О некоторых догматических искажениях в протестантской креационной науке

Всякий раз, когда происходит что-нибудь особенное и необыкновенное, или когда вводится какой-либо новый образ жизни, Бог обыкновенно дает знамения, как бы в залог Своего могущества для тех, кто должен принять Его законы. Так, намереваясь создать человека, Он прежде сотворил весь мир, и потом дал уже ему в раю известный закон. Так, когда хотел дать закон Ною, опять совершил великие чудеса, изменил всю тварь, в ее основаниях, повелел страшному наводнению целый год обдержать землю, и посреди столь великого обуревания сохранил невредимым праведника. Так и Авраама оградил многими знамениями; даровал ему победу на брани, поразил ударами фараона, и избавлял праотца от опасностей. Так и пред обнародованием закона иудеям Он явил дивные и великие чудеса, а потом дал уже закон.
Св. Иоанн Златоуст.


Если одни считают научный креационизм исключительно протестантским явлением, и поэтому оценивают его  в целом как явление абсолютно чуждое Православию, то некоторые другие склонны видеть в текстах протестантов-креационистов лишь недостатки в виде богословской неполноты и некоторые не значительные догматические отклонения. Согласно приводимым далее нами сведениям, некоторые распространенные теории протестантов-креационистов, описывающие историю Земли, содержат грубые догматические искажения, что заставляет православного читателя относиться к теоретическим построениям этой научно-богословской школы с немалой осторожностью.

При том, что научная критика эволюционных представлений об истории Земли со стороны ученых-креационистов протестантского направления часто оказывается успешной, в их работах в последнее время можно встретить признания в том, что попытки создания целостной геофизической модели библейской истории Земли, включающей описание событий, связанных со Всемирным Потопом (далее ВП), наталкиваются на ряд трудностей. Так Кен Хэм  и др. в известной “Книге ответов”, констатируя большие недостатки первых креационных моделей Всемирного Потопа, пишут: “Возможно, что нам никогда не понять, как именно происходил Всемирный Потоп” [4 - с.174].  

В чем причины этих затруднений? Очевидно, что эти трудности могут быть  связаны,  как с огромной сложностью всей совокупности процессов, которые имели место при таком событии планетарного масштаба, как ВП, так и с какими-то преградами концептуального характера, которые препятствуют такому моделированию.

Попробуем ответить на вопрос о том, что же может обуславливать недостаточную эффективность моделирования ВП учеными-креационистами протестантского направления. Для ответа на этот вопрос привлечем данные как Св.Писания, так и Св.Предания.


Некоторые сведения о событиях Всемирного Потопа, взятые из Св. Писания и Св. Предания


В 6-8 главах книги Бытия, в которых повествуется  о событиях, связанных с ВП, несколько  раз говорится о действиях Божиих, связанных с событиями Потопа. Это:
 
И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт.6,13).

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть
(Быт.6,17).

Чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей (Быт.7,4).

И истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли
(Быт.7,4).
 
И затворил Господь за ним (Быт.7,16). Имеется в виду – вход в ковчег за Ноем.

Навел Бог ветер на землю, и воды остановились (Быт.8,1).

И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал
(Быт.8,21).

Как следует понимать значение вышеприведенных цитат? Православное богословие выделяет два способа Божественного управления событиями, происходящими в мире: естественный и сверхъестественный. ”Первый бывает там, где судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, однажды от Бога установленному, только под ведением и промыслительным надзором Божиим”. При этом под естественным течением вещей пониматься могут как события, происходящие  по законам природы, так свободные человеческие действия. “Сверхъестественному же действию всеуправляющего Промысла принадлежат все чудеса” [4 - §91].

В текстах Библии, говорящих о действиях Божиих, могут иметься в виду первый или второй из двух вышеуказанных видов промыслительного управления Божия. Приведем примеры. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.  Итак не вы послали меня сюда, но Бог (Быт. 45,7-8)  – слова св.прав.Иосифа своим братьям (естественный способ управления). Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели (Деян.2,32) (сверхъестественный).  Иногда словами о действиях Божиих в Библии обозначаются сложные комбинации из естественных и сверхъестественных ситуаций управления. Пример – слова, сказанные  тем же Иосифом: Бог поставил меня господином над всем Египтом (Быт. 45,7-8). Как мы помним из Библии, Иосиф становится во главе Египта в результате сложной комбинации из естественных и сверхъестественных событий.

Возникает вопрос – в каком смысле употреблены в Библии слова о действиях Божиих во время ВП (Быт. 6-8)? Для протестанта ответ на этот вопрос представляет не малое затруднение, поскольку в Библии нет информации, которая указывала бы на то, какой именно способ толкования  слов о действиях Божиих надо при этом избрать - во всех местах Библии, где говорится о Ноевом потопе, на это указаний нет. И заметим, что в зависимости от этого выбора решается вопрос о возможности создания глобальных естественнонаучных моделей ВП. Если в приведенных библейских цитатах имеются в виду сверхъестественные или комбинированные божественные действия – тогда история ВП превращается в сложную мозаику сверхъестественного и естественного божественного управления. Попытки распутать этот узел обречены на провал, а сами такие попытки оказываются примерно тем же, что знаменитая претензия Лапласа на объяснение происхождения солнечной системы без Бога, “как гипотезы, в которой он не нуждался”.  Сверхъестественные действия Бога непознаваемы. Или след Господень обрящеши; или в последняя достигл еси, яже сотвори Вседержитель? (Иов.11,7).

Попробуем ответить на поставленный вопрос, опираясь на Св. Предание. В вышеприведенных цитатах из Библии говорится о четырех действиях Бога - проследим по творениям св. Отцов, какое значение имеют указанные в Библии действия, на какой вид управления они указывают – естественное или сверхъестественное?

1.  Истреблении жителей земли. Быт.6,13 Быт.7,4 Быт.8,21.


“Они сделали так много зла, что нечестие уже разлилось и покрыло всю землю. Поэтому Я погублю и их и землю: И се аз погублю их и землю” – Св. Иоанн Златоуст [5  - беседа 24].

“Но въ предотвращеніе сего зла Он (Бог) не погубил потопом всех людей, дабы с одной стороны показать пример будущаго суда, а съ другой таинством древа предвозвестить свободу праведных” - Блаж. Августин Иппонийскій [6].

“Имей в уме исполинов растливших землю владычеством своим, и то, как Господь в одно мгновение с лица земли стер их потопом” – Преп. Ефрем Сирин [7].

“Господь же, умилосердившись, прекращает истребление, не желая погубить всех, - иначе Он произвел бы всеобщую гибель, как при потопе” – Преп.Феодор Студит. Послание 129(188). К Льву, сакелларию. [8].

“Когда же они исполнятся (сто двадцать лет) и Я не увижу их покаяния, тогда не буду более терпеть их, но всячески погублю их потопом” – Свт.Димитрий Ростовский [9].

“(Бог) за грехи весь мир водами потопил”
– Свт.Тихон Задонский [10].

Слова св. Отцов об истреблении Богом людей и допотопного мира, мы должны понимать, в соответствии с общим правилом понимания святоотеческих текстов существующим в Православии - они должны пониматься в соответствие с лингвистической нормой или, в случае употреблении специальной терминологии, в соответствии со святоотеческими разъяснениями этой терминологии(1). Поскольку во всех творениях св. Отцов, цитаты из которых приведены нами выше, говорится об истреблении жителей земли при ВП, как о действиях Бога и ничего не оговаривается о каких-либо специальных терминологических особенностях употребления слов о погублении людей,  мы  должны понимать эти слова о истреблении Богом людей и допотопного мира при ВП буквально– т.е. как слова о непосредственных действиях Божиих. Это же можно сказать и о приводимых далее святоотеческих цитатах – в следующих далее пунктах 2-5.
Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру