Творческая реконструкция исторического прошлого в проектной деятельности учащихся на уроках истории в 7-м классе

Творческая реконструкция образов исторического прошлого как воссоздание материальных и духовных явлений культуры различных эпох способствует закреплению и углублению приобретенных знаний учащихся на уроках истории, стимулируя их мотивацию, познавательные интересы, развивая умственную активность и творческий потенциал. В современной методике преподавания истории принято выделять такие формы реконструкции, как словесная, наглядная, практическая, исходя из способов формирования исторических образов. Разработаны приемы образной реконструкции исторического материала, повышающие эффективность овладения учебным материалом. Сюжетное повествование воссоздает исторические действия в виде ярких динамических картин. Обличенное в художественную форму, сюжетное повествование помогает выделять с опорой на учебный материал наиболее яркие, легко фиксирующие детали, характерные эпизоды, внешний облик людей, передает их чувства, мысли, переживания. Формирование представлений учащихся посредством этого приема активизирует их мышление, задевает их чувства, пробуждает эмоции. Превратившись в очевидцев исторических событий и явлений, подростки уже способны проанализировать, оценить поступки и действия их непосредственных участников [1].

Драматизация характеризуется наличием диалога двух или более лиц, представителей различных слоев общества, движений, выражающих противоположные интересы. Главной линией драматизацией является конфликтная ситуация, возникшая в беседе, споре исторических персонажей. Творчески реконструируя диалог, создавая достоверный исторический фон, контекст диалога, учащиеся раскрывают сущность типичного социально-культурного явления. Опорой здесь становятся сюжетные и типологические картины, исторические документы, мемуарная литература и т.п. Подготовленные тексты учащиеся могут презентовать в качестве монологов или как результат групповой работы.

Основой стилизации выступает имитацией подлинных текстов, относящихся к определенным историческим условиям: писем, воззваний, дневниковых записей, воспоминаний, газетных публикаций и т.п. Для успешного выполнения работы рекомендуется придерживаться разработанных специалистами инструкций [2].

Новой тенденцией в методике преподавания истории является организация проектной деятельности учащихся на основе образной реконструкции исторического прошлого. Следуя логике проекта, школьники последовательно переходя от одного этапа работы к другому, воссоздают, демонстрируют и оценивают объект творческой реконструкции.

На первом этапе формулируется проблема проекта, ставятся цели и задачи, оговариваются сроки его реализации. Погружаясь в тему, учащиеся конкретизируют и усваивают цели задачи проекта. На следующем этапе организуется деятельность участников проекта: формируются рабочие группы с учетом желаний и возможностей каждого ученика; планируется деятельность учащихся направленная на решение задач проекта; принимаются решения о форме презентации готового продукта. Осуществление непосредственно проектной деятельности учащихся на третьем этапе ограничивает участие учителя ролью консультанта и организатора нового образовательного пространства. Итогом проектной деятельности учащихся становится презентация творческого продукта, реконструирующего историческую реальность. На заключительном этапе анализируется проделанная участниками проекта работа, оценивается уровень практической реализации, демонстрируется наглядный материал [3].

Раскрывая содержание политики Петра I в области образования, науки и культуры, формируя представления учащихся о характере перемен, коснувшихся культуры и быта начала XVIII века, определяя значение культурного наследия петровской эпохи в истории России, на уроке учителем зачитывается отрывок из статьи М. В. Погодина о реформах Петра: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? Первое января 1841 года — Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он создал; шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты — Петр Первый их начал. Вам нужно купить разные вещи все они от шелкового шейного платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом. Одни написаны им. Другие введены им в употреблении, улучшены, привезены на его корабль, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом от соленых сельдей до картофеля, который он указал сеять до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблеи Петра Великого. Встречаете дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет. Первое светское училище учреждено Петром Великим. Вы получаете чин — по Табели о рангах Петра Великого. Чин дает мне дворянство — так учредил Петр Великий. Мне надо подать жалобу — Петр Великий определил ей форму. Рассудить — по Генеральному регламенту. Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение, и прочь, и прочь». Прочитав этот текст, учитель подводит учеником к формулировке выводов о культурных нововведениях, с которыми современный человек сталкивается в повседневности, оформленных как мини-проекта «Один день с Петром I». Работа осуществляется группами по 8–10 учеников в течение двух-трех дней, по истечению которых в классе презентуются тексты с упоминаниями и экспликациями тех новшеств первой половины XVIII века, с которыми они сталкиваются ежедневно на домашней кухне. После обсуждений результатов, уточняющих и дополняющих вопросов оценивается работа как всей группы так и каждого участника.

«Благодаря преобразованиям Петра Первого, внесшего в повседневную жизнь россиян, утро можно начинать с чашечки ароматного кофе и бутерброда с колбасой. Мама готовит обед, и все напоминает о Петровских нововведениях: инвентарь (плита, кастрюли, сковородки, противень, мясорубка, дуршлаг), продукты (мясные копчености, морская рыба, макароны, соусы). У бабушки на окне зреют комнатные томаты и ветвится фасоль, а ведь три столетия назад эти овощные культуры нельзя было встретить в нашей стране ни на одной грядке. Трудно переоценить все то новое, что внес государь Петр в жизнь каждого россиянина, и без чего не обходится ни один наш современник».

Сложнее осуществляется творческая реконструкция диалога, который мог возникнуть между участниками петровских ассамблей. Замысел реализуется в рамках учебного группового проекта «Разговор на ассамблеи», участники которого разрабатывают в течение двух-трех недель реплики русского дворянина беседующего с приезжим немцем, творчески реконструируя текст диалога. Оговариваются возможные темы разговора, значимые события и острые вопросы, которые могут фигурировать в беседе. Поиск, сбор необходимой информации осуществляется под контролем учителя, т.к. в большом разнообразии научно-популярной информации ученикам еще сложно ориентироваться [4]. Результат творческой работы оценивается с учетом полноты и глубины материала, степенью его обработки и качеством представленного продукта.

Приводим примерную реконструкцию диалога русского дворянина и немецкого гостя.

Дворянин: А принимали ли вы участие, милостивый государь, этой зимой в ассамблеях, устроенных по повелению императора?

Гость: Да, посчастливилось побывать на одном из них. Такого рода времяпрепровождение очень популярно в высших слоях европейского общества, однако это разительно отличается от того, что принято в ваших кругах.

Д.: Неужели наши российские ассамблеи устраиваются по другому принципу нежели европейские? Разве не дом знатного горожанина становится местом приятного проведения свободного времени с мужчинами и женщинами за танцами и беседами?

Г.: Все так, только сложно назвать беседу приятной, когда рядом стоят клубы дыма от курящих табак, разъедающий глаза и затрудняющий дыхание.

Д.: А как соблазнительно выявляет женскую талию плотно обтягивающий стан лиф, и расширяющаяся книзу широкая юбка. Как подчеркивает линию дамской шеи глубокое декольте. Как стройнят изящные ножки изогнутые каблучки на атласных туфлях. Как венчающая женскую головку замысловатая прическа делает ее обладательницу похожей на сказочную фею. Современно по-европейски модно смотрятся мужчины с узких сюртуках и камзола. Как легко перемещаются по залу, с одного места на другое молодые дворяне в легких туфлях с изящными пряжками и обтягивающих кюлотах! Как моложаво выглядят мужчины без окладистых бород пользующихся пудрой, помадой и париками!

Г.: О, да, красота русской женщины, будь-то знатная горожанка или простая крестьянка восхищает и поражает. Да, и мужчину знатного происхождения по внешнему виду сложно отличить от европейского вельможи. Однако, если присмотреться, то можно увидеть как небрежно сшито женское и мужское платье: подолы платьев подшиты не очень ровно, рукава сборятся, шелковое европейское кружево зачастую заменено грубым льняным аналогом, некачественно пришитая подкладка уродует линию спины. А отдельные персоны, часто из провинции, позволяют себе под изящный голландский сюртук одеть сафьяновые сапоги либо французское шелковое платье одеть без утягивающего корсета.

Д.: Но, вы не забывайте, как непросто вчерашним затворницам, чьи матери еще совсем недавно коротали свободное время за рукоделием в тереме на женской половине дома, блистать на ассамблейных вечерах.

Г.: Да, это все так, только по моим наблюдениям, дамы все же держаться обособленно, сидят как немые и только смотрят друг на друга. Танцуют, и делают это не дурно, совсем молодые дамы. В то время как присутствующие на ассамблеях женщины старшего среднего возраста без крайней необходимости редко передвигаются по залу.

Д.: Но есть свобода в выборе занятия себе по душе: танцы, курение табака, игра в карты, беседа. И никто никого пришкодить или унять не имеет права! Никакого церемониала прежнего времени!

Г.: Скучать, конечно, не приходиться на ассамблеях. Вот только, присутствующие все больше жмутся по стенкам: мужчины отдельно, дамы — отдельно, беседу ведут крайне неохотно, особенно с иностранцами. Понятное дело — языками иностранными не владеют. Неловкие и скованные танцевальные движения вызывают невольные улыбки.

Д.: Трудновато русским дворянам, особенно старшего возраста, отказаться от традиционного костюма, привычного ритма жизни, вкусовых пристрастий. Разве просто привыкнуть к ежедневному приему чашечки кофе, так полюбившемся царем Петром, бокалу пива или вина, к легким закускам. Ведь русский ужин-это щи и каша, жаренная птица и сладкие кисели, пирожки студни, овощи и фрукты. Да, чего только не было на столах у состоятельных господ!

Г.: Ох, верно подмечено! Слышал я от отца про такие обеды, где водка, сбитень, квас лились рекой, где на столах было по 15–20 холодных закусок и горячих блюд! И да чего вы, русские — хлебосольные хозяева!

Еще более сложной работой является воссоздание газеты «Ведомости» петровского времени в форме учебного проекта, требующая не только глубокие знания культурно-бытового пространства этого периода истории, но и сформированности исследовательских умений и высокий творческий потенциал [5]. На уроке учителем ставится перед учащимися проблема реконструкции одного из номеров газеты для ее использования в дальнейшем как наглядного пособия на уроках истории. Решив организационные вопросы, обсудив пути решения поставленной проблемы, рабочими группами анализируется собранный материал и активизируются имеющиеся знания по истории России XVII–XVIII веков. Внимательно отслеживается оформление продукта проектной деятельности, степень его презентабельности и убедительности. Оценивание деятельности участников проекта будет зависеть и от стилистической приближенности реконструированных страниц.

Приводим подготовленной учениками 7 класса вариант газеты «Ведомости» (ноябрь 1722 года).

«В Ярославле основана купцом Максимом Затрапезновым и голландцем Иваном Тамесом на землях за рекой Которослью полотняная фабрика по производству парчи, бархата, штофа и других материй.

Из Персиды пишут, что российский император Петр I возглавлявший персидский поход отбыл в Астрахань, поручив командование 22 тыс. отряда русских войск генералу М. А. Матюшкину.

Из Казани пишут, что началось строительство из камня Собора Св. Петра и Павла, организованное купцом и благотворителем, владельцем суконной мануфактуры И. А. Михляевым в стили русского барокко.

Из Петербурга пишут. В порт прибыло судно немецкого купца Курта Оксенберга с зернами йеменского кофе. Кофе имеет тонкий, легкий, но вместе с тем насыщенный, слегка винно-фруктовый аромат и долгое шоколадное послевкусие.

Из Сибири пишут, что китайский император Канси подарил Российскому императору Петру те изделия из тончайшего фарфора: тарелки, блюда, миски различных стандартных размеров, сосуды для вина, вазы.

Из Петербурга пишут. В конце октября месяца из немецкого города Мейсона прибыли Пандоры демонстрирующие последние новинки европейской моды.

В доме князя Голицына, проживающего на Ордынке в Москве имеет ассамблея быти в 6 часов по полудню.

В Москве ноябрь 10 будет Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе. Пропуск будет осуществляться по ярлыкам, которые можно приобрести в доме рядом с театром. Выдача ярлыков закончится в 4 часа по полудню, а представление начнется в 6 часов.

В Петербурге портной немец Гельмут Штейн открыл мастерскую пошиву одежды. Принимаются заказы на пошив кафтанов с отложенным воротом (цена от 30 рублей), камзолов (цена от 25 рублей, шлафоров (цена от 19 рублей), Колотов (цена от 21 рубля)».

Творческая реконструктивная деятельность школьников способствует развитию способностей и умений воссоздавать яркие образы исторического прошлого на основе самостоятельного анализа словесных и наглядных источников. Реализация учебных проектов на основе образной реконструкции не только успешно формирует рефлексивные умения учащихся, коммуникативные, презентационные навыки, выявляя творческий потенциал, но и развивает их наглядно-образное мышление.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. С. 19–20;

2. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000. С. 129;

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008. С. 92–93;

4. Наумов В.П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников. М., 2010. С. 332–337;

5. Короткова М.В. Изучение повседневной культуры России в музее и школе: Методическое пособие. М., 2013. C. 96–97.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру