Естествознание и техника в России XIX в.

СИКОРСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ (1889–1972).


Русский авиаконструктор, один из пионеров авиастроения.

Получил образования в Петербургском морском училище (1903–1905), Киевском Политехническом институте (1907). Успешно работал — сначала в Киеве, потом в Петербурге на Русско-Балтийском военном заводе. Уже в 1911 г. на его биплане С-5 (с экипажем 3 человека) был установлен первый мировой рекорд скорости — 111 км/час. Им же в 1913 г. создан первый в мире многомоторный самолет "Русский Витязь" ("Гранд") с полетным весом 4,2 т, длиной 30 м. В 1914 г. на самолете "Илья Муромец" был установлен мировой рекорд продолжительности и дальности полета: перелет С.-Петербург — Одесса — Киев и обратно. Эти самолеты явились родоначальниками современных тяжелых бомбардировщиков.

В 1919 г. эмигрировал в США, где в период с 1919–1939 г. создал около 15 типов самолетов. С 1939 г. конструировал вертолеты. На его вертолетах совершены перелеты через Атлантический и Тихий океаны (с дозаправкой в воздухе).

 

СКЛИФОСОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1836–1904).


Окончил Московский университет (1859), защитил докторскую диссертацию (1863). В 1866 г. был командирован на два года в Германию, Францию и Англию для ознакомления с существующими там хирургическими школами. Выезжал на театры военных действий в качестве военного врача в австро-прусской и франко-прусской войнах (1868–1870), а позднее русско-турецкой войне (1877–1878). Проявил большую личную храбрость в боях под Плевной и у подножья Шипки. Через его руки прошло более 10 тысяч раненых. С 1880 г. в течение 14 лет заведовал хирургической клиникой медицинского факультета Московского университета и добился того, что она заслужила репутацию лучшей в России и одной из лучших в Европе. В 1893 г. был назначен директором Института усовершенствования врачей в Петербурге и работал в нем до 1900 г.

Ему принадлежит большая заслуга во введении в хирургическую практику принципов антисептики (с помощью химических средств) и асептики (с помощью физических средств) в России. Он один из первых ввел в России чревосечение (вскрытие брюшной полости), сделал операцию гастростомии, первым ввел глухой шов мочевого пузыря. Он оперировал во всех областях хирургии. Был одним из организаторов "Пироговских съездов", а также 12-го Международного съезда врачей (1897).

В адресе по случаю 25-летнего юбилея его хирургической деятельности группа врачей писала: "... Мы чествуем человека, который всей своей жизнью доказал, что под врачебным работником он разумел не просто ремесленника врачевания, не спортсмена зоологии, а истинного служителя заповедям "матери всех наук", которая предписывает врачу быть помощником и утешителем страждущих, охранителем ближних от страданий, другом народа, другом человечества, исполняющим свой единственный в своем роде долг".


СЛАВЯНОВ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ (1854–1897).


Электротехник, один из создателей дуговой электросварки.

Сформулировал принципы использования электрической дуги при сварке металлов с применением специального "плавильника" — прообраза электрифицированного сварочного полуавтомата.

 

СПАССКИЙ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (1809–1859).


Русский метеоролог и физик, профессор Московского университета.

Его наиболее важным трудом явилась монография "О климате Москвы", опубликованная в 1847 г., в которой на широкой теоретической основе рассматривается проблема изучения климата. В ней он впервые сформулировал задачи климатологии, дал определение понятию "климат", разработал статистические приемы климатологии. В 1851 г. поставил задачу о предвычислении погоды.

 

"СТОЛИСТОВАЯ КАРТА"


Подробная карта Российской империи и близлежащих заграничных владений, изданная в 1801–1804 гг. На 114 листах этой карты изображена (включая север) территория России от границ Польши на западе до меридиана Тобольск-Хива на востоке. Эта карта явилась первой государственной многолистной картой России.

 

СТРУВЕ ФРИДРИХ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ) (1793–1864).


Русский астроном и геодезист. В 1811 г. закончил Дерптский университет. В 1818–1839 гг. — директор Дерптской обсерватории. В период руководства обсерваторией уделял большое внимание оборудованию ее новыми первоклассными инструментами. Среди них — 244-мм рефрактор работы Фраунгофера, хранящийся ныне в музее Тартусского университета.

В 1833 г. вошел в состав комиссии по по организации и строительству Пулковской обсерватории (ныне — главная обсерватория РАН). 21 июня 1835 г. на Пулковских высотах в 19 км от центра Санкт-Петербурга в торжественной обстановке произошла закладка обсерватории. К 1838 г. были построены 3 вращающихся купола. А Устав обсерватории вступил в действие в январе 1839 г. Первым ее директором стал Струве в 1839 г. Под его руководством там разрабатывались высокоточные методы определения координат звезд. Созданные им и его учениками звездные каталоги не имели себе равных по точности. В период директорства (1839–1862) обсерватория была, по выражению американского астронома Б. Гулда, "астрономической столицей мира".

В 1889 г. в Пулковской обсерватории была выстроена астрофизическая лаборатория с механической мастерской и установлен в то время крупнейший в мире 76-см рефрактор.

В настоящее время она является главной астрономической обсерваторией РАН. В 1950-х гг. в обсерватории были созданы новые отделы — радиоастрономии и астрономического приборостроения, и организована большая оптико-механическая мастерская.

 

СЪЕЗДЫ РУССКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ


Первый съезд проходил в Петербурге в 1867 г., второй — в Москве в 1869 г., третий – в Киеве в 1871 г., потом в Казани, Варшаве, Одессе. Всего до 1900 г. состоялось десять съездов, на которых активно работали секции физики, химии, минералогии и геологии, географии, агрономии, гигиены, зоологии и ботаники и др.

В двенадцатом съезде, проходившем в Москве в 1909 г., приняло участие около 6 тыс. человек. На нем И. П. Павлов прочитал свой доклад "Естествознание и мозг", П. Н. Лебедев доложил о своих опытах со световым давлением на газы. По выражению С. И. Вавилова, этот съезд "был наиболее внушительной демонстрацией сил и качества дореволюционной русской науки". Последний тринадцатый съезд состоялся в Париже в 1913 г. Число участников съездов к этому времени возросло с 400 человек до 5 тысяч.

Знаменательны слова Д. И. Менделеева о насущных практических задачах русской науки, которые он произнес на шестом съезде в 1879 г.: "Нам пора подумать о том, чтобы послужить нуждам той страны, где мы живем и работаем. Работая на пользу всемирной науки, мы, конечно, вносим свою дань родине. Но ведь у нее есть нужды личные, местные. К числу таких относятся иные, которые восполнить и удовлетворить мы можем легче и удобнее, чем кто-либо другой, нам они виднее и доступнее".

 

УМОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1846–1915).

Русский физик. Окончил Московский университет (1867) и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В 1893–1911 гг. профессор Московского университета; с 1896 г. после смерти А. Г. Столетова занимал там кафедру физики. С 1897 г. был председателем Московского общества испытателей природы. Работы ученого посвящены теории колебательных процессов, электричеству, оптике, земному магнетизму, молекулярной физике. Создал учение о движении энергии, в котором впервые ввел понятие о скорости и направлении движения энергии, потоке энергии, плотности энергии в данной точке среды. Решил задачу о распределении электрических токов на поверхности любого типа (1875). Раскрыл физический смысл многих сложных формул Гаусса в теории земного магнетизма, что дало возможность определить вековые изменения земного магнетизма.

Много сил и энергии отдал Умов организации и строительству нового физического института при Московском университете. Он был замечательным пропагандистом науки, участвовал в организации Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений им. Х. С. Леденцова, Общества изучения и распространения физических наук, педагогического, в деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.


ФИЛАТОВ НИЛ ФЕДОРОВИЧ (1847–1902).


Основоположник русской клинической педиатрии — учения о детских болезнях.

В течении 16 лет работал в московской детской больнице на Бронной, что позволило ему на основе сделанных там наблюдений создать основные работы, которые сыграли выдающуюся роль в развитии педиатрии в России. Первая работа ученого была посвящена проблеме искусственного вскармливания детей (1873), следующие работы, выходившие последовательно в 1881–1885 гг., описывали различные детские заболевания. Затем им были выпущены "Лекции об острых инфекционных болезнях" (1885), "Семиотика и диагностика детских болезней" — обобщающий труд по диагностике заболеваний у детей, "Краткий учебник детских болезней" (1893) для студентов, "Клинические лекции" по болезням детского возраста — его последняя работа.

Филатов был одним из организаторов Московского общества детских врачей (1892). В 1960 г. в Москве был открыт памятник этому замечательному врачу и человеку, на пьедестале которого можно прочитать надпись: "Другу детей Нилу Федоровичу Филатову (1847–1902)".

 

ФРОЛОВ ПЕТР КОЗЬМИЧ (1775–1839).


Горный инженер и изобретатель, создатель первой в России чугунной рельсовой дороги.

Окончил Петербургское горное училище (1793). С 1817 г. — начальник Колывано-Воскресенских заводов на Алтае. В 1822 г. был назначен губернатором г. Томска.

В 1806–1807 гг. внес предложение о постройке конных рельсовых путей заводского назначения общей протяженностью около 150 км. Эти проекты не были приняты, однако в 1809 г. ему удалось построить между Змеиногорским рудником и Корбалихинским сереброплавильным заводом чугунную дорогу длиной около 2 км с конной тягой, которая функционировала более четверти века. Здесь он применил выемки, насыпи, виадуки, мосты и т. д. Занимался также развитием заводской техники в области металлургии черных, цветных и драгоценных металлов, улучшением вододействующих устройств.

 

ЦВЕТ МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1872–1919).


Русский биохимик и ботаник-физиолог. Вошел в историю науки открытием явления хроматографии (1903) и разработкой хроматографического метода разделения и анализа смесей.

 

ЦЕРАСКИЙ ВИТОЛЬД КАРЛОВИЧ (1849–1925).


Астроном, основоположник московской школы фотометристов.В 1890–1916 гг. — директор астрономической обсерватории Московского университета, профессор (с 1889).

В 1875–1903 гг. измерил блеск более 500 звезд. Одним из первых (1903) определил звездную величину Солнца. В 1985 г. впервые экспериментально установил нижний предел его температуры в 3500ОС. По инициативе ученого в 1885 г. было начато систематическое фотографирование неба, обнаружение и исследование переменных звезд.

 

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857–1935).


Пионер ракетодинамики и учения о межпланетных сообщениях. "Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса...", — писал К. Э. Циолковский, с именем которого связано развитие ракетной и космической техники.

Жизнь его была полна драматизма. В детском возрасте он потерял слух и не смог продолжить учебу в школе, поэтому занимался самостоятельно, пройдя полный курс средней школы и значительную часть университетского курса.

В 1879 г., сдав экстерном экзамены, стал учителем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище Калужской губернии. С 1892 г. преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище г. Калуги.

Оставил большое научное наследие: разработал первую принципиальную схему реактивного межпланетного корабля (1883), обосновал конструкции управляемого аэростата с цельнометаллической оболочкой (1886), форму и устройство самолета (1894), положил начало теории реактивных летательных аппаратов (1-я часть — 1903; 2-я — 1911). Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В последующие годы (1926–1929) разработал теорию многоступенчатых ракет, вычислил запасы топлива, необходимого для преодоления ракетой сил сопротивления воздушной оболочки Земли. О целях своей деятельности ученый писал:"Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хоть немного вперед...".

Он был разносторонним человеком: в числе его трудов — работы по астрономии, аэрофизике, математике, биологии, философии. Был избран членом многих научно-исследовательских организаций и учреждений: Русского общества любителей мироведения в Петрограде (1919), Южного астрономического общества (1927), Комиссии по научному воздухоплаванию (1928), почетным профессором Академии воздушного флота (1924).

Незадолго до смерти ученый признался: "... До последнего времени я предполагал, что нужны сотни лет для осуществления полетов с астрономической скоростью (8–17 км в секунду)... Но непрерывная работа в последнее время поколебала эти мои пессимистические взгляды: найдены приемы, которые дадут изумительные результаты уже через десятки лет".

Гениальный провидец похоронен в Калуге. На его памятнике выбиты принадлежащие ему слова: "Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство".

 

ЧАПЛЫГИН СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1869–1942).


Представитель школы Н. Е. Жуковского, явился наряду со своим учителем самым выдающимся механиком конца XIX — первой половины XX вв.

В 1910 г. учеными была решена задача о силах, действующих на крыло бесконечного размаха — постулат Жуковского–Чаплыгина. Введение постулата позволило полностью снять проблему подъемной силы крыла, определить момент этой силы, разработать профиль для крыльев самолета (профиль Жуковского - Чаплыгина). Специалистам хорошо известны выражения "уравнения Чаплыгина", "формулы Чаплыгина", "параболы Чаплыгина" и др., но ученый прославился не только результатами собственной научной деятельности, он был основателем больших научных школ в области технических приложений аэро- и гидродинамики.

 

ЧЕБЫШЕВ ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ (1821–1894).


Преобразование теории механизмов из науки описательной в науку расчетную и создание русской школы теории механизмов и машин является заслугой этого замечательного ученого — организатора и руководителя Петербургской математической школы.

Окончив Московский университет (1841),  он в течение 35 лет (1847–1882) работал в Петербургском университете, где воспитал плеяду учеников — ядро знаменитой школы математиков.

Его первая научная работа — магистерская диссертация по теории вероятностей (1843), затем докторская диссертация (1849). Его работы по теории вероятностей, а также исследования его учеников А. А. Маркова и А. М. Ляпунова стали основой русской школы теории вероятностей.

Теория чисел. Теория вероятностей. Теория синтеза механизмов. Каждое из этих научных направлений входило в круг интересов ученого. Особенно отличало его органическое сочетание прикладных и собственно теоретических интересов. Свои общие методологические установки он сформулировал в речи в 1856 г. в Петербургском университете: "Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает; сами науки развиваются под влиянием ее: она открывает им новые предметы для исследования, или новые стороны в предметах, давно известных".

Чебышев был избран членом Петербургской АН (1853), иностранным членом (вторым после Петра I) Берлинской и Парижской академий, Лондонского королевского общества. В некрологе, посвященном ученому, было написано, что гениальные идеи, рассеянные в его трудах, без сомнения, не только не исчерпаны во всех своих выводах, но могут принести надлежащие плоды лишь в будущем, и тогда только явится возможность получить правильное представление о значении этого ученого.

 

ЧЕРНОВ ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1839–1921).


Выдающийся металлург и ученый. После окончания Петербургского практического технологического института (1853) работал на монетном дворе в Петербурге, в сталелитейном цехе Обуховского завода (1866), был главным инженером отдела по испытанию изделий для Министерства путей сообщения (1886) и с 1889 г. преподавал в Петербургской артиллерийской академии.

 Известен как основоположник современного металловедения: в 1868 г. установил зависимость структуры и свойств стали от ее горячей механической (ковка) и термической обработки. Открыл критические температуры, при которых в стали в результате нагревания или охлаждения в твердом состоянии происходят фазовые превращения, существенно изменяющие ее структуру и свойства. Эти критические температуры получили название "точки Чернова".

Исследования ученого принято считать началом нового периода в развитии науки о металле. Большое значение для прогресса металлургии имели также его труды в области интенсификации металлургических процессов и совершенствования техники производства. Ему принадлежит ряд важных исследований в области артиллерийского производства (орудийных стволов, бронебойных снарядов).

Являлся основателем крупной научной школы русских металлургов и металловедов.

 

ЧЕРСКИЙ ИВАН ДЕМЕНТЬЕВИЧ (1845–1892).


Геолог, палеонтолог и географ, исследователь Сибири. Изучал Саяны, Присаянье и Приангарье, геологическое строение берегов Байкала, исследовал бассейн р. Селенги и р. Нижнюю Тунгуску. Предложил одну из первых палеотектонических схем для Сибири, использованную и развитую Э. Зюссом в труде "Лик Земли". Именем Черского названы горная страна в Якутии и Магаданской области и хребет в Забайкалье.

 

ЧЕРЕПАНОВЫ ЕФИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (1774–1842) и  МИРОН ЕФИМОВИЧ (1803–1849).


Строители первой в России железной дороги и самых первых паровозов.

Изобретатели были крепостными горнозаводчиков Демидовых. Путем самообразования став образованными людьми, отец и сын побывали для ознакомления с достижениями техники на заводах Петербурга, Москвы, Англии и Швеции.

За изобретательскую деятельность Мирону Черепанову и его жене в 1833 г. была дана вольная, а его отцу Ефимову Черепанову и матери — в 1836 г.

Черепановы создали более 20 различных паровых машин, работавших на нижнетагильских заводах, ряд уникальных станков — токарных, сверлильных, винторезных и др.

В 1834 г. ими был построен первый русский паровоз. Он возил состав весом в 3,3 т со скоростью от 13 до 16 км в час. Через год ими был построен второй, более мощный паровоз, который "мог возить за собой до 1000 пудов груза".

Была проложена первая отечественная железная дорога между медным рудником и Выйским заводом, которая некоторое время эксплуатировалась.

Всего 800 м имели "колесопроводы" – рельсы первого "сухопутного парохода" – паровоза Черепановых. Но именно с этого паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта России.

 

ЧУГАЕВ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873–1922).


Мировую известность этому ученому принесли исследования по химии комплексных соединений.

Родился в Москве. Окончил Московский университет (1895). Преподавал в Московском и Петербургском университетах, в Московском техническом училище. Основатель и директор (с 1918) Института по изучению платины и других благородных металлов. Создал научную школу по изучению комплексных соединений. Посмертно удостоен Ленинской премии (1927).

 

ШИЛЛИНГ ПАВЕЛ ЛЬВОВИЧ (1786–1837).


Изобретатель и востоковед. Будучи потомственным военным, служил в генеральном штабе русской армии, а с 1803 г. был переводчиком российского посольства в Германии. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. За боевые заслуги был награжден орденами и именной саблей.

Наиболее важными являются работы Шиллинга в области электротехники. В 1812 г. он впервые произвел в Петербурге на р. Неве взрыв изобретенной им электрической мины. С 1833 г. эта мина осваивалась в специальном саперном подразделении русской армии. 9 октября 1832 г. была проведена демонстрация другого его изобретения — первого пригодного для практического использования электромагнитного телеграфного аппарата. Для электрической мины и телеграфа Шиллингом были предложены конструкции изолированного электрического провода для прокладки в земле и под водой. В 1836 г. русское правительство назначило комиссию для определения целесообразности устройства электрических телеграфов в России. Вокруг здания адмиралтейства в Петербурге был проложен телеграфный кабель, который соединял аппараты, расположенные в крайних помещениях здания. Успешно проводившиеся более года опыты доказали практическую пригодность изобретения, и в мае 1837 г. Шиллингу было поручено устройство телеграфной линии между Петергофом и Кронштадтом. Эта линия, однако, не была продолжена из-за внезапной смерти изобретателя.

 

ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1853–1939).


Необычайно разносторонними были дарования русского самородка — инженера, конструктора, изобретателя, строителя, ученого, почетного академика (1926), Героя Социалистического Труда (1939) В. Г. Шухова.

Выпускник Московского высшего технического училища (1876), он считал главным своим делом строительство различных сооружений, но уделял много внимания изобретению различных установок и разработке технических конструкций. Им внесен большой вклад в развитие технологии переработки нефти. Еще в 80-х гг. XIX в. он вместе с инженером И. И. Елиным сконструировал глубокую батарею для непрерывного процесса перегонки нефти. В 1883 г. кубовая батарея была установлена на заводе Нобеля в Баку. Фирма тогда писала, что ей удалось установить на своем заводе "неизвестную дотоле ни Америке, ни Европе систему непрерывной перегонки нефти в последовательно сообщающихся кубах". В 1888 г. Шухов и инженер Ф. А. Инчик запатентовали установку для дробной перегонки нефти. Первый нефтеперегонный завод по схеме Шухова–Инчика был построен в 1889 г. в Баку. Ученому принадлежит также изобретение дефлегматора, давшего возможность отделять от легких нефтяных паров примешивающиеся к ним более тяжелые пары и получать таким образом нефтепродукты определенного качества.

В 1896 г. на Нижегородской выставке русским ученым были построены павильон строительного и инженерного отдела и водонапорная башня, выполненная в виде трубы гиперболоидной формы. В 1904 г. гиперболоид Шухова был использован без указания его приоритета в смотровых башнях американского флота.

Под руководством изобретателя было спроектировано и построено около 500 мостов, в том числе через Волгу, Оку, Енисей. Позднее по его проекту будет построена Шаболовская радиобашня в Москве, а в Узбекистане — выпрямлен после землетрясения памятник средневековой архитектуры — минарет медресе Улугбека.

 

ЯКОБИ БОРИС СЕМЕНОВИЧ (Мориц Герман) (1801–1874).


Физик и электротехник. Родился в Германии, с 1835 г. — в России, академик Петербургской АН (1842). Изобрёл электродвигатель (1834), и гальванопластику (1838), о которой ученый, обращаясь к Президенту Петербургской АН, писал: "Сей новый способ приготовления копий всех родов, по содействию гальванического производства, может быть распространен и применен ко всякого рода художествам и ремеслам... Сие изобретение принадлежит исключительно России и не может быть оспоримо никаким другим изобретением вне оной". Создал первый пишущий телеграф (1839). Аппарат учёного записывал принимаемую депешу, при этом слова отображались на матовом стекле, равномерно передвигавшемся справа налево посредством часового механизма. Позднее им был изобретен шаговый печатный аппарат (1850), который в дальнейшем усовершенствовался другими изобретателями. При этом принцип синхронно-синфазного движения, заведённый в практику еще Б. С. Якоби, был сохранен во всех последующих буквопечатающих телеграфных аппаратах.


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру