Почему нет ясных целей

С большой радостью я согласился принять участие в ваших чтениях. Но они очень похожи на многие конференции - мы говорим о мировоззрении, о содержании образования, формах, методах. Ни на одной конференции за последние три года я не слышал о целях образования. Но ведь именно цель образования определяет все остальное. Если мы не знаем цели, как мы можем говорить о содержании образования, о формах и методах, вообще о практической деятельности?

Когда мы говорим о православном образовании, то здесь цели наши ясны: привести ребенка ко Христу, открыть образ Божий в человеке, воцерковить ребенка, дать ему истинные знания, понятия о мире. Но ведь большинство наших детей в России учится в государственных школах. Если вы читали документы, всевозможные образовательные концепции, которые сейчас существуют, - все цели сокрыты, никто про них не говорит. Мы слушаем чиновников разного ранга, начиная с министра образования, но никто из их ни разу не сказал, в чем цель образования. Винить их в этом нельзя, они представляют государственную систему образования, а она ищет цель в целях самого государства. Нам никто не говорит, какой будет Россия. И президент этого тоже не говорит. Поэтому мы ловим каждое слово, и когда он говорит о традициях, о православии, радуемся, как дети! Куда идет наша страна, какой она будет - от этого зависит, какой человек должен здесь жить, какая необходима система образования. Мы можем только аналитически догадываться, куда стремится Россия, чего же она хочет от нашего народа, от наших детей.

Может быть, и ошибусь, но выскажу свое мнение: я считаю, что цели образования с коммунистических времен абсолютно не изменились. Весь XX век пытались создать человека новой формации. И мы, учителя, работали в те времена, мы учились в этой школе - на самом деле была цель создать человека новой формации, то есть оторвать его от традиций, от православия, от тысячелетней истории России. Что это была за формация? Коммунистическая, атеистическая формация. А сейчас мы видим, что перестройка-то началась, но она прошла мимо православия, мимо традиции, мимо истории. И опять хотят создать человека другой формации, но не традиционной, а опять новой. Какой? Уже не коммунистической, уже не атеистической, а немножко оккультной, европееподобной и американоподобной.

Нам с радостью говорят: "России нужно войти в мировую цивилизацию!" А мы где? Что, у нас нет своей цивилизации, своей культуры? Разве мы не цивилизованные люди? А так как нас хотят ввести именно в европейскую цивилизацию, то нам запрещают изучать собственную культуру. Но ведь, вы знаете, закон-то это разрешает! Получается просто смешно: античная культура - это культура языческого мира, культура религиозная; античная философия - это языческое богословие, и мы все это спокойно изучаем. Европейская культура - это культура католического мира, протестантского мира, опять религиозная культура - и мы ее изучаем. Но когда речь идет о православной культуре, почему-то родители должны писать заявления! Более глупую ситуацию встретить трудно.

Нам говорят: "Мы православие изучать не позволим". Да не православие мы предлагаем изучать, а православную культуру - мировую культуру, в которой живут не только русские, но многие народы мира, и которая является великой культурой и существует уже две тысячи лет. И этот запрет ведь не на изучение культуры, а запрет на возвращение нашего общества к традиционной своей жизни. Вот на что это запрет. Конечно, просто замечательно войти в западный мир! Ну почему бы не войти - учеными, профессорами, академиками, конструкторами. Но ведь не такими нас хотят взять в западный мир.

На самом деле ведь разрушается содержание образования. Часто говорят о гуманитарном образовании. Вот мы с вами находимся в городе науки, а кто говорит о естественно-научном образовании? Ведь его еще больше разрушили, страшно разрушили. У нас в Самаре есть совет ректоров, куда входит наш Владыка Сергий, так как он ректор Духовной семинарии, которая является высшим учебным заведением. Ректоры вузов буквально плачут от абитуриентов: ужасно низкий уровень, ужасные знания! Скоро выпускника школы в вуз нельзя будет принять, или вуз нужно будет называть ПТУ или как-нибудь по-другому, потому что уровень содержания среднего образования уже становится нижайшим.

Посмотрите, что на самом деле происходит из-за того, что нас хотят взять в цивилизованный мир. В некоторых документах Министерства образования видим, что наших детей сейчас должны ориентировать на рабочие профессии. Казалось бы, разве это плохо? Ведь весь XX век ориентировали на рабочие профессии, и вспомните, сколько на заводах было рабочих с высшим образованием, с техническим образованием. Потому что специальности такие были: сборщик ракет, сборщик самолетов, оператор станков с числовым программным управлением. Какие хорошие были специальности! Но сейчас разве на такие профессии ориентируется образование? Ничего подобного - на рабочие специальности в сфере обслуживания. Вот какова получается цель образования - чтоб наши дети уже не смогли получить высшее образование. Посмотрите, в чем "заслуга" перестройки: было обязательное среднее образование - его уже нет, а ведь разговор был уже об обязательном высшем! Просто цель современного образования - добиться того, чтоб выпускники наших школ входили в цивилизованный мир только как работники сферы обслуживания.

Ну а что же народ-то? Ведь это же все цели государства, а каковы цели народа? А народ-то хочет видеть своих детей не такими. Почему все цели от людей скрываются? Да потому, что расскажи родителям все так, как обстоит на самом деле - они поймут и скажут: "Нет, мы этого не хотим!" Ведь многие родители все понимают - нанимают учителей, водят детей в платные школы и готовы любой ценой дать им хорошее образование. Кто может оплатить, тот его будет получать, а кто не может - будет работать в сфере обслуживания.

Если говорить о системе образования с позиции народа, то спросите у любых родителей, каким они хотят видеть своего ребенка. Разве они скажут, что обладающим информационными технологиями? Да ничего подобного! Они скажут: "Мы хотим видеть своего ребенка добрым, нравственным, целомудренным, совестливым, честным". И вот получается, что государство стремится сделать из наших детей одно, а родители - другое. Но когда мы начинаем перечислять добродетели, которые взрослые хотят воспитать в своих чадах, то оказывается, что все они - православные. Вот почему мы за православную культуру стоим и будем стоять. Если бы мне сказали, что есть еще какая-то система воспитания и образования, в которой эти добродетели воспитываются лучше, чем в православии, то я бы сказал: "Пусть они там и воспитываются". Но нет такой системы! Православие - это единственный образ жизни, где эти добродетели становятся частью личности человека, его образом жизни.

В разговоре с архимандритом Платоном (Игумновым), профессором, мы обсуждали, что такое духовность. И он очень просто ответил на этот вопрос. Он сказал, что в XIX веке слово"духовность" вообще не использовали. Тогда не говорили: "Какой духовный человек!" Это уже в наше время с такой экзальтацией говорят: "Ах, какой же он духовный!" А раньше говорили:"Какой праведный!" Невозможно быть духовным и грешником одновременно. Поэтому, говоря о духовности, мы всегда должны понимать, что духовность возрастает на праведности, на целомудрии. И вот здесь второй ответ на вопрос, почему православную культуру не пускают в школу - просто слишком много сейчас школьных предметов, которые развращают детей. Если пустить в школу православную культуру, то как они будут совмещаться? Тогда все содержание образования придется переделывать, перекраивать и перестраивать. Потому что, если мы говорим о духовности, нужно вводить уроки целомудрия, а не сексуального просвещения, не занятия по валеологии, а уроки духовной жизни, духовной красоты на основе православия, учить не просто абстрактной духовности, а воспитывать детей на основе традиционного образа жизни.

Получается, что народ желает, чтобы ребенок жил так, как жили наши предки тысячу лет, а государство этого пока не очень-то хочет. И только тогда, когда чиновник ощущает себя частью народа, что-то происходит. Беда в том, что все наши руководители губерний, районов разделяются на два вида: есть политики, а есть государственные деятели. Политик думает о себе, как бы ему данный момент пережить, а государственный деятель думает о нас. Поэтому в некоторых регионах православную культуру включили в изучение как региональный компонент, как, например, в вашей губернии. Это значит, что здесь есть государственные деятели, которые думают о народе, о будущем, о детях.

Хочу пожелать нам всем, чтоб государственных деятелей было побольше. Чтобы цели государства и цели родителей, цели народа воспитать детей в первую очередь нравственными, целомудренными, благочестивыми совпадали, а на этой основе Господь даст им и духовность.

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру