Естествознание и техника в России XIX в.

АНОСОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1799–1851)

 
Металлург, ставший всемирно известным своими работами по производству высококачественной стали.

После окончания Петербургского горного кадетского корпуса (1817) был направлен на промышленные предприятия Южного Урала — Златоустовские заводы, где проработал около 30 лет, пройдя путь от горного офицера до генерал-майора корпуса горных инженеров. Последние годы жизни был начальником горных заводов на Алтае.

В результате более чем десятилетних исследований он смог овладеть утерянным секретом изготовления булата — высококачественной стали, которая производилась в средние века в Индии, Персии, Сирии. В 1841 г. он опубликовал работу "О булатах" (1841), в которой изложил основы производства такой стали.

При разработке процесса выплавки литой стали Аносов сделал ряд открытий, имевших  важнейшее значение для дальнейшего развития металлургии. Он предложил способ прямого получения железа из руд в тиглях; открыл способ получения литой стали непосредственной цементацией железа; заложил основы изготовления хромистых, марганцевых и других специальных сортов высококачественной стали. Ученый также вплотную подошел к проблеме изучения микроструктуры металлов. Одним из первых — в 1831 г. — применив в своих изысканиях микроскоп, он установил зависимость свойств стали от ее кристаллического строения. Эти работы заложили основы будущей науки — микроскопической металлографии.


АНУЧИН ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1843–1923)


Антрополог, географ, этнограф и археолог, один из создателей отечественной географической школы, академик Российской АН (1896).

С 1880 г. в Московском университете впервые в России читал курс антропологии; в 1885 основал там же кафедру географии. Внес большой вклад в развитие общей и региональной географии и географии населения. Большое внимание уделял изучению природных ресурсов и влияния деятельности человека на окружающую среду. Ему принадлежит ряд классических работ по страноведению, истории географии.

Ученый награжден Золотой медалью Русского географического общества, его имя увековечено в 4 географических названиях.


АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДОКОЛ "ЕРМАК"


Первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды.

Назван по имени покорителя Сибири атамана Ермака. Построен в 1899 г. по идее и под руководством адмирала С. О. Макарова, который рассматривал ледокол как важное вспомогательное средство при использовании Северного морского пути. Он совершил первое плавание на ледоколе к Шпицбергену и Новой Земле, о чем рассказал в книге "Ермак во льдах" (1901).

Позднее ледокол участвовал в ледовом походе Балтийского флота (1918), работах по эвакуации станции "Северный полюс–1" (1938), проводке судов через льды на Балтике (1941–1945).


АРСЕНЬЕВ ВЛАДИМИР КЛАВДИЕВИЧ (1872–1830)

 
Исследователь Дальнего Востока, путешественник, этнограф и писатель.

Начал путешествия с топоргафического, географического и военно-статистического изучения Южного Приморья (1902–1903), затем его маршруты пролегли в горах Сихотэ-Алиня (1906–1907, 1908–1910). В 1918 г. совершил путешествие на Камчатку, в 1923 г. — на Командорские острова. В 1927 г. предпринял экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор удэгейцев, орочей, нанайцев и других народностей. Стал одним из создателей краеведческого направления в научно-художественной литературе: автор книг "По Уссурийскому краю" (1921), "Дерсу Узала" (1923), "В горах Сихоте-Алиня" (издана в 1937 г.).


БАРАНОВСКИЙ СТЕПАН ИВАНОВИЧ (1818–1890)


Изобретатель, ученый, общественный деятель.

Его труды посвящены различным областям механики, геометрии, географии, статистики, языковедения, истории литературы, медицины. В 1860 г. сконструировал многоступенчатый компрессор в соединении с коллектором из труб — "духовником". В 1862 г. вместе с сыном построил подводную лодку. Выступил инициатором строительства Сибирской железной дороги, автором ряда проектов среднеазиатских железных дорог.


БЕКЕТОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1827–1911)

Физико-химик.

После окончания Казанского университета (1849) начал свою научную деятельность под руководством известного химика Н. Н. Зинина. Позже работал в академической химической лаборатории в Петербурге, преподавал на Высших женских курсах и в Московском университете.

Известен исследованиями в области неорганической и физической химии. В 1859–1865 гг. открыл возможность восстановления металлов из их окислов с помощью алюминия, положив начало алюмотермии, имеющей важное научное и промышленное значение.

Огромной заслугой Бекетова является развитие современной физической химии как самостоятельной дисциплины.


БЕЛЕЛЮБСКИЙ НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ (1845–1922)


Выдающийся проектировщик и строитель мостов, в течение нескольких десятилетий стоявший во главе мостостроения в России.

В 1867 г. он окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, а с 1873 г. являлся профессором этого института.

Начало инженерной деятельности Белелюбского совпало с началом строительства больших мостов с металлическими пролетными строениями. Его первая работа — участие в перестройке 48 мостов Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. За полувековую деятельность им или при его руководстве было спроектировано более ста железнодорожных и шоссейных мостов и тоннелей, среди них — сызранский (в то время самый длинный в Европе) мост через Волгу, мосты через Днепр, Обь, Белую, Ингулец и другие. Белелюбский внес много усовершенствований в мостостроение, получивших признание в мировой практике. Он разработал способ быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без перерыва движения, внес существенные улучшения в конструкции металлических пролетных строений.

Большое значение имеют работы ученого по введению в строительную практику новых материалов: железобетона, литого железа и цемента отечественного производства. В механической лаборатории Института корпуса инженеров путей сообщения он организовал исследования портланд-цементов, литой стали, рельсовой стали и т. д. Эта лаборатория стала первой в стране испытательной станцией сопротивления материалов. Деятельность ученого завоевала признание и в России, и за границей: с момента образования Международного общества испытания материалов (1895 г.) он входил в бюро общества, а с 1912 г. был избран его председателем.

Жизнь и деятельность Белялюбского можно назвать исключительно плодотворной: ему удалось осуществить на практике большинство из своих проектов и идей, многое сделать для развития в стране политехнического образования, а также для пропаганды  русской инженерной школы за рубежом. Отдавая дань уважения замечательному инженеру и ученому, академик Г. П. Передерий сказал: "Н. А. Белелюбский своей деятельностью..., стяжал себе мировую известность. Такая слава редко выпадает на долю инженера, и даром она не дается. Нужно родиться с талантами и задатками, с такой колоссальной энергией, какими обладал Н. А. Белелюбский. Нужно направить эту энергию на большое общественное дело, нужно суметь его довести до успешного конца, и тогда слава приходит как дань благодарности современников и последующих поколений людей".


БЕНАРДОС НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1842–1905)


Изобретатель электросварки. Обладал исключительным талантом изобретателя. Начав заниматься этой деятельностью еще будучи студентом, с 1865 г., к концу жизни он был автором более 100 самых различных изобретений. Со второй половины 1870-х гг. Бенардоса увлекли новые области практического применения электричества: он изобрел подсвечник для свечи Яблочкова с автоматическим переключением тока, дуговую лампу, машину для изолировки кабеля, машину для оплетки проводов, предложил проект снабжения Петербурга дешевым электрическим током для освещения и движения (1892 г.).

В описании к привилегии, выданной в 1886 г. в Петербурге, сущность его основного изобретения — электросварки ("электрогефеста") — излагается так: "Предмет изобретения составляет способ соединения и разъединения металлов действием электрического тока… основанный на непосредственном образовании вольтовой дуги между местом обработки металла, составляющим один электрод, и подводимой к этому месту рукояткою, содержащею другой электрод, и соединенной с соответственным полюсом электрического тока". К 1892 г. Бенардос предложил электрическую сварку как с угольным, так и с металлическим электродами. Он явился основоположником механизации и автоматизации сварочного процесса.

Известный русский физик и электротехник Д. А. Лачинов, сообщая о возможностях применения электросварки, писал: "…они так разнообразны, что трудно высказать о них даже догадки… В настоящее время речь идет о том, нельзя ли изготовить кавказский нефтепровод при помощи "электрогефеста"". Современники высоко оценили работы замечательного изобретателя. На IV Электрической выставке в 1892 г. он был удостоен золотой медали. В 1899 г. Электротехнический институт присвоил ему звание почетного инженера-электрика, поставив его изобретение в один ряд с изобретением радио А. С. Поповым.


БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927)


Невропатолог, нейрофизиолог и психолог. Один из первых в России исследователей в области гипноза и психотерапии. В отечественной науке был зачинателем изучения труда - производственного, умственного, художественного, педагогического, врачебного и др. Организовал кафедру нервных и душевных болезней в Петербургском женском медицинском институте (1857).

Большое значение имело его физиологическое исследование "Основы учения о функциях мозга" (1903-1907), явившееся энциклопедией физиологии мозга.


БЛИНОВ ФЕДОР АБРАМОВИЧ (1832–1902)


Изобретатель гусеничного трактора. Родился в семье крестьянина-кузнеца. Прослужив на речном транспорте более 20 лет, Блинов становится высококвалифицированным специалистом по наладке и эксплуатации паросиловых установок. В 1877 г. приступил к проектированию и постройке "вагона с бесконечными рельсами", то есть повозки на гусеничном ходу, и в 1879 г. получил на него авторскую привилегию. Об испытаниях гусеничной повозки газета "Саратовский листок" сообщала: "Крестьянин Блинов изобрел машину для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами. Устройство незамысловатое. Рельсы, пристроенные к маленьким плиткам, особым устройством передних и задних колес движутся наподобие приводного шкива. При первой пробе оказалось, что пара лошадей свободно может перевозить на этой машине до четырехсот с лишним пудов по обыкновенной каменной мостовой. Машина обещает громадную выгоду и приложение во всех местностях, где имеются большие склады товаров".

Успех гусеничного прицепа подвел Блинова к мысли о создании самоходной повозки, работающей на паровом двигателе. В 1881 г. он арендует чугунолитейный завод в Балаково и приступает к проектированию и постройке машины на собственном ходу. К 1895 г. работы были в основном завершены. Прообраз будущего трактора имел следующий вид: на прямоугольной раме, состоявшей из двух продольных и нескольких поперечных балок, размещался рассчитанный на давление 6 атм. котел высотой 1,5 м и диаметром 1,2 м. Силовыми установками служили две паровые машины мощностью 12 л. с. каждая. Двигатели посредством чугунных литых шестерен были связаны с ведущими колесами гусеничной цепи. Управление трактором осуществлялось из будки, установленной на раме, куда были выведены рычаги управления паровыми машинами. Тяговое усилие самохода составляло 1200 кг, что обеспечивало работу нескольких плугов.


БОТКИН СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ (1832–1889).


Основатель крупнейшей школы русских клиницистов.

Работал в госпиталях во время Крымской и русско-турецкой войн.

Организовал при терапевтической клинике первую в России экспериментальную лабораторию, что привело к созданию клинико-экспериментального метода излечения больного. Принимал участие в оборудовании городской "Барачной больницы", за короткий срок сделав ее образцовой и в лечебном, и в научном отношении.

В течение долгих лет был председателем Общества русских врачей (1878–1889). В 1867 г. издал первый выпуск "Курса клиники внутренних болезней", содержавшего разбор только одного сердечного больного. Сформулировал главный принцип, которому следовал всю жизнь: лечить не болезнь, а больного. "Влияние его сохранится на все времена", — сказал о нем И. И. Мечников.


БУТЛЕРОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1828–1886)


Основоположник теории химического строения вещества.

В 16-летнем возрасте он поступил в Казанский университет и окончил его в 1849 г. В 1854 г. в Московском университете защитил диссертацию "Об эфирных маслах". Совершил две заграничные командировки (1857–1858; 1861), в которых посетил все лучшие европейские лаборатории и научные центры, слушал лекции и встречался с представителями западноевропейской химической науки. В 1861 г. синтезировал сахаристое вещество, которому дал название метиленитан. Затем получил неизвестный углеводород и назвал его изобутиленом. Изучая отношение изобутилена к концентрированной серной кислоте, открыл реакцию полимеризации изобутилена. Это и предшествующие открытия явились как бы преддверием в область высокомолекулярных соединений. Факт изомерии химических веществ нашел объяснение в теории химического строения, основой которой явилось признание химической структуры — определенного распределения химических сил. Свою теорию он изложил в 1861 г. на 36-м собрании естествоиспытателей и врачей в докладе "Нечто о химической структуре тел". В 1866 г. было закончено все издание его знаменитого учебника "Введение к полному изучению органической химии".

В последний период академической и научной деятельности сосредоточил внимание на обдумывании проблем теоретической химии. Будучи не только гениальным теоретиком химии, но и выдающимся общественным деятелем, ученый принимал деятельное участие в работе Русского физико-химического общества (1869) и Вольного экономического общества (1871).

Глубокую оценку роли ученого в развитии химии дал Д. И. Менделеев: "А. М. Бутлеров — один из величайших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов: ученик знаменитого нашего академика Н. Н. Зинина, он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где и продолжает развивать самостоятельную химическую школу. Направление ученых трудов А. М. Бутлерова не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление".


ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ


Самая протяженная железная дорога в мире, построенная менее чем за 15 лет.

Проложена через непроходимую тайгу и скалистые горы Забайкалья. Строительство началось с двух противоположных направлений: восточный участок — от Владивостока — в 1891 г., западный участок — от Челябинска — летом 1892 г. Уссурийская линия железной дороги от Владивостока до Хабаровска была построена к 1897 г., Западно-Сибирская — от Челябинска до реки Обь — в 1896 г., Средне-Сибирская — от Оби до Иркутска — к 1899 г., Забайкальская железная дорога — в 1900 г.

Восточное звено Великой Сибирской магистрали составила Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая строилась Россией в соответствии с русско-китайским договором 1896 г. Достроенная к 1903 г. КВЖД (в 1950 г. безвозмездно передана КНР) позволила соединить Забайкальскую дорогу с крайней точкой — Владивостоком. В 1905 г. началось сквозное движение по Великой Сибирской магистрали, общая протяженность которой составила 7 тыс. верст (7 416 км.).

На трассе магистрали были возведены мосты через 28 больших рек — Обь, Енисей, Иртыш и др. Строительство магистрали, которое опиралось на технико-экономические возможности отечественной промышленности, явилось крупным достижением русского инженерного искусства, а рабочие-строители проявили замечательное трудолюбие, мастерство и мужество.


ВОСКРЕСЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ (1803–1880).


Химик-органик, один из замечательных российских педагогов.

В 1836 г. окончил Главный педагогический институт в Петербурге. С 1838 по 1867 гг. его жизнь была связана с Петербургским университетом (с 1843 — профессор, в 1863–1867 гг. — ректор). Он был одним из тех, о ком немецкий химик Ю. Либих писал, что "в России появляются химики-органики, своими трудами прославившие русское имя и создавшие школы для этой отрасли химии". Вместе с Н. Н. Зининым А. А. Воскресенский создал большую школу химиков, в которую входили А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, Н. А. Меншуткин и др.

Его основные научные исследования посвящены изучению состава и свойств природных соединений: нафталина, хинона, хинной кислоты, донецких углей. Являлся горячим сторонником применения в России минеральных удобрений, указывал на возможность их производства из отечественного сырья.


ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ КУРСЫ


Возникли как особый тип высших женских учебных заведений.

Первые под давлением общественности по разрешению правительства были открыты в Петербурге (Аларчинские) и Москве (Лубянские) в 1872 г. Затем в Казани (1876), Киеве (1878) и Петербурге (Бестужевские, названы по имени официального учредителя К. Н. Бестужева-Рюмина).

Существовали исключительно благодаря общественной или частной инициативе. Во второй половине 80-х гг. министерство народного просвещения закрыло все высшие женские курсы, но в конце концов было вынуждено вновь разрешить их. Наиболее широкий размах система высших женских курсов приобрела в 1900-е гг.


ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ


К началу XIX в. приобретают систематический и региональный характер: исследования Донецкого горного кряжа (1820, Е. И. Ковалевский), Подмосковного угольного бассейна (40–50-е гг., Г. П. Ильмерсен, Г. Д. Романовский), Кавказа (20-е гг., И. И. Эйхфельд, Н. И. Воскобойников, Г. В. Абах), Урала (1838) и Алтая (1846, Г. Е. Шуровский). Ими были охвачены также Забайкалье, Сибирь, Дальний Восток, Камчатка.


ГРИНЕВЕЦКИЙ ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (1871–1919).


Один из основателей русской школы теплотехников-двигателистов.

Вся его жизнь была связана с Московским высшим техническим училищем, которое он окончил в 1896 г.  С 1900 г. был профессором, с 1914 — директором Училища.

Занимался разработкой теоретически обоснованных методов проектирования паровых машин, котлов и двигателей внутреннего сгорания. Впервые (1907) осуществил тепловой расчет двигателя внутреннего сгорания. В числе первых оценил значение тепловозной тяги для железных дорог и наметил пути конструирования тепловозов (1918).


ДАВЫДОВ АВГУСТ ЮЛЬЕВИЧ (1823–1886).


Русский механик и математик, профессор Московского университета (с 1853), один из основателей Московского математического общества (1864).

Его математические исследования относятся к уравнениям с частными производными, определенными интегралами и применению теории вероятностей в статистике. Работы, посвященные теории равновесия плавающих тел, а также изучению связи между теорией капиллярных явлений и общей теорией равновесия, удостоены Демидовских премий АН (1848 и 1850).


ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1846–1903).


Основатель научного почвоведения.Родился в семье священника. После окончания духовного училища и духовной семинарии (1867) поступил учиться в Духовную академию в Петербург, откуда вскоре ушел, чтобы поступить на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Защитил магистерскую (1878) и докторскую (1883) диссертации. В 1883 г. вышла его книга "Русский чернозем". Именно 1883 г. считается датой рождения новой отрасли естествознания — генетического почвоведения, именуемого с тех пор "докучаевским".

В течение 1898–1900 г. ученый совершил поездки в Среднюю Азию, Бессарабию и на Кавказ. Заботясь о подготовке специалистов-почвоведов, открыл при Петербургском университете "Частные публичные курсы по сельскому хозяйству и основным для него наукам" (1898), куда приглашал преподавать выдающихся русских ученых.

Много времени отдавал организации почвенных отделов на крупных всероссийских выставках и на всемирных выставках во Франции (1889; 1900), Америке (1893), где они неизменно отмечались высшими наградами — золотыми медалями и почетными дипломами. Он доказал, что почвы на территории России и на всем земном шаре распределяются закономерно. И зависит это от особенностей климата, животных и растений, которые влияют на образование почв. Кроме того, ученый установил, что леса на водоразделах регулируют водный режим, защищают почвенный покров от эрозии.

Из научной школы Докучаева вышло много выдающихся ученых, развивавших его идеи. Уже в 1904 г. был открыт Петербургский Центральный музей почвоведения, в 1926 г. в системе АН СССР появился первый почвенный институт, позже названный именем Докучаева. Своевременно и сегодня звучат слова ученого: "Мы очень поверхностно знакомы с естественными богатствами России, особенно с ее почвами... Являясь обладателями лучших почв в мире, мы оказались ныне в самом тяжелом положении и вынуждены признать факт печального современного состояния сельского хозяйства...".


ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ (1847–1921).

Основоположник гидро- и аэродинамики.


Общепризнанным главой прикладного направления в математике был Н. Е. Жуковский. Он в наиболее яркой форме отразил стиль работы этого направления: широта научных интересов, отсутствие узкой специализации, стремление к исследованию обобщающих идей.

Окончив физико-математический факультет Московского университета (1868), начал свою преподавательскую деятельность в Московском техническом училище (позже МВТУ, 1872). Здесь он создал аэродинамическую лабораторию, воспитал плеяду конструкторов самолетов, теоретиков авиации. Был избран профессором Московского университета (1886), чл.-корр. Петербургской АН (1894), в течение многих лет руководил Московским математическим обществом.

Его магистерская диссертация "Кинематика жидкого тела" (1876) явилась введением в общий курс гидромеханики, докторская диссертация "О прочности движения" (1882) — подступом к проблемам движения твердого тела, заключающего в себе жидкие массы. Методы, разработанные ученым в труде "О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью" (1885), дали возможность решать задачи в области астрономии и баллистики. Им был открыт закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, разработана вихревая теория воздушного винта (винты Жуковского — "винты НЕЖ"), положено начало теории бомбометания с аэропланов. По его инициативе при Московском университете была построена первая в России аэродинамическая труба (1902).

При его активном участии были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Военно-воздушная инженерная академия, ныне носящая имя ученого.


ЗЕЛИНСКИЙ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1861–1953).

Один из основателей учения об органическом катализе.


Ученый разработал теорию и методику получения ароматических углеводородов из некоторых бензиновых фракций нефти, содержащих углеводород циклогексан. Его работы по разработке катализаторов крекинг-процесса, производству толуола — основополагающие в создании новой отрасли химической технологии.

Особое место в научном творчестве Зелинского занимают работы по созданию защиты от боевых отравляющих веществ (БОВ) с помощью активированного угля, который хорошо поглощает отравляющие вещества в газообразном или парообразном состоянии. Им был создан (1915) фильтрующий противогаз с резиновой маской. В 1916 г. во время Первой мировой войны русская армия получила уже около 5 млн. таких противогазов различных модификаций.

Деятельность ученого была многогранной: он создал школу химиков-органиков, при его активном участии было организовано Всесоюзное химическое общество им. Д. И. Менделеева, почетным членом которого он был с 1941 г.

 

ЗИНИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1812–1880).


Химик-органик, открыл химическую реакцию восстановления ароматических нитросоединений (реакция Зинина), послужившую основой новой отрасли промышленности — анилинокрасочной; синтезировал анилин (1842).

Являлся основателем русской научной школы химиков, участвовал в организации Русского физико-химического общества (1868) и в течение 10 лет был его президентом.

По словам А. М. Бутлерова, "Зинину... русская химия по преимуществу обязана своим вступлением в самостоятельную жизнь и тем видным местом, какое отводится ей теперь западноевропейскими учеными. Имя Зинина открывает целый ряд имен русских химиков, сделавшихся известными в науке, и большинство этих химиков – ученики Зинина или ученики его учеников".


 


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру