Ученическая конференция на уроке физики в московской школе Александра Невского

Атомная энергетика - прогресс или путь к катастрофе

14 выступающий:

В результате Чернобыльской катастрофы произошел взрыв, в 100 раз превосходящий мощностью взрыв в Хиросиме. Радиоактивному загрязнению подверглась территория в радиусе более 2х тысяч км, охватившая 20 государств. В пределах бывшего СССР пострадало 17 миллионов человек из 11 областей, площадью 80000 км2  Сразу погиб 31 человек более 200 заболели лучевой болезнью в тяжелой форме. 115 тысяч человек было эвакуировано. Число жертв росло из-за ветра, пожаров, транспортных перемещений, употребления в пищу загрязненных продуктов. Последствия облучения заведомо будут сказываться на здоровье нескольких поколений.

Полностью вопрос о причинах аварии не ясен. Наиболее вероятной ее причиной считается трагическое сочетание несовершенства конструкции, человеческой небрежности и некомпетентности, чрезмерной засекреченности, и преступная  в таких ситуациях спешка, так как катастрофа произошла в момент отключения аварийных систем. Отключение было произведено не в запланированном режиме, а в ночное время без соблюдения всех мер предосторожности.

15  выступающий.

После аварии Швеция, Италия, Бразилия, Мексика и другие страны приняли постановление о запрещении строительства АЭС. Швеция объявила о намерении демонтировать действующие реакторы, хотя они давали около 45% всей электроэнергии страны. На всех действующих станциях ужесточены меры, связанные с безопасностью их эксплуатации. Тем не менее, в мире действует более 500 атомных реакторов, около 100 строится.

16  выступающий.

Мы уже слышали о том, что коммунизм это советская власть плюс электрификация всей страны, помним слова Н.С. Хрущева, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. Мы слышали обещания Брежнева, Горбачева, Ельцина, Зюганова, Жириновского и многих других.  Но разве наша мечта и цель – всего лишь общество свободных потребителей?

Задумаемся, на что тратится производимая в мире энергия. Разве ее не хватило бы, чтобы накормить голодных, призреть сирот и беспомощных, которых так много в современном мире? Вспомним, какая часть бюджета многих стран предназначена на так называемые социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, науку, а какая на военные расходы, на перепроизводство огромного количества продукции массового потребления. Казино, телевидение, печатная продукция, ставящие цель не поднять нравственность общества, а разрушить, алкоголь и  наркотики … тратятся ли средства на борьбу с этими язвами общества? Огромные средства (а, следовательно, и энергию) поглощает реклама этих раковых опухолей на теле человечества. Как использовать энергию, бюджет страны решают не ученые и рядовые граждане. "Сильные мира сего" - денежные мешки, и подвластные им политики распоряжаются этим. Не все они люди, обладающие разносторонними знаниями и широким кругозором, но даже знания – это еще не все. Почему год от года экологическая ситуация в мире стремительно ухудшается? Разве найдется человек в нашей стране или в Америке, или в странах Европы, который не знал бы и не понимал, что   загрязнение нашей планеты несет гибель растениям и животным, потерю здоровья человеку и представляет угрозу даже его существования. Значит дело не только в знании.

17  выступающий.

Слово образование  происходит от слова "образ". Какой образ? Для одних это образ Божий, а для других образ извечного врага рода человеческого – сатаны. Не случайно наш замечательный соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев сказал: "Знание без образования – меч в руках сумасшедшего". (Это – девиз урока, написанный на доске). Без Бога все дозволено. Далеко не все, как свидетельствует исторический опыт, одинаково понимают, что такое добро. Понятие нравственности у разных народов различное. Общечеловеческих ценностей не существует. Это должен помнить не только политик, военачальник и ученый, но и каждый из нас. Каждый из нас в своей мере влияет на ход мировой истории и вносит вклад или в добро, или во зло, хотя мера эта, разумеется, различна. И мне кажется, что только человек с христианской нравственностью, т.е. тот, для кого главное  - жертвенное служение людям, мог бы быть главой государства, министром и вообще начальником, отвечающим за судьбы других людей. Как впрочем, и врач, и учитель, и любые мать и отец… Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих…

Заключенительное слово учителя

О чем же был наш рассказ? О прогрессе или о гибельном пути нашей цивилизации? Так что же мы выберем - атомную энергетику с возможными катастрофами или сосредоточим усилия на разумной экономии энергоресурсов и создании новых экологически безопасных форм энергетики?

Пример работы Курчатова и его сотрудников показал, что сложность задачи не является непреодолимым препятствием для ее решения. Было бы желание. А желание возникает, когда есть высокая цель  - служение Богу, Родине,  ближнему.

Итак, урок закончен. Выводы сделаны. Главное – нравственное состояние общества. Тогда и атомная энергетика не будет путем к катастрофе. Чувство ответственности не позволит министру и инженеру сдать в эксплуатацию плохо спроектированную атомную станцию. Совесть не позволит… Но пока реально мы видим совсем другое, а если так, то атомная энергетика, будет не только прогрессом, но и путем к катастрофе….

Далее учитель в нескольких предложениях перефразирует, сказанное в заключении, подчеркивает, что настоящее и будущее начинается в прошлом, напоминает, что захватнические войны за обладание энергоресурсами уже ведутся.  Затем учитель задает учащимся вопросы: "Кто из ребят хотел бы стать министром атомной энергетики? Какие качества ему необходимы? Если бы Беккерель или Резерфорд, стоящие у истоков атомной эры, узнали о создании в будущем атомного оружия, стали бы они заниматься атомной физикой? Несут ли ученые ответственность за последствия своих открытий? Будет ли развиваться атомная энергетика? Какие действия надо предпринимать, чтобы она была безопасной?"

Учащиеся активно выступают, все считают, что атомная энергетика все равно будет развиваться, предлагают меры по повышению ее безопасности. Некоторые согласились бы стать министрами атомной энергетики, основная масса вследствие предпочтения других видов деятельности или из-за боязни ответственности отказалась. Мнения относительно поведения Беккереля и Резерфорда разделились. Часть учеников считала, что научные открытия происходят по промыслу Божию и ученые не должны нести ответственности за то, что безнравственные люди используют их открытия во вред человечеству. Другие высказали предположение, что, заглянув в будущее, многие ученые отказались бы от своих открытий. В конце урока участники конференции задавали вопросы ученикам, о перспективах развития энергетики, высказывали свое мнение об этой проблеме и об уроке.

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру