Первый из ряда великих русских мужей науки

М. В. Ломоносов

19 ноября родился Михаил Васильевич Ломоносов – “первый из целого ряда великих русских мужей науки” [1, с.286].

Какие же силы возвели М.В. Ломоносова на столь высокий пьедестал? Что, помимо собственной индивидуальности, позволило ему, хотя и спустя почти 150 лет после смерти, быть признанным “химиком первой величины и личностью удивительной силы в ограниченной галерее величайших людей мира” [2]? Ответ на этот вопрос даёт история развития науки и промышленности в XVII–XIX вв. – эпохе научной и промышленной революции, времени, когда был заложен фундамент всей современной цивилизации.

Период научной деятельности М.В. Ломоносова охватывает конец 1730 – первую половину 1760-х гг. – время, когда после выдающихся достижений науки XVII столетия в области математики, механики, астрономии, физики, кульминацией которых стали знаменитые работы И. Ньютона, в науке почти на 70 лет наступило относительное“затишье”. Однако, хотя этот период и не ознаменован открытиями мирового значения, наука не стояла на месте, развиваясь не вглубь, а вширь, охватывая всё новые и новые области и территории.

Экспериментальные методы и научный аппарат, выработанный для математики, механики и физики, пытались применить не только в естественных науках, но и в науках гуманитарных. Наука Нового времени, получив своё развитие на небольшом кусочке Европы, охватывающем Англию, Голландию, Северную Францию и Италию, распространилась на Германию, Швецию, Россию и другие страны.
 
В 1724 г. Сенатом был одобрен проект Петра I об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук и художеств. Пётр Великий считал науку одним из аспектов своего плана создания независимой в экономическом и военном отношении России. Согласно его замыслу, Академия должна была выполнять две основные задачи: “науки производить и совершать” и “оные в народе размножать”.

Эти задачи стали делом всей жизни М.В. Ломоносова, занявшего в 1745 г. в Петербургской академии наук должность профессора химии. Хотя Ломоносова благодаря исключительно многогранному характеру творческой: математика, физика, химия, науки о Земле, астрономия, горное дело и металлургия, русская история, филология, метеорология, экономика – и просветительской деятельности относят к учёным-энциклопедистам, его преимущественное внимание было направлено на развитие физики и химии.

Ломоносов неоднократно подчёркивал значение химии в жизни людей. “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие”,– пишет он в своём знаменитом “Слове о пользе химии”. И если когда-нибудь исследователь проникнет во внутреннее строение тел, то “химия тому первая предводительница будет, первая откроет завесу внутреннейшего сего святилища натуры”.

Это предвидение Ломоносова было провидческим, поскольку при его жизни химия, в отличие от точных наук, еще не обрела научного статуса, оставаясь скорее сборником рецептов, вторичным искусством, поставленным на службу медицине и аптекарскому делу. И хотя химики уже пришли к пониманию необходимости систематизации и теоретического обобщения опытного материала, первые гипотезы – флогистона и теплорода – в силу своего противоречивого, не подтверждаемого опытом содержания не могли стать теоретической основой химической науки.
 
М.В. Ломоносов все свои талант и энергию направил на то, чтобы из химии-искусства сделать химию-науку. Он дал новое определение предмета и задач химии как науки: “Химия – наука об изменениях, происходящих в смешанном теле…” [3, с. 67]. Он считал важнейшей задачей создание с помощью союза химии с математикой, механикой и физикой теории, позволяющей вскрыть причины химических явлений и объяснить зависимость физико-химических свойств соединений от их состава и строения. Выдающийся русский химик Б.Н. Меншуткин [4], который впервые ввёл в научный оборот забытые труды Ломоносова, писал, что учёный “ставил своей целью построить всё здание химии на математических началах, на законах механики, управляющих взаимными отношениями частиц, составляющих тела; он стремился объяснить при помощи физических истин истины химические, одним словом, сделать химию наукой точной, сделать её “истинной физической химией” [5, с.2].
 
Ставя перед химией сложные теоретические задачи, М.В. Ломоносов стремился разработать необходимый для их решения аппарат. К его фундаментальным достижениям в этой области относятся следующие: он обратил внимание (1756) на сохранение массы вещества в химических реакциях; изложил (1741–1750) основы своего корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, получившего развитие лишь спустя столетие; выдвинул (1744-1748) кинетическую теорию теплоты; обосновал (1747-1752) необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений; предложил для теоретической части химии название “физическая химия”, а для практической части – “техническая химия”; первым начал читать в Петербургской академии наук “Курс истинно физической химии”(1754).
 
В 1748 г. по инициативе Ломоносова при Академии наук была построена первая Химическая лаборатория, предназначенная для научных и учебных целей. Для этой лаборатории, создания которой учёный упорно добивался восемь лет, он разработал широкую программу исследований. Основным пунктом программы была задача анализа сложных веществ с целью получения составляющих их простых, и наоборот, синтеза ранее известных или новых сложных веществ из простых.

Кроме того, Ломоносов использовал Химическую лабораторию для изучения природных богатств России. Он предложил собирать по всей территории страны образцы руд, минералов и других ископаемых и присылать их для исследования в Академию наук. Используя оборудование лаборатории, Ломоносов решил целый ряд практических задач: организовал производства неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора; разработал технологию и рецептуру цветных стекол, которые использовал для создания мозаичных картин; разработал фарфоровую массу. Он описал процессы получения железного купороса, медного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот.

М.В. Ломоносов первым из русских академиков приступил к подготовке учебников по химии (“Курс физической химии”, 1754) и металлургии (“Первые основания металлургии или рудных дел”,1763), заложив таким образом первые блоки в основы русского химического языка. В последнем из учебников он рассмотрел свойства различных металлов, дал их классификацию и описал способы получения, что способствовало систематическим работам учёных последующих поколений по освоению и исследованию естественных богатств России.
 
Огромной заслугой М.В. Ломоносова, благодаря которой он навсегда вошёл в историю России, стало его участие в основании первого национального просветительного и научного центра – Московского университета [6,7].

19 июля 1754 г. Сенат рассмотрел и одобрил проект графа И.И. Шувалова об учреждении в Москве университета. 12 января 1755 г., в день Святой Татьяны, императрица Елизавета Петровна подписала указ, которым включала университет в государственную систему, что гарантировало его финансирование за счёт государства. Кураторами университета были назначены И.И. Шувалов и Л.Л. Блюментрост.

М.В. Ломоносов принял самое активное участие в учреждении Московского университета, лично составив для него проект и учебную программу. Именно благодаря ему в этих документах нашли отражение революционные идеи, ставившие своей целью сделать науку доступной для широкого круга русских людей, стремившихся к знанию. “Проект” допускал поступление в университет лиц всех свободных сословий, за исключением крепостных крестьян.

Горячий сторонник тесной связи теории и практики в науке, Ломоносов выступал за сочетание теоретического обучения и приобретения практических навыков. Благодаря Ломоносову университет получил хорошую материальную базу: химическая лаборатория, физический и минералогический кабинеты, анатомический театр по своему оборудованию и организации были лучшими по тому времени.
 
По предложению Ломоносова в Московском университете было открыто три факультета: философский, юридический и медицинский. На профессорские должности в университет Ломоносов рекомендовал своих наиболее способных воспитанников из Петербургской академии наук: А.А. Барсова (1730–1791), Н.Н. Поповского (1730–1760) и др. После долгих споров при университете были учреждены две гимназии: одна для детей дворян, другая – для разночинцев.
 
Без преувеличения, революционным было преподавание на русском языке, в отличие от других учебных заведений, где оно велось на латыни – международном научном языке того времени. Так, Н.Н. Поповский, открывая курс философии, говорил: “Нет такой мысли, кою бы по-Российски изъяснить было невозможно” [7, с.31].

После смерти М.В. Ломоносова его естественнонаучное наследие было практически забыто и открыто заново Б.Н. Меншуткиным в начале XX в. Именно тогда были по достоинству оценены грандиозные замыслы Ломоносова, и научное сообщество заговорило о нём как об одном из “интеллектуальных титанов XVIII столетия”. Однако с позиций науки рубежа XIX-XX вв. было очевидно, что Ломоносов намного опередил своё время: идея построения стройного здания “истинной физической химии” натолкнулась на непреодолимые трудности, связанные прежде всего с состоянием современной ему физики и химии. “Невозможно ведь согласовать невесомые начала с количественными физико-химическими опытами…” (Цит по [8, с. 38]). Химию флогистонного периода оказалось невозможным сдвинуть в область количественных физико-химических измерений усилиями одного учёного.

Сегодня, рассматривая деятельность Ломоносова, можно сказать, что для России она имела особое значение: с неё начинается отсчёт истории русской науки, русского химического образования, с именем Ломоносова русская наука вышла на международную арену.

Литература:

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностранной литературы. 1956. 736 с.
2. Smith A. // Jorn. of Amer. Chem. Soc. 1912. V.34. P.109-119.
3. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.1. М.-Л., 1950.
4. Смолеговский А.М., Соловьёв Ю.И. Борис Николаевич Меншуткин. М.:Наука. 1983. 232 с.
5. Меншуткин Б.Н. М.В. Ломоносов как физико-химик // ЖРФХО. 1904. Т.36, вып. 9. Отд. II.
6. Химический факультет МГУ. Путь в три четверти века /Отв. ред. академик В.В. Лунин. М.: Терра-Календер. 2005.
7. Кононков А.Ф. История физики в Московском университете. 1755-1859. М.: Изд-во МГУ. 1955.
8. Соловьёв Ю.И. История химии в России. М.: Наука. 1985. 416 с.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру