Белозерская губная грамота 1539 г.

Белозерская губная грамота 1539 г. — древнейший из дошедших до нас документов подобного рода, в которых устанавливаются нормы взаимоотношений между центральной властью и традиционным местным самоуправлением на основе норм обычного права. При этом судопроизводство по уголовным («розбойным») делам полностью передается в руки местного самоуправления. Печатается по изд.: Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 2. Русская феодальная деревня XI–XVI вв. / Сост. Н.С. Борисов, А.Д. Горский; под ред. А.Д. Горского. М., 1987. С. 154–156.

От великого князя Ивана Васильевича всеа Русии в Белозерской уезд, князем и детем боярскым, отчинником и помесчиком, и всем служилым людем, и старостам, сотцкым, и десятцким, и всем крестьяном моим великого князя, и митрополичим, и владычним, княжим, и боярскым, и помесчиковым, и монастырскым, и черным, и псарем, и осочником (1), и перевестником (2), и бортником, и рыболовлем, и бобровником, и оброчником и всем без омены, чей кто нибуди.

Били естя нам челом о том, что у вас в тех ваших волостях многия села и деревни розбойники розбивают, и животы ваши грабят, и села и деревни жгут, и на дорогах многих людей грабят и розбивают, и убивают многих людей до смерти; а иные многие люди у вас в волостях розбойников у себя держат, а к иным людем розбойники с розбоем приезжают и розбойную рухлядь к ним привозят: и мы к вам посылали на Белоозеро обыщиков своих, и от наших де обыщиков и от неделщиков (3) чинятся вам великие убытки, а вы деи с нашими обыщики лихих людей розбойников не имаете для того, что вам волокита велика; а сами деи вы розбойников меж собя, без нашего ведома, обыскивати и имати розбойников не смеете.

И вы бы меж собя свестясь все заодни учинили собе, в тех своих волостях в головах детей боярских, в волости человекы три или четыре, которые бы грамоте умели и которые пригожи, да с ними старост и десятцких и лутчих людей крестиян человек пять или шесть, да промеж бы есте собя, в станех и в волостях, лихих людей розбойников сами обыскивали, по нашему крестному целованью, вправду без хитрости: да где которых розбойников обыщете, или кто у собя розбойников держит, или к кому розбойники приезжают и розбойную рухлядь привозят, и вы б тех розбойников ведомых еж собя имали да обыскивали их, и доведчи на них и пытали накрепко, и допытався у них, что они розбивают, да тех бы естя розбойников, бив кнутьем, да казнили смертью (4); то есми положил на душах ваших, а вам от меня опалы в том нет и от наших наместников и от волостелей в том продажи (5) вам нету.

А вперед, в ваших волостях, где розобьют село или деревню, или кого на дорозе розобьют, а на которых людей на своих товарищев учнут которые розбойники пытаны говорити, что с ними розбивали или к кому приезжали, а те будут люди живут в Белозерском уезде, и вы б тех розбойников имали ж, да обыскав и доведчи на них и пытав накрепко, казнили смертью ж; а которой разбойник скажет своих товарищев розбойников же в иных городех, и вы б о тех розбойниках писали грамоты в те городы к детем боярскым, которые дети боярские в тех городех и в волостех учинены у того дела в головах, и где которой розбойник живет; а в грамотах бы естя писали, чтоб тех розбойников в тех городех меж собя потому ж имали, да обыскав их и доведчи, казнили по нашим грамотам; а обсылалися б естя о тех делех меж собя неизмешкая.

Где розобьют розбойники село или деревню, или кого на дорозе розобьют, а с тех розбоев те розбойники куды нибуди поедут, и в Новгородцкую землю, а вам про тот розбой весть учинится, и вы б меж собя свестяся все заодин, за теми розбойники ездили, да где нибуди тех розбойников доедете, и вы б тех розбойников имали безпенно: да которых розбойников поймаете с поличным с розбойным, или без поличного, а ведомого разбойника, или у которых людей розбойников переимаете и поличное у них розбойное повымаете, а тот будет ведомой же лихой человек, и вы б тех розбойников и к которым людем розбойники приезжают, меж себя обыскав и пытав накрепко и доведчи на них вправду, казнили смертью ж; то есми положил на ваших душах.

А которыех розбойников где поимаете и доведчи на них да их казните, и которых людей тех розбойников поимают и в которых на них делех доведут, и вы б то все велели себе писати на список подлинно, а сами б есте, которые у вас умеют грамоте, к тому списку руки свои прикладывали.

А по недружбе, в земском деле, или в брани в какой нибуди, медж собя не мстилися никто никому, по нашему крестному целюванию, и неповинно б естя не имали и не казнили никакова человека, того бы есте меж собя обыскивали накрепко, по нашему крестному целованию, вправду без хитрости.

А не учнете меж собя розбойников обыскивати и имати, и тех людей, к которым розбойники приезжают, или не учнете за розбойники ездити и имати и казнити, или станете розбойников пущати, или кто станет розбойником норовити, и мне велети на вас всех имати иски тех людей, которых в вашей волости розобьют, и без суда вдвое; а самим вам от меня быти в казне и в продаже.

А которых розбойников ведомых поимаете и, обыскав, их казните, и тех бы розбойников подворья, животы и статки отдавали б естя тем людем, которых учините у собя в головах, а они б отдавали тем людем, которых те розбойники розбивали, в их иски; а сколко у которого розбойника животов возмете и роздадите исцем, и вы б то писали на списки; а что будет у исцовых исков останется розбойничих животов, и вы б то все переписав на список, да клали где буде пригоже; да о том бы естя отписывали на Москву, к нашим бояром, которым розбойные дела приказаны.

А которых детей боярскых и старост, и десятцких, и лутчих людей учините в головах, в которой волости нибуди, и вы б о том отписали часа того на Москву, к нашему боярину ко князю Ивану Даниловичу Пенкову с товарищи.

А сю бы есте нашу грамоту держали у тех людей, которых учините в которой волости в головах; а с сее бы есте грамоты списав списки розсылали меж собя по волостем, неиздержав ни часу. Писана на Москве, лета 7048 октебря в 23 день.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. От “осек” — изгородь из срубленных деревьев вокруг пашни или выгона в лесу.

2. От “перевес” — большая сеть для ловли водоплавающих птиц.

3. Неделщик — судебный пристав, основная обязанность которого — вызывать стороны в центральный суд.

4. Таким образом под юрисдикцию общины, “Земли” отводится весь процесс судопроизводства.

5. Продажа — штраф в пользу властей.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру