Россия в XVI столетии

«Блаженна страна и град тот блаженный.

В них же начальник благий поставленный.

Горе же граду и стране бывает,

Юже начальник не благ управляет…»

(Симеон Полоцкий, православный мыслитель XVII века)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

— проследить, как изменялись территория Российского государства (Московии) за период с XV до середины XVI века;

— раскрыть особенности социально-экономического развития России первой половине XVI века;

— сформировать у учащихся представление о новых задачах России XVI века;

— охарактеризовать правление великого князя Василия III Ивановича как продолжение и завершение политики его отца, великого князя Василия III Ивановича;

— раскрыть особенности русского самодержавия, показать ее православную составляющую;

— определить роль митрополита Макария в формировании политических взглядов Ивана Васильевича, показать место Избранной рады на начальном периоде царствования Ивана Васильевича;

— раскрыть значение венчания Ивана IV на царство;

— сформировать представление о Земском соборе как новом сословно-представительном учреждении России;

— выявить основные причины и сущность преобразований, проводимых царем Иваном IV в 50-е годы XVI века;

— раскрыть причины роспуска Избранной рады и установления опричнины;

— сформировать представление об опричнине: во-первых, как об особом царском уделе; во-вторых, как об особой внутренней политике Ивана IV в 1565—1572 годах;

— выявить причины прекращения опричной политики и показать ее результаты;

— сформировать представление о крепостном праве, этапах его становления при царях Иване IV и Федоре Ивановиче, правительстве Бориса Годунова;

определить значение учреждения патриаршества в России;

— выявить основные причины династического кризиса конца XVI в., определив его возможные последствия для русского государства.

— продолжить формирование умений: работа с текстом учебника и историческим источником, работа с исторической картой, самостоятельный анализ информации и умение делать выводы, аргументированное высказывание собственной точки зрения и отстаивание своих взглядов, совершенствование навыков активного слушания и монологической речи, работа в группах.

ПЛАН УРОКА:

1. Россия в начале XVI в.

2. Государственное укрепление.

3. Время реформ.

4. На пути к Новому Иерусалиму.

5. Опричнина.

6. Оценка деятельности Ивана Грозного в исторической науке.

7. Россия в конце XVI века.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

трехпольный севооборот (трехполье), боярин, окольничий, думный дворянин, думный дьяк, наместник, «волоститель», «кормленщики», сотский, староста, «черносошные» крестьяне, частновладельческие крестьяне, дворцовые крестьяне, «пожилое», «служилые люди», поместная система, Земский собор, земское самоуправление, «земские избы», приказы, «большая московская соха», опричнина, «заповедные лета», патриаршество.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

1482–1563 гг. — годы жизни митрополита Московского и всея Руси Макария;

1505–1533 гг. — правление великого князя московского Василия III Ивановича;

1533–1584 гг. — великое княжение и царствование (с 1547 г.) Ивана IV Васильевича Грозного;

1533–1538 гг. — регентство княгини Елены Васильевны Глинской при малолетнем великом князе Иване IV;

1538–1547 гг. — боярское правление в годы малолетства великого князя Ивана IV;

1550 г. — Судебник Ивана IV;

1551 г. — принятие церковным Собором «Стоглава»;

1550-е гг. — военная реформа; создание стрелецкого войска;

1552 г. — завоевание Казани; присоединение Казанского ханства;

1555–1556 гг. — земская реформа;

1565–1572 гг. — опричнина;

1581 г. — временное введение «заповедных лет»;

1584–1598 гг. — царствование Федора Ивановича;

1589 г. — учреждение патриаршества в России;

1592–1593 гг. — введение «заповедных лет»;

1597 г. — введение 5-летнего сыска беглых крестьян.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА (ХОД УРОКА):

I. Организация урока — подготовка класса к лабораторной работе в группах.

II. Изучение новой темы.

1) Практическая работа учащихся с картой атласа «Создание единого Российского государства (1462–1533 гг.)».

Задание:

1. Сравните территорию Российского государства к началу (1462), концу правления государя Ивана III (1505) и территорию государства к концу правления его сына, государя Василия III (1533).

2. Сделайте выводы о территории Российского государства к началу XVI в.

3. Перечислите земли, вошедшие в состав Российского государства: а) при Иване III, б) при Василии III.

4. Как вы понимаете слова русских историков: «Василий кончил то, что начато было отцом его…» (С. М. Соловьев); «Вся его деятельность была продолжением того, что делал его отец, чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий…» (С. Ф. Платонов)?

Проверка выполнения самостоятельной работы.

2) Работа с текстом учебника.

Задание:

1. Прочитайте раздел «Россия в начале XVI в.» § 13–14.

2. Найдите ответы на вопросы:

а) В чем состояли географические особенности размещения населения России в начале XVI века (плотность населения, расселение населения)?

б) Каковы новые явления в хозяйственной жизни России в XV–XVI вв.?

в) В чем состояли особенности социальной структуры российского общества в XV–XVI вв.?

3. Составьте схему «Социальная структура российского общества в начале XVI века.

Обмен мнениями по вопросам социально-экономического развития России начале XVI века.

3) Анализ исторических источников.

Задание:

1) Прочитайте фрагменты из иностранных источников, характеризующих правление государя Василия III.

а) «Властью, которую он имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира. Он довел до конца также то, что начал его отец, именно: отнял у всех князей и прочей знати все крепости и замки. Даже своим родным братьям он не поручает крепостей, не доверяет им. Всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что если он прикажет кому-либо быть при дворе его или идти на войну, или править какое-либо посольство, тот вынужден исполнять все это за свой счет… Свою власть он применяет к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно по своей воле жизнью и имуществом каждого из советников, которые есть у него; ни один не является столь значительным, чтобы осмелиться разногласить с ним».

(Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии)

б) «Впрочем, он… набирает рать свою из собственные подданных, которыми повелевает с неограниченной властью, имея полное право располагать жизнью и имуществом их. Никто из московитян не смеет в чем-либо противоречить воле государя, и сей последний властен даже переводить их с места на место и назначать им жительство по своему усмотрению».

(Альберт Кампензе. Письма к папе Клименту VII о делах Московии)

Вопросы к текстам:

1. Какие выводы о характере правления государя Василия III вы можете сделать?

2. На чем основывалась, на ваш взгляд, сильная власть государя?

Обсуждение вопросов и выработка единого мнения о характере власти государя Василия

4) Рассказ учителя о правлении великой княгини Елене Глинской (1533–1538).

В рассказе особое внимание стоит уделить проведенной Еленой Глинской первой в истории России денежной реформе (1535 г.).

По условиям денежной реформы:

— запрещались обрезанные, нечистые и все старые деньги;

— начата чеканка монет из серебра: копейки новгородки c весовой нормой 0,68 г, деньги московки c весовой нормой 0,34 г и полушки с весовой нормой 0,17 грамма. В Торговой книге (1570-е гг.) была зафиксирована система соотношения русских денежных единиц: 100 новгородок=200 денег=400 полушек;

— все деньги чеканились на государевом монетном дворе;

— вводилась смертная казнь для поддельщиков и обрезчиков.

Результатом реформы стало создание единой системы денежного обращения в Российском государстве.

III. Проведение лабораторной работе в группах.

1) Активизация познавательного интереса.

Вступительное слово учителя: «Эпоха Ивана Васильевича Грозного — одна из сложнейших тем в русской истории. Историк С.Б. Веселовский писал: «В нашей историографии нет, кажется, вопроса, который вызывал бы большие разногласия, чем личность царя Ивана Васильевича, его политика… по мере прогресса исторической науки разногласия, казалось бы, должны были уменьшиться, но в действительности наблюдается обратное».

Эта же мысль прослеживается у другого историка Н.К. Михайловского, который писал, что при чтении литературы, посвященной Грозному, «выходит длинная галерея его портретов… что хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является»».

Цель лабораторной работы: охарактеризовать личность государя Ивана IV Васильевича на разных этапах его правления; определить его политические задачи в определенный период правления.

Проблемный вопрос: Согласны ли вы с мнением историка Н.К. Михайловского, «что хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является»»?

2) Организация работы в группах:

1 группа — «Государь Иван Васильевич в молодые годы» (по 1547 г.);

2 группа — «Государь Иван Васильевич в период реформ 1550-х гг.»;

3 группа — «Государь Иван Васильевич в период Казанских походов»;

4 группа — «Государь Иван Васильевич в опричнины»;

5 группа — «Государь Иван Васильевич в последние годы жизни» (после 1572 г.)

Обеспечение рабочих групп учебным и дополнительным материалом: учебник (§§ 13–14, 15), карта атласа «Российское государство в XVI веке», исторические источники их разделов «Источники» книги для учителя, энциклопедии, выход к Интернету)

Задание :

1. Дайте общую характеристику этапа (его хронологические рамки, основные события);

2. Охарактеризуйте личность государя Ивана IV Васильевича на определенном этапе его правления (характер, взгляды, поступки; факторы, повлиявшие на характер и взгляды и поступки государя);

3. Определите, какие политические задачи решались государем Иваном IV Васильевичем на данном этапе правления.

3) Работа в группах.

Распределение задания, поиск и обмен информацией. Выработка единой позиции. Подготовка к выступлению.

4) Выступление представителей групп. Ответы на уточняющие вопросы.

IV. Подведение итогов работы учащихся в группах.

Обсуждение проблемного вопроса. Высказывание собственного мнения, подтвержденного фактическим материалом.

V. Рассказ учителя о «закате» династии Рюриковичей, включает в себя информацию:

а) наследники царя Ивана Грозного;

б) особенности правления царя Федора Ивановича;

в) значение учреждения патриаршества в России. «Москва… превратилась в Третий Рим в политическом и религиозном смысле… Коронация Ивана IV царем в 1547 году была связана с этой доктриной. Чтобы завершить организацию Третьего Рима, московский митрополит должен был принять сан патриарха. Это и было сделано в 1589 году во время правления Федора Ивановича» (Г.В. Вернадский);

г) указы по дальнейшему закрепощению крестьян.

VI. Домашнее задание: § 13–14, вопросы и задания к §.

ИСТОЧНИКИ:

Русские и зарубежные источники о великом князе Василии III

«Василий не имеет еще полных сорока семи лет от роду и заслуживает предпочтения перед своими предками особо красивой наружностью, выдающимися духовными качествами, любовью и расположением к подданным и ратными подвигами. Так, он вышел победителем из шестилетней борьбы с ливонцами… Также и поляков, сряду в начале своего правления, он разбил в бою… А против татар… московиты сражались с неоднократным успехом, сильно мстя им за обиды, причиненные их внезапными набегами».

(Паоло Джовио. Книга о Московитском посольстве)

«Он (Василий III) ведет беспрерывные войны с соседями своими, как для внушения им должного страха, так равно и для распространения своих владений. Впрочем, он никогда не употребляет воинов чужеземных, а набирает рать свою из собственные подданных, которыми повелевает с неограниченной властью, имея полное право располагать жизнью и имуществом их. Никто из московитян не смеет в чем-либо противоречить воле государя, и сей последний властен даже переводить их с места на место и назначать им жительство по своему усмотрению».

(Альберт Кампензе. Письма к папе Клименту VII о делах Московии)

Рост Московского княжества при Василии III

Присоединение Пскова к Московскому великому княжеству

«В год 7018 (1510), месяца октября в 26 день… великий князь Василий Иванович… приехал в свою вотчину, в Великий Новгород…

И, созвав вече, начали думать (псковичи), выступить ли войной против государя или запереться в городе?.. И послал великий князь своего дьяка: “Если вы, отчина моя, посадники псковские и псковичи, еще хотите по-старому пожить, то должны исполнить две мои воли: чтобы не было у вас веча, и колокол бы вечевой сняли долой, и чтобы в Пскове были два наместника… А если этих двух повелений государя не примете и не исполните, то будет так, как государю Бог на сердце положит; а у него много силы готовой, и тогда прольется кровь тех, кто государевой воли не исполнит…” И заплакали тут горько псковичи. Как не выплакали они глаз вместе со слезами, как не разорвалось их сердце!..

Месяца января в 13-й день… спустили вечевой колокол со святой Живоначальной Троицы, и начали псковичи, глядя на колокол, плакать по своей старине и прежней воле…

И послали в Псков из Москвы знатных людей, купцов, устанавливать заново пошлины, потому что в Пскове не бывало пошлин; и прислали из Москвы казенных пищальников и караульных; и определили место, где быть новому торгу…

(Повесть о Псковском взятии)

О денежной реформе в период правления Елены Глинской

«О денгах. Тоя же зимы князь великий и мати его великая княгиня, видев неправду в людех, денег умножися подделных и резаных, и восхоте то лукавство из своего государства вывести, и посоветовал о том с боляры, и повелел государь и его мати делати денги новые… а старые старые денги и подделные и резаные переделывать…»

(Из Никоновской летописи под 7043 [1535] г.)

Правление царя Ивана IV Васильевича

О царе и великом князе всея Руси Иване IV Грозном

«Князь Иван Васильевич родился в 28 году нынешнего века. (В действительности 25 августа 1530 года. — Авт.). Обладая пылким нравом и желая возвеличить свое достоинство, он по достижении высшей власти решил отомстить за беды, причиненные татарами, и стать прочной ногой в Ливонии».

(Антонио Поссевино. Московия)

«Князь и великий император по имени Иван Васильевич имеет от роду 27 лет, красив собою, очень умен и великодушен. За исключительные качества своей души, за любовь к своим подданным и великие дела, совершенные им со славою в короткое время, достоин он встать наряду со всеми другими государями нашего времени, если только не превосходит их… Император запросто разговаривает и обращается со всеми; он обедает со всеми вельможами всенародно, но и истинным благородством: с царским величием он соединяет приветливость и человечность… В настоящее время император Иван Васильевич много читает из истории Римского и других государств, отчего он научился многому».

(Марко Фоскарино. Историческое сказание о Московском государстве)

«В заключение скажу о царе Иване Васильевиче. Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства… Этот великий князь всей России, Иван Васильевич, вырос красивым, был наделен большим умом, блестящими способностями, достойными правителя столь великой монархии…»

(Джером Горсей. Путешествие сэра Джерома Горсея)

Иван IV Васильевич о своем детстве

«Остались мы с почившим в бозе братом Георгием круглыми сиротами — никто нам не помогал; осталась нам надежда только на Бога, и на Пречистую Богородицу… Было мне в это время восемь лет… Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно навязались мне в опекуны и таким образом воцарились… Нас же с единородным братом моим, в бозе почившим Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле, и не так, как обычно поступают дети… Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе…

А как перечесть обиды, которые они причиняли своим соседям? Всех подданных считали своими рабами, своих же рабов сделали вельможами, делали вид, что правят и распоряжаются, а сами нарушали законы и чинили беспорядки, от всех брали безмерную мзду… Так они жили много лет, но когда стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов…»

(Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Из Первого послания А. М. Курбскому)

О венчании Ивана IV Васильевича на царство

«16 января, в воскресенье, венчан был на царство Русское благоверный великий князь всея Руси Иван Васильевич преосвященным Макарием, митрополитом Всея Руси… И велел митрополит посередине церкви поставить аналой, и положили на аналое Животворящий Крест на блюде златом и венец и бармы царя Константина Мономаха…

И снял митрополит Животворящий Крест с золотого блюда, и возложил его на великого князя Ивана Васильевича, и прочитал молитву… и ознаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича крестом, и возложил на него бармы… и перекрестил великого князя крестом… и возложил на него шапку. И после многолетия поздравил митрополит великого князя: “Божией милостию радуйся и здравствуй, православный царю Иване, всея Руси самодержец, на многие лета!” И поклонился митрополит царю…»

(Из Никоновской летописи)

Период реформ

«Собирают вокруг него советников, мужей разумных и совершенных, старости почтенной достигших, благочестием и страхом Божьим украшенных; других же, хотя и средних лет, так же предобрых и храбрых, и тех и других в военных и государственных делах весьма искусных. И такой любовью и дружбой их с царем соединяют, что без их совета ничего он не делал и не задумывал… А назывались тогда те советники у него Избранной радой…»

(Из «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского)

«Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник…Знаешь сам, что я после отца своего остался четырех лет, после матери — осьми; родственники о мне не брегли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были, сами себе саны и почести похитили моим именем и во многих корыстях, хищениях и обидах упражнялись, аз же яко глух и не слышах и не имый в устах своих обличения по молодости моей и беспомощности, а они властвовали. О, неправедные лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой теперь дадите нам ответ, что многие слезы воздвигли на себя?.. Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства неправедного, лихоимства и сребролюбия; молю вас, оставьте друг другу вражды и тягости… в этих делах и в новых я сам буду вам, сколько возможно, судья и оборона, буду неправды разорять и похищенное возвращать».

(Слово царя Ивана IV Васильевича на Земском «Соборе примирения» 27 февраля 1549 года)

Из Судебника 1550 года

«Лета 7000 пятьдесят осьмаго июня… царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси с своею братьею и з бояры сей Судебник уложили: как судити бояром, и околничим, и дворецким и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном, и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посул в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати…

3. А который боярин или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а отыщется то в правду, и на том боярине или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взятии исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и пожелезное взятии втрое, а в пене что государь укажет…

22. А которые люди начнут искати на наместникех или на волостелех и на их людех по жалобницам, и оне не за всех учнут отвечати, а исцы учнут искати на наместникех или на волостелех и на их людей всего своего иску по жалобнице и без тех, за которых людей не отвечают, и по тем их жалобницам судити во всем иску по жалобнице без тех людей, за которых не отвечают…

88. А крестианом отказывались из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор… А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а оприч того пошлин на нем не имати…»

Комментарии

Ст. 1 определяет порядок боярского суда, дополняет состав судей представителями как высшей (казначей, дворецкий), так и служилой бюрократии (дьяк), сохраняет без изменений декларацию Судебника 1497 года о запрещении посулов и необходимости справедливого суда.

Ст. 3 впервые намечает состав должностного преступления, а именно — вынесение неправильного решения в результате получения взятки. В этом случае судьи несут материальную ответственность. Они обязываются возместить истцу сумму иска и все судебные пошлины в троекратном размере. Что касается уголовной ответственности, то, в соответствии с феодальным правом-привилегией, наказание в отношении высших должностных лиц определяет глава государства.

Ст. 22 устанавливает солидарную ответственность наместников и волостелей за действия их людей — тиунов, доводчиков. Наместники или волостели должны отвечать за тех или иных подчиненных в полном размере предъявленных исковых требований. Эта норма имела своей целью ограничение произвола кормленщиков, была начальным этапом по пути наместничьего управления.

Ст. 88, сохраняя прежний срок перехода крестьян, увеличивает на два алтына сумму пожилого и уточняет порядок его исчисления. Пожилое бралось с ворот. При этом не учитывались ни величина участка, ни его застроенность, а главное, личный состав двора. Но пожилое разнилось в зависимости от местонахождения двора. «В лесех» оно было ниже пожилого «в полех».

(Российское законодательство X—XX веков. Т. 2)

Земская реформа

Из «Уставной земской грамоты волостей Малой Понежки, Выйской и Суры Двинского уезда»

«1. Се яз царь и великий князь Иван Васильевич всеа Росии…

2. Что нам били челом… что де у них… многие деревни запустели от прежних наших… волостелей, и от их тиунов, и от довотчиков, и от обыскных, и от лихих людей, от татей и от разбойников, а… волостелей и его пошлинных людей впред прокормить немочно, и крестьяне де от них от того насильства… разошлись по иным волостем и за монастыри…

4. А велети б нам… учинити, по их челобитью, из их же волостых крестьян выборных лутчих людей… И в душегубстве, и в разбое с поличным и во всяких делех земских управа чинити по нашему Судебнику. А разбойные дела им делати и судити, и обыскивая, и виноватых по обыску казнити, а исцем управа с разбойники чинити безволокитно, по нашему Судебнику…»

Комментарий

В статьях говорится о создании новых земских учреждений и объясняются причины этой реформы: злоупотребления волостелей и их представителей (тиунов, довотчиков — ведавших следствием и судом, обыскных) и необходимость усилить борьбу с лихими людьми. Земские органы состояли из излюбленных голов, поименно указанных в царской грамоте, и целовальников — выборных лучших людей. Земским учреждениям поручались не только борьба с разбоем, душегубством, но и решение вопросов местного управления.

(Российское законодательство X—XX веков. Т. 2)

Опричнина

Из сочинений Ивана Семеновича Пересветова

«Пишут о тебе, государь, о благоверном великом царе, мудрые греческие философы и латинские докторы, что будет о тебе, государь, великая слава… И о том читают в своих мудрых книгах, какую великую справедливость введешь ты в своем царстве и утешишь Бога сердечной радостью. И о том читают мудрые философы, что такой справедливости, как в твоем царстве-государстве, не будет во всей вселенной: от великой грозы твоей мудрости как от сна проснутся царские лукавые судьи, чтоб устыдиться своих лукавых дел, и сами на себя будут удивляться, что обирали без счета. Так вот пишут о тебе, о благоверном царе: ты, грозный и мудрый государь, приведешь к покаянию грешников, введешь в свое царство справедливость, а Богу воздашь сердечную радость».

(Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9)

Из продолжения Александро-Невской летописи

«Лета 7073 (1564)… декабря в 3 день в неделю, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси с своею царицею и великою княгинею Мариею и своими детми со царевичем Иваном и со царевичем Феодором поехали с Москвы в село Коломенское… Взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгим украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотые и серебряное, и платие и денги и всю казну повеле взятии с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и детьми… поехал в Слободу…

А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офанасию митрополиту всеа Руси… список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали… Не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство…

К гостем же и х купцом и ко всему православному крестиянству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту… а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет…

Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, что ему своих изменников, которые ему государю делали и в чем ему государю были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на государстве себе опришнину… А на свой обиход повелел государь царь и великий князь…городы и волости: город Можаеск, город Вязм, город Козелеск, город Перемышль, город Белев, город Лихвин обе половины, город Ярославец и с Суходровью, город Медынь с Товарковою, город Суздаль и с Шуею, город Галичъ со всеми пригородки…город Вологду, город Юрьевец Поволской, Балахну и с Узолою, Старую Руссу, город Вышегород на Протве, город Устюг со всеми волостьми, город Двину, Каргополе, Вагу…

А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов… А вотчинников и помещиков, которым не бытии в опришнине, велел ис тех городов вывести…»

(Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.)

Из переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным

Из второго послания А. М. Курбского

«Уж и не знаю, чего ты от меня хочешь. Уж не только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными смертями погубил, и богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили еще дед твой и отец твой, до последних рубах отнял, и могу сказать с дерзостью, евангелистскими словами, твоему прегордому царскому величеству ни в чем не воспрепятствовали…»

Из второго послания Ивана Грозного А. М. Курбскому

«Писал ты, что я растлен разумом, как не встретишь и у неверных… Или растленны вы, которые не только не хотели повиноваться мне и слушать меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня отстранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! А с женою моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв…»

(Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11)

Опричнина глазами иностранцев

«Если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел никогда их навещать… Я рассуждал тогда так: я хорошо знал, что пока я в земщине, я проиграю (всякое) дело, ибо все те, кто был в опричных при великом князе, дали присягу не говорить ни слова с земскими. Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговоре — убивали обоих, какое бы положение они не занимали. Да это и понятно, ибо они клялись своему государю Богом и святым престолом. И таких наказывал Бог, а не государь…

(Штаден Г. О Москве Ивана Грозного)

«Живя в упомянутом Александровском дворце, словно в каком-нибудь застенке, он (царь) обычно надевает куколь, черное и мрачное монашеское одеяние, какое носят братья базениане, но оно все же отличается от монашеского куколя тем, что подбито куньими мехами. По примеру тирана также старейшины и все другие принуждены надевать куколи, становиться монахами и выступать в куколях… Как только он проделает это в течение нескольких дней (т. е. поживет жизнью монаха) и, так сказать, воздаст Богу дань благочестия, он выходит из обители и, вернувшись к своему нраву, велит привести на площадь толпы людей и одних обезглавить, других повесить, третьих побить палками, иных поручает рассечь на куски, так что не проходит ни одного дня, в который бы не погибло от удивительных и неслыханных мук несколько десятков человек».

(Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного)

«Царь жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на его жизнь, которые он раскрывал каждый день, поэтому он проводил большую часть времени в допросах, пытках и казнях, приговаривая к смерти знатных военачальников и чиновников, которые были замешаны в заговорах».

(Горсей Дж. Путешествие сэра Джерома Горсея)

Из «Жития св. Филиппа» Колычевской редакции

«Входит же государь в соборную церковь Пречистые Богородицы. Сей же… проповедник… никако же устрашися сицеваго свирепства и видев во православии великое возмущение, неудобь носимыя всякия безчестныя скорби и раны… приступль ко… государю царю з жалостными слезами и умилными словесы. Рече: “О царю свете, сиречь православиа, вседержавный наш государь, умилися. Призри милостивно, помилуй нас, своих безответных овец. Не бывало, сия твориши, ни во иноязыцех тако обреташеся… А тебе, государю, мы не изменники. Но суд сотвори праведен и истинен, а оклеветающая сыщи и обличи”».

(Цит. по кн.: Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия)

Из «Повести о Походе Ивана IV на Новгород в 1570 году»

«В лето 7078-го году (1570), генваря во 2 день, благочестивый государь царь и великий князь Иван Васильевичь всеа России самодержец, ходил со гневом на Великий Новоград, и на архиепископа Пимена, и на его владычных бояр, и на изящных (лучших) именитых людей, и на всех грацких жителей…

И того же 7078-лета, генваря в 6 день… приехал в Великий Новоград Благочестивый государь царь… А назавтрия… повеле игуменов и попов черных, и дияконов и старцов соборных… избивати их на правежи палицами насмерть, и, убив их всех, повеле каждого их в свой монастырь развозоти и погребати…

Повеле государь архиепископову казну и весь двор его владычень… пограбити… А самого… Пимена ограбить повеле…

И повеле государь приводити из Великого Новограда владычных боляр и иных многих служивых людей, и детей боярских, и гостей, и всяких грацких и именитых изрядных людей, и жен их и детей пред себя, и повеле государь их пред собою горце и лютее и безчеловечне различными муками мучити…

И бысть убо таковаго неизповедимаго кровопролития человеческому роду, грех ради наших, неукротима ярость царева по вся дни, беспрестани, яко до пяти седмиц и болши, и на всяк убо день ввергнут и потопят в воде человек всякого возраста числом яко до тысящы, а иногда и до полуторы тысящ…»

(Царь Иван IV Грозный. Самодержавный и самовластный. Свидетельства прижизненные)

Последние годы жизни царя Ивана Грозного.

Из «Духовной грамоты царя Ивана Васильевича» (1572)

«Се заповедаю вам, да любите друг друга, и бог мира да буди свами. Аще бо сия сохраните, и вся благая достигните; веру к богу тверду и непостыдну держите, и стоите, и научитися божественных догматов, како веровати, и како богу угодная творити, и в какове оправдании пред нелицымерным судиею стати. То всего больше знайте: православную христианскую веру держите крепко, за нее страждите крепко и до смерти. А сами живите в любви. А воинству, поелику возможно, навыкните. А как людей держати, и жаловати, и

от них беречися, и во всем их умети к себе присвоивати, и вы б тому навыкли же. А людей бы есте, которыя вам прямо служат, жаловали и любили, их ото всех берегли, чтобы им изгони ни от кого не было, и оне прямее служат. А каторыя лихи, и вы б на тех опалы клали не вскоре, по разсуждению, не яростию…

А что, по множеству беззаконий моих, божию гневу распростершуся, изгнан есмь от бояр, самоволства их ради, от своего достояния, и скитаюся по странам, а може бог когда не оставит, и вам есми грехом своим беды многия нанесены, бога ради, не пренемогайте в скорбех, возвержите на господа печаль свою, итой вас препитает…»

(Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. / Под ред. А.Г. Кузьмина, С.В. Перевезенцева)

О правлении царя Федора Ивановича

Из книги Джерома Горсея «Путешествие сэра Джерома Горсея»

«Государство и управление обновилось настолько, будто это была совсем другая страна; новое лицо страны было (резко) противоположно старому; каждый человек жил мирно, уверенный в своем месте и в том, что ему принадлежит. Везде восторжествовала справедливость».

(Иностранцы о Древней Москве. Москва XV—XVI веков)

Из «Московского летописца»

«А царствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь всея России Федор Иванович... тихо и праведно и милостиво, безмятежно. И все люди в покое, и в любви, и в тишине, и в благоденствии пребывали в те годы. Никогда, ни при каком царе Русской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, не было такой тишины и благоденствия, как при этом благоверном царе и великом князе...»

(Цит. по кн.: Карпов А. Ю. Москва державная)

Установление патриаршества в России

Из «Уложенной грамоты об учреждении в России Патриаршества» (май 1589 года)

«И мы, великий государь царь и великий князь Федор Иванович всея Великия Росии самод(е)ръжец и многих государств государь и облаадатель, помыслив о сем превеликом деле с нашею з благоверною и со христолюбивою царицею великою кня(г)инею Ириною, чтоб з Божиею помощию и пречистыя Богородицы милостью в царствующем нашем граде Москве устроити превеликий престол патриарш в почесть святые превеликие соборные церкви пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея Успения и первопрестольников великих святых чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы...

А ты, пресвятейший Еремей патриарх, по благодати Святого и животворящего Духа того ж превеликого апостольского престола Костянтинопольские церкви приимник и пастырь и отцем отец. — И по изволению б нашего царского величества сие дело совершил еси, по совету с нами и с первопрестольником Иевом, митрополитом царствующаго града Москвы и всеа Русии, и с архиепископы, и епископы, и архиманъриты, и игумены, и со всем освященным собором нашего Великого Росийского и Греческого царствия..».

(Цит. по кн.: Богданов А. П. Русские патриархи (1589–1700))

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:

Личность царя Ивана IV Грозного остается одной из самых спорных в российской истории. Его реформаторская деятельность в начале царствования, как и последующий этап опричнины породили целый ряд исторических (и не всегда исторических) концепций.

Об Избранной Раде

Историки

Взгляды историков на Избранную Раду, ее деятельность и причины падения

Карамзин Н.М.

Избранной Раде дает весьма высокую оценку, подчеркивая ее выдающуюся роль в истории Русского государства. Участники Рады — помощники царя, а зачастую и инициаторы реформ. Карамзин называет Избранную раду «священным союзом».

Костомаров Н.И.

Избранную Раду называет «кружком любимцев» царя, которым «государство стало управляться». Этот «кружок», по мнению русско-украинского историка, состоял из людей, «более других отличившихся широким взглядом и любовью к общему делу».

Главной задачей Избранной Рады было «возвести» Ивана IV до идеала государя — «трезвого, строго-нравственного, деятельного и благодушного человека». Историк видит в правлении Избранной Рады «мудрую заботливость о народном благосостоянии».

Соловьев С.М.

Создание Избранной Рады и выдвижение на первые роли в государстве Сильвестра и Адашева объясняет тем, что в 1547 году в семнадцатилетнем Иване IV произошел «нравственный переворот». В результате Иван IV решил окончательно порвать «с князьями и боярами, искать опоры в лицах другого происхождения и в лицах высокой нравственности». Выдвиженцы Ивана IV в отличие от боярства, выступавшего за «старину» и из-за этого мешавшего «новому», должны были действовать не оглядываясь назад, так как от «нового» люди незнатной породы получили свое «значение», свое «общественное бытие». Историк считает неясными причины удаления от царя Сильвестра и Адашева и падения Избранной рады, но всё же связывает эти события с династическим кризисом 1553 года и с происками сторонников Избранной рады, составивших при дворе свою партию.

Ключевский В.О.

Создание Избранной Рады считает результатом того, что молодой Иван IV «с необычной для его возраста энергией принялся за дела правления». В этом ему помогали «умные руководители» — митрополит Макарий и священник Сильвестр. Из боярства, разбившегося на враждующие кружки, выдвинулось и стало около престола несколько «дельных, благомыслящих и даровитых советников». Историк обнаруживает в деятельности Избранной рады как «смелые внешние предприятия», так и «хорошо обдуманные планы внутренних преобразований». Причиной падения Избранной Рады были «домашние недоразумения» и политические разногласия.

Платонов С.Ф.

Создание Избранной Рады связывает с тем, что в результате «народного бунта» 1547 года Иван IV лишился «опеки Глинских»; «духовным сиротством злострастного царя» воспользовались «случайные люди», не входившие в состав правящей знати — Сильвестр и Адашев. Избранную раду историк считает «частным кружком», в котором «временщики» собрали «доброхотствующих» друзей. Этот кружок связал царя полной зависимостью перед своей программой действий. Историк отмечает наличие в составе Избранной Рады преобладающего «княжеского элемента». Иван IV постепенно вышел из-под влияния Избранной Рады, которая — вольно или невольно — превратила царя из «неопытного и распущенного юноши» в искушенного политика.

Виппер Р.Ю.

О возникновении в 1548 году Избранной Рады Виппер ничего не пишет. Приход к власти главных деятелей Избранной Рады, Сильвестра и Адашева, историк объясняет инициативой «церковников» во главе с митрополитом Макарием. Виппер видит в «картинах власти» периода правления Избранной Рады («эпохи опеки») определенный социальный уклон. В падении же Избранной Рады проявилась борьба Ивана IV против теократии «в пользу самодержавства, мощной и передовой светской власти».

Зимин А.А.

Созданная в 1549 году Избранная Рада была «правительством, отражавшим интересы широких кругов феодалов», «правительством компромисса». Историк отождествляет Избранную Раду с Ближней думой — официальным органом власти при царе, в состав которого входили наиболее преданные престолу «представители феодальной знати».

Избранная Рада проводила политику компромисса между дворянством и «дальновидной частью боярства»; преобразования тех лет способствовали укреплению правительственного аппарата. Падение Избранной Рады историк объясняет тем, что «правительство компромисса» в обстановке «народных движений» стремилось консолидировать силы феодалов и поэтому не могло пойти на «решительную борьбу с удельной децентрализацией».

Скрынников Р.Г.

Создание Избранной Рады связывает с московским восстанием 1547 года, которое, по мнению историка, обнаружило непрочность боярских правительств и создало условия для выхода дворянства на политическую арену. «Адашевский кружок» (Избранная рада) осуществил на практике идею преобразования государственного аппарата в духе устремлений «высшей приказной бюрократии». Скрынников отмечает и значимость реформ Избранной Рады для укрепления централизованного государства, и их компромиссный характер, обусловленный тем, что «консервативное боярство неохотно уступало свои позиции служилым людям». Историк отмечает также, что Иван IV считал хорошими только те реформы, которые укрепляли самодержавную власть. Конечные же результаты политики Избранной Рады не соответствовали этим критериям. Скрынников констатирует полное расхождение Ивана IV с его «советниками» в оценке целей и направлений реформ. Разрыв царя с Избранной Радой стал неизбежен, когда к внутриполитическим расхождениям добавились расхождения в «сфере внешних дел» — в вопросе о Ливонской войне.

Кобрин В.Б.

Приход к власти Избранной Рады, которую он называет «новой группировкой», Кобрин связывает с тем, что «народные движения» поставили правящие круги перед «необходимостью что-то делать». Историк отмечает, что в период деятельности этого органа управления термин Избранная Рада в источниках не встречается. Ученый не согласен с отождествлением Избранной Рады с Ближней думой, так как последняя появилась только в XVII веке и предполагает, что «правительственный кружок» был неофициальным, не имел общепринятого названия. С деятельностью Избранной Рады Кобрин связывает «напряженную реформационную деятельность», прежде всего выразившуюся в создании приказов («изб»). Историк предполагает, что у Избранной Рады не было тщательно разработанной программы действий. Иван IV в 1550-х годах лично участвовал в правительственной деятельности. Однако большинство реформ было задумано деятелями Избранной Рады. Падение Избранной рады связывает с разногласиями между членами этого совета и Иваном IV относительно методов проведения реформ: в то время как царское окружение стремилось создавать государственный аппарат, Иван IV желал прибегнуть к самому простому способу — казнить.

Оценки опричнины Ивана Грозного

Историки

Взгляды историков на опричнину

Карамзин Н.М.

Учреждение Иваном IV опричнины в 1565 году Карамзин связывает с бегством князя Курбского. Безоговорочно считая Ивана IV тираном, историк в опричнине видит орудие его тирании. Карамзин считает, что подданные Ивана IV «превзошли всех в терпении», и называет это силой «народного повиновения», которая «есть сила государственная». Как главный итог отмены опричнины рассматривается прекращение «безумного разделения областей».

Костомаров Н.И.

Опричнину Иван IV, по суждению Костомарова, учредил из-за того, что ожидал «из Литвы и со стороны Крыма нового нашествия врагов», а также из страха перед якобы угрожавшей со всех сторон «изменой». Поступки царя со времени учреждения опричнины, по мнению историка, «показывают состояние его души, близкое к помешательству». Казни послеопричного периода Костомаров объясняет тем, что они были «любимым занятием» Ивана IV. По мнению Костомарова, «единодержавие» в России зародилось задолго до появления Ивана IV — в период татаро-монгольского завоевания — как его следствие. Поэтому борьба царя с боярством оказывается лишенной смысла. Историк сводит конфликт к личной драме, к проявлениям психического расстройства царя.

Соловьев С.М.

Опричнина была, по мнению Соловьева, обычным инструментом внутренней политики Ивана IV — таким, каким обладает обычно любой правитель. Историк, не исключая присущего Ивану IV влияния страха перед изменой, рассматривает опричнину как историческую закономерность, как конечную акцию по уничтожению родовых отношений, носителем которых было старое боярство.

Опричнину Соловьев считает «произведением вражды», а ее последствия гибельными — из-за разделения государства на две части. Опричников он называет «дружиной временщиков».

Ключевский В.О.

К учреждению опричнины, по мнению Ключевского, Ивана IV подготовили многие события, главными из которых были насильственная, как думал царь, смерть жены, разрыв с Сильвестром и Адашевым и бегство князя Курбского. Историк оценивает опричнину как продукт влияния нескольких факторов и видит в установившемся после 1565 года режиме «полицейскую диктатуру». Введение новой системы было связано с попыткой царя создать новый «управляющий класс», а заодно придать новый статус «частному владению (уделу)» монарха. Речь шла также о стремлении «защититься от козней бояр». В то же время Ключевский считает опричнину «бесцельным мероприятием».

Платонов С.Ф.

Говоря о «смысле опричнины», Платонов отмечает, что меры, предпринятые при ее учреждении, представлялись современникам «очень странными». «Аграрно-классовый» характер опричнины Платонов видит в том, что Иван IV для ослабления боярской оппозиции вывел потомков владетельных князей с их удельных наследственных земель и тем лишил оппозицию естественной базы. Историк называет борьбу с изменой целью опричнины, а опричников — средством. Платонов ассоциирует опричнину с «особым двором» и отмечает, что это ведомство, образованное в 1565 году, непрерывно росло до самого конца царствования Ивана IV. В опричнине и терроре, восстановивших всё население против жестокой власти и в то же время внесших в общество межсословную рознь, Платонов видит истоки Смуты. Между опричниной и послеопричным временем Платонов не видит границы — и называет время с 1560 по 1577 год «одной сплошною эпохою душегубства».

Виппер Р.Ю.

Учреждение опричнины в 1564 году Виппер связывает с «правительственным кризисом», который был вызван «военными и политическими несчастиями». Опричнина была как «взрывом мести» против действительных и мнимых изменников, «жестом ужаса и отчаяния» царя, перед которым открылась «бездна неверности со стороны лучших слуг», так и военной реформой, к которой побуждал опыт Ливонской войны. Самым решительным и заметным из первых дел опричнины Виппер считает «разгром княжеских гнезд» и то, что царь на бывших землях знати «посадил опричников», «людей новой службы». Разделение страны на опричнину и земщину историк рассматривает как перевод части территории страны под «чисто военное управление». Упразднение в 1572 году опричнины Виппер связывает с крымским нашествием и новгородской «изменой». Возникший в результате «новой реформы» двор историк считает, как и опричнину, органом военного управления, главной задачей которого была мобилизация ресурсов страны для ведения боевых действий в Ливонии. Виппер считает, что Иван IV оставил после себя «громадную империю», располагавшую стройной организационной системой, утвержденной его реформами.

Зимин А.А.

Альшиц Д. Н.

Основанием для создания опричнины Зимин считает то, что у Ивана IV была потребность в дальнейшем наступлении на «феодальную знать», для чего требовались «завершение процесса объединения русских земель, ликвидация пережитков феодальной раздробленности и утверждение абсолютной власти монарха». Историк отмечает, что опричнина, задуманная с целью искоренения феодального сепаратизма, «сама вносила в жизнь элементы децентрализации».

Зимин отмечает также укрепление в годы опричнины режима единоличной власти Ивана IV. Историк называет Ивана IV незаурядным, но жестоким правителем, главной целью которого было «укрепление самодержавного деспотизма». Для достижения этой цели царь был готов обречь на гибель «многие тысячи крестьян и горожан, дворян и бояр». Упразднение опричнины Зимин связывает с «новгородской трагедией», а также с тем, что после ликвидации удела князя Владимира Старицкого, «остатков новгородской вольности» и подчинения Церкви государству дальнейшее существование опричнины потеряло всякий смысл. Историк также отмечает, что неэффективность существования отдельного опричного войска была доказана битвой при Молодях в 1572 году.

Близок к позиции А.А. Зимина и историк Д. Н. Альшиц, утверждавший:

«В лице первого царя Ивана Грозного исторический процесс становления русского самодержавия нашел исполнителя, вполне осознававшего свою историческую миссию. Кроме его публицистических и теоретических выступлений, об этом ясно свидетельствует точно рассчитанная и с полным успехом проведенная политическая акция учреждения опричнины».

Скрынников Р.Г.

Основной причиной учреждения опричнины — «структуры управления при чрезвычайной ситуации» — были, по мнению Скрынникова, внешнеполитические трудности Ивана IV, связанные с ухудшением обстановки на фронтах Ливонской войны. Инициатива установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия исходила, по мнению историка, от «соратников царя». Скрынников характеризует опричнину как организованное по типу удельного княжества личное владение царя. Другой важной задачей опричнины было выселение представителей ряда княжеских фамилий, «плотной стеной окружавших трон», в Казанский край. Переход в 1566 году от ограниченных репрессий к массовому террору историк связывает с вовлечением в конфликт царя с «княжатами» старомосковского боярства и верхов дворянства, составлявших «широкую опору монархии» и недовольных «произвольными действиями Грозного и его временщиков». Скрынников обвиняет в «ужасной трагедии», постигшей Новгород, «литовскую секретную службу», скомпрометировавшую новгородцев, чтобы отвлечь русские войска с фронта войны с Польшей. Отмена опричнины в 1572 году была связана с «блестящей победой» объединенного опрично-земского войска при Молодях. Данные о количестве жертв опричного террора Скрынников считает крайне преувеличенными, однако утверждает, что опричнина дорого обошлась стране, что «бесчинства опричников» были беспрецедентными и не имели оправданий. Опричнина обнаружила неготовность среднего и мелкого дворянства в середине XVI века отстранить «боярскую аристократию» от «горнила власти».

Кобрин В.Б.

«Предысторией опричнины», по мнению Кобрина, было бегство князя Курбского. Основываясь на русских и иностранных источниках, Кобрин предполагает, что Иван IV создал опричнину по совету родственников своих первых двух жен — Анастасии Захарьиной-Юрьевой и Марии Темрюковны. Историк отмечает, что во главе опричнины и ее учреждений стояли представители данной группы. По мнению Кобрина, сегодня невозможно ответить на вопрос, все ли заговоры против Ивана IV были измышлены «царскими подручными» или хотя бы некоторые из них затевались в действительности. Кобрин напоминает, что показания в то время добывались путем пыток. Крах опричнины историк связывает с крымским нашествием 1571 года, приведшим к сожжению Москвы, во время которого Ивану IV не удалось собрать против крымцев более одного полка опричников (вместо трех-пяти). Это произошло, по мнению Кобрина, из-за того, что во время Новгородского похода опричники окончательно показали, что они — «банда грабителей и убийц», которые, отяжелев от добычи, не хотели рисковать жизнями, привыкнув «воевать» лишь с безоружным мирным населением. Историк обращает внимание на то, что среди руководителей опричнины было много представителей аристократии, и делает вывод, что «худородность», демократичность нового царева войска — это миф. Кобрин также обращает внимание на то, что от опричного террора, направленного якобы против бояр, гибли в основном дворяне и представители других социальных групп.

Историк считает, что у исследователя нет морального права «амнистировать зверство», то есть прощать гибель тысяч ни в чем не повинных людей из-за «прогрессивных последствий опричнины». Нельзя достигнуть высокой цели грязными средствами.

Фроянов И.Я.

Полосин И.И.

Целью введения опричнины историки считают стремление Ивана IV противостоять католической агрессии Запада и укрепить основы православной веры как оплота зарождающегося в России самодержавия.

«Исторические корни опричнины уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву, семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской Церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожал самому существованию Русского государства. И опричнина стала своеобразной формой его защиты» (И.Я. Фроянов)

«Может быть, метла и песья голова опричников Грозного были обращены не только против боярской измены внутри страны, но и против... католической агрессии и католической опасности» (И. И. Полосин)

Кроме того, И.Я. Фроянов высоко оценивал значение опричнины в решении внутри— и внешнеполитических задач России во второй половине XVI века:

«Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенное и обновленное опричниной...»

Юрганов А.Л. Перевезенцев С.В.

Целью введения опричнины историки считают не только политические или социально-экономические, но и причины, вызванные религиозными соображениями.

«Анализ смысловых структур средневекового сознания показывает, что опричнина в восприятии Ивана Грозного была синкретическим явлением: не столько политического, сколько религиозного характера. Люди XVI в. не различали эти две сферы: «политика» для них — осуществление христианских задач и целей. Не случайно слова «политика», «политический» появляются в русском языке только в самом конце XVII в. … Опричнина — своеобразная мистерия веры, образ будущего на земной тверди. Опричные казни превращались в своеобразное русское чистилище перед Страшным судом. Царь добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного «благочестия » не только во спасение собственной души, но и тех грешников, которых он обрекал на смерть. И только в последние годы жизни царь стал каяться, возможно, осознавая, что прельстился. Завещание 1579 г. отразило духовный кризис. Идеи, которая бы вдохновила его, не было, оставалось одно: ждать Суда Христова» (А.Л. Юрганов)

«Иван Грозный стремился распространить на мирскую жизнь идеал жизни монашеской, собираясь решать мирские проблемы методами монашеского подвижничества, и, прежде всего, методом «истязания плоти». Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к телу, которое необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству… Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от «плоти» Русского государства все греховное. И разделение государства на две части — земщину и опричнину — объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть «плоти» единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий» (С.В. Перевезенцев)

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Территориальный рост Московского государства (в тыс. кв. км)

ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ГОДА

1462

1533

1600

Сахаров А. М.

430 тыс. кв. км

5500 тыс. кв. км

Пайпс Р.

430 тыс. кв. км

2800 тыс. кв. км

Предположительная динамика населения России сер. XV — сер. XVII вв. (в млн. чел.)

ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ГОДА

1450

1500

1550

1600

1650

Урланис Б. Ц.

5,8

8,8

11,3

11,3

Володарский Я. Е.

6,5

7,0

Сахаров А. М.

3,0

9,0—10,0

Общественное деление в Московском государстве ( по Ключевскому В. О.)

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ

ТЯГЛЫЕ ЛЮДИ

ЛЮДИ НЕТЯГЛЫЕ

I. Служилые люди по отечеству

I. Тяглые люди посадские

I. Люди вольные

а) Чины думные:

а) Чины посадские московские:

II. Холопы:

— бояре;

— гости;

— полные;

— окольничие;

— гостиная сотня;

— докладные;

— думные дворяне;

— суконная сотня;

— кабальные;

— думные дьяки;

— черные сотни и слободы московские.

— жилые.

б) Чины служилые московские:

б) Чины посадские городовые:


— стольники;

— лучшие люди;


— стряпчие;

— середние;


— дворяне московские;

— молодшие.


— жильцы.

II. Тяглые люди уездные


в) Чины служилые городовые:

а) крестьяне черные и дворцовые:


— выбор;

— крестьяне собственно;


— дети боярские дворовые;

— бобыли.


— дети боярские городовые.

б) крестьяне крепостные:


II. Служилые люди по прибору.

— крестьяне собственно;


— стрельцы;

— бобыли.


— казаки;



— пушкари и т. д.



дети боярские — первоначально были действительно детьми бояр, но позднее этим термином стали называть всех служилых людей рангом ниже, чем бояре.

черные сотни и слободы московские — организации посадских людей (мелких ремесленников и торговцев) с избранными сотскими и старостами, несшими «тягло» государственных податей и служебных повинностей.

белые слободы — принадлежащие митрополиту, монастырям или боярам слободы. Население (ремесленники и торговцы) работало по заказу своих владельцев и было освобождено от государева посадского тягла.

бобыль — крестьянин, не владеющий землею по бедности, инвалидности, одиночеству. Чаще всего «жил в людях» захребетником или в батраках.

Царь (от лат. caesar — цезарь, титул римских императоров) — официальный титул главы государства в России с 1547 г.. Впервые на Руси титул «царь» встречается в XI в. в записи о кончине Ярослава Мудрого на стене Киевского Софийского собора. В XI—XIII вв. термин «царь употреблялся для того, чтобы подчеркнуть политический вес князя по византийскому образцу красноречия. В период монголо-татарского ига «царями» на Руси считались правители Орды, а русские князья их вассалами. В середине XV в., после распада Золотой Орды и гибели Византийской империи, Русское государство осталось единственной православной державой, сохранившей независимость. Поэтому русские государи стали пользоваться титулом «царь». Иван III называется так в некоторых русских внешнеполитических документах; на золотой печати, привешенной к грамоте с текстом мирного договора с Данией, Василий III именуется «царем и государем». Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г.

Описание царских регалий (по С. Герберштейну)

«Бармы представляют собой своего рода широкое ошейное украшение из грубого шелка; сверху оно нарядно отделано золотом и всякого рода драгоценными камнями. Владимир (Мономах) отнял их у некоего побежденного им генуэзца, начальника Кафы. Шляпа на их языке называется schapka; ее носил Владимир Мономах и оставил ее, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками».

Земские соборы — органы сословного представительства при центральной власти в Русском государстве в XVI—XVII вв. «Земский собор» — это обобщающий термин, используемый в современной исторической и историко-правовой литературе. В древнерусских источниках встречаются определения — «соборы», «советы всей земли», «великая земская дума», «общий совет» и т. п. Первый Земский собор был созван 27—29 февраля 1549 г. молодым царем Иваном IV Васильевичем по совету митрополита Макария для успокоения народа, встревоженного восстанием 1547 г. в Москве. Получил название «Собор примирения». Первым собором, документация которого сохранилась, был собор 1566 г. На этом соборе было решено продолжить Ливонскую войну, принявшую затяжной характер. В работе Земских соборов принимали участие члены так называемого «Освященного собора» — высшее духовенство, члены Боярской думы и представители сословий, состав которых менялся в зависимости от характера разбиравшихся на соборе вопросов. Самым полным и многочисленным по составу был Земский собор 1613 г. — на нем в числе прочих были и выборные от черносошных и дворцовых крестьянских волостей. Число выборных людей достигало 800 человек, они представляли 58 городов России. Первоначально Земские соборы собирались на Красной площади. Собор 1598 г., избравший на царство Бориса Годунова, был созван в патриарших палатах. Земский собор 1613 г. заседал в Успенском соборе Кремля.

Глинские — княжеский род, происходивший из Литвы, породнившийся в 1526 г., благодаря браку Елены Васильевны Глинской с Василием III, с московским великокняжеским домом. По распространенной версии родоначальником Глинских был один из сыновей Мамая, получивший от литовских князей во владение город Глинск. Первыми упоминающимися в одной из грамот 1437 г. представителями рода были Иван и Борис Глинские. Самым известным членом этой княжеской фамилии был Михаил Львович Глинский по прозвищу Дородный (ум. 1534). Вместе с братьями в 1508 г. он поднял восстание против великого князя литовского и польского короля Сигизмунда I. После подавления восстания князья Глинские бежали в Москву. Их положение там заметно улучшилось после женитьбы великого князя Василия III на дочери умершего к тому времени Василия Львовича Глинского. Михаил Львович оказывал заметное влияние на свою племянницу, но в 1534 г. выступил против ее фаворита князя И. Ф. Овчины-Телепнева-Оболенского, был арестован по надуманному обвинению в отравлении Василия III и умер в заточении. Русская ветвь рода князей Глинских угасла в начале XVII в. В Речи Посполитой Глинские утратили княжеский титул.

Макарий (1482—1563) — митрополит Московский и всея Руси с 1542 г., государственный и церковный деятель, православный святой. Родился в Москве. В конце XV века юный Михаил поступил в Пафнутьево-Боровскую обитель под именем Макарий, где получил воспитание. Во время пребывания в Пафнутьевском монастыре (до 1523 г.) инок Макарий сформировался как большой книголюбец и иконописец. Позднее Макарий был настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. С 1526 г. — архиепископ Новгорода и Пскова. Собравшиеся вокруг него писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых и служб, переводили различные греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. Итогом «собирания» духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четьих-Миней». Литературное окружение митрополита Макария ученые назвали «академией XVI века». В 1542 г. архиепископа Макария поставили митрополитом Московским и всея Руси. Он стал высшим официальным царским советником, считавшим самодержавие необходимым оплотом православия. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV. В 1547 и 1549 гг. по инициативе Макария созывались Церковные Соборы для решения вопросов канонизации русских святых и замены местных священных преданий преданиями общерусскими. В последние годы своей жизни Макарий занимался составлением Степенной книги, играя роль руководителя и редактора. Современники Макария видели в нем святого подвижника и почитали его. После смерти его похоронили в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария и причисление к лику святых подвижников прошли на Церковном Соборе 1988 г. День памяти: 30 декабря (12 января).

Адашев Алексей Федорович (1530? — 1561) — русский государственный деятель, окольничий с ноября 1553 г. Выходец из богатой, но не родовитой семьи костромских дворян. Сделал быструю карьеру при дворе первого московского царя Ивана IV — из обычных «детей боярских» стал сначала комнатным стряпчим и спальником государя, затем думным дворянином, а потом уже окольничим и даже царским постельничим.

С конца 1540-х гг. в разное время Адашев был хранителем печати, архива и личной канцелярии государя, возглавлял Челобитенный приказ, ведал составлением разрядных книг и летописей, руководил внешней политикой России, сопровождал царя во всех его походах. Адашев стал инициатором проведенных в России преобразований, получивших название «реформ Избранной рады». После разрыва Ивана IV с Избранной радой, стремившейся, как считал царь, ограничить его самодержавную власть, Адашев был отправлен на войну в Ливонию. Враги Адашева оговорили его перед царем — обвинили в отравлении царицы Анастасии, первой жены Ивана IV. Умер Алексей Адашев в начале 1561 г. на воеводстве в Юрьеве (Дерпте) от «недуга огненного», накануне готовящейся над ним расправы. Позже все родственники Адашева повелением царя были преданы мучительным казням.

Сильвестр (ум. 1566) — священник московского Благовещенского собора, писатель и политический деятель. Родом из зажиточной новгородской семьи. В 40-е гг. XVI в. митрополит Макарий пригласил его из Новгорода в Москву, как известного книжного и благочестивого человека. Царь Иван IV, подпав под влияние сильного, властного и образованного священника, стал советоваться с ним по всем вопросам. Влияние Сильвестра на Ивана IV было недолгим. В 1553 г. после своей болезни царь стал постепенно отдалять Сильвестра от себя, отстранять от дел. В 1560 г. Сильвестр удалился от двора в Кирило-Белозерский монастырь. Позже его сослали в Соловецкий монастырь. Сильвестр известен как талантливый писатель. Важнейшим его произведением стал «Домострой», в котором он обрисовал идеалы «праведного жития» и дал наставления, регламентирующие малейшие потребности духовной, а также разные стороны государственной, церковной и частной жизни.

Митрополит Филипп (в миру — Федор Степанович Колычев) (1507—1569) — митрополит Московский и всея Руси в 1566—1568 гг., православный святой. Происходил из старинного московского боярского рода Колычевых. Детство Федор Колычев провел при великокняжеском дворе, получил хорошее образование, близко знал будущего царя Ивана IV. До тридцатилетнего возраста Федор Колычев находился на военной великокняжеской службе, позже ушел в Соловецкий монастырь, где, скрыв свое знатное происхождение, принял монашеский постриг под именем Филиппа. Около 1548 г. стал игуменом Соловецкого монастыря. В 1566 г. Филиппа пригласили занять митрополичий престол. Но он выставил условие: отменить опричнину. Поначалу опричный террор затих, но зимой 1567/68 г. вспыхнул вновь. Филипп в личных беседах многократно призывал царя одуматься. В марте 1568 г. он публично, во время службы в Успенском соборе, обличил государя в беззаконии и отказал ему в благословении. Эти обличения он впоследствии повторил дважды. Несмотря на высокий авторитет митрополита, против Филиппа было сфабриковано обвинение. В ноябре 1568 г. состоялся суд: митрополита низвергли из сана и приговорили к смертной казни сожжением. Царь заменил смертную казнь вечным заточением в монастыре. Филиппа отправили сначала в Богоявленский, затем в Староникольский и, наконец, в Тверской Отрочь монастырь. Двадцать третьего декабря 1569 г., во время похода опричного войска на Новгород, в монастырь приехал Малюта Скуратов и передал требование царя — благословить поход. После отказа Филиппа опричник в гневе задушил узника подушкой. В 1591 г. мощи Филиппа перенесли в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. при царе Алексее Михайловиче, — в Успенский собор Московского Кремля.

Иов (в миру Иван) (ум. 1607) — патриарх, автор «Повести о житии царя Феодора Иоанновича», посланий, грамот и речей, православный святой. Родился в посадской семье города Старица. Обучался грамоте в Старицком Успенском монастыре. Здесь же он принял в 1556 г. монашеский постриг. Его восхождение к высшему духовному званию началось с посещения Старицы Иваном Грозным, который, познакомившись с Иовом, приказал произвести его в архимандриты Успенского монастыря. В 1571 г. Иов был переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря, а в 1575 г. он стал архимандритом считавшегося царским Новоспасского монастыря. В 1581 г. Иов посвящается в сан епископа Коломенского, в 1586 году становится архиепископом Ростовским, а всего через 11 месяцев занимает место главы Русской Церкви. Когда 26 января 1589 г. осуществилось давнее желание русского правительства устранить формальную подчиненность Русской Церкви Константинополю, то из трех кандидатов царь Федор Иванович выбрал духовным руководителем страны Иова. В Годы Смуты патриарх Иов отказался признть Лжедмитрия I, поэтому по приказу самозванца Иова выслали на родину, в Старицкий Успенский монастырь.

Дети Ивана Грозного

Время вступления в брак

Жены Ивана Грозного

Дети Ивана Грозного

1547 год

Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева

Три сына и три дочери:

1. Дмитрий (погиб в 1553 году в младенческом возрасте, утонул в озере во время возвращения царской семьи из Кирилло-Белозерского монастыря).

2. Иван (1554—1581), считался наследником русского престола, но погиб от руки отца во время ссоры.

3. Федор (1557—1598), после смерти отца наследовал престол.

Дочери — Анна, Мария, Евдокия — умерли в детстве.

1561 год

Мария Темрюковна Черкасская

Василий, умерший в детстве (в 1563 году)

1571 год

Марфа Собакина (умерла через 15 дней после свадьбы)


1572 год

Анна Колтовская (в 1572 году ее насильно постригли в монахини)


1575 год

Анна Васильчикова (в конце 1570-х годов пострижена в монахини)


конец 1570-х годов

Василиса Мелентьевна. Этот брак не был церковным, поэтому в русских источниках часто говорится лишь о шести браках царя


1580 год

Мария Федоровна Нагая

Сын Димитрий (1582—1591). Погиб при загадочных обстоятельствах в Угличе в 1591 году


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру