Свет с Востока
Христианство Сирии в Византийское время В пятидесяти километрах северо-западнее древнего Алеппо, среди отрогов сирийских предгорий, мирно покоится одна из великих святынь христианского мира - монастырь Святого Симеона Столпника. В его стенах, в развалинах древней базилики, на мощном каменном основании, округлым останком лежит все, что осталось от двенадцатиметровой колонны воздвигнутой самим Святым Симеоном, вершившем на ней без малого столетний подвиг отшельничества и молитвенного стояния за Веру и во славу Божию. Искавший уединения и спасения души вдали от мира, среди выжженных холмов и впадин северной Римской Сирии, он вынужден был камень за камнем, ступень за ступенью возносить себя от суетных нужд многочисленных паломников, почитателей и любопытствующих, сходившихся сюда, чтобы собственными глазами убедиться в существовании самоотверженного монаха-стилита. Слава о подвигах Святого Симеона дошла до Великого Константинополя, утвердилась в Риме, Александрии, землях франков и лангобардов, преодолела мыслимые и немыслимые пределы, широко разошлась по всей Византии и за ее границами. Смысл служения был многим непонятен, но вызывал общий восторг, поклонение, и страсть к повторению среди монахов-отшельников. Узнавший о кончине Святого Симеона император распорядился воздвигнуть храм вокруг колонны, дабы, как ему представлялось, память о молитвенном усердии столпника скорее дошла до Господа, будучи усилена попечением и молитвами служащих в храме. Стены и своды ниш крестообразной базилики стали своеобразным символом имперского попечения о государственной Вере, утверждавшейся в поиске смысла земного служения идеала, приходящего на смену язычеству, христианства. Нового Божественного Откровения, принесенного в Мир самим Сыном Божиим во имя спасения всех и каждого.
Стены храма оградили подвиг Симеона от мира, вознесли до высот божественного служения и остались последним свидетельством и напоминанием потомкам о том, что в духовном подвиге молитвы главным остается храм, построенный в душе. Более полутора тысяч лет обтесали камень Симеонова столпа до формы яйцеобразного валуна, мирно покоящегося на пересечении паломнических и туристических дорог. Апсиды и выветренные стены монастырских развалин продолжают напоминать о временах, когда Вера служила Столпом истины для императоров и граждан, а смысл державного строительства открывался в условиях духовного служения интересам общества, стремящегося достичь совершенства не только в трудах и заботах земных. О первых столетиях жизни великой христианской цивилизации, зарождении ее в восточных пределах Средиземноморья и становлении духа и буквы христианства пойдет речь в этих, не претендующих на полноту литературных заметках...
>>
К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский о "славянской цивилизации"
Цивилизационный подход в русской науке обязан свои существованием двум "отцам-основателям", пришедшим к своим идеям на полвека раньше европейцев О.А. Шпенглера и А.Д. Тойнби. Одним из них является К.Н. Леонтьев, другим - Н.Я. Данилевский. Теория цивилизационного развития и многие другие историософские идеи складывались у Леонтьева параллельно концепции Н.Я. Данилевского и независимо от нее. >>
Русский ответ на национальный вопрос
В настоящее время, большинство представителей русской цивилизации затруднится дать четкое определение нации и национального вопроса, и как следствие, - обосновать разницу между позитивными и негативными редакциями национализма. В этой связи, актуальность четкой терминологической и идеологической базы, выведенной из наследия русских основателей цивилизационной историософии (Константин Николаевич Леонтьев и Николай Яковлевич Данилевский), не подлежит сомнению. >>
Спасет ли мир красота?
Беседа с заслуженным художником России, профессором, секретарем Союза художников России Сергеем Александровичем Гавриляченко >>
Идолы и идеалы: современный контекст
Разговор об идолах и идеалах был глубоко и весомо начат русской философией еще в XIX веке. Русская жизнь, включая ее бытийный и культурный пласты, всегда была проникнута духовной энергией христианского света, который безошибочно распознавал временное, относительное, конечное от вечного, абсолютного, подлинного. Но беда идолопоклонства случалась и с русским народом. Подмена ценностей, увы, - то, что случается всегда, везде и повсюду, и с отдельным человеком, и с целым народом. >>
Смуты в России: исторические параллели
Смуты в России наступали, как только падал авторитет государства и оно теряло свою сакральность. А народ переставал верить в государство и считаться с ним. Хаотичные шаги по проведению реформ не тормозили смуту, а лишь усиливали ее. Смута заканчивалась тогда, когда народ, почуяв смертельную угрозу, нависшую над страной, опять воссоздавал государство и обретал веру в его институты. Что заставляло наших потомков восстанавливать разрушенное государство, черпать силы и вдохновение в его мощи? >>
Строитель Мороз
Портрет славянина Странно, необычно и неожиданно пересекаются порою людские судьбы; еще вчера слыхом не слыхивал о человеке, а нынче уже не разлей вода, будто век не расставались. Знать, Бог, неведомо для нас, так выпрядает наши пути, чтобы мы не плутали наособицу в угрюмом молчании, но окликивали бы близкого по духу, (авось отзовется), чтобы не измозгнуть в одиночестве... Однажды раздался телефонный звонок: "Простите за беспокойство... Я - Роман Марьянович Мороз... Можно приехать к вам?" >>
Сельский поп
Русская натура Отец Виктор Крючков упорно кличет себя попом, но называет с тем достоинством и внутренней силою, что отвергает всякие ухмылки в его сторону в самом зачине, хотя крестьянин, ужавшись в преданиях и чувствах, незаметно, исподовольски уже отвык от старинного церковного слова, принимая его чуть ли не за брань и поносное слово. Вот и у меня язык не повернется даже мысленно назвать батюшку попом. Вот так высокий смысл слова незаметно замутился за минувшие столетия... >>
Эстетика русского декаданса на рубеже XIX - XX вв. Ранний Мережковский и другие
Канун наступающего ХХ века воспринимался современниками как некий итог исчерпавшей себя цивилизации. Из всех смутных ощущений родился новый вид ностальгии - тоска по далёкому будущему, грядущему за веком грандиозных катастроф и потрясений. Это была своеобразная религия, но религия совсем особого, не традиционного рода. Неслучайно именно рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался в России массовыми увлечениями всякого рода оккультными науками и мистическими откровениями. >>
Великое наследие в опасности
Истинное слово - средоточие силы человеческой мысли, чувства и энергии духа, ключ к постижению мира и человека. Ныне слово теряет силу. Это знамение времени не миновало и русского слова: сознание части наших соотечественников перестало его вмещать. Тому способствует прогресс нашего века: обилие информации приводит к утрате того, ради чего информация осваивается - Истины. >>

1341 - 1350 из 1401
Начало | Пред. | 133 134 135 136 137 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру