Памятник "Тысячелетие России" в Великом Новгороде

Доклад на студенческой научной конференции «Рождение России: ко 1150-летию Российской государственности», состоявшейся на историко-филологическом факультете Российского православного университета

Празднуя сегодня 1150-летие Российской государственности вспомним, что 150 лет назад — 8 сентября 1862 года — в Великом Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России». Другого такого монумента в мире нет. Он повествует не об одном событии, а о целом тысячелетии. И посвящен не одному человеку, а всему народу.

Композиционно памятник состоит из трех ярусов. Это символизирует триаду «православие, самодержавие, народность».

Верхний ярус. Православие

Группа состоит из двух фигур — Россия и ангел. Ангел осеняет Россию крестом. Их подножием служит шар — держава. Надпись на шаре: «Свершившемуся тысячелетию Российского Государства в благополучное царствование Императора Александра II, лета 1862».

Средний ярус. Шесть эпох государства Российского

Символизирует «самодержавие». Вокруг шара-державы — семнадцать трехметровых фигур. Они составляют шесть скульптурных композиций. В центре каждой — государь, олицетворяющий свою эпоху:

Призвание варягов на Русь (862 год): фигуры — первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» — по византийскому летоисчислению, разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год н. э.), в звериной шкуре, наброшенной на плечи и языческий бог Велес (обращены на юг, к Киеву)

Крещение Руси (988—989 годы): великий князь киевский Владимир Святославич в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина, протягивающая ему ребёнка, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна (обращены на юг)

Святой великий князь Дмитрий Донской — освобождение от татаро-монгольского ига в 1380 году. Дмитрий Донской, в правой руке держит шестопер (Шестопёр — древнерусское холодное оружие ударно-дробящего действия XIII—XVII вв. Представляет собой разновидность булавы, к головке которой приварено шесть металлических пластин — «перьев».), попирает ногой побежденного татарского мурзу (обращены на восток)

Иван III — основание самодержавного царства Русского в 1491 году. Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого татарина знак власти — бунчук. Рядом лежат побежденный в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом (обращены на восток).

Михаил Романов — восстановление самодержавия в 1613 году. Михаил Федорович, князь Пожарский, защищающий его обнажённым мечом, и коленопреклонённый Козьма Минин, вручающий ему шапку Мономаха и скипетр. На заднем плане фигура сибиряка — символ грядущего освоения Сибири (обращены на запад).

Петр I — основание Российской империи 1721 год. Пётр I в порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя (обращены на север).

Неслучайно и то, в каком направлении обращены взгляды государственных деятелей. Князь Владимир смотрит в сторону Византии: оттуда он принес на Русь христианство. Петр I — на основанный им Петербург. Михаил Романов — туда русские прогнали польских и шведских интервентов. Князь Дмитрий Донской — на Орду: туда ушли побежденные монголы. Иван III — на Москву, прежнюю столицу (ведь когда устанавливался памятник, столицей был Петербург). А вот Рюрик... Он должен был бы смотреть на Новгород, куда его призвали княжить. Но в Новгороде-то он и стоит, так что его взгляд устремлен на второй по значению древнерусский город — Киев.

Нижний ярус. Выдающиеся персонажи русской истории

109 фигур выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:

Просветители: 31 фигура, например, святые Кирилл и Мефодий, святой Сергий Радонежский и другие.

Государственные люди: 26 фигур, например, Ярослав Мудрый, императрица Екатерина II и другие.

Военные деятели и герои: 36 фигур, например, Михаил Кутузов, Богдан Хмельницкий и другие

Писатели и художники: 16 фигур, например, Ломоносов, Пушкин и другие.

Основную информацию о памятнике можно узнать из часто задаваемых вопросов и ответов на них. Например, такие вопросы как:

Почему датой открытия памятника и, соответственно, торжеством в честь тысячелетия России стало именно 8 сентября?

На эту дату приходилось сразу три других важных события: годовщина Куликовской битвы, день рождения наследника престола цесаревича Николая, а также православный праздник Рождества Богородицы, которую в народе считали заступницей и покровительницей России. Дата 8 сентября позволяла объединить светский и церковный праздники.

Почему памятник установили в Новгороде?

В окружении императора Александра II удивлялись: какой смысл ставить столь важный памятник в провинциальном городе, где его будут видеть лишь местные обыватели? Уникальная дата требовала столичного размаха. К тому же устойчивая ассоциация с Новгородом — это новгородское вече, республиканские традиции. Вдруг решение расположить памятник именно здесь будет воспринято как сигнал в сложное для страны время? Ведь еще свежа память о восстании декабристов, а все царствование Николая I прошло под флагом борьбы с инакомыслием. И все же Александр II поддержал кандидатуру Новгорода: державность, по мнению императора, не противоречит гражданским свободам. В их соединении царь видел цивилизованное будущее российского государства. Поэтому некоторые историки называют новгородский монумент «памятником великим реформам Александра II».

Почему автором памятника стал не скульптор, а художник?

Михаил Микешин был блестящим выпускником Академии художеств в Санкт-Петербурге. Его дипломную работу, на которой были изображены конные гренадеры, купил сам император Николай I. Микешин вот-вот должен был отправиться на шестилетнюю стажировку в Италию.

О конкурсе на возведение памятника Михаил Микешин и его друг, не слишком удачливый скульптор Иван Шредер, прочитали в газете, обедая в кафе. Решили дерзнуть и на утро следующего дня показать друг другу свои идеи. Шредер ничего не придумал и признал свое поражение, сказав, что готов работать по эскизам Микешина. А у Микешина сразу же родилось художественное решение — трехъярусный памятник, в основе композиции которого — держава. Тут как раз на руку сыграло то, что Микешин по специальности был художником-живописцем. Будь он профессиональным скульптором, его мысль неизбежно вращалась бы вокруг стандартных для скульптуры того времени образов: фигур, статуй, конных групп, колонн и т. д. И это неминуемо разошлось бы с главным условием конкурса: изобразить тысячелетнюю историю России в развитии. Может быть, эта задача была под силу только такому, как Микешин, — дилетанту в скульптуре, не скованному академическими канонами и оттого готовому к любым оригинальным решениям.

Когда, по задумке Микешина, трехъярусную державу обступили фигуры людей — исторических персонажей — силуэт памятника стал напоминать шапку Мономаха (символ монаршей власти) и одновременно колокол (намек на вечевой колокол Новгородской республики). Микешин сразу понял, что это — удача: истинное художественное решение всегда несет в себе внутренний конфликт.

Кто работал над памятником?

Основными авторами памятника считаются художник Михаил Микешин и его друзья: архитектор Виктор Гартман и скульптор Иван Шредер. Последний своими руками сделал львиную долю заказа. Но в реальности сделать такую работу втроем до конца было невозможно. Задумка — огромная. А сроки — меньше трех лет. Для сравнения: над «Медным всадником» скульптор Фальконе работал двадцать лет. А тут, кроме гигантской державы с шестью сюжетными композициями на втором ярусе, нужно было создать и отлить 109 человеческих фигур для нижнего яруса. Для решения задачи был создан целый творческий коллектив, куда вошли самые знаменитые скульпторы того времени. Пикантность ситуации заключалось в том, что, по поручению императора, руководил коллективом двадцатилетний юнец Микешин — их вчерашний ученик в Академии художеств.

Как выбирали персонажей для памятника?

Кого изображать на горельефе в числе выдающихся деятелей России? Этот вопрос оказался одним из самых сложных. По двум причинам.

Первая: как выбрать сотню «самых достойных» исторических фигур из периода в несколько веков? Автор памятника Михаил Микешин понимал, что одному ему с такой задачей не справиться. Он обратился к самым видным людям России — авторитетным ученым, историкам, писателям — с одной и той же просьбой: помочь с выбором фигур для горельефа. Микешин написал Соловьеву, Бестужеву-Рюмину, Гончарову, Тургеневу и многим другим. Откликнулись все. Так появились «четверги у Микешина»: каждую неделю весь цвет русской культуры собирался в Академии художеств, чтобы до хрипоты спорить о достоинствах тех или иных «выдающихся деятелей». Эти споры много дали Микешину, но и в каком-то смысле осложнили задачу: слишком полярны были мнения. Окончательный выбор все равно был за автором. И он нашел, возможно, единственно верный выход: выбирать не столько разумом, сколько сердцем. Что-то внутри подсказывало ему, почему на памятнике нужна Марфа Борецкая, но не нужен Иван Грозный, нужен Пушкин, но не нужен Белинский и т. д. Микешин отдавал предпочтение людям созидающего начала, тем, кто любил Россию в себе, а не себя в России.

Ангел и Россия. Первоначально планировалось изобразить двух ангелов. Но потом у художника Михаила Микешина родился образ России в виде коленопреклоненной женщины в национальном костюме.

Второй причиной, затруднявшей выбор персонажей для третьего яруса, была политическая конъюнктура: изобразить человека на памятнике означало публично признать его заслуги. И здесь сталкивались интересы представителей разных общественных слоев. Дискуссии не утихали ни в правительстве, когда шло согласование фигур третьего яруса, ни в обществе, когда проект памятника был опубликован.

Фигуры Гоголя, Лермонтова, Пушкина и Державина облачены в римские тоги. Почему? Они — классики литературы. Пушкин стоит рядом с Лермонтовым и Гоголем и кажется выше них ростом, хотя в жизни он был ниже. Это сделано специально: изменены положения тел Гоголя и Лермонтова, они стоят в наклоненной позе, чтобы Пушкин — «наше все» — над ними возвышался. Это в какой-то степени отражает и отношение публики к этим писателям во второй половине XIX века. Книгочеи того времени были в недоумении. Пушкин — еще куда ни шло. Но Гоголь, Лермонтов — кто это такие? Да, модные однодневки, но зачем они нужны на памятнике? То ли дело Сумароков, Тредиаковский, Херасков — почему их не изобразили?

За то, чтобы на памятнике появился Гоголь, художнику Микешину пришлось побороться. В утвержденном правительством финальном списке Гоголя не было. Однако Микешин на свой страх и риск распорядился подготовить две дополнительные фигуры: Гоголя и... Тараса Шевченко, другого украинского автора, к тому же горячо любимого друга Микешина. Когда о таком «самоволии» художника узнали, разразился скандал. Тогда Микешин обратился с письмом лично к императору Александру II. Несколько длинных и подробных абзацев, написанных убедительным эмоциональным языком, он посвятил Шевченко, доказывая его значение для российской литературы. Про Гоголя же написал один абзац: «Заслуга же Гоголя и его влияние на современную отечественную литературу так велики, что говорить за него я считаю лишним». Император утвердил Гоголя, но не принял Шевченко. Есть версия о том, что Александру II, видимо, было просто некогда читать длинное письмо целиком, поэтому все, что касалось Шевченко, он просто пропустил.

На памятнике нет Ивана Грозного. Фигуры его первой супруги Анастасии Романовой и его помощников протопопа Сильвестра и окольничего Алексея Адашева — своего рода «замена», компромисс: совсем не отразить эпоху Ивана Грозного — неправильно, но еще более неправильно изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу: якобы за измену, а на самом деле для «законного» овладения богатствами самого богатого города Руси в период затратной Литовской войны, казнили новгородских купцов.

Фигура Марфы Борецкой, вопреки ожиданиям, не вызвала нареканий в правительстве. Она была женой боярина Дмитрия Борецкого и матерью Исаака Борецкого, оба — посадники Новгорода. Сама же Марфа опосредованно влияла на политику и общественную деятельность. Запечатлеть ее на памятнике означало отдать дань уважения новгородской истории. Кроме того, Александр II готовил реформу местного самоуправления, учреждение земств, а это также ассоциировалась с республиканскими традициями — с новгородским народным вечем.

Фигуру императора Николая I поместить на горельеф Микешину пришлось. Император Александр II прямо спросил художника: «А батюшка?» Микешин пытался объяснять, что, поскольку предыдущий государь умер всего лишь несколько лет назад, слишком рано изображать его на памятнике — ведь чтобы оценить результаты его правления, должно пройти время. По воспоминаниям самого Микешина, Александр II все понимал, не очень-то одобрял политическое наследие отца и не хотел видеть его фигуру на памятнике. Но немалая часть окружения царя считала иначе — и император решил уступить.

Часто вызывает недоумение, откуда на памятнике взялись фигуры литовских князей Гедимина, Витовта и Кейстута? Дело в том, что они боролись на стороне России против Польши, где в это время как раз начались антироссийские выступления националистов, мечтавших о независимости от Российской Империи. Кроме того, наличие этих фигур должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.

После революции «памятник тысячелетию самодержавного гнета» клеймили за то, что он не отражает исторической действительности — ведь на нем нет изображений крестьян и рабочих. Исключения составляли Иван Сусанин и — с оговорками — сын крестьянина Михаил Ломоносов и сельский староста Козьма Минин. Но и те «запятнали» себя сотрудничеством с царским режимом.

Насколько дорогим был памятник?

Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей. Сто пятьдесят тысяч из них — пожертвования населения. Остальное дала казна. Сумма не маленькая, но и не умопомрачительная для своего времени: полмиллиона рублей тогда стоил хороший особняк в Санкт-Петербурге.

Что уберегло памятник от сноса после 1917 года?

Как ни парадоксально, уберегла от сноса — антирелигиозная кампания. Конечно же, после революции отношение к памятнику стало резко негативным. В столичной прессе его называли «художественно и политически оскорбительным». Новгородские чиновники говорили: «Сколько цветметалла пропадает, давно пора в переплавку». «Вину» памятника отягчало то, что его изобразили на денежных купюрах, выпущенных в Крыму правительством Врангеля. Массовым тиражом вышла брошюра под заглавием «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Монумент точно снесли бы уже в первые послереволюционные месяцы, если бы все силы властей не были брошены на только что начавшееся разграбление богатейшей новгородской епархии. Вес только золотых и серебряных изделий, вывезенных спецвагоном из Новгорода, составил более десяти тонн. Проблема памятника отошла на второй план. Монумент уцелел, но в дни коммунистических праздников его стали закрывать фанерными щитами, расписанными революционными лозунгами, — и посреди новгородского Кремля как будто вырастал стог сена.

Что было с памятником во время Великой Отечественной войны?

В августе 1941 года немецкие пехотные дивизии заняли Новгород. А в январе 1944 года военный комендант Новгорода генерал фон Герцог решил сделать из памятника военный трофей. Ничего другого в городе уже просто не было: церковная утварь, иконы, бронзовые ворота, золоченые листы куполов — все это было уже вывезено. Фон Герцог решил отправить памятник в город своей юности — Инстенбург, где в то время был бургомистром друг детства генерала. Трудности с транспортировкой фон Герцога не смущали. Уже на следующий день инженерная рота прокладывала специальную узкоколейную железную дорогу от Кремля до вокзала, а другая группа занималась демонтажом. Памятник успели разобрать лишь наполовину и уже собирались начать погрузку — когда 20 января началась артподготовка, русские прорвали фронт в двух местах, и очень быстро солдаты 221-й стрелковой дивизии выгнали немцев из Новгорода.

Почему «идеологически опасный» памятник все же восстановили?

Не просто восстановили — за него взялись в числе первых объектов разоренного Новгорода. Дело в том, что отношение к памятнику во время войны переменилось вслед за переменой отношения к великим историческим и военным деятелем царской России, которые могли бы служить объединяющими народ символами. Снова в чести оказались изображенные на памятнике Суворов, Кутузов, Румянцев, Багратион, Нахимов и др. Памятник заново открыли еще до окончания войны — 2 ноября 1944 года. Конечно, восемь работяг-реставраторов, которые голыми руками работали над памятником, не могли воссоздать его в первоначальном виде — какие-то детали были испорчены, какие-то — утеряны. Технологически требовалась очень скрупулезная реставрация. Поэтому в своем первозданном виде памятник предстал перед публикой только после масштабных восстановительных работ в 1995 году.

В заключении, я бы хотела сказать, что данный памятник несет для нас большое значение. Трудно себе представить, как монумент может включать в себя шесть эпох, но гениальная мысль художника реализовалась. Памятник достоин того, чтобы каждый житель нашей страны приехал и поклонился нашей истории!


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру