Государство и Церковь в 1920-1930-е гг.

«Советская власть никакой церкви не создает,

а напротив, заинтересована ее уничтожить».

(М.И. Лацис, сотрудник ВЧК)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

определить значение восстановления патриаршества;

охарактеризовать процессы, происходившие внутри Русской Православной Церкви период революционной смуты, раскрыть причины разделения РПЦ;

сформировать представление о трагических взаимоотношениях РПЦ и атеистической советской власти;

выяснить причины борьбы большевистского руководства с православием и иными конфессиями (мусульманством, иудаизмом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом);

раскрыть значение духовного подвига патриарха Тихона, новомучеников и исповедников XX века, пострадавших за веру;

продолжить формирование основных умений: выдвигать гипотезы, самостоятельно работать с текстом учебника и документами, сопоставлять исторические факты.

ПЛАН УРОКА:

1. Восстановление патриаршества.

2. Разделение Православной Церкви.

3. Церковь и советская власть.

4. Внутренняя жизнь Церкви.

5. Святая Русь. Патриарх Тихон.

6. Подвиг русской святости.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ), «обновленцы», новомученики и исповедники XX века, пострадавшие за веру;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИКУРСОВЫЕ СВЯЗИ:

История России — «Реформы Петра I. Ликвидация патриаршества», «Марксизм», «Духовная жизнь России в начале XX века».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА (ХОД УРОКА):

I. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя. В разгар революционных событий в августе 1917 г. на Поместном Соборе в Москве было принято постановление о возрождении Патриаршества, т.е. в Русской Православной Церкви не только утвердилось канонически правильное церковное устройство, но восстанавливалась историческая справедливость и традиции церковного служения.

«Мы не можем не восстановить патриаршества, мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной Церкви» — говорил о. Иларион (Троицкий), будущий епископ и священномученик.

В ноябре 1917 г. был избран Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Тихон.

Владыка Митрофан (Краснопольский), также будущий священномученик, подчеркивал, что Патриарх нужен «как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце

русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди».

«Мозговой штурм». Обмен информацией, выстраивание гипотез.

Задание: Опираясь на ранее полученные знания об идеологии марксизма, отношении РПЦ к антиправительственным выступлениям и тактике революционной борьбы,

предположите, как будут складываться отношения московского патриархата с большевистской властью?

Какую политику будет проводить советская власть в отношении РПЦ?

Учащиеся высказывают гипотезы на основе известных им фактов.

II. Тема «Церковь и советская власть» изучается учащимися самостоятельно.

Самостоятельная работа учащихся в группах с историческими источниками и текстом § 19.

Рабочие группы:

1 группа — «Политика Советского государства в отношении РПЦ»

2 группа — «Политика РПЦ в отношении советской власти»

Источники:

1 группа — учебник § 19 («Церковь и советская власть», «Святая Русь. Патриарх Тихон»); документы №№ 1-4,6,10-11.

2 группа — учебник § 19 («Церковь и советская власть», «Внутренняя жизнь церкви», «Святая Русь. Патриарх Тихон»); документы №№ 5, 7-9.

Задание: 1. Прочитайте тексты документов и разделы учебника.

2. На основе анализа источников подготовьте сообщение по заданной теме.

3. Продумайте ответ на вопрос: Почему, несмотря на преследования и репрессивную политику со стороны властей в 20-30-е гг., РПЦ удалось не только сохраниться организационно, но и укрепиться духовно?

(Задание с вопросами и тексты документов учащиеся получают до начала самостоятельной работы).

Проверка выполнения задания (выступления представителей рабочих групп, беседа с классом).

III. Ученическое сообщение по теме «Разделение Православной Церкви. Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ)».

Подготовка активного восприятия ученического сообщения.

Задание классу: 1.В чем причины разделения РПЦ?

2.Какую роль в разделении РПЦ сыграла советская власть? Кто такие «обновленцы»?

3. Можно ли процесс разделения РПЦ в 20-е гг. XX века назвать «церковным расколом»? Выскажите свое мнение.

Беседу с классом по вопросам необходимо дополнить информацией о событиях 17 мая 2007 года.

(17 мая 2007 г. в Москве Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром был подписан документ, провозгласивший воссоединение РПЦЗ с Московским Патриархатом — «Акт о каноническом общении».

Акт гласит, что «Русская Православная Церковь Заграницей… пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви»).

IV. Подведение итогов урока.

Сравнение гипотез, высказанных учащимися в начале урока с новыми знаниями, полученными в ходе изучения новой темы.

V. Домашнее задание: § 19, вопросы и задания к §.

ИСТОЧНИКИ:

Государственная политика в отношении Православной Церкви

(1) Из Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах (20 января 1918 г.)

«1. Церковь отделяется от государства…

3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой…

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка…

9. Школа отделяется от церкви…

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием…»

(История России. 1917–1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др. Екатеринбург, 1993).

(2) Из письма заведующего секретным отделом ВЧК Т.П. Самсонова председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому (1920 г.)

«Тов. Лацис глубоко прав, когда говорит, что Коммунизм и Религия взаимно исключаются, а также глубоко прав и в том, что религию не сможет разрушить никакой другой аппарат, кроме аппарата ВЧК».

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

(3) Из предложения Наркомата юстиции о ликвидации мощей во всероссийском масштабе (1920 г.)

«1. Опираясь на революционное сознание трудящихся масс, планомерно и последовательно провести полную ликвидацию мощей на местах, избегая вредной нерешительности и половинчатости мероприятий.

2. Ликвидацию названного культа мертвых тел и кукол осуществить или путем так называемых «мощей» в музеи…, или путем захоронения.

3. Губисполкомы обязаны проверить все конкретные условия проведения мероприятий по ликвидации мощей…»

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

(4) Из записки Л.Д. Троцкого в Политбюро (март 1922 г.)

«Я считаю, что можно и должно допустить представителей «советской» части духовенства в органы Промгола (Центральная комиссия помощи голодающим. — Авт.). Вся стратегия наша в данный период должна быть рассчитана на раскол среди духовенства на конкретном вопросе: изъятие ценностей из церквей. Так как вопрос острый, то и раскол на этой почве может и должен принять очень острый характер, и той части духовенства, которая выскажется за изъятие и поможет изъятию уже возврата назад к клике патриарха Тихона не будет…»

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

(5) Из письма митрополита Сергия (И.Н. Страгородского) о нуждах Православной Церкви в СССР (1930 г.)

«1. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием…

4. Необходимо отменить обложение церквей различными с/х и другими продуктами…, а также специально хозяйственными сборами… За неимением у церквей хозяйства, налог, естественно, падает на членов религиозной общины, является, таким образом, как бы особым налогом за веру, сверх других налогов, уплачиваемых верующими наравне с прочими гражданами…

6. Необходимо разъяснить, чтобы члены прихода, церковные старосты и сторожа… не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами…»

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

(6) Из Ходатайства хозяйственного отдела ОГПУ в Секретариат ВЦИК (1930 г.)

«…Одним из лучших куполов являются купола Храма Христа Спасителя, на позолоту коих в свое время было израсходовано свыше 20 пудов золота… В случае, если о ликвидации храма будет решен положительно, мы считаем экономически целесообразным снять купола совершено,… реализация золота будет большим вкладом в дело индустриализации страны…»

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

Русская Православная Церковь и Советская власть

(7) Из открытого обращения Святейшего Патриарха Тихона СНК (13 октября 1918 г.)

«…Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?.. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций»… Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы тайно увозите в Германию не вами накопленное золото… Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду… Вы обещали свободу… Все проявления как истинно гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно…».

(Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004 / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Ч. I. М., 2005)

(8) Из Послания Святейшего Патриарха Тихона («Предсмертное завещание») (1925 г.)

«…Не погрешая против Нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти,… сообразуя порядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее».

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

(9) Из Декларации митрополита Сергия (1927 г.)

«Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь… Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной… Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами союза…»

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

Православная Церковь, Советское государство и народ

(10) Из предложения Л.Д. Троцкого в Политбюро (1922 г.)

«Против моего окна стоит церковь. Из десяти прохожих… по крайне мере, семь, если не восемь, крестится, проходя мимо. А проходит много красноармейцев, много молодежи…

Нужен решительный и твердый поворот в постановке нашей агитации и пропаганды».

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

(11) Из Записки Отдела культпросветработы ЦК ВКП (б) секретарям ЦК ВКП (б) (1937 г.)

«Антирелигиозная пропаганда за последние годы почти прекратилась… Церковники настойчиво ведут свою работу и в ряде районов пользуются еще значительным влиянием. Например, в с.Третьяки Почепского района Западной области при переписи 56 дворов 88 человек записались православными, 5 баптистами и только 26 человек — неверующими. В деревне Бибики в 26 семьях записалось православными 56, неверующими — 9… Районные работники утешают себя тем, что в соседних районах «дело не лучше»…»

(Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996).

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:

О государственной политике в отношении Православной Церкви

«Декрет 20 января (Декрет 1918 г. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. — Авт.) — классическое свидетельство попытки Ленина дословно следовать заветам Марксова учения о религии как духовной надстройке на материальном базисе. Следует убрать этот базис — имущество и средства доходов Церкви, — и Церковь отомрет сама по себе. К этой же категории относится зачисление духовенства в число лишенцев, которые при карточной системе эпохи военного коммунизма обрекались на голодную смерть, если бы не помощь верующих. Когда в 1921 г. становится ясно, что Церковь отмирать не собирается, начинают примеряться уже меры прямого централизованного преследования…»

(Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995).

О церковном расколе

«В начале 20-х годов Русская Православная Церковь оказалась расколотой: от нее отошла так называемая «обновленческая» церковь, которую возглавил самозваный митрополит А.И. Введенский, и которую советская власть противопоставляла Церкви, возглавляемой Патриархом Тихоном;…ушла в подполье так называемая «катакомбная» церковь, не признававшая «безбожную» советскую власть. В зарубежье русская эмиграция основала Зарубежную православную Церковь; отделилась (еще в 1917 г.) Украинская православная церковь, которая объявила о своей автокефалии…»

(Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. М., 2003).

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Русская Православная Церковь за рубежом (РПЦЗ)

В декабре 1920 г. митрополит Дорофей, местоблюститель Вселенского патриарха, разрешил епископам-эмигрантам основать в Константинополе Временное Высшее церковное управление за рубежом (ВВЦУЗ), возглавляемое митрополитом Антонием (Храповицким). Это решение было принято без согласия и оповещения Московской Патриархии.

В 1921 г. Управление вместе с массой русских эмигрантов переехало в Сербию, в город Сремские Карловцы (после чего членов ВВЦУЗ стали именовать "карловчанами"). Там же в ноябре 1921 г. был созван I Всезаграничный собор духовенства и мирян. В число его 85 членов вошли тридцать монархистов, которым митрополит Антоний, возглавлявший Собор, дал полное право голоса, что, к сожалению, придало всему Собору политическую окраску. Собор образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) под председательством митрополита Антония, состоявшее из архиерейского Синода и Высшего церковного совета.

5 мая 1922 г. Карловацкое ВЦУЗ получило телеграмму от Тихона и его Синода с требованием прекратить свое существование, но Собор епископов формально исполнил волю патриарха, распустив ВЦУЗ, но на его месте создал Синод епископов Русской Православной Церкви за границей.

Неприятие у карловацкого Синода вызвали все заявления патриарха Тихона о гражданской лояльности советской власти (начиная с 1923 г.) и Декларация, подписанная митрополитом Сергием, в которой содержался призыв к пастве и к церковному руководству признать свою лояльность советской власти.

С конца 20-х гг. карловацкий Синод начал запрещать в служении епископов, находившихся в юрисдикции Московской Патриархии.

В 1935 году было выработано "Положение о РПЦ за границей", ставшее основой для дальнейшего управления Зарубежной Церковью.

17 мая 2007 года Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь за рубежом подписали в Москве Акт о каноническом общении. Это событие стало логическим завершением длительного периода разделения двух частей русского православия.

Процессы над православными священниками и участниками сопротивления изъятию церковных ценностей

1922 /1923 гг. — уничтожено: 2 691 священник; 1 962 монаха; 3447 монахинь. Из них:

в Петрограде: 80 обвиняемых, 4 смертных приговора (в т.ч. митрополиту Вениамину);

в Москве: 154 обвиняемых, 11 смертных приговоров.

Общее количество приходов различных конфессий в 1928 г.


в Российской империи в 1917 г.

В РСФСР в 1928 г.

Патриаршая Церковь

77 767

28 560

Обновленцы

0

3 364

Старообрядцы

1 258

1 679

Римско-католическая церковь

4 233

128

Иудеи

6 059

261

Мусульмане

24 582

2 293

Евангельские христиане-баптисты

2 447

701

Статистические сведения о «Союзе воинствующих безбожников»


1928 г.

1930 г.

1931 г.

1932 г.

Союз воинствующих безбожников (СВБ)

465 498 чел.

2 000 000 чел.

5 000 000 чел.

8 000 000 чел.

Юные безбожники


1 065 000 чел.

2 000 000 чел.

10 000 000 чел.

Ударные безбожные бригады


700

свыше 4 000



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру