Следы творения в окружающем нас мире

Православное мировоззрение говорит нам о том, что мир сотворен Богом. Можно ли при помощи знаний, получаемых естественными науками, увидеть свидетельства этого творения? Заранее предупреждаем, что пытаться доказывать бытие Божие при помощи методов естественных наук мы не собираемся. Эта задача не выполнимая, не потому что Бога нет, а потому что вера, по учению Православной Церкви, есть дитя свободы [3, кн. IV, гл.10]. В равной степени и по той же причине не возможно доказать естественнонаучными методами факт того, что мир был сотворен Богом. То, что мы попытаемся показать, это то, что представление о Боге Творце мира вполне адекватно требованиям современной науки и с точки зрения методологии науки является вполне рациональной гипотезой. И напротив, представление, согласно которому факт сотворения мира не мог иметь места, есть представление хотя и допустимое с точки зрения методологии, однако есть идея, выходящая за рамки здравого смысла.

Итак, если мир сотворен, то существуют ли косвенные признаки этого сотворения и как их можно констатировать, детектировать?

Для начала попытаемся рассмотреть более общий вопрос о том, как мы определяем, констатируем признаки ситуаций, которые являются результатом разумной деятельности кого-либо. Очевидно, что если мы впервые полетим на Марс и там вдруг обнаружим лежащий на поверхности Марса ноутбук, то мы сразу сделаем вывод о том, что до нас тут кто-то уже побывал и забыл здесь сей аппарат. И уж, во всяком случае, обязательно сделаем вывод об искусственном происхождении ноутбука. И, вне всякого сомнения мы посчитаем выходящим за рамки здравого смысла мнение, согласно, которому сей ноутбук мог появиться де только вследствие естественных причин (мог возникнуть только т. ск. «сам собою»). А психику человека, который будет упорно настаивать на этой версии происхождения ноутбука, мы естественно оценим как выходящую за рамки нормы (тяжелый случай). Этот пример говорит нам о том, что мы обладаем некоторыми интуитивными критериями констатации ситуаций или систем, являющихся результатом сотворения.

Вопрос в том, как, по каким признакам мы опознаем эти ситуации и системы, и как эти ситуации и системы действительно могут быть объективно опознаны. Вопрос о выявлении такого рода ситуаций и систем является весьма серьезным и важным, и рассматривается специалистами в области математики, психологии и др. дисциплин.[1] Мы ограничимся рассмотрением этого вопроса на качественном уровне. Начнем с еще одного примера.

Кое-кто из нас, вероятно, сталкивался с подобным в школьные годы. Предположим, что какой-то школьник проспал на первый уроку и срочно бежит в школу, оставив в своей комнате неубранную постель, разбросанные вещи, разбросанные книжки и т.п. Прейдя домой, он видит, что постель убрана, вещи разложены по полкам шифоньера и книги тоже стоят на полках на своих местах. Какой вывод делает он? Естественно, о том, что кто-то навел порядок (мама, бабушка и т.п.). И никогда наш школьник не подумает, что все получилось «само», а если будет так настаивать, то есть все основания считать, что тут - «тяжелый случай».

А теперь попробуем отрефлексировать те признаки, опираясь на которые здравое мышление делает в этой ситуации наиболее вероятный и здравый вывод о вмешательстве разумной силы (напр., в лице мамы или бабушки).

1. Ситуация имеет очень низкую вероятность случайной (самостоятельной) реализации. В нашем примере наведенный порядок, хотя и может в принципе с точки зрения статистической физики осуществиться случайно, но вероятность спонтанного появления такой ситуации ничтожна (хотя и не равна «0»). Заметим, что ситуации с относительно высокими вероятностями спонтанной реализации мы в качестве однозначно искусственных не оцениваем. Если при подбрасывании кости нашим партнером по игре выпала «6», то совершенно не обязательно тут же всерьез думать о шулерском вмешательстве.

Однако, низкая вероятность - необходимый критерий, но не достаточный. Действительно, любая конфигурация песчинок на пляже предельно маловероятна, но мы вовсе не воспринимаем любую конфигурацию песчинок как следствие искусственного вмешательства, а вот если на песке мы видим «Петя + Таня = любовь» - тут однозначно…

2. Ситуация должна быть упорядоченной – должен иметь место порядок. Элементы должны быть не просто быть расположенными маловероятным образом, они должны быть расположены в соответствии в определенным принципом (принципами). Например, если светлые и темные песчинки на пляже чередуются в шахматном порядке, мы, скорее всего, сделаем вывод об искусственном происхождении данной ситуации в результате вмешательства извне.

Следует, однако, заметить, что порядок в системе может быть обусловлен естественными внутренними причинами - например, строение кристаллов. Достаточно вспомнить упорядоченное расположение молекул воды в узлах кристаллической решетки льда, возникающее в процессе её замерзания, или симметричную форму снежинок (кристаллов льда), обусловленную особенностями внешней огранки кристаллов (в конечном счете, оба примера установления порядка обусловлены их энергетической выгодой). Эти образования мы не может оценивать в качестве искусственных в силу того, что:

3. Порядок должен иметь внешнюю причину происхождения, информация о порядке должна быть введена извне. В выше указанном примере «Петя + Таня = любовь» очевидно, что такой порядок никак не может быть обусловлен свойствами песчинок… Тот же, кто будет настаивать, что такая конфигурация могла возникнуть только естественным, образом, конечно будет нами оценен как «тяжелый случай».

4. Вывод об искусственном происхождении ситуации в целом мы делаем еще и тогда, когда во множестве (в серии) маловероятных элементов ситуации мы можем проследить относительно понятную для нас единую цель. Например, если вы утром у себя под дверью квартиры нашли 100 $, то такое событие можно оценить как случайность, но если это продолжается 10-15 раз подряд, вы, скорее всего, начнете думать о том, что это значит. Появился ли у вас таинственный благотворитель или кто-то подсовывает Вам фальшивые доллары, чтобы Вас подставить и т.п…. Разумеется, тот, кто будет твердо отстаивать идею о том, что все эти 10-15 случаев - чистая случайность, вызовет у нас предположение о «тяжелом случае»…

Заметим, что все четыре признака, указанных выше, присутствуют в ситуации с наведением порядка в комнате. Можно ли проследить что-то подобное в окружающем нас мире?

Антропный принцип

«Для человека создал Бог небо, украшенное звездами; для человека создал Он землю, - и люди возделывают ее для себя. Нечувствующие такого Божия промышления – несмысленны душею» - преп. Антоний Великий[1].

«Все, что бывает в мире, и делается и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в его владе­ниях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома» - свт. Иоанн Златоуст[2].

Священное Предание Православия говорит нам о том, что и Земля и даже вся Вселенная имеют единую цель своего создания – они созданы для человека. Об устроении Вселенной и Земли с целью жительства во Вселенной и на Земле человека находим многочисленные высказывания Святых Отцов Православия, живших и в первые века новой эры, и несколько столетий тому назад. Приведем лишь некоторые из них.

"Сведый вся прежде бытия их, зная, что человек имеет са­мовольно нарушить [божескую заповедь] и предаться погибели, создал все: и то, что на тверди, и что - на земле, и что - в водах, для того, чтобы он благовременно пользовался [этим]". (Преп. Иоанн Дамаскин [ 3 ]). "Человек! пойми свое достоинство. Взгляни на луга и нивы, обширные реки, на беспредельные моря, на высокие горы, на роскошные деревья, на всех зверей и скотов земных, на всех зверей и рыб, странствующих в прост­ранствах воды, - взгляни на звезды, на луну, на солнце, на не­бо: это все - для тебя, все назначено тебе в услужение." (Свя­титель Игнатий Брянчанинов[4 ]. О образе и подобии Божиих в чело­веке. Сочинения. т.2, - СПб., 1905). "Луну сотворил к различению и познанию времен: сотворил есть луну во времена Псал.С111,19. Звезды сотворил ради сияния в нощи, и прочих причин астрономам известных....Тако и прочия твари устроил премудрый и благий Создатель наш к добро­му концу; и нет такой вещи, которая бы не к нашей создана была пользе." (Cвятитель Тихон Задонский [5]).

Эти и подобные им высказывания еще каких-нибудь 20-30 лет тому назад казались бы, наверное, многим из наших соотечественников типичным примером «средневекового мракобесия», «метафизики» и т.п. Да, наука не стоит на месте… В конце ХХ века физики констатировали, что окружающий нас материальный мир устроен совершенно специфическим образом. К этому времени ученым был известен ряд фундаментальных физических констант, неотъемлемо входящих в формулировки законов окружающего нас мир. И физики решили исследовать, что будет, если эти константы были бы несколько иными. Оказалось, что при том, что множество значений, которые могут принимать разнооб­разные константы с точки зрения математики – безконечно, множество до­пустимых значений констант, при котором могла бы существовать Вселенная, пригодная для жизни человека, практически однозначно определено. По выраже­нию одного исследователя (М. Боудена) - "мы живем на острие бритвы". Достаточно лишь немного изменить значения одного из многих параметров - и наше бытие, как и вообще существование во Вселенной жизни станет не возможным.

Заметим, что существование жизни возможно лишь при весьма ограниченных значениях параметров физических условий. Рассуждения о том, что при других значениях этих параметров, возможно было бы появление и существование иной “жизни”, имеющей иные материальные основы, с точки зрения современной биохимии являются несостоятельными. Ничего аналогичного жизни с ее актуально существующей биохимией (белки, ДНК,...) не существует ни реально, ни даже в теории. Поэтому все рассуждения о жизни , имеющей иные молекулярные механизмы – чистая фантастика. Устроение живой материи, как говорит современная молекулярная биология – уникально. Уникальны и условия, при которых она существует.

Приведем только два примера.

Если бы масса нейтрона была бы на 0,2% меньше своего значения, то атомов бы не было [6, С.83 ].

Профессор В.А. Никитин из Объединенного института ядерных исследований пишет: "Данные физики элементарных частиц и астрофизики можно рассматривать как красноречивое свидетельство наличия Творца Мира, который тщательно подобрал параметры фундаментальных частиц материи с тем, чтобы во Вселенной...создались условия, пригодные для существования...человека.... Вероятность возникновения благоприятной среды обитания в результате случайного сочетания свойств фундаментальных частиц материи и их законов ... мала. Например, уменьшение разности масс протона и нейтрона на 1 Мэв (т.е. на 0,1%) приводит к нестабильности атома водорода. Без водорода нет воды и органических веществ» [7] - цит. по [8].

Перечисление уникальных настроек можно было бы продолжить и далее – в настоящее время насчитывается множество примеров тонкой настройки Вселенной подобного типа. Эта ситуация в современной физической литературе носит название "антроп­ный принцип ".

Что же это означает для материализма, пытающегося объяснить происхождение мира с точки зрения случайных стечений обстоятельств, называемых красивым словом «флуктуация» и т.п.? Если мы считаем, что мир (и, соответственно, все его константы) произошли в результате случайности, то мы в праве в таких ситуациях применять теорию вероятности. Почему Вселенная устроена так, а не иначе - слышим от материа­листов ответы про случайные совпадения обстоятельств. При этом, если подсчитать вероятности таких совпадений - то они оказываются микроско­пически малыми, ничтожными[2].

Математики утверждают – реально случайных совпадений событий с такими ничтожными вероятностями в мире не происходит. Итак, мы живем в несу­ществующем мире - к такому интересному выводу приводит нас логика слу­чайных совпадений! Описанная нами ситуация иначе как чудом, выходящим за рамки законов природы, описана быть не может. Говорят, что материалисты не верят в чудеса, оказывается, верят, только в свои т. ск. «материалистические», без которых эволюционно-материалистическое мировоззрение не сохранить.

Что же означает ситуация с константами? Заметим, что в этой ситуации мы имеем десятки миниситуаций с ничтожными вероятностями, каждой из которых прослеживается некое определенное отношение к человеку - ситуация чем-то напоминает наш пример с многократным нахождением под дверью стодолларовых купюр. В такой ситуации вполне разумно предполагать наличие разумного вмешательства. Итак, данные об ОДЗ фундаментальных констант точно соответствуют представлениям о целях, заложенных в структурах мироздания, о которых на протяжении веков говорит нам Св. Православие, о которых мы говорили выше - мир создан для человека. «Поистине не тщетно и напрасно, не для погибели, создал Бог вселенную, как думают суемудрые, но для того, чтобы она существовала, была обитаема и продолжала бытие» - писал Свт. Мефодий Патарский[9].

В этой ситуации мы вправе признать за истину гораздо более вероятную модель – модель сотворения. При этом, конечно же, остается возможность верить и в случайные причины немыслимых совпадений, но вера (тем более «святая вера») в такие случайные события находится уже на грани психической нормы…

Если нам скажут, что кто-то случайно выиграл в рулетку 30 раз подряд 10000 $, то мы в это не поверим. Но в то, что значения всех мировых констант при формировании Вселенной случайно попали в нужные интервалы – в это каждый материалист готов «свято верить». Заметим, что вероятность упомянутого выигрыша несоизмеримо больше вероятности появления значений мировых физических констант, соответствующих возможности нашего бытия.

Господь не заставляет нас верить в Свое бытие, оставляет за нами право выбора[3] – между здравым смыслом и верой в абсурд и предупреждает, что за такие «верования», явно насилующие человеческую совесть и здравый смысл, придется отвечать.

Может быть, кто-либо из материалистов при этом заметит, что все упомянутые теоретические выкладки, связанные с ОДЗ констант, осуществлялись в рамках существующих физических моделей. Это так, но тогда для того, чтобы остаться материалистом и не потерять здравый смысл, современному человеку необходимо отказаться от множества представлений современной физики. И это, таким образом, не снимает серьезности постановки проблемы. Материалистическая философия «требует жертв» и аппетит у нее, как мы видим – не малый…

Не только Вселенная, но и Галактика, и Солнечная система, и Земля оказываются, согласно данным современного естествознания, очень тонко подогнанными по многим своим параметрам для возможности пребывания на Земле человека. Доста­точно лишь незначительно изменить многие их физические параметры - и наша жизнь станет на Земле не возможной.

Приводим выдержки из статьи известного специалиста в этом вопросе Х.Росса:

«Наклон оси:

- если он больше, разница поверхностной температуры была бы слишком большой;

- если он меньше, разница поверхностной температуры была бы слишком большой.

Период вращения:

- если он длиннее, ежедневная разница температур была бы слишком большой;

- если он короче, скорость атмосферных ветров была бы слишком большой.

Гравитационное взаимодействие с Луной:

- если оно больше, эффекты прилива-отлива на океаны, атмосферу и период вращения были бы слишком большими;

- если оно меньше, изменение наклона орбиты стало бы причиной климатической нестабильности.

Магнитное поле:

- если оно сильнее, электромагнитные бури были бы слишком сильными;

- если оно слабее, отсутствие зашиты от частиц солнечного ветра.

Толщина земной коры:

- если она толще, слишком много кислорода переместилось бы из атмосферы в земную кору;

- если она тоньше, вулканическая и тектоническая активность была бы слишком высокой.

Альбедо (отношение отраженного света к общему количеству падающего на поверхность света):

- если оно больше, быстро развился бы ледниковый период;

- если оно меньше, быстро развился бы парниковый эффект…

Уровень двуокиси углерода в атмосфере: Ну и что?

- если он выше, быстро развился бы парниковый эффект;

- если он ниже, недостаточный парниковый эффект.

Уровень водяного пара в атмосфере:

- если он выше, быстро развился бы парниковый эффект;

- если он ниже, недостаточный парниковый эффект.

Уровень озона в атмосфере:

- если он выше, температура поверхности земли была бы слишком низкой;

- если он ниже, температура поверхности земли была бы слишком высокой, было бы слишком много ультрафиолетовой радиации на поверхности…

Соотношение кислорода и азота в атмосфере:

- если оно выше, жизненные функции осуществлялись бы слишком быстро.

- если он ниже, жизненные функции осуществлялись бы слишком медленно.

»[ 10 ]

Этот список может быть продолжен. В настоящее время известно несколько десятков (около 70) примеров тонкой настройки параметров нашей планеты (см. также [10, 11]).

В связи с этим необходимо отметить, что не все из перечисленных параметров тонкой настройки Земли являются элемен­тами моделей современной физики. Невозможность выхода за пре­делы существующей тонкой настройки некоторых из физико-хими­ческих параметров Земли обусловлена чисто эмпирически наблюда­емыми закономерностями, не зависимыми от произвольных моделей (нап­ример, настройка концентраций СО2 и О2).

Как здесь не вспомнить слова Свт. Василия Великого «Бог наш ничего не создал как избыточествующаго сверх потребности, так и недостаточествующаго в чем либо нужном» [12]?

Вспомним, что на Земле у нас есть все условия для существования (а их немало). А что в окружающем космосе? - наше появление в любой точке солнечной системы без средств жизнеобеспечения (например, без скафанд­ра) - тут же закончится смертью. Почему на Земле есть все для челове­ка? Почему на одном лишь земном шаре собрано все необходимое и доста­точное для нашей жизни? Почему так, а не иначе? Опять слышим от атеис­тов навязчивый припев: "случайное стечение обстоятельств". Подлинный ответ на этот вопрос дан очень точно, еще за долго до того, как нача­лись исследования Солнечной системы при помощи телескопов и космичес­ких полетов. За несколько столетий до Рождества Христова пророк Божий Исаия писал: Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, об­разовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства (Ис.45,18). (Мы, подобно избалован­ным детям часто забываем об этом важнейшем факте, точно соответствую­щем данным современной астрономии и космонавтики: другого места для жительства в видимой нами Вселенной для нас просто не существует). Итак, снова придется выбирать между немыслимо малыми вероятностями совпадений и простой идеей о создании всего комплекса Солнечной системы и Земли со всеми их параметрами для жизни человека. И снова, чтобы остаться атеистом и материалистом придется верить в случайные выигрыши баснословных сумм…

Порядок, который всегда с тобой

Мир устроен не только так, чтобы человек мог в нем существовать, но и так, чтобы, глядя на него, он мог познавать его Создателя – т.е. Его свойства. Причем это возможно, как при самом наивном взгляде на мир, так и при взгляде, вооруженном «самыми последними достижениями науки». Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (Рим.1,18-20).

Мы уже видели в предыдущем разделе, что тонкая настройка констант может быть вполне рационально объяснена при помощи гипотезы сотворения. Поскольку значения этих констант весьма точно соответствуют требованиям человеческого выживания – это косвенное свидетельство в пользу человеколюбия той силы (или сил), Которая создала мир.

Продолжим рассмотрение особенностей нашего мироздания. Мир далеко не хаотичен, обладает определенным упорядоченным устройством и поэтому представление о случайном его происхождении выглядит странно.

Итак, как мы знаем со школы, всё в мире подчиняется законам природы, отражающими повторяемость связей, свойств и т.п.

Мы, разумеется, не отрицаем существование чудес, при которых по воле Божией события происходят в обход физических законов. Но человек сталкивается с такими чудесами весьма редко (в противном случае понятие «закон природы», о котором говорит как Св.Предание Православия, так и современное естествознание, потеряло бы смысл), и при это каждый раз чудо несет в себе некую особую духовную цель.

Науке до сих пор нигде и никогда не удавалось обнаружить области, где царило бы безза­коние. Как объяснить этот факт? Эволюционный материализм разводит руками. Православное предание в отличие от этого утверждает, что Бог создавший мир, создал его в соответствии с определенными законами.

«Родам и качествам вещей, которые должны из скрытого состояния стать видимыми, Он сообщил известные временные законы, но так, что воля Его остается выше этих законов» - писал бл.Августин[ 13]. Об этом же писал Свт. Григорий Богослов (IVв.): "Бог, как скоро устроил мир, с первого же мгновения, по великим и непреложным законам, движит и водит его, как кубарь (волчок, юлу. – прим. авт.), ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество сего обширного и прекрасного мира, которому нельзя и вообразить чего-либо подобного, и в продолжение толикого времени предоставлен он несамослучайным законам" [14 - слов. 5].

И все, что существует и функционирует (а все су­ществующее в материальном мире является Божиим творением (Символ ве­ры)) существует и функционирует по законам. Православное миро­воззрение, таким образом, объясняет этот общеизвестный и необъяснимый атеистической наукой факт. Обратим внимание и еще на один аспект этой ситуации - откуда св. Отцам было в IV веке известно огромное множество фактов о всеобщей подзаконности явлений природы, собранных современной физикой? Таким образом, Православное мировоззрение не только позволяет объяснить сам упомянутый факт господства законов в природе, но и предс­казало результаты колоссального числа современных научных исследований в области естествознания.

Заметим, что выше приведенная цитата из творений Свт. Григория Богослова говорит нам еще об одной важнейшей особенности мироздания, принимаемой современным естествознанием за аксиому и подтвержденной результатами колоссального числа современных исследований. Законы природы неизменны во времени (принцип актуализма). Как могли Св.Отцы первых веков твердо настаивать на данном принципе – для атеиста полная загадка, но они настаивали, предвосхищая результаты огромного числа научных исследований, осуществленных столетиями позже.

«Законы природы не нарушаются и не колеблются, но остаются неизменными» - писал Свт. Иоанн Златоуст [ 15, п.9]. «И то, что ради людей произошло от Бога, остается тем же…» - читаем у Свт.Григория Неокессарийского [16]. Бог - Творец Вселенной, созданной для человека и в том числе законов, по которым она функционирует.

Постоянство законов природы во времени и пространстве (об этом чуть позже) естественно ставит вопрос о причине постоянства этих законов. Причинами их постоянства во времени может быть только постоянство во времени каких-то факторов (например, такими факторами могут быть иные постоянные законы, из которых известные нам законы выводятся как следствия). Но можно задавать вопрос «почему» и далее, и тогда постоянство этих факторов должно быть обусловлено постоянством во времени факторов второго порядка, и т.д. до бесконечности. При такой ситуации в мире не существует ни одной действительной причины, поскольку про все причины можно сказать, что это лишь «промежуточные звенья». И тем не менее мир стоит и законы постоянны. Фактором, который обуславливает такую стабильность, может быть только фактор, не зависящий ни от чего и обуславливающий все от него зависящее. Такое свойство в богословии приписывается Богу и входит в понятие «Сый» или «Иегова». По представлениям Православного богословия, Бог удерживает мир со всеми его свойствами в бытии.

Законы природы являются неизменными со времени творения не только во времени, но и в пространстве. Легко себе представить тот мир, в котором упорядочен­ность была бы организована примерно так же, как она существует в чело­веческих обществах, в различных странах мира. Сколько стран, столько и конституций (хотя везде находим относительный порядок). Упорядочен­ность мира в отличие от этого унитарна - т.е. законы природы одинаковы везде в обозримой нами Вселенной. В отличие от атеистического миро­воззрения, не могущего никак объяснить этот феномен, православное Пре­дание говорит нам совершенно конкретно о том, что в мире существует единый “чин естества”, а не множество "чинов", поэтому феномен унитарности законов мироздания в пространстве находит в рамках этого мировоззрения свое место и объяснение. ("Идеже хощет Бог, побеждается естества чин, творит бо вся, елика хощет". Великий покаянный канон преп. Андрея Критского (VIII в.)). Унитарность законов, по мнению св.Отцов - свиде­тельство того, что мир создан единым Богом, а не многими. «Итак, поелику тварь одна, и мир один, и порядок в нем один; то должно представлять себе и единого Царя и Создателя твари Господа. Ибо и сам Создатель для того сотворил один всецелый мир, чтобы устроение многих миров не привело к мысли о многих Создателях. Поелику же творение одно, то веруем, что и Творец его один. И мир один не потому, что Создатель один; Бог мог сотворить и иные миры. Но поелику сотворенный мир один, то необходимо веровать, что и Создатель его один» - писал Свт.Афанасий Великий (IVв.)[17]. Аналогичные мысли высказывали и др. Св.Отцы - см. примечание 199 в [18]. И опять мы сталкиваемся с той ситуацией, когда фундамен­тальный факт, полученный в огромном числе научных исследований, был уже известен православным святым за множество веков до проведения колоссального числа современных исследований в области естествознания. Итак, если весь Космос создан по единой системе законов природы - вполне разумно говорить о едином Создателе.

Унитарность законов природы (ему соответствует принцип униформизма в современном естествознании) говорит нам как о единстве Творца, так и намекает нам на Его всемогущество, поскольку единая система законов природы охватывает весь гигантский Космос[4]. Это - Конструктор с колоссальными возможностями. Сама подзаконность всего Космоса говорит о его конструировании. Законы - это порядок. И откуда они взялись, атеистам абсолютно непонятно. Но об очевидном порядке, распространенном на всю Вселенную, говорит не только всеобщая подзаконность. Свойства самих законов (а они специфичны) говорят нам о разумности Творца и разумности (как увидим далее) в высшей степени.

Вся премудростию сотворил еси

«…Когда увидишь во всем меру и число и порядок, ищи Творца. И другого ты не найдешь, у которого высшая мера и высшее число и высший порядок, как только Бога, о Котором наисправедливейше сказано, что Он все расположил мерою, числом и весом (Прем 11:21)» - Блаж.Августин[19].

Законы природы не просто указывают нам, что в мире связи между явлениями организованы по правилам и поэтому мы можем думать о том, что мир вместе со своими законами - результат сотворения. Свойства самих законов - свидетельство о специфическом порядке. Попробуем его рассмотреть.

Фундаментальные физические законы имеют определенную математическую структуру. Если вспомнить законы физики, которые мы проходили в школе – то приходят в голову множество математических формул…

Начнем с того, что все законы описываются математическим понятием функции, где всякому значению «х» соответствует только одно значение «у». Но ведь, если все возникало случайно, этого могло бы и не быть. Но таких вариантов мы не встречаем. Отметим также, что функция - это всегда несколько больший порядок, чем «не функция», т.е. когда одному значению «х» может соответствовать более, чем одно значение «у».

Как свидетельствует современная наука, связи между явлени­ями и свойствами окружающего нас мира, в частности фундаментальные физические законы, описуемы при помощи математики. В чем причина именно такого устроения мира? И не существует области естествознания (например, в физике), где бы все наблюдаемые связи не имели бы своего математи­ческого выражения – значения «у» вычисляются при помощи формул. Математика говорит нам о том, что множество функций, не поддающихся описанию при помощи формул, бесконечно. Легко представить себе ту ситуацию, когда мир был бы устроен иначе - например, закономерности выражались бы при помощи графиков, не поддающихся никакому математическому описанию. Однако фи­зика - это не наука немыслимых графиков и «безбрежных» математических таблиц, а наука математических фор­мул, где все поддается математизации, о чем знает каждый школьник. Среди функций, описывающих физические законы, функций, не представленных в виде формул, нет вообще.

Известный физик ХХ века, лауреат Нобелевской премии по физике, Ричард Фейнман утверждал, что все существо работы физика-теоретика при анализе новой ситуации заключается в том, чтобы угадать математическую формулу, которая описывает связь между параметрами [20]. Подитоживая вторую лекцию из цикла лекций «Характер физических законов», посвященную связям физики и математики, он писал:

«Подводя итоги, я хочу воспользоваться словами Джинса, который сказал, что "Великий Архитектор, по-видимому, был математиком". Тем, кто не знает математики, трудно постичь подлинную глубокую, красоту природы» [20].

Все это говорит о специфическом порядке в устройстве мира - вспоминая пример, представленный во Введении, можно констатировать, что «книжки разложены по полкам».

В чем причина именно такого устроения мира? У научного атеизма - молча­ние, или - "мир так устроен". Православное Предание отвечает на этот вопрос очень просто: " Ты все расположил мерою, числом и весом" (Пре­мудр. 11,21). А если так устроено «все», то и закономерные связи между параметрами имеют в своем основании числа. Поэтому все наблюдаемые нами связи явлений природы, созданные вместе с нею, име­ют математическое выражение. И снова мы видим преимущество Православ­ного мировоззрения пред атеизмом и снова мы видим то, как за много столетий до открытий современной науки их колоссальное множество было предсказано в Божественном откровении. И снова атеисты становятся перед дилеммой: или признать Премудрого Творца или верить в абсурдные случайные совпадения.

Если кто-либо предложит нам набор из 100 натуральных случайных чисел, при этом, однако окажется, что все они кратны 5 – то вряд ли кто-либо из здравомыслящих людей поверит в то, что эти числа выбраны случайно (вероятность такого события: р=1/5100). Ну, а человек, который будет в это «свято верить», не имея на то никаких объективных оснований, наверное вызовет у нас чувство грусти и серьезные сомнения относительно его психического здоровья… Многие сотни физических закономерностей выражаются при помощи формул, при том, что существует бесчисленное множество функций, никакими формулами не выражающихся (об этом прекрасно знает математика). И тот, кто «свято верит» в то, что все огромное множество реально существующих физических закономерностей, описуемых при помощи математических формул, возникло случайно, естественно не может не вызывать у нас чувства грусти. Увы, справедливы слова псалма: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13).

Математика, описывающая существующие законы природы обладает определенной спецификой. Видные ученые вынуждены признавать рациональность представления о том, что мир – результат сотворения Творцом, обладающим знанием математики высочайшего уровня. Вот, что например, писал в связи с этим Поль Дирак, лауреат Нобелевской премии по физике:

«Представляется, что, одна из основных особенностей природы заключается в том, что фундаментальной физические законы описываются очень красивыми и мощными математическими теориями, требующими для своего понимания высокого уровня знания математики. Вы можете удивляться: почему природа устроена таким образом? Единственное, что можно ответить на современном уровне знаний - природа таким образом сконструирована. Остается только принять это. Можно было бы описать эту ситуацию, сказав, что Бог - математик очень высокого уровня, и Он использовал весьма совершенную математику при создании Вселенной. Наши слабенькие математические усилия позволяют нам понять устройство лишь маленького кусочка Вселенной, и по мере дальнейшего развития математики мы надеемся понять устройство Вселенной лучше»[21].

Заметим, что здесь П. Дирак, отнюдь не питавший симпатий к христианству, практически повторяет мысль блаженного Августина, представленную в эпиграфе к этому разделу. На этом примере мы видим, что Создателю следует приписать высочайший по уровню интеллект – премудрость. (Заметим, однако, в скобках, что и эту особенность строения мира, как и все вообще, можно списать на случайность, рискуя, однако, сохранить при этом здравый смысл).

Но в том, что математика фундаментальных законов физики достаточно специфична, может убедиться и каждый школьник. Математические формулы, которыми описываются фундаментальные законы, изучаемые в школе, необыкновенно просты, хотя бы по сравнению с теми математическими выражениями, которые школьникам приходится регулярно упрощать на уроках математики…

И снова нашим атеистами для сохранения в целости своего взгляда на происхождение мира, придется верить в то, что все множество математически изящных физических законов возникло случайно, при том что, как знает каждый школьник, множество формул, не обладающих этой краткостью, изящностью и простотой, безгранично. Возможность случайного появления закономерностей физического мира, описываемого специфической математикой, конечно же, не может быть логически исключена, как и возможность того, что все сто случайных натуральных чисел делятся на пять… «Вольному- воля, спасенному- рай».

Атеизм утверждает, что чудес (то есть таких явлений, которые бы по своему характеру выходили бы за рамки существующих законов природы (за рамки "чина естества")) не происходит. Однако, как это ни парадок­сально, вера в чудеса заложена в структуре современного атеизма. Это мы могли уже выше видеть при рассмотрении феномена «тонкой настройки» параметров Земли и Вселенной. Но этим дело не ограничивается.

Жизнь, как свидетельство сотворения

«Всякий порядочный человек, вооруженный доступными теперь для нас знаниями, мог бы сказать лишь, что в некотором смысле происхождение жизни в данный момент выглядит почти чудом» - Ф.Крик.

«Все чудесатее и чудесатее…»

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес».

Появление сложнейших с точки зрения физики био­систем также не объяснимо иначе, как при помощи гипотезы сотворения.

Клетка - единица жизни (без клеток-хозяев более примитивные формы жизни-вирусы существовать не могут). Как выяснилось к концу ХХ века, клетки столь сложны во многих своих аспектах, что представить спонтанное возникновение живой клетки из неживой материи (абиогенез) часто представляется полным абсурдом даже для представителей материалистического мировоззрения.

Один простой пример: для завязывания одной ковалентной связи между двумя аминокислотами при биосинтезе цепочки любой белковой молекулы, необходима скоординиро­ванная работа около 150 генов. И это справедливо для всех живых орга­низмов, основным компонентом строения которых являются белки.

Приведем несколько свидетельств.

Ф.Крик, получивший Нобелевскую премию вместе с Дж.Уотсоном за открытие двойной спирали ДНК, и всю жизнь посвятивший изучению генетического кода, универсального для всех живых существ, пришел в конце жизни в своей книге Life Itself к выводу о том, что первая клетка была сделана инопланетянами - представить спонтанное возникновение такого сложнейшего образования, как генетический код, не возможно[22, 23-С.250].

Академик РАН В.А. Шувалов, Россия, директор Института фундаментальных проблем биологии, Пущино, дал интервью газете «МК» 8 февраля 2007 г., где привлекает внимание следующее признание: «Но вот появление на свет самой клетки с ее законченными аппаратом, в котором есть все... — загадка. Насчет Создателя ничего не могу сказать, но очень похоже, что что-то такое было» [24].

Наконец еще одно «чистосердечное признание» находим в коллективной монографии «Проблемы происхождения жизни», написанной российскими учеными, вышедшей под ред. академиков РАН Григорьева А.И, Добрецова Н.Л., Заварзина Г.А., Розанова А.Ю., Спирина А.С. и др. В статье проф. Л.М.Мухина читаем: «Закончить я бы хотел одним любопытным фактом. Была жуткая вспышка энтузиазма в 1950-х гг. на первой конференции по происхождению жизни. После этого 90% работ по этой проблематике поддерживали эволюционную идею. Однако трудности этого вопроса оказались столь велики, что в 2006 г. число публикаций, посвященных искусственному зарождению жизни на Земле (т.е., связанному с идеей творения), оказалось близко к 80%. Таково мировоззренческое значение проблем происхождения жизни…» [23, С.127].

Можно верить в инопланетян, или в таинственные трансцендентные факторы, обуславливающие конструирование, отвергая Творца, но на сегодня факт - представить на современном уровне развития науки появление жизни иначе, чем как через конструирование не представляется возможным. (Конечно, все всегда можно списать на случайность и флуктуации, но такое списывание, как мы неоднократно говорили, имеет свои пределы, за которыми начинаются противоречия со здравым смыслом).

На сегодня на вопрос о том, как произошла сложнейшая система под названием клетка - у строгих материалистов есть только один ответ: «случайность», но таких случайностей не бывает, никто никогда ничего подобного не наблюдал, т.о., это - «чудесная случайность» – еще одно верование из области верований в «материалистические чудеса».

Пример таких верований предлагает нам профессор Е.В.Кунин, один из ведущих специалистов в мире по проблемам абиогенеза: «Мы знаем, что синтез белка как-то возник, но убедительной последовательности этапов у нас нет. В связи с этим... возникают идеи о том, что достаточно сложные системы (разумеется, не все элементы сразу) могли возникнуть сугубо случайно... Возникло и возникло. Победителей не судят»[25]. Вобщем, короче, «победителей не судят»: появился когда-то сложнейший механизм биосинтеза белка, значит, появился спонтанно. Аминь.

Но парад «материалистических чудес» на этом не заканчивается…

Сложность живых клеток намного превос­ходит сложность современных компьютеров. «По сравнению со сложностью молекулярного механизма жизни даже самые хитроумные людские творения выглядят жалкими и неуклюжими…» - писал в 1986 году известный молекулярный биолог М.Дентон [26] – цит. по [27,C.116].

При том, что хорошо известно, что системы такого уровня слож­ности реально возникают из хаоса только в результате конструирования - все про­чие идеи о появлении клеток (в том числе и вера в их эволюционное возник­новение) по существу оказываются верой в чудеса. Заметим, что эволюционного возникновения систем такого уровня сложности никто еще нигде и никогда не наблюдал, как и вообще появления новой информации в биосистемах[27, CC. 117-119]. Т.о. , все идеи об эволюционном происхождении сложнейших живых организмов базируются исключительно на предположении о существовании этой эволюции в прошлом, но это – лишь предположение.

Если организация только одной живой клетки столь сложна, то какова мера сложности многоклеточных организмов? Например, собаки? Существование огромного количества живых систем, несоизмеримо превосходящих по своей сложности человеческие творения (например, компьютеры), говорит нам снова о премудрости Творца. Но нам продолжают твердить про случайность как механизм эволюции…

Логическая необходимость веры в чудеса для всякого эволюционного материалиста особенно ярко проявляется при рассмотрении целостных сис­тем элементов в области физиологии, где очень часто, как и в инженер­ных устройствах, сконструированных человеком, устройство не может функционировать, при отсутствии полноценного функционирования хотя бы одного из элементов системы (см. [27, 28]). Единственной возможной альтернативой появления такого рода устройств - может быть только их появление не в результате постепенной эволюции, а целиком (см. Рис.1), однако естественное появление новых полностью сформированных и генетически нас­ледуемых систем такого рода биологами еще никогда и нигде не было за­регистрировано. И снова самым простым в этой ситуации оказывается объяснение при помощи конкретного и хорошо известного в качестве единственно реального для появления систем такого рода механизма – конструирования. (Хотя появления подобных систем за счет случайных причин нельзя отвергнуть с вероятностью 100%, однако всякому понятно, что такие шансы – исчезающе малы.)

Красота мира – отражение совершенства Творца

Поэтому я признаю, что не знаю, почему были сотворены крысы и лягушки, или мухи и черви; но вижу, что все они в своем роде прекрасны, хотя по нашим грехам многие кажутся нам враждебными. Ибо я не найду ни одного животного, рассматривая тело и члены которого, я не обнаружил бы в них меру, число и порядок служащими единству согласия. Не постигаю, откуда они проистекают, если только не от высших меры, числа и порядка, которые пребывают в самом неизменном и вечном величии Бога.

Бл. Августин [19].

Еще одна особенность окружающего нас мира – он объективно красив. Элементы красоты присущи даже таким созданиям, которые у большинства естественно вызывают чувство отвращения (гиены, пауки и др.). При этом надо сказать, что создания, вызывающие у нас чувство отвращения, очевидно, составляют меньшинство. Часто бывает не возможно объяснить эмо­циональные переживания красот природы чисто психологическими причи­нами потому, что такие переживания (иногда очень сильные) мо­гут возникать у людей, сталкивающихся с этими красотами впервые.

Естественно возникает вопрос о том, почему в мире присутствует красота. При том, что он мог бы и не обладать этим свойством, и мог бы быть и некрасивым, или просто безобразным? На этот вопрос со стороны атеис­тов мы слышим опять в лучшем случае: "случайное стечение обстоя­тельств" или "мир так устроен". ( Думается, что при помощи слов "случай­ное стечение обстоятельств" можно "объяснить" абсолютно все.) И это при том, что каждому пятилетнему ребенку, едва научившемуся держать в руке фломастеры, ясно, что красота просто так сама не получается. В отличие от этого, Св. Писание – словами того же пророка Соломона дает нам гораздо более вразумительное объясне­ние этой особенности мироздания: От величия красоты созданий сравнительно познается Виновник их (Премудр. 13,4). Итак, красота мира создана человеколюбивым Богом. Мир создан красивым с той целью, чтобы человек познавал неизреченную красоту и совершенство Создателя, так же, как он познает красоту души художника, глядя на его прекрасные картины.

При том, что слова пророка Соломона о красоте мира были сказаны за несколько сотен лет до Рождества Христова, - тогда, когда знания о мире были весьма ограничены, когда не были познаны ни красоты Америка, ни Австралии, ни подводного мира (Ив Кусто), ни Космоса, их иначе, как пророческими назвать нельзя, т.к. они предсказывали красоту явлений, которые стали доступны наблюдениям много сотен лет спустя.

Красота мира – по мнению ряда ученых, в значительной степени детерминирована определенными математическими закономерностями, присутствующими в его структурах[5], если это так – то это еще одна проблема из области теории вероятности, которую придется решать атеистам, еще одна ситуация, когда надо будет верить «в 100 случайных натуральных чисел, кратных пяти»…

----

Эволюционный материализм, таким образом, подразумевает существование чудес, хотя от них и "открещивается". Чудеса, тем не менее, происходят, только не такие, о каких, может быть, мечтают адепты эволюционного ма­териализма. Происходящие в Православной Церкви чудесные явления - в последнее время стали предметом изучения российских специалистов: физи­ков и химиков. Существование такого рода явлений не вызывает у них сомнения [32], [33],[34].

Да, конечно, любое явление, выходящее за рамки обычных физических законов, можно запихнуть в разряд «флуктуаций» (квантовых, гравитационных, термодинамических…). Но почему-то, эти флуктуации при появлении чудесных явлений в Православной Церкви появляются в определенном месте и времени. Так, чудо схождения Благодатного огня – только накануне праздника Пасхи по Православному календарю (см. www.holyfire.org)… - «Это тоже флуктуации» - слышим иногда ответ атеистов. Да, такой вариант логически не исключен, да только «вольному - воля, а спасенному – рай».

«Жили- были в одной комнате общежития Физтеха два студента: Вова и Петя. Однажды приходит Вова к себе в комнату и не находит там своей джинсовой куртки… « А где моя джинсовая куртка?» - спрашивает он Петю, а тот отвечает: «Растворилась… Флуктуации произошли…». И Вова «свято поверил» в правдивость этих слов – ведь такой вариант логически не исключен…»

Нам остается пожалеть Вову, а самим твердо помнить:

«В разсуждении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть; которое (помышление) мы снискиваем чрез сотворенныя вещи. Прилежно разсматривая творение мира, познаем, что Бог премудр, всемогущ, благ; познаем также и все невидимыя Его свойства. Таким образом Его яко Верховнаго Правителя приемлем. Поелику всего мира Творец есть Бог, а мы составляем часть мира: следственно, Бог есть Творец и наш. За сим познанием следует вера, и за сею верою поклонение». Святитель Василий Великий. посл. 232.

Литература

1. Преп. Антоний Великий. Наставления. – Добротолюбие, т.1, М., 1905.

2. Свт.Иоанн Златоуст. Собеседование на Пс.13. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1899. Том 5, Книга 2.

3. Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры, кн.2, гл.Х, СПб., 1894.

4. Свт. Игнатий Брянчанинов. О образе и подобии Божиих в чело­веке. Сочинения. т.2, - СПб., 1905.

5. Cвт.Тихон Задонский. Письма келейныя, письмо 41, Сочи­нения , т.15, М., 1837.

6. Девис П. Случайная вселенная, М., 1985.

7. Сб. Наука, философия, религия. Дубна, 1997.

8. Морозова Е.Г.. Действие антропного принципа в мироздании http://www.scienceandapologetics.org/text/54.htm

9. Свт.Мефодий Патарский. Извлечения из сочинений О Воскресении (против Оригена). Святый Мефодий, епископ и мученик, отец Церкви III-го века. полное собрание его творений. - СПб, 1905. С.171-279. // Библиотека отцов и учителей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. - М.: Паломник, 1996.

10.Ross H. Astronomical evidences for the God of the Bible. http://www.reasons.org/articles/astronomical-evidences-for-the-god-of-the-bible

11.Шугаев М., Колчуринский Н. Антропный принцип и Православное мировоззрение. - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2, Москва, 2005.

12.Свт.Василий Великий. Беседы на Шестоднев, беседа 8, Творения, ч. 1, ТСЛ, 1900.

13. Бл.Августин, еп. Иппонийский. О книге Бытия, кн.6, гл.13.\\ Блаженный Августин. Творения", "Паломник" , М.,1997.

14.Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. М.: "Правило веры", 2000.

15.Свт.Иоанн Златоуст. Слово о Лазаре. Шестое. \\Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПБ: С.-Петербургская Духовная Академия, 1898. Том 1, книга 2.

16.Свт.Григорий Неокесарийский Переложение Екклезиаста. Творения святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. - Петроград, 1916. C.62-79. // Библиотека отцов и учетелей Церкви. Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. - М.: Паломник, 1996.

17. Свт.Афанасий Великий. Слово на язычников. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть первая. / Издание второе исправленное и дополненное. – М.: Издание Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 125–191. (Репр. изд.: СТСЛ, 1902).

18.«Православно-догматическое богословие» преосв. Макария, т.1, СПб., 1868.

19.Бл.Августин, еп. Иппонийский. О книге Бытия, против манихеев, гл.16, п.26 //Альфа и Омега" , №1/45, 2006 . http://www.pravmir.ru/o-knige-byitiya-protiv-maniheev/

20.Фейнман P., Характер физических законов, М., "Наука", Изд. второе, исправленное, 1987 г.

21.Dirac, P. The Evolution of the Physicist's Picture of Nature. Scientific American. (May 1963). Retrieved 4 April 2013.

22. Bates G., Designed by aliens? http://creation.com/designed-by-aliens-crick-watson-atheism-panspermia (дата обращения 28.09.2014).

23.Проблемы происхождения жизни, М.: ПИН РАН, 2009, 258с.

24.Феклюнин С. Наука в конце туннеля. Академик Владимир Шувалов: «Все не так плохо — проход через 15 лет безвременья произошел» // Московский Комсомолец. 8 февраля 2007. http://www.mk.ru/158646.html?ID=158646&SECTION_URL= (дата обращения 28.09.2014).

25.Ершов А. Суп из гвоздя. Ведущий эволюционист рассказал о Мультивселенной и антропном принципе (интервью с Е.В. Куниным) // Lenta.ru. 30 ноября 2012. http://lenta.ru/articles/2012/11/30/koonin/ (дата обращения 28.09.2014).

26.Denton M. Evolution: a theory in crisis. (Chavy Chase3, MD: Adler and Adler Publishers, Inc., 1986), pp.328, 342.

27.Сарфати Дж. Несостоятельность теории эволюции, Симферополь, 2001.

28. Чепмен Дж.Загадочные и удивительные, М., 1999.

29.Fred Willson. Shapes, numbers, patterns, and the divine proportion in God's creation - Impact, No. 354, December 2002.

30.Белянин В., Романова Е. Золотая пропорция. Новый взгляд. «Наука и жизнь» , №6, 2003.

31.Хоменков А. Гармония живой природы и проблема происхождения мира. - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2, Москва, 2005

32. "Глас тихий. Божьи знамения нашего времени" \Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви\, М., 2000.

33.Шугаев М.М. Благодатный Огонь - источник трансцендентен, в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2 Москва, 2005 и на www.holyfire.org.

34.Чудеса истинные и ложные/ под ред. А.Добросоцких, М., 2007.



[1] Эти вопросы рассматриваются в частности в рамках научного направления ID («Intellectual Design»).

[2] Легко понять, что вероятность попадания шариком наугад в лю­бой ограниченный участок бесконечной плоскости сколь угодно близка к нулю. Точно также, с точки зрения эволюционистов, должно обстоять дело и с вероятностями случайного появления значений упомянутых констант. Вероятность того, что эти значения попадут в интервалы, при которых возможно су­ществование человека во Вселенной - сколь угодно мала.

[3] Именно так, как предмет нашей свободы рассматривается вера в творениях Святых Отцов [3, кн. IV, гл.10].

[4] А может быть Космос и был сотворен таким огромным только для того, чтобы продемонстрировать нам всемогущество Творца?

[5] Объективная красота мира, согласно мнению ряда ученых, – подлежит в значительной степени математическому описанию- см. [29], [30],[31].

.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру