Исследовательский проект. Источник Святой Варвары Скворчихинской

III Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Введение

Вчитайтесь в эти строчки, вдумайтесь… Давайте вместе задумаемся о наших духовных ценностях:

«А душа, уж это точно, ежели обожжена,

Справедливей, милосердней и праведней она».

Они звучат как напоминание, как истина о вечном.

Сокровище… Это слово будоражит, согласитесь? Так или иначе, на протяжении всей жизни каждый из нас стремится завладеть чем-то трудно досягаемым, надеясь, что оно принесет нам счастье. Для кого-то это деньги, слава. А кому-то необходимо духовное сокровище. В поисках его люди преодолевают тысячи километров. А кто-то ходит рядом с ним, не замечая.

Мы хотим вам поведать о таком сокровище – это Источник Святой Варвары Скворчихинской.

Нам важно:

• Чтобы источник жил и радовал людей, дарил исцеление душевных и телесных ран;

• Чтобы имя Варвары Скворчихинской знали и почитали;

• Чтобы молодое поколение бережно относилось к истории своей земли, впитывало ее, жило ею.

Цель проекта:

• снять видеофильм «Источник Святой Варвары Скворчихинской».

Задачи проекта:

• собрать и систематизировать материалы о Варваре Васильевне Архангельской;

• узнать о подвиге затворничества Святой Варвары Скворчихинской, который длился 36 лет;

• проследить историю появления родника Варвары Скворчихинской и его судьбу сегодня;

• познакомить других с биографией нашей Святой.

Программа деятельности:

Этап 1

Посещение историко-краеведческого музея, краеведческой библиотеки и библиотеки храма.

Этап 2

Поездка в деревню Скворчиха. Беседа с семьей Мизгулиных, А.П. и А.С. Посещение источника Варвары. Встреча с инокинями Белебеевского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев, Меланией и Митрофанией.

Этап 3

Встреча с о. Сергием, настоятелем Свято-Троицкого храма г. Ишимбай, и беседа с ним о Св. Варваре.

Методы работы:

· анализ литературы;

· беседа с очевидцами событий;

· интервью и консультации со специалистами.

Основная часть. Ход работы

Сбор материалов был начат с посещения Ишимбайского историко-краеведческого музея. В ходе беседы с директором Игнатьевым В.Л. узнали, что материалами о Покровительнице музей не располагает. Не увенчалось успехом и посещение краеведческой библиотеки и городского архива.

Материалы о Варваре Васильевне мы обнаружили в библиотеке храма. Мы благодарны за помощь в поисках информации работникам вышеуказанного очага культуры, хранителям памяти о Святой Варваре. После изучения новых материалов мы отправились в Свято-Троицкий городской храм, договорились о встрече с настоятелем, протоиереем Сергием, и рассказали о цели нашего визита. В этот день мы с волнением и трепетом переступили порог церкви. О. Сергий обстоятельно и подробно дал ответы на все наши вопросы. Он порекомендовал нам обратиться за сведениями к жителям деревни Скворчиха − Мизгулиным А.П. и А.С.

Анна Петровна поделилась с нами своими детскими воспоминаниями. Полина, мама Анна Петровны, знала Варвару Васильевну, говорила с ней, помогала чем могла. Супруг Анны Петровны, Александр Степанович, рассказал тоже много интересных фактов о ней. Мы также посетили старое кладбище, где находится могила Святой Варвары Скворчихинской.

Желающие узнать больше о самой затворнице могут посетить Приютовский женский монастырь, где находятся мощи блаж. Варвары.

Дальше путь нас привел к источнику Варвары. На горе небольшой домик, а из оврага виден крест часовенки. Самодельная лестница ведет к самому источнику. Он считается святым и целебным. Это монастырский скит в честь блаженной Варвары Скворчихинской.

8 лет назад силами Анатолия Саушина, директора ЗАО «ИФТИ», была поставлена часовня, выложены камнем ступеньки, благоустроен родник. В доме на горе живут две инокини Приютского женского монастыря святых Царственных Страстотерпцев, Мелания и Митрофания: «Мы здесь живем недавно. Дело в том, что в монастыре, в котором мы подвизаемся, как раз находятся мощи Святой Варвары. Поэтому мы здесь. Было бы здорово построить на этом месте монастырь».

Пообщавшись с людьми, берегущими память Святой Варвары, мы поняли, как важно соприкасаться со светлым, вечным и духовным. Только в такие моменты понимаешь, как суетна наша жизнь. Давайте остановим бег времени и познаем ценности, которые всю жизнь несла и дарила Варвара Васильевна.

Биография св. Варвары

В истории Русской Православной Церкви двадцатое столетие – время гонений и преследований, боли и скорби. Но это и время дарования святого мученического или исповеднического венца. Во время воинствующего безбожия сподобил Господь и Уфимской земле обрести великую подвижницу духа, исповедницу веры, более 35 лет подвизавшуюся в затворе. Имя ее – Варвара Васильевна Архангельская.

Родилась Варвара Васильевна 20 ноября 1890 г., в семье скромного сельского священника. Василий Александрович, ее отец происходил из духовного сословия. Мать, Екатерина Евлампиевна – обыкновенная женщина. О. Василий служил во многих храмах Уфимского уезда. Когда родилась Варвара, в семье его уже были дочери Ольга, София и сын Николай. Варваре было всего два года, когда умерла мать. Ее заменила чужая бабушка – просфорница Параскева, трудившаяся в том же храме, где служил о. Василий. В 1896 г. он скоропостижно скончался, оставив детей круглыми сиротами.

Варе было около 12 лет, когда в августе 1902 г. привезли ее в Уфу поступать в Епархиальное женское училище. Осиротевшая дочь священника училась на полном епархиальном обеспечении. А в июне 1909 г. она окончила полный курс училища, получив звание домашней учительницы.

В 1925-1926 гг. Варвару направили в Ново-Николаевку Скворчихинского сельсовета. Но Варваре больше понравилось в Скворчихе, ведь там, рядом со школой была церковь. В Скворчихе она и осталась. Сняла комнату в обычной крестьянской избе недалеко от школы и начала учительствовать. Она учила детей и науке, и православной вере, приглашала на уроки священника, сама постоянно ходила в церковь. Трудилась подвижница в школах самой Скворчихи и школах близрасположенного селения Буденя. В обучении детей вере и молитве исповедница видела исполнение долга перед Богом. Однако 1929 г. новые порядки наступали в школе. Тогда будущая святая задумалась впервые об отказе от мира. Раздав все свое имущество, она переселилась в сарай – овчарню, размером 2х2 метра. Выкопала родничок недалеко от избенки и только из него брала воду. Именно этот родник поныне считается святым и целебным.

Подвиг затворничества Варвары Васильевны длился около 36 лет. Временами он усугублялся добровольным темничеством, когда годами Архангельская жила в полной темноте, не выходя на свет. Когда в храмах шла литургия, затворница стояла на молитве. Соблюдала она все посты.

Умерла Варвара в 1966 г. на 76 году жизни. Много лет прошло с тех пор, но не заросла тропинка к ее могилке, бережно охраняемой верующими. Не напрасны молитвы и не тщетны упования веры – имеются свидетельства чудес и чудесной помощи блаженной Варвары по молитве к ней и от ее святого родничка. Не случайно, когда Варвара умирала, она сказала: «Оставляю людям источник на исцеление».

Заключение

В процессе работы над проектом мы узнали много нового о своей малой Родине; судьба нам подарила встречу с интересными людьми, которые хранят многие истории в своем сердце. Певучая и мягкая речь Анны Петровны буквально завораживает душу. Нам удалось реализовать нашу цель и решить поставленные задачи.

В ходе работы родились новые идеи, которые хотелось бы воплотить в жизнь:

1. создать картину-схему, где жила и творила Блаженная старица Варвара, затворница Скворчихинская;

2. изучить топонимику местности;

3. разработать маршрут для экскурсий «Скворчихинское сокровище»;

4. посетить Приютовский монастырь.

Мы соприкоснулись с историей нашей земли. Прочитали книгу историй и судеб людей, которые было свидетелями многих побед и поражений нашей Родины. Необходимо фиксировать каждый интересный миг общения, собирать материалы. Обидно, что многие люди, которые знали Варвару Васильевну, уже ушли из жизни. Мы не услышим от них повествования о Варваре. Для нас это горький урок…

Библиография:

1. Акафист и Житие Варвары Скворчихинской.

2. Баландин Р.К. Русские мыслители, 2005 г.

Полевые материалы:

1. Интервью с о. Сергием

2. Интервью с инокиней Приютского женского монастыря Меланьей

3. Видеозапись беседы с Мизигулиными А.П. и А.С.

Рецензия

Описание проекта и фильм, представленные на конкурс, хотя и сравнительно скромны по исполнению, объему и продолжительности, но, странное дело, очень проникновенно отразили заявленную тему. Действительно, судьба одинокой женщины, служившей Богу, каким-то образом проецируется на жизнь целого поколения российских женщин, взявших на себя труд сохранения православной веры. Рассказ семьи Мизигулиных, интервью с отцом Сергием и инокиней Меланьей лаконично и незатейливо раскрывают некоторые страницы жизни Варвары Васильевны Скворчихинской, и меня, как читателя и зрителя, начинает охватывать волнение от прикосновения к тайне духовного подвига. Поразительно то, что юродство Варвары Скворчихинской было воспринято, традиционно для России, как служение Богу.

Умение народа рассмотреть за странностями человека духовную работу, а еще точнее – сосредоточенность в молитве, как мне кажется, начинает подхватываться и нашими юными исследователями, как еще один пласт православной культуры, требующий внимательного изучения.

Сам Источник Святой Варвары Скворчихинской, как символ неиссякаемости природы и человеческих надежд на вечную жизнь во Христе, указывает на сакральную связь человека и его окружающего мира, что не раз отмечалось мною в работах юных исследователей.

По сути, работа замечательная, но на будущее авторам надо иметь в виду, что описание исследовательского проекта должно включать не только программу и этапы исследования, но и хотя бы краткое содержание. Целью проекта является создание фильма о блаженной Варваре, но указанные задачи никак не затрагивают собственно процесс съемок, монтаж видеоматериала, подбор музыкального сопровождения. Разве без этих этапов вы смогли бы достигнуть поставленной цели? Собран замечательный материал, который сам по себе уже является базой для исследования, и на этом можно было остановиться. Но вы идете дальше, собранный материал становится основой для небольшого видеофильма, а усилия исследователей обращаются исследовательским проектом. В этом случае следует отличать задачи проекта и задачи исследовательского характера, в вашей работе указаны только последние.

Считаю, что авторов необходимо пригласить на очную защиту своего исследовательского проекта.

Рецензент Ю. С. Самохин,

кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М.А. Шолохова,

учитель географии Химического лицея № 1301

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру