Творцы техносферы: профессия инженера в исторической перспективе

Изменения  в мировоззрении

Природа долгое время выступает как стихия, неизмеримо превосходящая человека сила, от которой зависит все существование и благополучие человеческого рода. Человек находился во власти природы, природных процессов, переносил категории добра и зла в мир природы,населял ее духами. В античности,с отделением философии от мифологии, природа стала трактоваться как идеал, образец гармонии, мерило и источник мудрости, средоточие логоса, нерукотворное совершенство.

С утверждением христианства земному бытию, природе противопоставляется вечное, абсолютное духовное начало - Бог,  безусловно стоящий над природой, Творец неба и земли, видимого и невидимого. Идея  сотворенности  природного мира,  "известного лишь одному Господу Богу с тех пор как Тот сотворил этот мир", и приготовления к жизни вечной как цели земной жизни определяют умонастроение общества. Религиозные  средневековые  идеалы творили религиозное бытие. В средневековой философии преобладала теологическая трактовка истории и природы как  осуществляющих божественные цели.

Доминантой культуры в романскую эпоху становится монашеский идеал духовного созерцания, уготовление к жизни вечной путем нравственного совершенствования, сужения идеи времени до его отрезка,  проживаемого в эсхатологическом ожидании второго пришествия Христа.

В ХП-ХШ вв. намечается рационализация западного богословия. Классик социологии М. Вебер, изучавший период европейской истории ХП-ХШ вв. показал, что в это время появляются рационализирующие и рациональные подходы к осознанию  и  размышлению, вытеснявшие сакрально-магические и религиозные. Это выражалось в отходе от безусловного принятия религиозных канонов, в стремлении к их осмыслению и обоснованию. М.Вебер выявил, что это было связано с изменениями культурных образцов жизнеустройства в Европе, с переходом от автократии раннего феодализма к государственно-правовому регулированию. Была вновь открыта философия Аристотеля, и греческий логицизм дополнил и обогатил универсалистские, обобщающие традиции христианского мышления.


Отношение к труду и богатству в средние века


С религиозной богословской точки зрения общество являет из себя не экономический механизм, а духовный организм, вследствие чего хозяйственная деятельность должна контролироваться и обуздываться в моральных целях. Труд толкуется и как наказание, наложенное на род человеческий за первородный грех,и как путь к искуплению греха, как средство, открывающее врата небесные, путь к спасению души.

В социальном плане труд предстает как общая социальная обязанность и ответственность. Своей производственной деятельностью человек участвует в жизнедеятельности целого - цеха, города, наконец, общества, имеющего органическое строение: все сословия - духовенство, рыцарство, ремесленники и крестьяне служат пользе целого. Английский епископ Эльфрик (начало XI века) проповедовал: " пусть каждый помогает друг другу своим ремеслом и всегда пребывает в согласии с Пахарем, который нас кормит".

Деньги сами по себе не добры и не злы, моральные аспекты обнаруживаются при их употреблении. Признается, что торговля служит общей выгоде и оправдана, если прибыль умерена, может быть сочтена справедливым вознаграждением за риск, труды и затраты, или использование в благотворительных целях. Жадность и стяжательство - грех,и торговля, удовлетворяющая эти низменные побуждения, безусловно осуждается. В силу больших соблазнов к личному обогащению торговля признавалась "опасной для души".

Церковь вводила запрет на взимание ростовщического процента, обосновывая его словами Христа: "Взаймы давайте, не ожидая ничего". Доход ростовщиков аморален и греховен, ибо они получают его не трудясь и "зарабатывают" деньги  даже во время сна и в церковные праздники. Запрет ростовщичества сначала имел силу для лиц духовного звания, потом для всех христиан. При Каролингах ростовщичество было осуждено не одной церковью, но и государственной властью.

В то же время безусловного осуждения ростовщичества придерживались лишь богословы. Менее жесткую позицию занимали средневековые юристы - легисты, изучавшие римское право, и канонисты - знатоки церковного права. Различие "божественного права"(lex divina) и человеческого права (lex humana) позволяло в свете первого осуждать ростовщичество как только грех и зло, в то время как второе, учитывая реальные потребности развивающегося товарного хозяйства, признавало как неизбежность то факт, что человеческое право не в состоянии запретить все, что нарушает совершенную добродетель, неспособно искоренить греховность. Так что в своей деятельности человеку остается помнить, что божественный закон требует полной справедливости и ничего не оставляет безнаказанным, соотноситься со своей совестью. Так, ошибка в назначении цены сама по себе не грех: существенно состояние совести участников сделки.


Новые времена: оправдание богатства


Еще Аристотель придумал термин "хрематистика" от слова "хрема" - владение, имущество. По Аристотелю "экономика" - это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, разумного личного потребления. Хремастика же - это искусство наживать состояние, накапливать богатство, особенно в форме денег. Беспредельное богатство и обладание деньгами Аристотель считал противоестественным.

Идея Аристотеля о естественности экономики и противоестественности хремастики претерпела в западноевропейской культуре разительную трансформацию. В средние века в рамках христианского учения ученые-богословы вслед за Аристотелем осуждали ростовщичество, а отчасти и торговлю, и развивали концепцию "справедливой цены".

Но в XVI веке богатство стало рассматриваться как признак избранности, симптом угодности Богу. В XVII-XVIII вв. в социально - экономической мысли возникла фигура экономического человека, мотивы всех действий которого могут быть сведены к стремлению обогащаться, что в различениях Аристотеля соответствовало бы "гомо хрестоматикус". Что же к этому привело?

Начало XVI в. в Европе ознаменовалось радикальным переломом в европейской культуре, когда закладывалась матрица, культурный код ее развития на столетия вперед. Речь идет о Реформации - социальном и идеологическом движении, в ходе которого были подвергнуты пересмотру основы средневековой культуры и прежде всего пересмотрены фундаментальные догматы католицизма о спасении. Реформация вылилась в длительные религиозные войны с силами римско-католической церкви Священной римской империи Габсбургов и привела к официальному признанию протестантизма в качестве легальной религии. Критике и отрицанию был подвергнут авторитет папы и священства, католическая концепция спасения.

Из проклятия, тяготеющего над родом человеческим, необходимой повинности труд превращается в протестантизме в призвание, в "святую обязанность". Протестантизм трактует призвание - профессиональную способность и склонность, успех в делах - как проявление божьей благодати, реализация которой является христианским долгом.

Неудивительно, что термин "политическая экономия" впервые употребил один из руководителей восстания французских протестантов (гугенотов) против короля Людовика XIII Антуан Монкретьен. В его "Трактате политической экономии", увидевшей свет в 1615 г. в Руане, хозяйство страны рассматривалось как объект государственной политики, а в качестве источника богатства указывалась внешняя торговля, особенно вывоз промышленных и ремесленных изделий.

Политика всемерного накопления драгоценных металлов в государственной казне, протекционизма и государственной регламентации хозяйства проводилась в XV-XVIII вв. во всей Европе  - от Португалии до Московии. Передвижение центров хозяйственной жизни в города подрывало власть и влияние феодалов. Горожане - ремесленники и торговцы - образовывали "третье сословие", становились союзниками и опорой королей, давали королевской власти деньги и оружие, а иногда и людей для их борьбы за подчинение феодалов центральной власти.

В свою очередь государство поддерживало третье сословие - торговые компании и ремесленные корпорации получали от королей различные привилегии и монополии, издавались законы, которые под страхом жестоких наказаний заставляли бедняков работать на предпринимателей, устанавливали максимум заработной платы.

Государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам и основывать их, так как самый надежный способ привлечь в страну деньги - развивать производство экспортных товаров и добиваться вывода над ввозом. Тем самым функцией государства становилось обеспечение условий для роста буржуазного богатства, защита частной собственности.

Итак, санкционировав индивидуальную инициативу, страна может обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение вывоза товаров над ввозом. Развитие производства экспортных товаров оказывается важнейшим средством расширения торговли в первую очередь для Англии, в Средние века бывшей третьеразрядной, бедной страной. Неудивительно, что промышленная революция пришла в Европу из Англии.


Становление экспериментального естествознания

Рационализация технической деятельности. Технология как наука

 

Кардинальные изменения в понимании значения взаимосвязи науки и техники для  развития  производительных  сил  общества произошли в конце XVI - середине XVII вв. Изменился общественный статус как науки, так и различного рода   "практических искусств", возникла экспериментальная наука Нового времени.

Идея научно-технического прогресса общества, роста могущества  человечества как целенаправленного процесса оформляется в начале XVII в.  в виде "философии индустриальной науки" в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), занимавшего важные государственные посты при английском дворе.  Бэкон утверждал новую ценность науки, отличную от античной и средневековой: наука не должна быть ценностью сама по себе,  знанием ради  знания.  Ее конечной целью являются изобретения и открытия, служащие человеческой пользе, благосостоянию государства.

По мысли Бэкона, выраженной в идее "Великого восстановления  наук",  науку следует преобразовать таким образом,  чтобы было возможным соединить ее с практикой: "Правильно открытые и установленные аксиомы (общие положения, выражающие законы природы. - О.С.) вооружают практику не поверхностно,  а глубоко  и влекут  за  собой  многочисленные  ряды  практических приложений".  И далее:  "Хорошо проверенное и  определенное (проверенное - путем экспериментирования, определенное – путем введения соответствующих понятий. - О.С.) познание простых  натур  (природных,  естественных  элементов.  - О.С.) есть как бы свет. Оно открывает доступ к самым глубинам практических приложений, могущественно охватывает и влечет за собой все колонны и войска этих приложений...". Связь с практикой плодотворна,  как  указывает Бэкон,  и для самой науки, она расширяет горизонты познания, ибо "подобно тому, как и в гражданских делах дарование каждого,  а также скрытый смысл души и страстей лучше обнаруживаются тогда, когда человек  подвержен невзгодам, чем  в другое время, таким же образом и скрытое в природе более открывается, чем когда оно подвергается  воздействию  механических искусств, чем тогда, когда оно идет своим чередом". Речь идет таким образом о создании "новой науки", органически в своих основаниях связывающей мир естественного - природу и мир искусственного - ремесел, искусств.

В философско-методологическом аспекте проблемой "соединения" законов природы с техническими правилами оперирования с объектами практики занимались многие ученые -  основоположники экспериментальной   науки: Декарт  (1569-1650),  Г. Галилей (1564-1642),  И.Ньютон (1643-1727),  Р.Гук (1635-1703) и др. В 1637 г. в сочинении "Рассуждения о методе" Р.Декарт писал, что установленные им понятия показывают, "что можно достичь знаний очень  полезных  в жизни и что вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой,  зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окружающих нас тел также отчетливо,  как  мы знаем различные ремесла наших мастеров,  мы могли бы наравне с последними использовать и эти силы  во  всех  свойственных  им применениях и стать,  таким образом, как бы господами и владетелями природы".

Философский проект соединения науки и техники для служения целям и потребностям человеческого общества в деле обретения власти над природой последовательно реализовывался в течение последующих веков вплоть до настоящего времени,  когда эта позитивистская  прагматическая линия отношения к природе практически исчерпана - знамение  чего  экологические  катастрофы.

Создалась объективная необходимость выработки нового отношения к Природе путем гуманизации науки и техники,  пересмотра целей и ценностей развития цивилизации.

Становление науки Нового времени было  вызвано к жизни развитием производительных сил в X1V-XV вв.  – распространение цеховой организации ремесел, зарождение мануфактур, достижения в архитектуре,  транспортном и дорожном строительстве  и  т.п. Усложнение производственных задач, увеличение масштабов построек, совершенствование изделий, возникновение новых технических  задач постоянно  требовали выхода за рамки традиционного ремесленного знания и опыта. Недостаток имеющихся традиционных знаний  при решении новых задач стал восполняться некоторыми априорными теоретическими построениями на основе умозрений, сопоставления природных тел и явлений и искусственных объектов и процессов с использованием математических средств: геометрических построений, вычислений.

Виднейшим представителем периода спонтанного фактического "наведения мостов" между наукой и техникой,  между  теорией  и искусствами  был Леонардо да Винчи (1452-1518).  В его многогранной деятельности сочеталось конструирование желаемой реальности - изобретательство - и исследование реальности. В своем необозримом рукописном наследии он  предстает как величайший инженер-изобретатель, рационально  обосновывающий свои многочисленные принципиально новые технические проекты. Обоснование того или иного проекта у Леонардо привносило идеи в науку, зачастую содержало основы новых ее разделов. Так, размышления над практическими проектами регулирования водных потоков привели Леонардо к новым  идеям  в  гидрофизике; предложения по способам снижения трения в механизмах и машинах выразились,  с одной стороны, в изобретении устройства подшипников, а с другой - во введении понятия коэффициента трения и разработке некоторых положений теории трения.

Характерной фигурой для этого начального периода формирования взаимосвязи науки и техники  является  Н.Тарталья (1489-1577),  известный математик и изобретатель сложных метательных приспособлений.  В  созданной им теории баллистики учитывалась как естественная сила гравитации,  так и импульс снаряда, производимый искусственным путем, в единой модели полета снаряда.  С практическими проблемами также были связаны работы по  теории  рычагов  и  весов известного математика Дж.Кардано (1501-1576). Следует отметить, что интенция на применение математических средств,  понятий, формул к описанию и объяснению явлений восходит к античности.  Выдающийся мыслитель Х111 в. Р.Бэкон (1214-1292) также считал математику основой всех наук. Ширящиеся попытки применения теоретического знания, полученных из опытов количественных данных к  решению  технических проблем  получили философско-методологическое осмысление,  как уже отмечалось, в XVII в.: принцип практической применимости теоретических знаний был положен в основание экспериментальной науки Нового времени.
 
Реализация в исследованиях ученых эпистемологического принципа взаимосвязи познания и действия выразилась в создании методологии получения  теоретических знаний,  включающей в процедуру  получения нового достоверного знания методики проведения экспериментов, измерений, вычислений, обработки количественных данных и оформления результатов в математической форме.

Научные приборы и инструменты для проведения экспериментов создавались как в ходе исследований, так и привлекались из развитых областей технической практики и совершенствовались  в соответствии с научными целями.  Например, насос был изобретен для практических целей в горном деле и использован  и  усовершенствован  как  вакуумный насос в связи с рассмотрением чисто научной идеи совершенного вакуума, т.е. вопроса о том,"боится ли природа пустоты".

Тот факт, что исследование природы в экспериментальной науке опосредовано приборами и инструментами, специальными приспособлениями, сближал исследование с изобретательством. Действительно, многие экспериментальные устройства и установки, служащие получению исследуемого эффекта или  процесса  (в физике, химии) становились прообразами или отправными моментами для создания практически значимых устройств. Это относится в исторической последовательности к теплотехнике, электротехнике, электрохимии и др.  В конце XIX - начале XX в. складывается область прикладных исследований, специально ориентированных на "перекачку" осуществимых с точки зрения  естественнонаучных  знаний эффектов и процессов из сферы возможного в сферу действительного,  в технику и технологию производственных процессов.

Реализация нового в общественной практике и совершенствование уже сложившегося являются прерогативой инженерной деятельности, которая уже с середины XVIII в. последовательно становится на научную основу: в XVIII в. во Франции, Англии,Германии создаются высшие технические школы. Научная подготовка инженеров-специалистов  в области строительных работ,  горного дела, военного дела и морского флота включала основы математики и естественных наук,  а организация такой фундаментальной подготовки всячески поддерживалась на государственном уровне.

В XIX в. формировались методы теоретических и экспериментальных исследований технических объектов и  технологических процессов с опорой на естественнонаучные знания о явлениях, в них используемых,  а также возникающих при их  функционировании (осуществлении). В этом процессе принимали участие и ученые, и инженеры. Для первых это были "приложения", "применения" фундаментальных знаний о законах природы к частным случаям их проявления в конкретных,  искусственно созданных условиях. Для инженеров, напротив, это были поиски общих закономерностей в сложных и разнородных процессах, происходящих в реальных устройствах и условиях,  будь то электрический генератор,  движущийся с большой скоростью локомотив, плавка стали в конверторе и т.п.  Инженерам нужны теоретические описания и научные объяснения создаваемого ими с тем,  чтобы иметь возможность предварительного  расчета  проектируемых устройств,  обеспечить их надежное функционирование, качество и воспроизводимость технологических процессов.

Эволюция технических знаний, отражающая этапы возникновения технических наук, явно прослеживается в изменении содержания трудов, посвященных тем или иным областям практической деятельности. До XV в. это были как правило анонимные рукописи, представляющие свод знаний об имеющихся  накопленных к тому времени приемах, устройствах ("Об  артиллерии", 1422 г.; "Описание осадных машин", 1435 г.  и др.) В XVI в. такие труды получают авторство: Г.Альгизи "О фортификации, 1570 г.; Г.Агрикола "О горном деле и металлургии", 1530-1556 гг.  и др.)

В XVII в. в связи со становлением экспериментальной науки ученые в своих исследованиях формируют методы и нормы единой научно-технической парадигмы (картины мира и места и роли науки и техники в ней): естественные образования и явления начинают исследоваться с помощью искусственного (техника эксперимента) и математического аппарата,  а искусственные процессы и рукотворные объекты (артефакты) начинают  изучаться и создаваться как  действующие в соответствии с законами природы. В этом соотношении кроется и источник возникновения  технических наук, и ключ к пониманию взаимосвязи между естественными и техническими науками.

Возникает соответственно новый  тип  научной литературы, включающей  теоретический анализ технических устройств и их действия на основе проведения  экспериментов. Ярким примером являются труды членов основанного в 1660 г. Лондонского королевского общества в течение первого века его существования.  В уставе этого общества при его основании было записано, что оно должно "совершенствовать познание натуральных вещей и всех полезных искусств,  мануфактур, механической практики, машин и изобретений при помощи экспериментов".


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру