Реформа образования
Министр образования и науки России подвел итоги уходящего года
Революции российскому образованию не грозят, заверил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, подводя итоги уходящего года. "Я не являюсь сторонником революционных мер", - сказал он, подчеркнув, что "образование во всем мире - вещь довольно консервативная". Возглавивший ведомство весной этого года Фурсенко видит свою задачу в том, чтобы "предложить новое, не отменяющее старое". По его словам, эксперименты в российском образовании будут продолжены и в новом году. Они охватят около половины российских школьников - примерно 9 млн, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Все участники образовательного процесса - от рядовых граждан до представителей бизнеса - должны иметь возможность выбирать и сравнивать, что более, а что менее успешно", - подчеркнул министр.
Он сообщил, что в уходящем году единый госэкзамен /ЕГЭ/ сдавали выпускники в 65 регионах страны, предстоящей весной к ним присоединятся еще около 15 регионов. Практикуемый в течение четырех лет ЕГЭ введен, чтобы школьники из глубинки могли поступить в столичные вузы, не тратя денег на дорогу. "В целом система работает, мы будем и дальше идти по этому пути, анализируя попутно плюсы и минусы", - отметил накануне Владимир Путин на пресс-конференции в Кремле. По мнению главы государства, преобразования пойдут на пользу жителям регионов.
Учиться в школе, обещают в министерстве, скоро станет немного легче. Нагрузка в настоящее время на 20-30 проц. превышает норму, принятую во всем мире. В ведомстве обсуждают возможное сокращение программы обязательных предметов, особенно в старших классах. Сократить нагрузку на школьников, считает Фурсенко, можно также за счет "перехода от часовой оплаты труда учителей к тарифно-окладной системе". Сейчас учителя вынуждены "гнаться" за часами, так как их зарплата напрямую зависит от их количества, от чего порой страдает качество занятий. Действующая почти во всех зарубежных странах тарифно-окладная система позволит снять эту жесткую зависимость и учесть внеурочная работу учителя, требующую не меньших сил и времени, отметил министр.
В следующем году будет также продолжен эксперимент по введению профильного обучения в старшей школе. Сейчас он проходит в 10 регионах. Ну а готовить к школе в министерстве намерены уже с детских садов, где планируется создать классы предшкольной подготовки.
Отвечая на вопрос о перспективах платного образования, министр заверил, что "в обозримом будущем полностью платное образование невозможно". "Бесплатное образование, - подчеркнул Фурсенко - в России по-прежнему будет превалировать".
Повысить качество профессионального высшего образования, по мнению Фурсенко, позволит переход его на двухуровневую систему "бакалавр-магистр", отвечающую западным стандартам. Степень бакалавра можно получить, отучившись 4 года. Те, кто склонен к науке и рассчитывает на более глубокие знания, могут, сдав экзамены, пойти в магистратуру, учеба в которой займет от 1 до 2 лет. Предполагается, что новая схема будет действовать с 2008 г, пока она работает только в отдельных вузах. Благодаря переходу на двухуровневую систему в высшем образовании российские дипломы будут признаваться во всем мире.
С 1 января большинство ПТУ и техникумов передадут с федерального на региональный уровень. По словам Фурсенко, сегодняшние ПТУ превратились в "камеры хранения учащихся". В 90-е годы, отметил он, "разорвалась связь этих учебных заведений с производственным сектором, в результате на сегодняшний день около 20 проц. выпускников ПТУ и техникумов не могут найти работу по специальности". В министерстве считают, что местным властям вместе с руководителями предприятий будет проще просчитать, какие именно специалисты нужны региону.
Знания школьников будут проверять на всероссийских контрольных Каждый вуз создаст свою систему баллов для оценки итоговых сочинений школьников Сочинение как выпускной экзамен по литературе вернется в школы Чиновникам приказано упорядочить онлайн-образование Реформа ЕГЭ: школьники будут сдавать экзамены разного уровня сложности Власти РФ планируют избавиться от вузов, где «штампуют» невостребованных специалистов