Уставная грамота митрополита Киприана Царево-Константинову монастырю 1391 г.

В уставной грамоте митрополита Киприана содержится наиболее полный перечень повинностей крестьян кон. XIV — нач. XV вв., который дает и богатый материал для исследования взаимоотношений крестьян и землевладельцев, а также “Земли” и “Власти” того периода. Печатается по изд.: “Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв.”. Т. 1. М., 1951. № 201. С. 179-180.

Се яз Киприан (1) митрополит всеа Руси дал есмь сю грамоту монастырю своему святому Костянтину (2) и игумену, что ми били челом сироты (3) монастырские на игумена на Ефрема, так ркучи: наряжает нам, господине, дело не по пошлине, чего, господине, при первых игуменах не бывало, пошлины, господине, у нас емлет, чего иные игумены не имали.

А игумен митрополиту так рек: яз, господине, хожу по старой пошлине, как было при первых игуменех, а здесь, господине, на Москве игумен Царко (4), тот игуменил у святого Костянтина наперед мене, того, господине, и вспроси. И митрополит послал Окинфа к Царку к игумену, занеж тогды Царко неиздоровел, велел вспросити, какова пошлина в святом Костянтине и как людем монастырским дело делати.

И Царко игумен так отвечал Окинфу: при моем игуменстве так было в святом Костянтине: большим людем из монастырских сел церковь наряжати, монастырь и двор тынити (5), хоромы ставить, игумнов жеребий (6) весь рольи орать взгоном, и сеяти, и пожати, и свести, и сено косити десятинами и в двор ввести, ез (7) бити и вешней и зимней, сады оплетать, на невод ходити, пруды прудить, на бобры им в осенине поити, а истоки им забивати, а на Велик день (8) и на Петров день (9) приходят к игумену, чт у кого в руках. А пешеходцем из сел к празднику рожь молоти, и хлебы печи, солод молоть, пива варить, на семя рожь молоти, а лен дасть игумен в села, и они прядут сежи и дели (10) неводные наряжают, а дают из сел все люди на праздник яловицу (11), но одинова ми, господине, добили челом, а не в пошлину, тремя бараны, и яз их пожаловал за яловицу, занеж ми была не надобе яловица, а по пошлине по старой всегды ходит яловица на празник. А в которое село приедет игумен в братшину (12), и сыпци (13) дают по зобне (14) овса конем игуменовым.

И Окинф те речи игуменовы Царьковы сказал все митрополиту. И потом Царко игумен омоглся (15) и пришед, самому митрополиту те речи все сказал, что приказал с окинфом к митрополиту.

И потом яз Киприан митрополит всеа Руси вспросил есмь в Володимери своих бояр того монастыря пошлин, и о яловице о празничной, Михаила Биреева, Юрья Протопопина, Ивана своего повара, ине мне те ж речи сказали, и о озерах, и о истокех, и о бобровой ловле. И Киприан митрополит всеа Руси так рек игумену и христианом монастырским (16): ходите же вси по моей грамоте, игумен сироты держи, а сироты игумена слушайте, а дело монастырское делайте. А хотя хто будет иный игумен по сем игумене, и тот ходит по сей мое грамоте. А сю грамоту велел есмь положити в церкви игумену и людем, а никоторый игумен сее грамоты из монастыря да не вынесет, аще ли вынесет, не буди на нем милости Божиа и моего благословениа.

А дана грамота на Москве в лето 6900 месяца октября в 21 день, индикта 15.

Назади подпись: Сее грамоты князь великий рушити не велел, а пожаловал игумена по сей грамоте, что в ней писано. А подписал великого князя диак Иван. Рыболове мои, великогокнязя, не вьежжают в монастырские озера.

Сее грамоты Иона митрополит всеа Руси не рушил. А велел и велел игуменом и христианом по старине и по сей грамоте ходити о всем. А подписал по митрополичью слову митрополич дьяк Карло.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Киприан (ок. 1340–1406) — митрополит Киевский и всея Руси в 1381-1382 и 1390-1406 гг., православный святой. Родом болгарин из г. Тырнова. Рано принял монашество и около десяти лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. константинопольский патриарх поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию литовского князя Ольгерда. Но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Алексий умер в 1378 г. и Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника архимандрита Михаила (Митяя). В 1378 г. Киприана, попытавшегося занять кафедру, арестовали, а затем выставили за пределы Московского княжества — в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь. В 1381 г. Киприан все же утвердился в Москве. В 1382 г. во время нашествия Тохтамыша он не пошел с князем в Коломну и не остался в Москве, а бежал в Тверь. Это навлекло гнев Дмитрия, и Киприана опять выслали из Москвы. До смерти Дмитрия Ивановича Киприан жил в Киеве и в Константинополе. Вернулся в Москву после смерти Дмитрия Ивановича в 1390 г. 26 августа 1395 г. во время приближения к Москве Тамерлана (Тимура) по инициативе Киприана в Москву из Владимира была перенесена икона Владимирской Божией Матери. После ухода на месте ее встречи основаны церковь и Сретенский монастырь. Прославился как книжник и переводчик. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизирован Русской Православной Церковью. Дни памяти: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября.

2. Царево-Константинов монастырь близ Владимира на Клязьме, основанный митрополитом Алексием в 1362 г., являлся домовым монастырем московских митрополитов.

3. Сироты — здесь: крестьяне.

4. Царко — прозвище.

5. Двор тынити — ставить изгородь.

6. Игумнов жеребий — участок

7. Ез — частокол или плетень поперек реки, преграждающий рыбе путь.

8. Велик день — Пасха.

9. Петров день — 29 июня.

10. Сежи и дели — рыболовные снасти.

11. Яловица — нетелившуаяся корова.

12. Братшина — пир, устраиваемый территориальной общиной.

13. Сыпци — участники пира, ссыпавшие хлеб для варки пива.

14. Зобна — мера сыпучих тел. В Пскове составляла ок. 9 пудов.

15. Омоглся — выздоровел.

16. Христиане монастырские — монастырские крестьяне, в этой грамоте появляется одно из первых именований сельских жителей «христианами», т.е. «крестьянами».


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру