Как на Руси Новый год встречали
Обычай начинать год с сентября месяца пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами. Однако в светской жизни сентябрьский новый год утвердился только к концу XV в. О том, как отмечали на Руси начало мартовского года (и отмечали ли его вообще), мы не знаем. А вот о традиции сентябрьского новогодия, точнее новолетия, сохранилось немало сведений.
В первый день нового года совершалась особая церковная служба, именуемая действом нового лета или чином летопроводства. Поскольку по церковному календарю 1 сентября чтили память преподобного Симеона Столпника, то в народе его стали именовать Симеоном Летопроводцем, а 1 сентября - Семеновым днем, днем летопроводства или летопрошения. Действо нового лета совершалось с конца XVI и в XVII столетии оформилось в особую церемонию.
Происходила она во многих городах Руси, но особенным торжеством и великолепием отличалась, конечно же, в Москве, поскольку в ней участвовали патриарх и царь. Церемония празднования начала нового лета совершалась в Кремле, на Соборной площади.
>>
Уроки Смуты: народ и вера

История - это не только факты и события. История - это наука для потомков. Ведь дело людей, изучающих или интересующихся историей, состоит не только в познании исторических событий, но и в осмыслении этих событий, а, может быть самое главное, в извлечении уроков из прошлого. Наверное, не дело потомков судить историю, но обязанность - учиться у истории, осмысливать исторический опыт своих отцов, дедов и более далеких предков.
В этом отношении Смутное время конца XVI - начала XVII веков предоставляет нам самые многочисленные уроки. Но, думается, что одними из важнейших следует признать уроки выхода из Смуты. Понять, как Россия смогла преодолеть Смуту - это очень важно и поучительно. Попробуем выделить главные уроки, главные, так сказать, пути выхода из Смуты, благодаря которым Российское государство и русский народ сумели справиться с той небывалой напастью, что навалилась на Русские земли ровно четыреста лет назад. Итак...


 

>>
Угрешские походы царя Алексея
Придворная жизнь Московской Руси неотделима от такого явления как государев поход. Развиваясь на протяжении долгого времени, эта традиция достигла своего пика в XVII столетии. "Походами" в тот период считали все царские выезды. Свое название походы, как правило, получали от того места, куда они предпринимались. Все походы можно условно разделить по их характеру на гражданские и военные. Среди гражданских выездов выделяются торжественно-церемониальные и деловые, и, кроме того, - светские и богомольные. Последние, как правило, были связаны с посещением государем тех или иных монастырей.
В начале XXI столетия сложно оценить все то огромное значение, которое придавали наши предки церемонии царского выезда. Для них же сама процедура похода была призвана решить ряд важнейших задач, направленных на поддержание и усиление статуса монаршей власти.
К середине XVII столетия окончательно сложилась концепция "русской православной монархии". Власть государей рассматривалась как богоданная и наследственная в роде российских скипетродержавцев. Помимо этого русский царь представлялся истинным православным монархом и защитником вселенского православия. Считалось, что идеальный православный государь должен быть чинен, кроток, богобоязлив, милосерден, благообразен. Следование данному канону (уделение большого внимания молитве, посещение монастырей, прислуживание в монастырях больным монахам и т.д.) должно было обеспечить царю всеобщую любовь его подданных.
Совокупность перечисленных характеристик нашла свое отражение в неофициальном царском титуле, носителями которого являлись все первые Романовы, и который исторически закрепился только за одним из них - царем Алексеем Михайловичем. Этот титул впоследствии стал выражаться одним словом - "тишайший", но в период правления Алексея Михайловича в трудах одного из его современников и сподвижников Симеона Полоцкого звучал как "благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь". Таким образом, царский титул в XVII веке являлся не характеристикой реального человека, а отражением представлений об идеальном православном государе.
Богомольные походы, являясь государственной необходимостью и личной потребностью царя, прочно заняли свое место в распорядке его жизни. Выезды в монастыри по сравнению с рядом иных походов были одними их самых продолжительных, занимая от трех дней до полутора недель. В некоторых случаях на богомолье вместе с государем отправлялась практически вся царская семья и огромная царская свита.
>>
Пургасова Русь
В известиях Лаврентьевской летописи о противостоянии владимирских князей и мордвы второй половины 20-х гг. XIII в. особо выделяется некая "Пургасова Русь". В "Пургасовой Руси" принято видеть, в подавляющем большинстве случаев, собственно мордву, а в Пургасе и Пуреше мордовских "князей". Но мнение о мордовском характере "Пургасовой Руси" порождено лишь тем фактом, что летописи локализуют ее в "земле Мордовской" и подчеркивают ее тесную связь с мордвой. >>
Сведения иностранных источников о руси и ругах
Из книги "Откуда есть пошла Русская земля". Т. 2. М., 1986. Большинство из приводимых ниже сведений почти не используются в научных исследованиях из-за того, что они не укладываются в принятые норманистские и антинорманистские концепции начала Руси. Некоторые известия искусственно привязываются к Киеву (в частности, сообщения о браках германских графов и герцогов с русскими княжнами и королевнами). В объяснении же нуждается и ошибочное употребление этнонима, поскольку ошибки могут навеиваться какими-то представлениями, уходящими в отдаленное прошлое. >>
Церковная смута в Киеве в середине XII века
Из новой книги "Юрий Долгорукий" (М., "Молодая гвардия", 2006. Серия "Жизнь замечательных людей") Митрополит грек Михаил покинул Киев в 1145 году. Выбор князя Изяслава Мстиславича на известного своей ученостью инока и схимника Зарубского монастыря Климента Смолятича. Однако с самого начала юрисдикция Климента Смолятича могла распространяться только на те области Руси, в которых признавалась власть киевского князя Изяслава Мстиславича. Даже в самом Киеве святитель не пользовался должным авторитетом... >>
Войны Юрия Долгорукого. Статья шестая: Последнее княжение в Киеве (1155 - 1157)
Из новой книги "Юрий Долгорукий" (М., "Молодая гвардия", 2006. Серия "Жизнь замечательных людей" 20 марта 1155 года, "на Вербницу", то есть в Вербное воскресенье, князь Юрий Владимирович Долгорукий в третий раз победителем вступил в Киев. Перед тем как войти в город, он возблагодарил Бога, даровавшего ему "златой" киевский стол без войны и кровопролития. На этот раз ничто не могло помешать его торжеству... Статья рассказывает о последних годах жизни и политической деятельности князя Юрия Долгорукого. >>
Войны Юрия Долгорукого. Статья пятая: 1152 - 1154 годы
Из новой книги "Юрий Долгорукий" (М., "Молодая гвардия", 2006. Серия "Жизнь замечательных людей") К весне 1152 года положение Юрия оставалось отчаянным. После падения Городца он вновь оказался в фактической изоляции, лишенный каких-либо территорий на юге. Да и в самой Суздальской земле было не слишком спокойно. В том же 1152 году она - впервые почти за половину столетия - подверглась нападению волжских болгар... Статья повествует о новом этапе борьбы князя Юрия Долгорукого за Киев в 1152-1154 гг. >>
Войны Юрия Долгорукого. Статья четвертая: 1151 - 1152 годы
Из новой книги "Юрий Долгорукий" (М., "Молодая гвардия", 2006. Серия "Жизнь замечательных людей") Заняв Киев, Изяслав Мстиславич осуществил наконец ту политическую комбинацию, о которой договорился с дядей Вячеславом еще летом 1150 года. Провозглашение Вячеслава киевским князем должно было лишить Юрия законных прав на киевский стол... Статья рассказывает об очередном этапе борьбы князя Юрия Долгорукого за великое киевское княжение в 1151-1152 гг. >>
Войны Юрия Долгорукого. Статья третья: Бегство из Киева и второе киевское княжение (1150/1151)
Из новой книги "Юрий Долгорукий" (М., "Молодая гвардия", 2006. Серия "Жизнь замечательных людей") Изяслав Мстиславич готовился к походу. Его собственные волынские дружины были невелики по численности, но сумели сохранить боеспособность после недавней войны. По-видимому, имелись в составе его войска и польские и венгерские отряды. Объявив крестное целование Юрию недействительным из-за его нарушения самим Юрием, Изяслав выступил к Луцку, а оттуда внезапно направился к Пересопнице... Статья повествует о борьбе князя Юрия Долгорукого за Киев в 1150-1151 гг. >>

1221 - 1230 из 1401
Начало | Пред. | 121 122 123 124 125 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру