Православная педагогика как педагогика русской цивилизации

Опровержение существования универсальной педагогики

Типы цивилизаций. - Взаимодействие цивилизаций. - Виды деятельности, определяющие особенности культурно-исторических типов. - Религия как главенствующая сторона жизни русского народа.

Большинство историков и философов признают, что европейская цивилизация тождественна цивилизации общечеловеческой. Такой взгляд основан на гегелевской философии истории. Опираясь в своих рассуждениях на понятие "мировой дух", Гегель обосновывал связанность, единство и всемирность исторического развития человечества. По Гегелю, мировой дух воплощается не во всех народах, а только во всемирно-исторических.

Н.Я. Данилевский в своей книге "Россия и Европа" выдвигает иную концепцию. По его мнению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может, существуют различные культурно-исторические типы цивилизаций. Эта точка зрения получила распространения благодаря немецкому философу Освальду Шпенглеру, издавшему свой известный труд "Закат Европы" через полвека после выхода книги Данилевского.

Данилевский считал, что цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому, но происходит их воздействие друг на друга. Самый простейший способ распространения цивилизации - это пересадка с одного места на другое посредством колонизации. Если признавать наличие общечеловеческой цивилизации, то этот способ был бы самым распространенным; он связан либо с уничтожением народов, не приемлющих и мешающих распространению этой цивилизации, либо с лишением этих народов политической самостоятельности.

Истинно плодотворное воздействие более развитой цивилизации на вновь возникающую происходит, когда сохраняются политическое и общественное устройство, быт, нравы, религиозные воззрения, когда сохраняется самобытность. При этих условиях народы иного культурного типа могут принимать из чужого опыта то, что стоит вне сферы народности, то есть результаты и методы науки, достижения промышленности, технические приемы, усовершенствования искусств. Все относящееся к познанию человека и общества, практическому применению этого познания, не может быть заимствовано, а может быть лишь принято к сведению для сравнения, ибо чуждые общественные начала не имеют общеприменимого значения (3. 99-101).

Чтобы выявить особенности культурно-исторического типа, необходимо определить основные стороны народной деятельности, выражающие разнообразие исторической жизни. Н.Я. Данилевский выделяет четыре основных, по его мнению, вида деятельности.

1. Деятельность религиозная, объемлющая собой отношения человека к Богу, понятие человека о своей судьбе как нравственно неотделимой от судьбы человечества и вселенной. Другими словами, речь идет о народном мировоззрении, но не как теоретическом, доступном немногим, а о твердой вере, составляющей живую основу всей нравственной деятельности человека.

2. Деятельность культурная, в узком значении этого слова, объемлющая отношение человека к внешнему миру, которая проявляется в следующих направлениях: научно-теоретическом, эстетико-художественном (к внешнему миру относится и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения), техническо-промышленном (добывание и обработка предметов внешнего мира в применении к потребностям человека в соответствии с достигнутым теоретическим путем пониманием этих потребностей).

3. Деятельность политическая, включающая в себя отношения людей между собой как членов одного народного целого, и отношение этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.

4. Деятельность общественно-экономическая, включающая в себя отношения людей между собой не как нравственных и политических личностей, а опосредовано - как участников техническо-промышленной деятельности.

В соответствии с этими видами деятельности осуществляется и передача опыта жизни от одного поколения к другому. Мы видим, что система образования и воспитания должна обеспечить четыре уровня передачи этого опыта: а) духовный опыт, ценности, присущие народу (вера, традиции, семейный уклад, нравственная деятельность), б) творческая культурная деятельность (научно-теоретическая, эстетико-художественная), в) народная, социальная, государственная жизнь, г) опыт трудовых отношений, техническо-промышленной деятельности.

Н.Я Данилевский обосновал, что славянские народы составляют особый культурно-исторический тип. На наш взгляд, следует говорить не о славянской, а о русской цивилизации. Русский - это прилагательное, а не существительное. Стать русским - значит приобщиться к особой многовековой традиции, объединяющей все народы в единый не только земной, но и духовный организм. В этом смысле следует говорить о степени приобщения человека к традиции народа, в котором он вырос. Быть русским значит быть жителем не Великой России, а Святой Руси, быть частью русского народа. Не отказываясь от своих национальных корней, человек обретает особые добродетели, которые отличают его и выделяют как русского. Стремление уравнять все национальности и через их механическое соединение создать абстрактное российское общество напоминает организацию особой общности "советский народ", и это есть ни что иное, как социальная ересь, "национальный экуменизм". Русский народ представляет собой органическое соединение многих национальностей, среди которых ведущую роль играют славяне. Так называемый "российский народ" является народом мифическим. За него пытаются выдать нежизнеспособное механическое объединений обособившихся национальностей.

Обращаясь к России, Данилевский рассматривал результаты и задатки культурно-исторической жизни с четырех принятых точек зрения: религии, культуры, политики и общественно-экономического строя.

Религия составляла самое существенное, господствующее содержание русской жизни. Русскому народу достался исторический жребий быть вместе с греками главными хранителями живого предания религиозной истины - православия, быть продолжателями великого дела, выпавшего на долю Израиля и Византии, быть народом богоизбранным. Религиозная сторона культурной деятельности составляет принадлежность России.

Вывод: Каждая цивилизация, передавая опыт жизни от одного поколения к другому, имеет свои особенности в области народной жизни. Каждая цивилизация ставит свои цели, а значит, определяет и смысл жизни человека, самобытность общественного устройства. Эта сторона жизни не является общеприменимой ко всем цивилизациям, а значит и в области педагогического опыта и педагогических знаний мы имеем специфические особенности. Как нет единой цивилизации, так нет и единой педагогики.

Русская педагогика - православная по сути

Святость - идеал русского человека. - Личная история человека как часть истории человечества. - Крестоношение как пересечение горизонтальной и вертикальной линий жизни. - Человек - образ и подобие Божие.

При рождении ребенка духовная сторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым от прародителей первородным грехом, который проявляется как склонность ребенка ко греху. В.Д. Шадриков называет это повреждение изначальным злом. "Констатация изначального зла в человеке, - пишет он, - имеет огромное прикладное значение для современной педагогики, формирования теории воспитания. Необходимо отметить, что в настоящее время отечественная педагогика такой теорией не обладает" (9. 66). Духовное исцеление совершается в таинстве крещения - таинстве духовного рождения человека.

Святость - вот идеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый. Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективным уровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой и возможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становится его постоянный рост, постоянное развитие, или, по словам В.П. Зинченко, "развитие как нормы" (5. 72)."Человеком нельзя быть, - заметил А.А. Ухтомский, - им можно лишь делаться" (7. 492). Показателем развития является сам человек - то, как он меняется по сравнению с собой. Это уже не только развитие как "организма", а личная история человека, которая вплетается в историю человечества (6. 245).

"Личная история" начинается с возникновением индивидуальной психической жизни в момент рождения человека на белый свет. Жизнь дана как индивидуальная, но развиваться вне социума человек не может. Индивидуальная жизнь становится частью социальной жизни окружающих ребенка людей. По мнению Л.С. Выготского, максимальной социальностью человек обладает в младенческом возрасте. Полная биологическая беспомощность приводит к полной социальной опосредованности отношений ребенка с действительностью (1. 305).

С рождения начинается объективное раздвоение жизни человека: стремление к индивидуальному бытию и невозможность обладания этим бытием вне мира. Мир для новой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфически человеческие свойства; она, по Выготскому, является источником развития. В деятельности и речевом общении возникает сознание. "Сознание, - писал Э.В. Ильенков, - собственно, только и возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами другого человека, глазами всех других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, то есть только в рамках совместно осуществляемой деятельности" (4. 264).

Развитие человека в процессе его горизонтального вхождения в жизнь общества не совершается в абстрактном социуме. Каждое конкретное общество выработало свои механизмы самосохранения против эгоистических стремлений составляющих его членов. В развитых обществах - это механизмы не подавления индивидуальной жизни, а механизмы, помогающие человеку в раскрытии его потенциальных возможностей.

Человек, попадая в замкнутый круг самосмотрения себя в другом (по Ухтомскому ситуация "двойника"), жаждет увидеть другого, жаждет свободы и свободного общения (по Ухтомскому "заслуженного Собеседника"), жаждет не только быть в среде, но быть и свободным от нее. Человек всегда ищет другого, вертикального измерения жизни. Он стремится преодолеть границы своей природы, выйти за ее пределы - не разлучаясь с ней, превзойти ее. Человек не только желает обрести индивидуальное разумное существование, но желает обрести свое лицо, жить не только личной жизнью, но жизнью личностной."Ни общее и социальное не может быть поставлено выше лица, - писал А.А. Ухтомский, - ибо только из лиц и ради лиц существует; ни лицо не может быть противопоставлено общему и социальному, ибо лицом человек становится поистине постольку, поскольку отдается другим лицам и их обществу" (7. 266).

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует, что истинное человеческое бытие - именно на пересечении горизонтальной и вертикальной составляющих его жизни. Точка соединения - крест - есть место реальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовного становления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, плотское и духовное - и есть крестная ноша каждого человека, призванного в этот мир.

Общество обязано создать условия не только для развития человека, но и для возвышения этой жизни в мир более высокий, мир личностного, а значит духовного, бытия. Изобрести эти условия невозможно. Они складывались на протяжении тысячелетий, и не каждое общество сумело эти условия в себе создать. Проявляются эти условия в традициях и обычаях жизни народа, основанных на его верованиях. Традиции, обычаи и предания формируют общественную мораль общества. В какой-то мере обычай занимает место инстинкта, это социальный инстинкт общества (6. 69). Когда оно отказывается от выполнения этой функции или утрачивает свои традиции, наступает деградация общества.

"Сила обычая, - пишет В.Д. Шадриков, - в формировании человечности (под человечностью Шадриков понимает духовность - Е.Ш.) заключается в том, что человек усваивает не нравственную норму, а способ действия, который нравственен по отношению к членам закрытого сообщества. В обычае человек живет. Научить обычаю значит научить жить. Без обычая нравственность не входит интимно в сущность человеческого бытия... Через обычай человек идентифицирует себя со своим народом, вводится в свой род, ибо обычай - дух народа, его дела... Свою духовность мы получаем от предков. Она заключена в обычаях и преданиях" (9. 44-45).

Каждый человек, согласно православным представлениям, несет в себе образ и подобие Божие, а значит, каждый человек - великая ценность в очах Божиих. В этих взглядах коренится основа трепетного отношения людей между собой, стремление к идеализации любого другого, который встречается, может быть, первый раз в жизни.

Человек, склонный к жизни, в основе которой лежат критерии самоутверждения и самосохранения, не сможет понять того, что любовь является руководством к познанию и к истине. "Узнает человек до тонкости лишь то, - по замечанию А. А. Ухтомского, - что действительно и прочно любит" (8. 186). Любовь к другому, его идеализация и покаяние в собственных грехах, видимых через другого, - основа социального общения в православной традиции.

Высшего единения достигал православный народ в Церкви, участвуя в таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несли в себе единую Плоть и единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе. Вот почему в православном мире принято обращение "братья и сестры". Таинство объединяло не только людей между собой, но и соединяло каждого и всех с самим Христом.

Главным критерием благоприятности условий, созданных обществом для правильного развития человека в процессе его духовного становления, является душевный покой человека, который возможен, когда человека не обличает его совесть. Такое состояние бывает, если человек не переступает дозволенных границ по отношению к природе, другому человеку и к себе.

Вывод: Особенностью русского (многонационального) народа является практическое совпадение народных и православных религиозных воззрений. Православная традиция определяла уклад жизни человека в России даже в том случае, когда он сам себя не признавал человеком верующим. Исходя из этой особенности, присущей в основном только России, мы считаем, что традиционную педагогику русской цивилизации следует называть православной. Православная педагогика включает в себя не только специфические особенности, но и положения являющиеся общими для всех педагогических систем.

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру