Образование в России

Конечно, нельзя не принимать во внимание то, что в советское время полное среднее образование получал значительно меньший процент населения нашей страны, чем теперь, когда явно наметилось стремление в массовому среднему (и даже высшему) образованию. И это, безусловно, положительное явление. Однако реальное осуществление массового образования не должно происходить за счет снижения его качества, не должно приводить к замене образования на его имитацию. Опыт советской школы (не только школ, находящихся в больших городах, но и в селах, в рабочих поселках, в провинциальных городках) наглядно показывает реальную возможность осуществления этого. В то время в старшие классы средней школы шли те школьники, которые хотели получить полное среднее образование. Если они достаточно трудились и серьезно относились к учению, то успешно заканчивали десятилетку. Школьников, которые теперь стремятся получить полноценное среднее образование несравненно больше, но их характеризует, в основном, то же желание учиться. Нет никаких оснований считать, что они не способны освоить учебный материал на том же уровне, на котором его осваивали школьники прежних лет. Поэтому опыт советской школы можно эффективно использовать в настоящее время для повышения образования в нашей стране. Итак, снижение качества образования не является необходимым условием при переходе к массовому образованию, так как этот процесс касается только тех, кто хочет учиться.

Описанная попытка изменить методику и организацию обучения математике (стыдливо именуемой "модернизацией") отражает собой упомянутые выше очень опасные общие тенденции замены изучения ряда школьных предметов ознакомлением с их содержанием и снижения уровня требований к знаниям учащихся.

Все сказанное говорит о том, что при предложенных Министерством образования РФ новых стандартах для средней школы мы не получим качественного среднего образования в стране, что существенно затруднит подготовку так нужных России специалистов, профессионалов высокого уровня. Ведь наше будущее напрямую зависит от развития в России высоких технологий, что невозможно без высокого уровня образования и науки.

Ухудшение качества среднего образования неминуемо влечет за собой снижение уровня профессиональной подготовки в высших учебных заведениях, так как выпускники средних школ в своей основной части оказываются не готовыми к полноценному освоению вузовской программы. Снижение профессионального уровня выпускников высших учебных заведений происходит также в значительной степени в результате ослабления фундаментальной подготовки студентов – снижения качества изучения на младших курсах физических и математических дисциплин. При этих условиях невозможно овладение в полной мере новейшими технологиями. Ухудшение фундаментального образования во многом объясняется уменьшением количества аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплин фундаментального цикла в последние десятилетия в большинстве вузов.

Нельзя не вспомнить еще одно высказывание президента В.В. Путина в вышеупомянутом его выступлении: "Между тем, в мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест. Оно уже давно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации".

Возникает вопрос, что же делать в сложившейся ситуации. Ответ снова подсказывает имеющийся опыт: когда перед Первой мировой войной прошлого века в России готовилась реформа образования, то в 1912–1914 годах состоялись два всероссийских съезда преподавателей математики средних учебных заведений, в которых принимали участие профессора университетов и чиновники Министерства народного просвещения. Начавшаяся война помешала проведению реформы. Успешная попытка в наше время обсуждения проблем среднего образования была сделана в г. Дубне в сентябре 2000 г. на Всероссийской конференции "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков". Поскольку работники бывшего Министерства образования РФ явно не справились с задачей составления стандартов среднего образования и учебных планов, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним современным обществом, то самым надежным способом исправить катастрофическое положение, в котором оказалось в настоящее время среднее образование было бы проведение Всероссийского съезда школьных преподавателей математики с привлечением к работе в нем преподавателей и профессоров вузов, членов РАН и РАО, работников нового Министерства образования и науки. Работа съезда должна продолжаться не менее трех дней, в течение которых должны быть прочитаны пленарные и секционные доклады, проведены широкие дискуссии за круглыми столами по общим и частным вопросам среднего образования.

Безусловно, будут весьма полезны и конференции по другим предметам, изучающимся в средних школах. Такого рода конференция "Современные проблемы преподавания математики и информатики" состоялась 4–7 мая с.г. в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого.

Решения, вынесенные подобными конференциями и съездами учителей, будет целесообразно взять за основу новых стандартов, учебных планов и программ.

Их разработку должны проводить одни и те же люди, в одно и тоже время, так как они составляют неразрывное целое. Несостоятельность имеющихся стандартов и учебных планов обусловлена и тем, что работа над ними велась изолированно, не одновременно, причем программам, т.е. распределению учебного материала по годам обучения, уделялось вообще недостаточно внимания. А без указания распределения материалов стандартов по годам обучения они существенно теряют свое значение. Правильная организация всей этой деятельности поможет восстановить, а может быть и повысить качество среднего образования в России. Эта задача облегчается тем, что, несмотря на многие действия, направленные на снижение качества среднего образования в нашей стране, оно по инерции, по традиции и, самое главное, благодаря самоотверженному труду школьных учителей по-прежнему остается на хорошем уровне во многих отношениях.

Реорганизация системы образования в стране очень сложное и ответственное дело и недопустимо, чтобы какие-либо принципиальные относящиеся к ней вопросы (включая подписание международных деклараций подобных болонской или введения единого государственного экзамена) решались чиновниками или отдельными "спецами". Эти вопросы должны предварительно широко обсуждаться педагогической и научной общественностью. Задачей чиновников должна быть только организация воплощения в жизнь принципов, методов и содержания образования, разработанных педагогами и учеными. Так должно быть в любой стране, которая стремится быть демократической.

На проводимую модернизацию образования потрачены большие средства, не только бюджетные, но и заимствованные в международных организациях. Опасность состоит в том, что необходимость предоставления финансовых отчётов по реализации полученных денег может послужить причиной неправильных с точки зрения развития страны решений по реорганизации образования – решений, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия.

Таким образом, основная беда состоит в том, что решения у нас, как и прежде, принимаются наверху без надлежащего обсуждения их с теми, кого они непосредственно касаются, без прислушивания к мнению тех, кто может дать настоящий профессиональный совет. При анализе реформ образования трудно даже вообразить, что их авторы хотели сделать как лучше, но зато получилось как всегда у нас в последнее время, то есть хуже, чем было.

Конечно, выполнения всех высказанных рекомендаций по улучшению организации среднего образования будет недостаточно для достижения нужного его качества. Оно зависит, как это было сказано в начале, не только от его содержания, но и от учителей. Об имеющихся здесь проблемах коротко и ясно сказал на том же заседании Государственного Совета РФ президент В.В. Путин: "Все реформы среднего образования будут обречены, если не будет меняться педагог, если не будут меняться его условия жизни. Престиж учителя – это не в последнюю очередь уровень заработной платы, материального содержания. Но не только это. Это, прежде всего, уважение к нему, идущее от его профессиональной компетентности. Лишь в этом случае у нас сложится такое учительское сословие, которое будет иметь высокий общественно значимый статус. Так было в России всегда. Лишь тогда мы сможем быть абсолютно уверены в успехе этого важнейшего государственного дела". Добавить к этому нечего.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру