План ГОЭЛРО – стратегическая программа социально- экономического и научно-технического развития Советского государства

Предпринятые И. В. Сталиным шаги по укреплению академической среды "промышленными генералами" вытекали не только из личных интересов руководителя страны, но и были объективным проявлением развивавшегося процесса сближения фундаментальных наук и инженерно-технических знаний.

Индустриализация как генеральная линия развития народного хозяйства страны предполагала интенсивное развитие системы подготовки инженерных и научно-технических кадров. Это обусловило востребованность традиционных научных школ и сообществ в России. В течение нескольких лет были открыты десятки высших технических учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Идея конвергенции науки и техники стала одной из главных идеологических доктрин эпохи первых пятилеток. В 1932 г. Н. И. Бухарин, возглавлявший Научно-исследовательский совет ВСНХ СССР, на II Всесоюзной научно-исследовательской конференции по планированию работ в тяжелой промышленности заявил: ""Онаучивание" производства и "обинженеривание" науки есть наш очередной лозунг" [25].

В складывавшихся условиях "режим наибольшего благоприятствования" для талантливых инженеров, руководителей крупных предприятий и промышленных строек, создателей новой техники устанавливается и в академической среде. В обязательных, согласно Уставу АН СССР, отзывах о трудах избиравшихся действительными членами И. Г. Александрова, И. П. Бардина, Б. Е. Веденеева, А. В. Винтера и Г. О. Графтио академики Г. М. Кржижановский и А. Н. Крылов писали: "Достаточно привести изображения Днепростроя, Волховстроя, Свирьстроя и Кузбасского комбината и сделать надпись: "Вот их труды"" [7, с. 671].  Так происходило сращивание производства, прикладных знаний и фундаментальной науки.

Важнейшим шагом в деле подготовки научно-исследовательских кадров в области технических наук стало образование Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Президиуме сформированного в 1933 году Всесоюзного комитета по высшей технической школе (ВКВТШ) при ЦИК СССР, возглавляемого академиком Г. М. Кржижановским. В том же году Президиумом ВКВТШ был разработан и внесен на рассмотрение правительства законопроект "Об ученых степенях и званиях". Состав ВАК при Президиуме ВКВТШ был утвержден в 1934 году. В первом перечне высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, в которых разрешалась защита диссертаций на соискание ученых степеней докторов и кандидатов наук значилось 75 вузов, из которых половина находилась в подчинении промышленных наркоматов [26].

Техническая компонента усилилась и в АН СССР. В Академии наук была создана сначала группа техники (1929 г.), а в 1935 году образовано Отделение технических наук, в структуру которого включались все вновь создаваемые научно-исследовательские институты. В 1938 году их было семь. В 1945 году в Отделение входило 33 академика и 40 членов-корреспондентов АН СССР. В это же время в научных учреждениях Отделения работало 73 доктора и 191 кандидат технических наук.

Наибольшее количество электрификаторов ленинского призыва собралось в стенах Энергетического института (ЭНИНа)  АН СССР,  которым до 1959 г. руководил Г. М. Кржижановский. Часть разработчиков плана осела в аппарате Наркомтяжпрома, а позже – Наркомата электрических станций и электропромышленности. Другие возвратились во втузы, отраслевые НИИ и КБ. Из руководящего ядра  Комиссии пять человек было репрессировано: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К. Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель, Б. И. Угримов.

Сущность и реализация плана ГОЭЛРО

План ГОЭЛРО был единой и всеобщей программой народнохозяйственного   строительства. Он предусматривал восстановление и развитие экономики, важнейших отраслей промышленности и, в первую очередь, тяжелой индустрии, как необходимые предпосылки и условия успешного строительства социализма.

Как общегосударственная программа план ГОЭЛРО носил директивный характер для всех промышленных комиссариатов и ведомств. В законодательном порядке определялись тенденции, структура и пропорции развития народного хозяйства, важнейших отраслей тяжелой индустрии, крупнейших экономических регионов страны.

Программа восстановления и развития народного хозяйства имела четко выраженный научный характер. Авторы плана ГОЭЛРО исходили из объективных закономерностей развития науки, из строго установленных зависимостей экономического и технического характера. Они пользовались выверенными и точными статистическими сведениями об экономике и промышленности России. Комиссия ГОЭЛРО отмечала, что нельзя " ... руководствоваться случайными соотношениями объективной обстановки, целиком вверять себя инстинкту народных масс, произволу и усмотрению отдельных руководящих личностей" [27, с. 33].

Разработка  и составление плана ГОЭЛРО основывались на экономических, географических и других фундаментальных науках. По мере детализации плановых заданий арсенал научного знания все более трансформировался в сторону конкретных дисциплин производственно-прикладного характера. "Мы должны,– говорится в плане,– сосредоточить все наше внимание на самом основном и существенном и, ориентировавшись в этом направлении, не смущаться грубой наброской  остальных контуров. Таким путем мы сможем ... избегнуть опасности, которая нам угрожает при излишней детализации плана – потерей основной дороги" [27, с. 33-34].

Сущностью плана ГОЭЛРО  было возрождение и последующее развитие экономического и промышленности потенциала страны. Главным средством – обеспечение максимально возможного подъема производительности труда, что в свою очередь достигалось, "...во-первых, путем интенсификации труда, т. е. большей его напряженности в единицу времени; во-вторых, путем механизации, т. е. заменой мускульных усилий людей и животных энергией механической;  в-третьих, путем рационализации, т. е. упорядочения труда..." [27, с. 36].

В плане детально рассматривается влияние электрификации на рост производительности труда в народном хозяйстве, раскрывается роль электрификации в развитии промышленного производства, строительства, транспорта и сельского хозяйства.

Такое построение позволило сформулировать стержневую идею, гласящую, что "...составить проект электрификации России – это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для   реализации единого государственного плана народного хозяйства" [27, с. 32]. Особенностью план ГОЭЛРО была его устремленность в будущее, ориентация на завтрашний день. "Центр тяжести... проектной работы переносится в сторону умелого предвосхищения возможностей будущего" [27, с. 34],– резюмировалось Комиссией ГОЭЛРО .

Восстановление разрушенной экономики и промышленности являли собой лишь фундамент последующей созидательной деятельности. Эта сторона плана была количественной составляющей, предполагавшей  его второй и главный аспект – качественный: реконструкцию, реорганизацию и последующее развитие народного хозяйства страны. В свою очередь качественная сторона плана кроме промышленно-экономического включала в себя и социально-политический аспект. Комиссия ГОЭЛРО выразила желание "...выровнять фронт нашей экономики в уровень с достижениями нашего политического уклада" [27, с. 36].

Реорганизация и комплексное развитие народного хозяйства предполагали систему общегосударственного планирования. Эта система детерминировалась временными границами плана. Десятилетний срок обуславливал уровень, проблематику и методику разработок. План предполагал выработку магистральных, основополагающих направлений развития, что отличает его от оперативных пятилетних и годичных планов последующих периодов, более детализированных.

План ГОЭЛРО положил начало государственной системе планирования в СССР. Он предвосхитил теорию, методологию и проблематику пятилетних планов. Г. М. Кржижановский в докладе "Пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР", с которым он выступил 23 мая 1929 года на V съезде Советов, сказал: "...мы имеем поразительное совпадение научного анализа, того анализа, который был нашим преимущественным средством в ту пору, когда мы составляли план ГОЭЛРО, с данными тех больших и сложных расчетов, которыми располагали при выработке  пятилетки" [28, с. 265].

Говоря об идеологии и концепции плана ГОЭЛРО, необходимо подчеркнуть, что это была программа развития всего народного хозяйства, предопределившая формирование системы среднесрочного (5-летнего) и долгосрочного планирования экономического развития страны. К сожалению, и в историографии вопроса, и в сознании научно-технической общественности план ГОЭЛРО воспринимается лишь как программа электрификации. Это однобокое и неверное его толкование. Доказательством тому служит как содержание официальных документов Комиссии ГОЭЛРО, так и разработанные ею сметы финансирования региональных и отраслевых программ развития.

Согласно расчетам Комиссии ГОЭЛРО финансовое обеспечение планировавшихся программ выглядело следующим образом:

Электрификация (1750 тыс кВт)             1,2 млрд. руб.
Расширение обрабатывающей промышленности на 80%  5,0 млрд. руб.
Расширение добывающей промышленности на 100%  3,0 млрд.руб.
Восстановление, улучшение и расширение транспорта         8,0 млрд. руб.
ВСЕГО                17,2 млрд. руб.

Структура сметы показывает, что расходы на развитие энергетики и электрификации закладывались в размере всего лишь 7% от общего финансирования программы. На первом месте находился транспорт (46,3%), на втором – обрабатывающая индустрия (29,2%) и на третьем – добывающие отрасли (17,5%). Это свидетельствует об общеэкономическом характере плана, охватывавшем вопросы развития всех важнейших секторов промышленности.

Ежегодно на развитие электрификации, промышленности и транспорта можно было получить около 1,1 млрд. руб., а за 10 лет – 11 млрд. руб. Дефицит в 6,2 млрд. руб. (17,2 млрд. руб. – 11 млрд. руб.) предполагалось покрыть путем концессий и кредитов.

План ГОЭЛРО состоял из восстановительной ("А") и следовавшей за ней созидательной ("Б") программ. Программа "А", предусматривавшая восстановление разрушенного в 1917–1922 годах хозяйства, была завершена в 1926 году. Задания плана ГОЭЛРО по развитию важнейших отраслей промышленности (программа "Б") были выполнены со значительным превышением к 1931 году, т. е. в минимальный десятилетний срок.

Итоги реализации плана и по темпам, и по масштабам не имеют аналогов в мире. Важнейшими факторами промышленно-экономического прорыва Советской России были концентрация потенциала страны на приоритетных направлениях развития: тяжелой индустрии, обороне и науке,– и сосредоточение усилий всех социальных групп общества для осуществления поставленных задач. Катализатором этих процессов являлась умело и талантливо выстроенная система пропаганды. "Ударим бронированным кулаком революции по лапотной России и высечем искру возрождения Советской пролетарской колыбели" – такими словами начал свое выступление в 1925 году на митинге, посвященном развертыванию работ на Днепровских порогах, "главный златоуст партии", как его называл А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий.

Атмосфера созидательной эйфории: формирование в сознании населения мысли о трудовых подвигах как норме повседневной жизни, внушение народу чувства ответственности перед "угнетенным мировым пролетариатом" и высокой миссии по его раскрепощению ("Поможем всем оковы сбросить сразу!"), нагнетание ощущения ситуации "осажденной капитализмом социалистической цитадели и неизбежности последнего боя",– давала впечатляющие результаты. Страна превратилась в единую строительную площадку. Трудовой подвиг масс и их революционный энтузиазм стимулировались профессионализмом, целеустремленностью и полной самоотдачей в труде, которые демонстрировало руководство партии и страны.

Ярким тому примером служит деятельность В. И. Ленина на поприще электрификации. Активность и политическая воля, проявленные вождем во время работы Комиссии ГОЭЛРО, сохранялись и в период реализации плана. Его деятельность простиралась от подготовки государственных и партийных документов до решения текущих вопросов энергостроительства. Возведение Каширской ГРЭС – один из множества примеров участия вождя в хозяйственном возрождении страны.

Обеспечить Каширстрой рабочими и служащими, провести в Берлине необходимые заказы для станции, отпустить Каширстрою брезентовые палатки, командировать на стройку врача, доставить провод, болты и шайбы, перебросить строителям грузы, снабдить станцию углем, оставить контору стройуправления в занимаемом помещении, решить проблему снабжения хлебом и фуражом, привлечь к ответственности за волокиту с продовольственным снабжением, перевести на Каширстрой спеца-агронома, набрать штукатуров на строительство, снабдить ГРЭС изоляторами, продлить право прицепки теплушек Каширстроя к пассажирским поездам, привлечь к ответственности виновных в задержке грузовых вагонов, отпустить 8 миллиардов рублей на строительные работы и т. д. – все это составляло предмет ежедневных забот и усилий В. И. Ленина.

Участвуя в электрификации, руководитель страны одновременно формировал и государственно-правовые основы власти большевиков на перспективу. Так, в борьбе с волокитой в поставках оборудования на Волховстрой Ленин пунктирно обозначил свое видение основ пролетарской юриспруденции, которое впоследствии обернулось колоссальной трагедией для страны и народа. В письме к Наркому юстиции Д. И. Курскому он требовал: "…поставить дело волокитчиков на суд; добиться ошельмования виновных; …подобрать 4-6 случаев "поярче" и сделать из каждого суда  п о л и т и ч е с к о е дело; найти 2-3 умных "эксперта" из коммунистов позлее и побойчее, чтобы научиться т р а в и т ь за волокиту" [19, с. 444]. Волокиту в рамках Волховстроя победили и оборудование доставили. Руководитель строительства Г. О. Графтио искренне благодарил Ленина, коммунистов, пролетарскую власть в целом.

Одним из путей к успеху электрификации была, по мнению Ленина, ее пропаганда и популяризация. В письмах к ближайшему окружению он последовательно проводил мысль о необходимости "обучения электричеству каждого рабочего и крестьянина самому главному и архи-архиважному делу сейчас и в будущем". В этих целях он вполне серьезно предлагал разработать свой "мини-план ГОЭЛРО" для каждого дома и подъезда, построить во всех деревнях России маленькие электростанции, на которых все население – от мала до велика – прошло бы азы обучения "энергетическому делу и мастерству", привлечь всех инженеров и физиков страны к чтению лекций и проведению практических занятий с обязательной подготовкой каждым из них определенного количества "первичных образованцев", подготовить и издать научные пособия и популярную литературу для ее изучения "каждым сознательным гражданином".

В начале 1920-х годов в рабочем поселке при ГРЭС "Электропередача" вместо старой, барачного типа школьной постройки была возведена новая просторная, состоявшая из двух корпусов школа. Сооружали ее всем поселком в свободное от работы время. По завершении строительства встал вопрос о профиле школы, методике и предметах обучения. Одни выступали за общеобразовательную ориентацию, другие – за ремесленно-политехническую. После долгих споров командировали трех активистов в Москву для совета с Н. К. Крупской. Во время беседы с "главной учительницей страны" в комнату вошел В. И. Ленин, заинтересовался беседой и активно в нее включился.

"А ведь это идея, научить ребят не бояться пачкать руки! Обязательно надо учить их ремеслу! Непременно! Нам нужны столяры, слесаря. Нужны тотчас, безусловно…",– расхаживая по комнате, жестикулируя и все более возбуждаясь, вслух размышлял Ленин. Остановившись напротив ходоков и буравя их пронзительным взглядом, он отчеканил: "Передайте вашим, что организовав политехническое обучение, они сделают для электрификации страны не меньше, чем те, кто сегодня строит электростанции".

Будучи человеком увлеченным и быстро зажигающимся всем новым, Ленин, следуя своей излюбленной схеме "От частного – к общему", тут же погрузился в раскручивание посетившей его во время беседы идеи о "пропаганде и обучении широких народных масс победоносному делу электрификации". И полетели в адрес Г. М. Кржижановского, Н. П. Горбунова, И. И. Скворцова-Степанова и других многочисленные проекты, письма, обращения, записки.

"Необходимо в рамках политехнического образования немедленно по всей стране организовать посещение электрической станции и ряд лекций с опытами на ней,.. мобилизовать для лекций и практических занятий всех инженеров, агрономов… устроить музеи по политехническому образованию, поезда, пароходы и прочее. Это – архиважно…" [30, с. 253-254].

"Г. М.! Мне пришла в голову мысль. Электричество надо пропагандировать. Для этого надо теперь же выработать план освещения электричеством каждого дома в РСФСР… Надо уметь вызвать и соревнование и самодеятельность масс для того, чтобы они тотчас принялись за дело" [30, с. 255].

"Т. Кржижановскому. Нельзя ли развить практический план кампании по электрификации: 1) в каждом уезде создать срочно не менее 1 электростанции; 2) обязать этот центр сделать центром обучения, лекций, демонстраций и провести через эти курсы все население… 5) мобилизовать всех без изъятия инженеров, электротехников, всех кончивших физико-математический факультет. Обязать: в неделю не менее 2 (4?) лекций, обучение не менее (10-50?) человек электричеству. Исполнишь – премия. Не исполнишь – тюрьма" [19, с. 400].

"От всей души рекомендую работу тов. Степанова (Речь идет о книге И. И. Скворцова-Степанова "Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства".– В. Г.) вниманию всех коммунистов. Если бы все наши литераторы-марксисты… засели за такие же учебники, тогда мы не переживали бы такого позора, что почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом, в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат  (вернее, развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу… От этой книги я в восторге. Вот это дело! Вот это – образец того, как надо русского дикаря учить с азов" [31, с. 217-218].

И стилистику, и содержание процитированных обращений В. И. Ленина к соратникам можно оценивать по-разному. Несомненно, одержимость вождя идеями электрификации приводила к компанейщине, перехлестам, пропагандистской шумихе, попыткам осуществления не подкрепленных экспертизой идей, относившихся более к разряду мечты и утопии. Но в целом, несмотря на политическо-идеологические издержки и не всегда способствовавший делу личный фанатизм, Ленин по большому счету обеспечил создание энергетической базы страны и выработку стратегии развития отрасли на ближайшую, среднесрочную и отдаленную перспективы. После смерти В. И. Ленина больше всего из правящей элиты вопросами развития энергетики и электрификации занимались Г. М. Кржижановский, А. И. Рыков, Л. Д. Троцкий. К началу тридцатых годов, периоду завершения плана, список руководителей страны, возглавлявших энергетическое строительство, изменился и включал в себя Г. М. Кржижановского, В. В. Куйбышева, В. М. Молотова, Г. К. Орджоникидзе, И. В. Сталина.


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру