Илья-Иоанн Новгородский

ИЛЬЯ (в иночестве ИОАНН), архиепископ Новгородский (1165—1186).

Будущий новгородский архиепископ родился в Новгороде, в семье богатых и благочестивых родителей, имена которых — Николай и Христина — называет его Житие. Показательно, что церковному служению посвятил свою жизнь и его младший брат Гавриил, ставший впоследствии его преемником на новгородской кафедре. До своего поставления Илья был священником церкви Св. Власия на Волосове улице в Новгороде. Сохранились вопросы канонического содержания, с которыми священник Илья обращался к новгородскому владыке Нифонту и будущему владыке Аркадию.

После кончины Аркадия (18 сентября 1163 или 1164) Илья был избран новгородским епископом. Обстоятельства и точная дата избрания неизвестны. Известно лишь, что Илья был рукоположен в епископы митрополитом Иоанном IV в Киеве 28 марта 1165 г. (в Вербное воскресенье). 11 мая Илья вернулся в Новгород. В том же году игумен новгородского Юрьева монастыря Дионисий отправился в Киев к митрополиту «съ любовью», «и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь». Согласно традиционной точке зрения, зафиксированной в списках новгородских владык XV в., именно с этого времени новгородские архиереи получают титул архиепископов. Известно, однако, что этот титул носили и некоторые из предшественников Ильи (например, Нифонт); в то же время кое-кто из его преемников на кафедре, кажется, продолжал именоваться епископом (например, Мартирий).

В поздних источниках иначе рассказывается об обстоятельствах получения Ильей архиепископского титула. Так, составители Никоновской летописи (XVI в.) сообщают под 1166 г., что Илья «посла многи дары» митрополиту Иоанну, а затем и сам «иде въ Киевъ къ митрополиту со игуменомъ Дионисиемъ и съ посадники, со многою честию; митрополитъ же Иванъ Киевский и всеа Руси учествова его зело и повеле ему архиепископомъ называтися… и даде ему… ризы и стихарь со источникы». По версии же В. Н. Татищева (XVIII в.), митрополит Иоанн просил о подчинении новгородскому архиепископу Илье (ошибочно названному Лукой) епископов смоленского и полоцкого, однако занимавший киевский престол великий князь Ростислав Мстиславич отказал ему в этом.

В годы святительства Ильи в Новгороде разворачивается масштабное церковное строительство, причем многие церкви строятся попечением владыки или даже на его собственные средства. Весной 1167 г., «при архиепископе Илии», новгородец Садко Сытинич закладывает каменную церковь Св. Бориса и Глеба в конце «Пискупли» улицы (освящена архиепископом Ильей 14 октября 1173). В 1170 г. сам Илья вместе со своим младшим братом Гавриилом основывает монастырь с деревянной церковью во имя Благовещения Пресв. Богородицы. Осенью 1173 г. архиепископ освящает каменную церковь Св. Спаса на воротах в новгородском Юрьевом монастыре (заложена в 1166 г.). В 1179 г. архиепископ Илья вместе с братом Гавриилом возводит каменную церковь Благовещения в основанном ими монастыре: строительство начато 21 мая и завершено 25 августа; «и бысть крестьяномъ (христианам. — А. К.) прибежище». В позднейшей новгородской письменности получила распространение особая повесть о создании Благовещенского монастыря, согласно которой возведение церкви — причем будто бы еще до начала святительства Ильи — сопровождалось чудом (у братьев не хватило средств для завершения строительства, и тогда Бог чудесным образом даровал им огромное богатство). В следующем, 1180 г. Илья с братом закладывают каменную надвратную церковь во имя Богоявления Господня в Благовещенском монастыре (завершена строительством в 1182). В 1184 г. братья закладывают каменную церковь Св. Иоанна Предтечи «на Торговище» (церковь «Иоанна на Опоках»). В 1185 г. новгородский тысяцкий Милонег, «при архиепископе Илии», закладывает каменную церковь Св. Вознесения на Прусской улице (освящена в 1191 г., уже после смерти Илии). Согласно Житию, Илия поставил еще несколько церквей: Св. Ильи пророка, Св. Феодора Студита, Св. трех отроков Анании, Азарии и Мисаила и пророка Даниила (по летописи, эта церковь была построена в 1189 г. братом Илии Гавриилом), Св. Лазаря и Св. Николая (позднейшая Новгородская Третья летопись датирует ее построение 1165 г.).

Немалых забот требовала от архиепископа политическая нестабильность в самом Новгороде и вокруг него. После изгнания из города князя Святослава Ростиславича (1 сентября 1167) и вокняжения в городе Романа Мстиславича, сына великого князя Киевского Мстислава Изяславича (14 апреля 1168), военные действия против новгородцев начинает могущественный великий князь Владимиро-Суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский. В феврале 1170 г. огромное войско, посланное Андреем, подступает к Новгороду и после трехдневной осады, 25 февраля, терпит сокрушительное поражение от новгородцев: как сказано в летописи, «силою крестьною и Святою Богородицею и молитвами благовернаго владыкы Илие». Впоследствии эта победа была приписана чуду от новгородской иконы Божией Матери; не позднее середины XIV в. возникло особое «Слово о знамении Святыя Богородица», главным действующим лицом которого стал архиепископ Илия (в «Слове» он именуется Иоанном). Согласно «знаменской» легенде, во вторую ночь осады, стоя на молитве, архиепископ услышал голос, велящий ему идти в церковь Святого Спаса на Ильине улице, взять икону Пресв. Богородицы и вынести ее «на острогъ противу супостатъ». Святитель так и сделал. Когда начался штурм, икона «Божиимъ промысломъ» сама обратилась лицом к граду; «и виде архиепископъ слезы текуща от иконы, и приять въ фелонъ свой». Сии слезы явились знамением особой милости Божьей Матери к новгородцам: по молитвам Пречистой Господь «пусти гневъ свой на вся полкы рускыя (суздальские. — А. К.), и покры ихъ тма… и на сихъ нападе трепетъ и ужасть, и ослепоша вси и начаша ся бити межи собою». В ознаменование великого чуда архиепископ якобы тогда же установил празднование Честному Знамению Пресв. Богородицы. (Этот праздник отмечается Церковью и поныне 27 ноября, однако установлен он, вероятно, значительно позже 1170 г.) Отметим, что в Новгородской летописи нет упоминаний о чуде Знамения. В Лаврентьевской же (суздальской) летописи сообщается, что за три года до битвы в трех новгородских церквях «плакала на трех иконах Святая Богородица, провидевши бо… пагубу, хотящюю быти надъ Новымъ городомъ»; знамение это «всем людемъ видящимъ».

Между тем князь Андрей Боголюбский, потерпев неудачу, установил торговую блокаду Новгорода и вынудил-таки новгородцев изгнать Романа Мстиславича из города и принять на княжение своих ставленников: сначала князя Рюрика Ростиславича (4 октября 1170), а затем своего сына Юрия (весна 1172). Все это сопровождалось неурядицами в управлении Новгородом и поспешной сменой посадников. Так, еще зимой 1171/72 г. Андрей Юрьевич прислал в Новгород «посадничать» ранее изгнанного из города посадника Жирослава «съ мужи своими». Зимой 1172/73 г. архиепископ Илья сам отправился во Владимир к Андрею «на вьсю правьду»; результатом этой поездки стало возвращение посадничества от Жирослава Иванку Захарьевичу.

1 ноября 1179 г. архиепископ Илья «со кресты» вместе с игуменами и всеми новгородцами встречает нового новгородского князя Мстислава Ростиславича Храброго, княжение которого в Новгороде, однако, оказалось непродолжительным. В июне 1180 г. архиепископ вместе с игуменами погребает тело князя Мстислава (умершего 13-го или, по другим сведениям,
14 июня); «и плакашася по немь вся земля Новъгородьская».

По всей вероятности, архиепископу Илье приходилось ездить по церковным делам в Киев. В позднем Житии святого сообщается о его участии в работе церковного собора в Киеве (из летописей неизвестного), где владыка «велика исправлениа показавшю», после чего «паки возвращшуся въ Великии Новъградъ». Полагают, что именно тогда архиепископ Илья вместе с не названным по имени белгородским епископом (вероятно, Максимом) «исправил», т. е. составил «правило» относительно различных случаев совершения литургии.

Святительство Ильи продолжалось двадцать один год. Он преставился 7 сентября 1186 г., приняв перед самой кончиной иноческий постриг с именем Иоанн в основанном им Благовещенском монастыре. Об этом сообщает запись, сохранившаяся в принадлежавшем монастырю Студийском уставе конца XII в.: «…преставися Илия, архиепископъ Новгородьскыи, постригъся месяца сепмтября въ 7 день… и бысть ему имя мнишьское Иоанъ». (Позднее Житие святого по-другому излагает обстоятельства пострижения новгородского владыки: по версии агиографов, Илья носил в миру имя Иоанн, затем — еще до вступления на кафедру — постригся в иноки с именем Илья, а перед смертью принял схиму с тем же именем Иоанн, которое носил до пострижения. Явно ошибочна версия позднейшей т. н. Новгородской Третьей летописи XVII в., по которой Илья был пострижен в иночество с именем Иоанн в Киеве митрополитом Иоанном при рукоположении в новгородские епископы.)

Похоронен Илья-Иоанн был в Предтеченском приделе новгородского Софийского собора.

Целый ряд обстоятельств — и в первую очередь сопричастность Иоанна к победе над суздальцами в феврале 1170 г. — сделали его самым знаменитым и почитаемым из всех новгородских владык. Со временем его имя обросло различными легендами. Не позднее середины XIV в. было составлено краткое проложное Житие святого, свидетельствующее о том, что его память уже тогда отмечалась в новгородском Софийском соборе в день его кончины. Особую популярность имя Ильи-Иоанна приобрело в середине — второй половине XV в. — в период жестокого противостояния Новгорода и Москвы, завершившегося ликвидацией новгородской государственности. В 70-е гг. XV в. возникает распространенное (т. н. обычное) Житие святителя, в значительной степени основанное на устных преданиях. Так, в Житие оказались включены «знаменская» легенда о победе новгородцев над суздальцами, а также близкая к сказочной легенда о путешествии архиепископа в Иерусалим на бесе, представляющая собой вариант «бродячего сюжета», известного в мировом фольклоре: однажды святой сумел крестным знамением запереть беса, вошедшего в рукомойник для того, чтобы искусить его; в знак своей победы он повелел бесу перенести его за одну ночь в Иерусалим, к Гробу Господню, а затем вернуть обратно в келью. В той же легенде отразился еще один широко распространенный сюжет: о ложном обвинении святого. Посрамленный бес начал наводить искушение на святого: представать в виде блудницы, якобы выходящей из его кельи, и тем самым соблазнять горожан. Последние вместе с «началникы своими» решили изгнать святителя: его вывели на «Великий» мост и, опустив с моста, посадили на плот; однако плот сам собою поплыл против течения к новгородскому Юрьеву монастырю, и, увидев такое чудо, люди убедились, что возвели напраслину на святителя. Стоит отметить, что в новгородской истории известны многочисленные случаи насильственного сведения владык с кафедры, однако в отношении Ильи-Иоанна ни о каких попытках «извержения» из сана источники не сообщают.

4 октября 1439 г. при новгородском архиепископе Евфимии Вяжищском были обретены мощи святителя, о чем сохранился подробный и также легендарный рассказ в Житии святого. Тогда же Иоанн был причтен к лику местночтимых святых. Его общецерковная канонизация состоялась на соборе 1547 г., созванном митрополитом Макарием. В том же году новгородский архиепископ Феодосий устроил над саркофагом св. Иоанна-Ильи «надгробие… велми чюдно», а в 1559 г. архиепископ Пимен переложил мощи в новую гробницу и устроил особый «вход» к саркофагам Иоанна и его брата Гавриила. В 50-е гг. XVII в. по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Никона мощи св. Иоанна были перенесены из «темницы» (крипты) «в верх» и положены в новую раку. Рака была заново украшена в 1812 г., а 4 октября 1856 г. мощи переложены в «новую серебряную высокой работы раку и поставлены на прежнем месте, на возвышенном помосте над аркою». Позднейшие исследования некрополя новгородского Софийского собора заставили В. Л. Янина высказать обоснованное сомнение относительно достоверности мощей Ильи-Иоанна: по его мнению, в 1439 г. были неверно определены саркофаги и саркофаг Иоанна перепутан с саркофагом его брата Гавриила. (Об этом, по мнению исследователя, свидетельствует, во-первых, то, что при обретении мощей был вынесен саркофаг, отстоящий дальше от стены (следовательно, более поздний), хотя, с другой стороны, в Новгородской Третьей летописи было прямо сказано, что архиепископ Гавриил положен был «подле брата, от стены»; а во-вторых, результаты антропологического исследования, проведенного В. В. Гинзбургом: мощи, приписываемые святителю Иоанну, принадлежат человеку в возрасте ок. 40 лет (отмечены также сращение полностью трех нижних шейных позвонкоа, что привело к ограничению в движении, и заболевание в левой бедренной кости); эти данные соответствуют тому, что мы знаем об архиепископе Гавриилу, но никак не тому, что известно об архиепископе Иоанне.)

Помимо памятников канонического права («Вопрошание Ильино» и «Правило Ильи, архиепископа Новгородского, и епископа Белгородского»), архиепископу Илье приписывают анонимное поучение, обращенное к духовенству и имеющее явные и буквальные параллели с ответами новгородского архиепископа Нифонта на «вопрошания» самого Ильи. Как явствует из текста, поучение было произнесено новгородским владыкой вскоре после своего поставления, вероятно, в воскресенье первой недели поста 1166 г., 13 марта.

Сохранились две печати Ильи с изображением Божьей Матери Знамения на лицевой стороне и русской надписью на обороте: в первом случае «Илиа, еп[ископ]…» (печать, очевидно, датируется первыми месяцами пребывания Ильи на кафедре); во втором: «[Илиа], архьеп[иско]пъ новгородьскыи» (имя владельца плохо сохранившейся печати однозначно определяется по нижним концам букв). Известна также служебная мантия святителя Ильи, сохранявшаяся в новгородском Софийском соборе.

Сугубо гипотетически архиепископу Илье приписывают т. н. «Иерусалимский» крест-мощевик с частицами святынь из Святой Земли, хранящийся в ризнице кафедрального собора в г. Хильдесхайме (Саксония); этот крест, датирующийся XII в. и предположительно имеющий новгородское происхождение, содержит русскую надпись: «Г[осподи], помози рабу своему Или[и], стяжавъшему х[рьст]ъ сии въ сии векъ и въ будущии…». Если эта атрибуция верна, то она может свидетельствовать о наличии исторических оснований позднейшей новгородской легенды о путешествии Ильи-Иоанна в Иерусалим. Менее обоснованным выглядит предположение, согласно которому именно новгородский архиепископ упоминается в надписи на внешней стене черниговского Спасского собора, которая по палеографическим данным датируется XII в.

Церковная память святителя Иоанна (Ильи) Новгородского празднуется 7 сентября, а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Русская историческая библиотека. Т. 6. Изд. 2-е. СПб., 1908: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Стб. 57—62 («Ильино», часть «Вопрошаний Кирика»), 75—78 («Правило» Ильи, архиепископа Новгородского, и епископа Белгородского), Прилож. С. 347—375 (поучение духовенству);

Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Тексты и заметки. М., 1912. С. 107—109, 368—369, 375—380.

Полное собрание русских летописей. Т. 1. М., 1997. Стб. 361—362;

Полное собрание русских летописей. Т. 2. М., 1998. Стб. 525 (под 6674 ультрамарт.), 607 (под 6686), 609—610 (под 6686);

Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Изд. подг. А. Н. Насонов. М.; Л., 1950. С. 31—38, 163, 226, 420, 473;

Полное собрание русских летописей. Т. 3: Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000. Приложения. С. 562—564 (записи на Студийском уставе; изд. Л. В. Столяровой);

Полное собрание русских летописей. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 163, 436, 472—473; ПСРЛ. Т. 9. С. 233, 241—244;

Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 31 и след., 215;

Великие Минеи Четьи, изд. Археографической комиссией. Вып. 1. Сентябрь. Дни 1—13. СПб., 1868. С. 321—322 (проложное Житие), 327—345 (обычное Житие);

Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV в. С. 448—467 (отдельные сказания; подг. текстов и перев. Л. А. Дмитриева);

Шляпкин И. А. Русский крест XII в. в г. Гильдесгейме // Вестник истории и археологии, издаваемый Имп. Санкт-Петербургским археологическим институтом. Т. 22. СПб., 1914. С. 36—45.

Гусев П. Л. Новгородская икона св. Иоанна (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах. СПб., 1903;

Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. Т. 1. М., 1970. С. 55;

Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 158—168;

Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв. Л., 1973. С. 95—184, 284—288;

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. М., 2001. С. 634—636.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру