и деликатно знакомить с вопросами физиологии интимных отношений людей, умно и тщательно отобрать необходимую информацию и предложить ее очень тактично. Значительная же часть предлагаемой программы полового воспитания имеет, по существу, своей целью подготовить детей к безопасному сексу, т.е. фактически пропагандирует технику случайных половых отношений. Согласно этой программе школьники будут ознакомлены с гомосексуализмом, инцестом, сексуальном насилием, и т.д. и т.п. Все это может только развратить подростков и привести к дальнейшему еще большему падению нравственности. Предлагаемое воспитание школьников в итоге не может не иметь негативных последствий для будущих семейных отношений детей. Тем самым будет сделан подрыв одной из самых главных основ государства - крепкой семьи.

Не лишне отметить, что западные психиатры "уверяют вполне аргументированно, что в подростко¬вом возрасте излишнее привлечение внимания к сексу очень сильно тормозит интеллектуальное развитие, поскольку еще не выработаны механизмы сдерживания и противовесов (замещение, вытеснение)" [И. Медведева, Т. Шишова "Кто и зачем лоббирует программу сексуального развития школьников").


Страница 3 - 3 из 8
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру