Реформа образования

Надо ли отправлять ребенка в школу с 5 лет?

Новая реформа образования предписывает всем родителям отдавать детей в школу с 5 лет. Это будет называться предшкольной подготовкой и призвано выравнивать стартовые возможности первоклассников. На днях в Московском психолого-педагогическом университете прошел "круглый стол" психологов, обсуждавших риски такого раннего начала обучения детей.

Предлагаем вашему вниманию интервью с профессором МГППУ Еленой Смирновой на эту тему, которое она дала корреспонденту «Известий Науки».

Известия: Говорят, что снижение возрастной планки поступления в школу - мера вынужденная. И связана она с вымиранием детских садов, которые до сих пор занимались подготовкой к 1-му классу (их финансирование с федерального уровня перекинуто в регионы; следовательно, плата за детские сады будет увеличена, и далеко не все родители смогут отдавать туда детей)...

Смирнова: Вымирание детских садов - это национальная катастрофа, удар по будущему страны. Годами сложившаяся система дошкольного воспитания, вызывавшая зависть у всех стран и являвшаяся предметом для подражания, этим решением (оно содержится в пресловутом 122-м законе) рушится. Государство теперь не отвечает за детей раннего возраста.

У нас считается, что образование начинается где-то в подростковом возрасте. На самом деле основы личности, способностей, характер - все закладывается до пяти лет. То, что заложено до 5-6 лет, исправить или переделать чрезвычайно трудно. Поэтому раннее воспитание и обучение обязательно должно стать предметом государственной образовательной политики.

Известия: Однако из этого не следует, что пятилетних детей нужно сажать за школьные парты и отправлять в подготовительный класс.

Смирнова: Разумеется. Этот возраст - особый, и он связан не с накоплением знаний и обучением, а с развитием личностных структур. Я имею в виду отношение к окружающим, самоощущение, уверенность в себе, самооценку, воображение, творческие способности, мотивационную сферу (что ребенок хочет; хочет ли он вообще чего-нибудь). Есть ли у него самостоятельность. Все это гораздо важнее, чем обучение чтению и счету. И все это складывается в игре, которая уже сейчас катастрофически уходит из дошкольного возраста.

Известия: Я слышала ваше выступление на заседании, проходившем в издательстве "Просвещение", на котором вы говорили, что даже шестилетние первоклассники (по сравнению с семилетними) впоследствии дают худшие результаты...

Смирнова: Это действительно так. Шестилеток тоже рано сажать за парту. Мы привыкли думать, что обучение возможно только в школьных формах: стоит учитель, что-то объясняет, дети слушают и выполняют домашние задания. Но дети до 7 лет категорически не могут учиться в такой форме. Они прекрасно усваивают знания и развиваются - но не за партой, а в игре, в рисовании, конструировании... Обучение маленьких детей в школьных формах влечет неврозы, тревожность и психосоматические заболевания. Такие дети всего боятся, а через два месяца начинают ненавидеть школу. Потом преодолеть все это практически невозможно. Повзрослев, они либо остаются тупыми (без инициативы, без интереса), либо начинают играть во 2-3-м классе...

Известия: И остаются на всю жизнь инфантильными.

Смирнова: Да. Сначала - инфантильными подростками, потом - взрослыми. Потребность играть у них не растрачена, но из дошкольного возраста она переносится на период 10-12 лет.

Известия: А когда дети должны прекращать играть?

Смирнова: Если они наигрались в дошкольном возрасте, то к 7 годам у них должна наступать новая фаза развития. В психологии есть такое понятие "кризис 7 лет", когда ребенок уже хочет занять свое место в обществе, хочет повзрослеть.

Известия: Сегодня говорится о том, что отдавать или не отдавать пятилетних детей в нулевой класс - дело добровольное. Но ведь очевидно, что если родителям хочется отдать ребенка в хорошую школу, то это произойдет с большей вероятностью, если он учился в "ее" нулевом классе...

Смирнова: Этот вопрос не решен в принципе. Недавно я была на заседании в Госдуме, где речь шла о принятии этого закона. Так вот, когда там задавался вопрос, обязательно это или нет, где будет проходить подготовка пятилеток к школе - в детском саду или в школе, в каких формах, - нам отвечали: это ваши педагогические тонкости. Это мы будем решать потом, главное - принять закон. Но ведь именно тонкости все и решают. Нет ничего страшнее, чем школьный учитель, который занимается с дошкольниками: он воспринимает их как недоразвитых и ненормальных; ему трудно, они его не слушают, боятся...

Известия: Чиновники от образования, говоря о необходимости раннего обучения детей, традиционно ссылаются на опыт Америки и Европы, где дети идут "в школу" чуть ли не в 3 года. Между тем хорошо известно, что у них это - детский сад, а не школа.

Смирнова: Да. Это так. И в Америке, и в Европе раннее обучение организовано точно по типу детских садов. К тому же у них есть для этого условия (отдельные здания для малышей), есть специально подготовленные учителя. Такой педагог должен уметь и ползать с детьми, и "лягушечкой" квакать, и "зайчиком" прыгать, играть... Уметь то, чего не умеет школьный учитель.

Известия: Москва - против обучения пятилеток в школе?

Смирнова: Москва отстаивает идею дошкольного воспитания и продолжает финансировать детские сады.



Читайте в теме "Реформа образования":
 Знания школьников будут проверять на всероссийских контрольных

 Каждый вуз создаст свою систему баллов для оценки итоговых сочинений школьников

 Сочинение как выпускной экзамен по литературе вернется в школы

 Чиновникам приказано упорядочить онлайн-образование

 Реформа ЕГЭ: школьники будут сдавать экзамены разного уровня сложности

 Власти РФ планируют избавиться от вузов, где «штампуют» невостребованных специалистов


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру