Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко- церковному краеведению. Утерянная святыня села Архангельское

Введение.

Удмуртия – наша маленькая родина. У каждого из нас здесь есть святыни. В Удмуртии есть славные города-заводы Ижевск и Воткинск, купеческий город Сарапул, уездный город –Глазов. Есть так же села и маленькие деревушки. В своей работе я хотела бы раскрыть тему святых мест села Архангельское, а именно историю храма до и после революции 1917 года. Передо мной была поставлена следующая цель: рассмотреть историю святого места села Архангельское. Для выполнения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

· Провести работу с архивными документами;

· Взять интервью у местного историка Тамары Сергеевны Костылевой.

Для выполнения задач я использовала как устные источники (интервью, опрос), так и письменные( архивные документы).

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В первой главе раскрывается история храма села Архангельское, его жизнь с конца XIX- начало XX веков. Так как ни в одной книге по истории Удмуртии я не нашла упоминания об этом храме, то опорой моего исследования было интервью, взятое у историка, документ «Ведомость о церкви за 1904 год» и дневниковые записи периода с 1956-1958 годы Шулятьевой Валентины Ивановны, моей бабушки.

Вторая глава содержит в себе результаты устных исследований. Она посвящена интервью с местным учителем истории- с Костылевой Тамарой Сергеевной. С помощью интервью я попыталась выяснить: является ли храм утерянной святыней и какое место он занимал в жизни прихожан и простого населения.

Для меня эта тема актуальна, так как история села связанна с нашей семьей. Автору стало очень интересно выяснить историю храма. В ходе выполнения исследования мы столкнулись с тем, что материала крайне мало, они разрознены, а многие документы утеряны или уничтожены. Поэтому я считаю, что эта работа интересна, тем, что она собрала воедино сведения о духовной жизни села Архангельского конца XIX и середины XX веков.

Основная часть

Глава 1. Жизнь храма на рубеже XIX и XX веков.

Изучая данную тему, автор столкнулся с проблемой недостачи материала. Ни в одной книге, посвященной храмам и святыням Удмуртии, не упоминается Вознесенский храм села Архангельское. Возможно это следствие того, что храм был разрушен.

История храма будет изложена, благодаря интервью с историком Костылевой Тамарой Сергеевной и на основании архивного документа:«Ведомости о церкви Вознесенской, села Архангельскаго, 6 благочинническаго округа, Глазовскаго уезда, Вятской епархии за 1904 год» «Стараниями горожан жителей деревни и помощью состоятельных людей церковь была построена в 1890 году».

Из документа известно, что здание было деревянное, обшитое тесом железной крышей снаружи окрашено, а изнутри было отделано штукатуркой. Колокольня так же была: «С железною крышею, обшитая тесом, и снаружи окрашена».

Место, где стояла церковь


Церковь была однопрестольная, освящена 19 декабря 1891 годы в честь Вознесения господня Благочинным первого округа, Протоиреев города Глазова Иоанном Дерновым. С разрешения и благословения Преосвященнейшего Сергия Епископа Вятского и Слободского от 13 декабря 1891 года.

Что же касается убранства храма, то в ведомости указано: « Церковь утварью по новости не богата», это была простая деревенская церковь.

Изначально в церкви служили только священник и псаломщик. Но в 1897 году 13 декабря в храме начинает служить диакон.

Любому приходу полагалось иметь землю, приход в селе Архангельское не исключение, в пользовании Священноцерковных служителей имелась только дворичная земля в количестве 5 ¼ десятин. Изначально по приговору прихожан от 4 сентября 1887 года было решено отвести церкви столько земли, сколько было положено по закону, но обещание это не выполнилось в полной мере.

Для помещения Священноцерковнослужителей имелись отдельные казенные здания. И полный перечень был дан в самом документе:

«…Церкви принадлежит следующее здание: 1) дом для Диакона, деревянный двух-этажный со службами, амбаром и погребом, 2) дом для псаломщика деревянный, одноэтажный, со службами амбаром и погребом, 3) дом для просфорницы деревнный, одноэтажный, с амбаром и погребом, 4) дом для церковно-приходской школы деревянный, одноэтажный с мезонином вверху, 5)дом деревянный занимаемый общежитием церковно-приходской школы, 6) пятистенный амбар для хранения церковного имущества и 7) деревянная усыпальница…»

На содержание причта было положено с 1894 года жалование от казны: Священнику триста рублей и псаломщику сто рублей, а с 1902 года и диакону сто пятьдесят рублей. Кроме того, по приговору прихожан, от 4 Сентября 1887 года было положено плотить с каждого венца Священнику:

«…по пуду каждого жита – ржи, овса и ячменя, псаломщику по 20 фунтов и просфорнице по 10 фунтов так же жито, на сбор сей по приговору не выполняется; за исполнение треб по тому же приговору положено определенное небольшое вознаграждение…»

Церковь находилась на расстоянии двухсот тридцати верст от Вятской Духовной Консистории, а от местного благочинного в тридцати верстах. Так же известно, что от ближайших к селу населенных пунктов и церквей Вознесенский храм находился в пятнадцати-семнадцати верстах.

Все документы по ведению церковного хозяйства, а так же книги подвергались строгому учету. Так, например приходо-расходные книги находились в Вятской Духовной Консистории, копии исторических книг хранились в церковном архиве. Через определенное количество времени проходила опись церковного имущества.

Таким образом, можно подвести итог о том, что храм Вознесения села Архангельское жил своей жизнью, как и большинство храмов в России на рубеже веков.

Глава 2.

Интервью

Вторая глава содержит в себе интервью с местным учителем истории, а так же небольшой опрос. С их помощью я попыталась выяснить: является ли храм утерянной святыней, и какое место он занимал в жизни прихожан и простого населения.

Тамара Сергеевна Костылева, 1939 года рождения, родилась в селе Архангельское Красногорского района. По профессии - учитель истории, на данный момент занимается исследовательской деятельностью местного музея.

Добрый день Тамара Сергеевна. Мой первый вопрос посвящен истории самого села. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об истории этого места?

Я и вся моя семья являемся потомками коренного населения, то есть тех, кто основал село Архангельское. Изначально это была, конечно, деревня и интересен тот факт, что священнослужители называли ее починок Шоринский, хотя ни в одном документе не было упомянуто это название. Сама деревня входила в приход села Святогорское там церковь была построена значительно раньше. Приход был большой по тому по решению святейшего синода от 1 августа 1888 года было принято решение о строительстве нового храма в селе Архангельское. Первая деревянная церковь была построена в 1890 году на средства прихожан. Моя мама говорила мне, что здесь было порядка 30 дворов. На момент строительства и сбора средств были объединены 14 деревень, именно они входили в состав прихода. Сам храм по степени важности и значимости, возможно, превосходил храм в селе Святогорское. Это конечно зависело от того кто стоял во главе храма, от первого священника. Я бы отметила еще и то, что отличало наш храм от других это очень сильный и звучный колокольный звон. Сейчас колокольные переливы слышны только в одном населенном пункте, тогда же колокольный звон можно было услышать далеко за пределами Архангельского.

Кроме жителей деревень, кто помогал строить? Были ли меценаты?

Поддержку в строительстве, как материальную, так и трудовую оказывали не только жители деревень, но и купцы Бяковы. Братья, владевшие несколькими магазинами, лавками и доходными домами. Само по себе население было не бедным, редко случалось такое, что бы семья сводила концы с концами до нового урожая. Иными словами население было сытым и одетым. Первая деревянная церковь была построена из деревьев близлежащего леса.

В честь какого праздника был освящен новый храм?

Освящение, состоялось 19 декабря 1890 года. Причем освящение проходило в день святого Николая, но храм все же освятили в честь праздника Вознесения Господня.

Как жила церковь? Насколько богата она была?

Несмотря на то, что во многих документах указано, что церковь была бедной, на самом деле постепенно убранство храма приобретало пышный вид. И уже спустя десять лет в храме был установлен богатый иконостас.

А жизнь церковнослужителей? В каких условиях жили священники?

Жизнь священников была благоустроенной. Совсем близко к храму стоял большой двухквартирный дом для двух священников и их семей. Эти люди пользовались большим уважением и их почитали. Они не просто духовно воспитывали людей, они были и за светское образование. Сами священники, их жены и старшие дочери были учителями в сельской школе. Именно благодаря священнослужителям Вознесенской церкви появилась сначала двухклассная приходская школа, а затем четырехклассная. Первая церковно-приходская школа была открыта в 1893 году, а в 1908 году 1января основано церковно-приходское попечительство.

Известно ли имя священника, при котором происходили большие преобразования?

Школа была открыта при священнике Василии Алексеевиче Лапшином. Именно этот человек оказал большое влияние на развитие образования в селе. Он вел активную миссионерскую деятельность и работу среди населения в пользу обучения детей. Он уговаривал многих родителей дать образование детям. Лапшин организовывает строительство нескольких часовен на кладбищах.

Насколько я знаю, большая часть населения близлежащих деревень были язычниками. Проповедовали ли священники у них?

Конечно, не только богослужения занимали мысли священников, они вели и большую миссионерскую деятельность. Удмуртов язычников путем убеждений, прилюдных чтений священных книг и проповедей пытались обратить в православную веру. Многие крестились и уверовали, тех же, кто не отрекся от своей первоначальной веры, насильно не заставляли.

Храм закрывали несколько раз. Когда его закрыли впервые?

С наступлением 1937 года в село Архангельское, как и во многие другие пришел приказ о закрытии храма. Закрытие храма было недолгим, так как его вновь открыли.

Когда вновь был открыт храм? И благодаря кому?

По ходатайству жителей деревни по приказу СНК от 2 июля 1945 года церковь снова была открыта.

В открытый приход снова приехали священники, но жизнь их здесь была намного хуже, чем жизнь тех, кто выполнял эту миссию до революции. Вместо большого двухквартирного дома им был предложен небольшой домик, в котором, по мнению управляющих должно было проживать две семьи. Несмотря на все трудности, церковь работала.

Это удивительно, конечно, что в эти годы церковь жила. Но как так получилось, что ее все-таки закрыли?

Возможно, проработала бы еще много лет, если бы не комсомольцы добровольцы, приехавшие из Ижевска. Именно они добились закрытия храма и размещения в его здании большого сельского клуба. Совет министров УАССР 17 июля 1961 года принял решение - постановление о закрытии Вознесенской церкви. Помещение было передано в руки молодого поколения, которое сразу же отпраздновало в новом клубе две свадьбы. Но как стало, потом известно обе семьи были несчастны и распались.

Как происходило разрушение храма?

Было принято решение снести звонницу. Я и мои сестры помним тот день, когда это происходило. Несколько бульдозеров пытались разрушить то, что с таким трудом создавали наши предки. Во время разрушения произошел случай поразивший многих. После долгих и мучительных попыток снести постройку рабочие отдыхали, и в этот момент верхняя часть звонницы поднялась и рухнула на землю. Жители деревни до сих пор помнят звон колоколов в этот момент. И нас всех поразил тот факт, что в разрушении принимали участие три-четыре бульдозера, а звонница стояла. Эту казалось бы хрупкую постройку пытались снести несколько машин, для них это должно было стать делом минутной трудности, но это мучительное действие длилось в течении нескольких часов. Помнится, мы еще удивлялись тому, что крест такой большой. С виду, когда посмотришь вверх, он казался нам небольшим. После того как звонница рухнула, мы обнаружили наполовину вошедший в землю крест и большой колокол вместе с ним.

Скажите, Тамара Сергеевна, вы встречались с кем-нибудь из участников тех событий?

С одним из участников событий, водителем бульдозера я недавно встретилась. Этот человек раскаивается, что принимал участие в этом деле. Теперь он очень сильно болен и только сейчас понял, из-за чего у него по жизни было столько проблем. Он сказал мне: «Тамара, если бы мне предложили это сделать сейчас, я бы отказался и не за какие деньги не пошел бы на это преступление. Теперь я знаю, за что мне достается».

Что было дальше с храмом, после того как он стал клубом?

Клуб просуществовал недолго. Как-то перестал в него ходить народ и за ненадобностью его закрыли. Потом на месте большой площади, на которой в прежние времена проходили ежегодные ярмарки и базары построили административный центр. Это стало новой вехой в истории нашей святыни. Он как бы ушел в забытьи и просто стоял.

Когда храм был разрушен до основания?

В начале 80-х. До этого там кто только не обитал. Официально он был закрыт, но в нем жили приезжие рабочие, размещали небольшую столовую для них. Если вы обратили внимание на месте храма сейчас стоит непонятное сооружение круглой формы. Это слив устроенный как раз теми постояльцами. Как выяснилось после разрушения, они там устроили баню.

Вообще само по себе разрушение было немного странным, ведь только одна стена храма была обветшавшей, и для этого не обязательно было сносить все здание, но видимо администрация видела в храме какую-то помеху. Хотя кому он мешал, сейчас на этом месте ничего нет, это пустырь.

Вернемся в прошлое. Неподалеку от места, где раньше был храм установлен памятник учительнице. Кто она? И за что поплатилась жизнью?

Памятник установлен Тине Вершининой. Устинии Парфеновне Вершининой. Уже известный вам священник Лапшин поддерживал белое движение. Долгое время село было «белым». Священник пропагандировал всевозможными способами белое движение. В то же время в школе преподавала молодая учительница, которая в свою очередь была за красных, так как была социал-демократкой. Село переходило от красных к белым в течение всей гражданской войны. Этот момент хорошо помнила моя мама, которая родилась в 1912 году. Священник, будучи очень активным общественным деятелем, собирал средства для белой армии. Два пропагандиста столкнулись, в то время действовал принцип: «кто не снами – тот против нас». Лапшин докладывал о ней руководителям белого движения, она докладывала на него красным. В итоге сначала была расстреляна Тина Вершинина, а затем после прихода к власти красногвардейцев был расстрелян Василий Алексеевич Лапшин.

Что для вас значит эта святыня?

Меня с этой церковью связывает многое. Во-первых, это мое тайное крещение. Моя мама была очень верующей женщиной и тайно крестила меня. В то время существовали две церковные книги: официальная для проверок и неофициальная, куда вписывали всех. Мама часто брала нас в церковь, и мне там нравилось, правда тогда я мало, что понимала в происходящем. Для меня это действительно утерянная святыня. И я вам скажу, что совсем недавно возникло у администрации желание заново построить храм, мне предложили заняться этим, так как для организации и наблюдения нужен человек. Но я пока, возможно, не готова. Быть может, пройдет время, и я решусь на этот шаг.

Заключение.

В своей работе я рассмотрела историю храма села Архангельское. Наиболее подробно познакомилась с историей храма Вознесения Господня.

Я провела интервью с местным историком, Т.С. Костылевой, и ее высокая осведомленность говорит о том, что она беспокоится за судьбу села Архангельское. Проведя интервью, убедилась в актуальности данной работы, так как для многих людей, живущих в селе это поистине утерянная святыня.

Поскольку храм не восстановлен, то молодое поколение знает о его истории только из уст старших. Свидетелями существования святыни являются люди пожилого возраста, они пытаются сохранить память о разрушенной святыне в своих записях. Радует и то, что молодые люди не проходят мимо своей истории и многие знают и историю храма и, как следствие историю своей маленькой родины.

Из интервью я узнала, что в селе есть люди, для которых храм является святыней. И недавно было вынесено предложение: построить храм вновь, но, к сожалению, среди жителей нет человека, который бы взял на себя ответственность за наблюдением и организацией работы. Местным жителям восстановить храм не по силам и, к сожалению, меценатов, желающих предоставить помощь, тоже нет.

Для молодого поколения Вознесенская церковь, столь почитаемая их бабушками и дедушками, не является святыней. Все это по тому, что они не видели храм. Все, что они знают и чем располагают это устные источники, а для того, что бы место стало святыней нужно связать с ним свою жизнь и почувствовать его физически.

Рецензия

Дорогая Ксения!

Спасибо за участие в конкурсе, за неравнодушное отношение к разрушенному ныне храму Вашего села, за желание сохранить и передать людям память о нем, которое и выразилось в создании данной работы.

Хочется отметить, что тема истории конкретного храма – традиционная для нашего конкурса, и Ваша работа – очень хороший образец сложившегося «канона» для такого рода исследований. Она грамотно выстроена: прослеживается судьба храма Вознесения от строительства и освящения в дореволюционный период до разрушения в советское время; в завершении работы высказывается надежда на его восстановление, связанная с соответствующим намерением местной административной власти. В работе представлено описание самого храма и прилежащих строений. В Приложении имеются фотографии храма, а также пустырь, который образовался и, к сожалению, по сей день существует на его месте.

В построении Вашей работы есть и своя специфика. Разделение на главы сделано не только по историческому принципу, но и по принципу «от внешнего к внутреннему». Первая глава, описывающая храм до революции, имеет фактологический характер. Изложение опирается, в основном, на архивный источник. Вторая глава, повествующая о судьбе храма в советское время, представляет собой интервью с учителем истории Тамарой Сергеевной Костылевой, которая является очевидцем разрушения храма. Рассказ ее имеет большую ценность как источник новой информации. Тамара Сергеевна, местный житель и историк по профессии, поделилась с Вами своими воспоминаниями, известными ей сведениями о дореволюционной истории храма, сообщила имя последнего священника. Память Тамары Сергеевны сохранила уникальные и удивительные события истории разрушения храма Вознесения Господня, длившейся несколько десятилетий (например, историю разрушения колокольни). Особая значимость рассказа Тамары Сергеевны заключается в том, что история не просто фиксируется, но сообщается личное отношение свидетельницы происходившего. В работе чувствуется солидарность автора и учительницы в переживании трагичности описываемых событий, в понимании того, что разрушение храма в селе – это невосполнимая утрата; ощущается сочувствие идее его восстановления. Явственно Ваше глубокое сожаление о том, что «для молодого поколения Вознесенская церковь, столь почитаемая их бабушками и дедушками, не является святыней». Завершает работу очень глубокая мысль: чтобы храм стал для подрастающего поколения святыней, «нужно связать с ним свою жизнь и почувствовать его физически».

Но, конечно, все это не означает, что работа лишена недостатков. Начнем с обозначенной во Введении весьма неожиданной цели, которой Вы задались, намереваясь взять интервью у Тамары Сергеевны: «я попыталась выяснить: является ли храм утерянной святыней, и какое место он занимал в жизни прихожан и простого населения». Однако то, что всякий православный храм является святыней, выяснять не нужно – это, можно сказать, определено догматически. Вот какой ответ на вопрос «почему храм – свят», сообщает произвольно выбранная статья из интернета: первая святыня храма – священнослужители, совершающие Божественную Литургию и другие таинства в церкви, – как имеющие Апостольскую преемственность и Апостольскую благодать. Великой святыней в храме является Антиминс – особый освящённый епископом плат, в который вшиты частицы мощей святых исповедников Христовой веры. Он всегда находится в алтаре на святом Жертвеннике (Трапезе). Кроме того, во исполнение постановления Святых Отцов о том, что Литургия может совершаться только на мощах мучеников, при освящении храма архиерейским чином под Трапезу вкладываются частицы мощей святых мучеников – исповедников веры в Христа. Святынями является сберегаемые Святые Дары, освящённые во время Евхаристии, а также напрестольное Евангелие и напрестольный крест, мощевики с частицами мощей святых, иконы (URL: http://www.nivki.orthodoxy.ru/sviatyni.htm, дата обращения 24.04.2013).

Следует добавить, что и разрушенный храм, конечно же, остается святыней. По преданию святых отцов, Ангел церкви остается на месте разрушенного храма и плачет о нем, поэтому ничего, кроме нового храма, на этом месте не должно строить.

Собственно, в дальнейшем изложении вопрос «является ли храм утерянной святыней?» и не рассматривается. Рассматривается, как и заявлено в цели работы, история святого места села Архангельское, т.е. сама святость места на самом деле Вами под вопрос не ставится.

В том же предложении о цели представляется странным разделение жителей села на «прихожан» и «простое население». Неясно, кто подпадает под определение «простого населения» (не прихожан). Язычники? Были ли таковые в селе, или до революции множества «прихожан» и «простого населения» совпадали? Если имеются в виду последующие времена, то, может, будет более точным говорить не о «простом населении», а о людях, отрекавшихся от православной веры? В любом случае получается, что категория «прихожане» четко определена в смысле вероисповедания – это православные христиане. Но с той же определенностью должно быть охарактеризовано и мировоззрение людей, составляющих «простое население».

Есть замечание об использованной литературе и источниках. Во-первых, в конце работы отсутствует их список (или списки). Следует отметить, что литература и источники отличаются местом в исследовании: литература содержит сведения общего характера, тогда как источники сообщают материал, касающийся непосредственно предмета и анализа исследования. Обычно и принято составлять два списка. Правда, несмотря на отсутствие списков, некоторые сведения об этом имеются. Так, во Введении указано, что ни в одной книге по истории Удмуртии Вы не нашли упоминания о храме Вознесения Господня с. Архангельского. Надо думать, в этом – причина отсутствия списка литературы. Кроме того, во Введении перечислено все, что на самом деле должно составить список источников: Вы указываете, что опирались на архивный материал («Ведомость о церкви Вознесенской, села Архангельскаго, 6 благочинническаго округа, Глазовскаго уезда, Вятской епархии за 1904 год»); на дневниковые записи Вашей бабушки Шулятьевой Валентины Ивановны периода 1956–1958 гг.; на интервью с учителем истории Костылевой Тамарой Сергеевной. По поводу архивного документа остается неясным, каким образом Вам удалось с ним ознакомиться – обращались в архив непосредственно или через Тамару Сергеевну (или другое лицо)? Вы – первая, кто сообщает представленные в работе архивные данные, или они использовались ранее в других работах? Ответы на эти вопросы важны, поскольку позволили бы установить статус Вашей работы, определить, в какой степени она является Вашим собственным исследованием. Дневник бабушки относится к категории источников личного происхождения. Хотя он и назван, в работе нет ссылки на его использование. Интервью – это полевые материалы автора (ПМА), так они должны быть обозначены в предполагаемом списке источников. В ПМА следовало бы, кроме имеющейся информации, сообщить дату и место интервьюирования.

Имеют место недочеты, допущенные, скорее всего, по небрежности. Слово «Господне» (Вознесение Господне) следует писать с большой буквы; слова «благочинный» и «протоиерей», – напротив, с маленькой. Есть ошибки согласования.

Ошибки допущены в Заявке (что уж совсем нехорошо!): в названии вместо «утерянная святыня» – «утерянная работа». И имя, конечно, Ксения, а не Ксенья.

Закончить обзор Вашей работы хотелось бы не указанием на недочеты, но обозначением перспективы дальнейших исследований. Во-первых, это перспектива работы в архиве. Вы сами отмечаете, что использованный документ – не единственный: «…приходо-расходные книги находились в Вятской Духовной Консистории, копии исторических книг хранились в церковном архиве. Через определенное количество времени проходила опись церковного имущества». Все эти материалы могут стать источником ценной информации, например, о внутреннем убранстве храма. Сохранились ли они? Хорошо бы поискать их, получить к ним доступ. Вполне возможно, что существуют и другие дореволюционные архивные материалы, в том числе, сообщающие сведения о клире. Кроме того, наверное, имеются и архивы советского периода. Так, тема противостояния священника В.А. Лапшина и социал-демократки У.П. Вершининой, описание их личностей, их деятельности и обстоятельств смерти могла бы стать предметом отдельной работы.

Во-вторых, это перспектива интервьюирования старожилов Вашего села. Они могут сообщить факты не менее интересные и важные, чем те, которые описала Вам Тамара Сергеевна. Кроме того, Вы намекаете о существовании других письменных источников личного происхождения: «Свидетелями существования святыни являются люди пожилого возраста, они пытаются сохранить память о разрушенной святыне в своих записях». Где же они, доступны ли они Вам? Посредством этих источников важно было бы узнать, передавалась ли и каким образом православная вера из поколения в поколение в период разрушения храма, как осмыслялось разрушение тогда и сейчас. Может быть, появится возможность развить тему, обозначенную в сообщении о трактористе, участвовавшем в разрушении звонницы. Таким образом тема истории храма может быть развита как история сохранения и передачи веры, история человеческих судеб и осмысления жителями происходящих с храмом событий.

Это, конечно, большая работа. Хочется пожелать Вам продолжить начатое дело. Возможно привлечение и других молодых людей из тех, которые «не проходят мимо своей истории, и… знают и историю храма, и, как следствие, историю своей маленькой Родины».

С уважением,

к.ф.н., доц. Гладышева Стелла Геннадьевна




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру