Нужна ли сегодня России реформа образования?

Религиозно-цивилизационные выборы воспитания

Церковь – это один из организаторов православного просвещения? Это вы что же опять хотите церковно-приходскую школу насадить? "Но что вы о ней знаете?" – спросим Вас в ответ.

Как это не прискорбно, но в наши дни мало кто задумывается над ее колоссальным педагогическим потенциалом. И едва ли не у каждого учителя есть представление о церковно-приходской школе, как о нищете, о необразованных детях, о сплошных наказаниях. Но зададимся вопросом – а откуда эти представления? Источник один – учебники по истории педагогики. А если обратиться к другим источникам? Например, зная людей, окончивших церковно-приходскую школу, зная отзывы людей об отцах и матерях, дедушках и бабушках, которые оканчивали эту школу, неизменно приходишь к выводу, что эта школа давала не только высокий уровень воспитания, но и высокой уровень образования. Значит, нам предстоит труднейший путь реабилитации русского педагогического шедевра, которым была церковно-приходская школа, и которая просто не имела аналогов в мире, и ничего подобного ей ни одна светская школа в мире. Ни одна светская школа в мире, увы, не может предложить аналогичного тому, что было в церковно-приходской школе.

Чтобы понять это, напомним широко известное событие. Проиграв первый этап гонки в космосе, США отнесли свое поражение насчет образования. И самый главный вывод, который сделали они, изучив наше образование, что русская школа превосходит американскую своим содержанием образования, поскольку в основе русского образования лежало не просто более сложное образование, но классическое, начиная с начальных классов. В то время как в начальных классах американские дети на уроках чтения читали комиксы, русские дети, начиная с первого класса – классиков. Вывод очевиден.

Но ведь Евангелие по своему содержанию выше, несравненно выше, русской классической культуры. Тогда дадим себе труд подумать: если ученик начальной школы изучал Евангелие, то, что может сравниться в педагогическом отношении с этим? А с какой школой можно сравнить уровень эстетического воспитания крестьянского ребенка, который мог пропеть литургию? А ее могли пропеть три четверти выпускников церковно-приходской школ.

Самое удивительное состоит в том, что именно православие сохранило русскую классику в народной школе. Любопытных можно отослать к спору ведущих теоретиков и практиков земской и церковно-приходской школ: Н.А. Корфа и С.И. Миропольского, а также к их учебникам. Печально то, что мы практически забыли о лучшем опыте церковно-приходских школ. Многое ли мы знаем о школе С.А. Рачинского? Между тем, из его самой обычной деревенской школы вышло много известных людей России.

Поэтому сегодня нам просто необходимо реабилитировать церковно-приходскую школу. Разумеется, задача эта не простая. Но вспомним, какая сфера русской культуры, от русской сказки до Пушкина не была отторгнута после революции. Сколько потребовалось сил, чтобы восстановить потерянное, вновь сделать достоянием России. Сколько потребовалось жертв, чтобы вернуть русскому народу великие имена его гениев, от Пушкина до Есенина, даже в области литературы.

Так что церковно-приходская школа может стать одним из образцов в реформировании современного образования, по крайней мере, она может стать материалом для размышления.

Вторая группа ценностей – народные ценности, которым сегодня повезло, пожалуй, ненамного больше, чем вечным, поскольку они приравнены к фашизму и отождествляются со скинхедами. На самом деле народное начало – это основа благополучного существования всякого общества. И вне национального начала нормальное существование народа и человека невозможны, потому что каждый человек входит в мир через свой народ. Поэтому народная культура в ее глубинных и духовных основах: родной язык, литература, искусство, история и т.д. – должны быть фундаментом российской школы.

Третья группа ценностей – это общечеловеческие ценности, которым в России повезло, наверное, еще меньше, чем даже народным ценностям. И хотя со всех трибун они признаются приоритетом нашего образования, но, по сути дела, сегодня под именем общечеловеческих ценностей России навязано нечто, что не имеет ничего общего с ценностями вообще. Под вывеской общечеловеческих ценностей России навязан культ насилия, жестокости, разврата, эгоизма, циничной наживы и т.д. Назвать этот кошмар общечеловеческими ценностями может только лютый враг России и русского народа.

На самом деле общечеловеческими ценностями в подлинном смысле этого слова являются ценности, которые выражаются в творениях, приемлемых для всего человечества: от сказок Андерсена до философии Платона. Общечеловеческой является европейская наука. Нетрудно понять, сколь много в общечеловеческую сокровищницу внесла и Россия: от русской пословицы до русского искусства и науки. Поэтому наша школа, обязана сохранять все лучшее, что создано человечеством: сказки Андерсена и братьев Гримм, музыку Моцарта и Бетховена, литературу Шекспира и Гете, философию Платона и Аристотеля, высшие достижения науки и совершенные технологии. И не надо бояться подлинно человеческих ценностей. Мы практически всегда были открыты миру. И открытость, при сохранении фундаментальных основ самостоятельного бытия, признак здоровья и благополучия любого общества, и образования в том числе. Поэтому наша школа должна брать все подлинно человеческое, а не тот кошмар, который сегодня навязывается России.

При этом она должна ориентироваться не только на европейскую культуру, но на все то, что соответствует духу и традициям нашей культуры, от Японии до Южной Америки. При этом мы должны обратить больше внимания на наших соседей. Почему бы не брать нам у мусульманских народов их глубокое уважение к старшим?

Возникает вопрос: насколько оправдан такой выбор? Да, безусловно, он оправдан. Мы видим, что сегодня в мире наиболее динамично развиваются страны, которые сохранили свой традиционный фундамент бытия, не закрываясь в тоже время в себе. И поэтому мы в своем образовании должны сохранить основы своего бытия, и в тоже время должны быть достаточно мобильными и динамичными.

Решение этих задач позволит оптимизировать систему других ценностей: профессиональных, региональных, корпоративных и т.д.

Технология воспитания и образования. Именно на уровне совершенствования технологий, т.е. совершенствования и создания новых форм и методов обучения можно существенно улучшить наше образование на всех уровнях. Важнейший элемент технологий – средства образования. Информационные. Важнейшая государственная задача сегодня – создание хороших учебников. Должны быть учебники, по которым может учиться нормальный ребенок. И только государство может создать условия для подготовки этого единого разумного учебника.

Организационное и финансовое обеспечение. Здесь важна и одна сторона, и другая. Но сегодня на первое место выходит организационная сторона дела.

Здесь необходимо четко определить ступени образования, но самое главное их цели функционирования в средней школе. В частности, мы должны в конце концов понять, что нельзя начинать учиться в школе с 6 лет. Нужно начинать учиться с 7 лет. А от 3 до 7 лет, как и в развитых странах должно быть дошкольное воспитание, все более восходящее к школе. И этим воспитанием должны быть охвачены все дети. Далее следует 4-хлетняя (по возможности обособленная) начальная школа, затем 4-хлетняя средняя ступень, и 2-хлетняя средняя.

Самое важное, что сегодня необходимо сделать в профессиональном образовании – это ни в коей мере не допустить под видом реформ уничтожение профессионального образования. Начального и среднего – путем сбрасывания на местное финансирование. Вспомним судьбу детских садов. Уничтожили. Когда достигнем советского уровня – кто скажет? Необходимо четко определиться с целями функционирования этих учебных заведений, и особенно средне-специальных, как с номенклатурой специальностей, так и содержанием обучения.

Но самое главное – ни в коем случае нельзя под видом перехода к бакавлариату сократить высшее образование до 3–4-х лет. Для России сегодня это куда более важная задача, чем недопущение поворота северных рек. Да, безусловно, мы должны сотрудничать с Европой в рамках Болонского процесса в высшем образовании, если мы хотим развития образования, а не его уничтожения. Да, широкое, честное сотрудничество могло бы стать одним из мощных факторов развития систем образования в Европе, потому что во многом проблемы перед европейскими странами стоят во многом схожие: снижение качества образования, падение нравственного уровня студентов, понижение духовности, возрастание апатии студентов и т.д. Соответственно, совместно было бы легче найти решение этих проблем. К тому же наши системы образования при их фундаментально-содержательном различии имеют много общего. Поэтому совместный поиск решений, а его лучше всего начать с университетов, а здесь с естественнонаучных или технических специальностей, будет полезен всем.

Здесь наиболее оптимальным видится такой путь. Во всех странах принимается шестилетний срок обучения в вузах. Причем, это единый линейный процесс. Но в рамках 6 лет есть две ступени: бакалавриат – 4 года, который более или  менее одинаков для одинаковых специальностей. Затем двухлетняя магистратура. Обучение продолжают все. Но часть завершает учебу с дипломом специалиста, другая с магистерскими. При этом на второй ступени возможно передвижение в рамках этой специальностей. Возможен конкурсный отбор, в том числе и для обучения в зарубежных университетах.

Что же касается подготовки специалистов высшей квалификации, то здесь, наверное нужно сохранить традиционные формы, хотя возможно найти какую – либо самую общую форму.

"Но где же здесь реформа?" – спросите вы. А реформ не должно быть. Посмотрите историю развития образования и увидите, во-первых, насколько консервативно образование, во-вторых, насколько кардинальные изменения должны произойти в культуре, чтобы изменилось образование в целом. В тоже время в рамках отдельных учебных заведений, всегда идут те или иные изменения, и опыт показывает, что настоящее живое развитие, как правило, возможно, прежде всего, на уровне отдельных учебных заведений, которое в тоже время либо становится, либо не становится эталонным и для других учебных заведений. И вот здесь должен быть отработан механизм создания и стимулирования таких учебных заведений на всех уровнях. Возьмите, например, православные гимназии. Большинство из них можно назвать национальной гордостью российского образования. Но какую поддержку имеют от государства? А лишенные финансирования как со стороны государства, так и епархий, – они закрываются.

Следовательно, каждое учебное заведение может быть самым лучшим в своем роде. Например, неизвестно, где можно лучше готовить учителя начальных классов – в крупном губернском педуниверситете или районном пединституте.

Поэтому основные организационные решения по развитию российского образования могли бы сегодня состоять в том, чтобы соединить регулирующую, направляющую и финансо-организационную мощь государства, с широкой инициативой каждого учебного заведения. Посмотрите, насколько возрос потенциал бывших провинциальных институтов буквально за 10–15 лет. Сегодня в любом губернском городе есть 2– 3 вуза мирового уровня.

Следовательно, сегодня нужна поддержка государства и государственные механизмы регулирования инновационных учебных заведений. И вот здесь, чтобы с одной стороны, обезопасить учащихся, а с другой, – создать механизмы стимулирования работы инновационных учебных заведений от детских садов до вузов, необходимо принять закон о творческой педагогической деятельности, который, по крайней мере, определял бы границы творчества отдельного учителя, учреждения, региона и т.д. И тогда у нас будет создана среда, в которой станет возможным постоянное саморазвитие образования.

Что же касается механизмов создания программы, то он достаточно прост. Готовится несколько вариантов программ 10–15 летнего развития образования нашими Ведущими научными и образовательными центрами страны. Таковыми являются: Министерство образования и науки России, РАО, РАН, МГУ и университетское сообщество, МПГУ и сообщество педагогических вузов. На основании предложенных программ, выбирается лучшая, дорабатывается с учетом идей из других программ, и далее передается Президентом на утверждение в Государственную думу. После утверждения программа является документом для прямого исполнения.

Таким образом, сегодня возможно и уничтожение, и развитие отечественного образования. Но что мы будем делать – это во многом зависит от каждого из нас.

 


Страница 6 - 6 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру