Красная Гиперборея: Курс лекций по истории XX века

Часть 4. На исторических перекрестках. Лекция 12.

Лекция 12. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

СТРАНА ВСТУПАЕТ В XXI ВЕК (2000—2003)

Последний день 1999 года был ознаменован неординарным политическим событием. 31 декабря 1999 г. в 10 часов утра в Кремль прибыл кортеж Б.Н. Ельцина. Через некоторое время Президент пригласил к себе руководителя своей администрации А.С. Волошина, силовых министров, других высших руководителей страны. Большинство из них даже не представляло о чём пойдёт речь… На этой предновогодней встрече в Кремле Б.Н. Ельцин представил собравшимся нового президента страны — В.В. Путина и попросил их поддержать нового лидера государства. В 12 часов Ельцин обратился к народу с сообщением о своей добровольной отставке. Миллионы людей в нашей стране и во всём мире в этот момент готовились к встрече нового 2000 года, но весть пришедшая из Москвы, взбудоражила весь мир, стала центральной темой всех выпусков новостей. Ельцин завершил своё президентство в обычном для себя стиле — в решающий момент перехватил инициативу, перехватил — и передал своему преемнику. Этот ход стал настоящим шоком для оппозиции. У неё не оставалось времени перестроиться после поражения на выборах в IV Думу, консолидировать свои ряды, выдвинуть новых лидеров, не было времени даже для полноценной предвыборной компании. На прошедших в марте выборах, по подсчётам Центральной избирательной комиссии, уже первый тур голосования дал В.В. Путину более половины голосов. Церемония инаугурации нового президента состоялась 7 мая 2000 г. в Кремле. В своём выступлении перед собравшимися представителями исполнительной и законодательной власти новый президент пообещал, что главной своей обязанностью он будет считать выполнение наказа прежнего главы государства Б.Н. Ельцина «берегите Россию». Этого же, исполнения своего долга, он будет требовать и от всех своих соратников по работе. В.В. Путин так же подчеркнул, что рассчитывает найти поддержку своим патриотическим начинаниям у граждан России.

Одним из первых шагов В.В. Путина как президента стало формирование состоящего из реформаторов кабинета министров, на который он мог бы опереться в осуществлении задуманного курса. Главой правительства становится М.М. Касьянов, известный как человек, прежде отвечавший за погашение внешней задолженности России. В правительство входят так же известный либеральный экономист, один из идеологов гайдаровских реформ Г.О. Греф, Н.Е. Аксёненко, И.И. Клебанов, В.Б. Христенко, лидер “Единства” С.К. Шойгу. Советником президента по экономическим вопросам становится ещё один из авторов либеральных реформ начала 1990-х гг. А.Н. Илларионов. Пост главы президентской администрации сохранил за собой А.С. Волошин. Таким образов в новый XXI век Россия вступили с новым Президентом, новым правительством, новой Государственной Думой, новыми планами на будущее, хотя в общем проводившийся прежде курс радикальных рыночных реформ остался без изменений, что свидетельствовало о стремлении нового Президента к преемственности и стабилизации ситуации в высших эшелонах власти.

В качестве главы государства В.В. Путин инициировал целый ряд различных шагов в политической сфере. Так, в целях консолидации власти и общества 25 декабря 2000 г. Президентом В.В. Путиным были подписаны три закона: “О государственном флаге Российской Федерации”, “О государственном гербе российской федерации” и “О государственном гимне Российской Федерации”. В 2001 г. началась судебная реформа. Весной этого года в Государственную думу было внесено 11 законопроектов, направленных на изменение существовавшей прежде в Российской Федерации судебной системы. Магистральной целью проводимой реформы было объявлено укрепление независимости и авторитета судебной власти как одного из важнейших компонентов демократического государства.

С 2001 г. началось осуществление военной реформы. В основном реформа рассчитана на сокращение вооружённых сил страны до уровня, на котором государство сможет удовлетворять в полном объёме минимальные материальные потребности армии. Предположительно на первом этапе реформы Вооружённые силы России должны будет сократиться на 20%. Стратегической целью реформы является переход от всеобщей воинской повинности к созданию профессиональной армии на контрактной основе. В основу реформы положен новый подход к военной доктрине государства, согласно которой главной военной угрозой является возникновение не глобальной большой войны, а малых региональных войн, в которых малая мобильная армия будет достаточной. Проведение реформ не позволило, к сожалению, избежать одной из самой крупных в современной отечественной истории катастроф. В период краткосрочного отпуска президента в Сочи, с места манёвров Российского флота в Баренцевом море 12—13 августа 2000 г. стали поступать тревожные вести о крупной аварии на подводном ядерном ракетоносце “Курск”. Несколько дней работы спасателей разных стран не позволили спасти экипаж подлодки, насчитывавший 118. Тела погибших позже были подняты на поверхность и захоронены. Согласно официальному отчёту, опубликованному в 2002 г. генпрокурором В. Устиновым, гибель “Курска” была вызвана взрывом одной из учебных торпед на его борту. Однако у нас в стране и за рубежом озвучивались и другие версии, по которым взрыв на “Курске” произошёл из-за столкновения с миной времён второй мировой войны или американской подводной лодкой. Сразу же после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждало, что подлодка была намеренно торпедирована американцами. Позже эта версия была подхвачена западными СМИ.

С самого начала президентского срока В.В. Путина ему пришлось столкнуться с несколькими серьёзными внутриполитическими проблемами, важнейшими из которых стали борьба за укрепление единства страны и проблема свободы слова. Свободу слова часто называют важнейшим демократическим завоеванием последних лет, но в реальности на свободу слова оказывается сильное давление со стороны центральных и местных руководителей и финансовых олигархических групп. Отдельные деятели использовали финансовое влияние на СМИ с целью атаки на существующую власть. Особенно “неудобным” оказался крупнейший, наиболее популярный коммерческий канал НТВ. В своё время канал НТВ создавался с привлечением больших государственных средств, но постепенно руководство канала во главе с крупным медиа-магнатом В.А. Гусинскинским перешло в мягкую оппозицию государственническим мероприятиям нового президента. Конфликт вокруг НТВ временно расколол российскую либеральную интеллигенцию на тех, кто поддерживал реформаторов из правительства, и тех, кто занял сторону журналистов НТВ.

Важным направлением политики, на которое новому президенту пришлось обратить особое внимание, являлось урегулирование федеративных отношений. В прошлые годы в национальном вопросе было накоплено множество проблем. “Парад суверенитетов”, подорвавший единство СССР, перекинулся и на Россию. Нуждаясь в поддержке национальных лидеров, на президентских выборах 1991 г. Б.Н. Ельцин призвал регионы брать столько суверенитета, сколько они “смогут проглотить”. Сепаратистские тенденции грозили разрушению уже самой Российской Федерации. Особенно остро межнациональные конфликты и сепаратистские настроения дали о себе знать на Северном Кавказе, в Татарии и Башкирии. Радикальные лидеры национальных движений Чечни, Татарстана, Башкортостана, Якутии, Тувы и других национальных республик открыто требовали выхода из состава страны. Даже принятие новой Конституции не смогло переломить ситуацию. Для сохранения своих позиций центру пришло пойти на заключение договоров с регионами о разграничении полномочий. Вслед за Татарией, такие договоры начали подписывать не только национальные республики, но и русские области и края. Российская Федерация стремительно превращалась из конституционной в договорную.

Наиболее трагически разворачивались события в Чечне, где была провозглашена независимая республика Ичкерия. Для того, чтобы создать хотя бы видимость замирения мятежной территории понадобилось две военные компании. Первая, имевшая место ещё в период правления Б.Н. Ельцина, продолжалась с 1994 по 1996 г, вторая, началась в 1999 году. Она продолжается и по сей день. В ходе неё в Чечне были уничтожены базы и крупные соединения сепаратистов, боевые действия приняли затяжной характер борьбы с террористическими формированиями. В то же время в период правления В.В. Путина российское руководство наметило целых комплекс мер как военного, так и экономического характера для решения чеченской проблемы.

Одновременно с шагами по некоторой нормализации дел в Чечне, были предприняты конкретные шаги по выработке новых принципов федеративных отношений в целом. В русле их модернизации новым руководством страны проводится политика создания и укрепления семи федеральных округов указом Президента от 13 мая 200 г., реформируется Совет Федерации, местное законодательство приводится в соответствие с общегосударственным. Предпринятые меры встретили понимание среди самых различных слоёв населения и, по заявлению политиков самой различной ориентации, могут служить платформой для консолидации в самой ближайшей перспективе всего российского общества. Критика политики центра в области федеративных отношений и взаимоотношений с регионами звучало только со стороны непримиримых оппозиционеров, критиковавших президента за продолжение войны в Чечне и требовавших немедленного мира, а так же настаивавших на усилении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.

С целью укрепления президентской власти и преодоления сепаратистских настроений среди региональной элиты в 2001—2002 гг. была проведена реформа Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В прежние годы Совет Федерации комплектовался за счёт двух представителей от всех 89 регионов страны в качестве которых выступали главы исполнительной и законодательной власти. Тем самым региональные лидеры получали возможность влиять на политику центра, превращались в силу федерального уровня. Сложившееся положение создавало трудности для Кремля, который нередко сталкивался с открытой фрондой со стороны региональных лидеров. С января 2002 г. в Совет Федерации должны были входить уже не сами руководители местной исполнительной и законодательной власти, а их представители, назначаемые губернаторами (президентами автономных республик) либо выбираемые местными законодательными совещаниями. Губернаторы же вошли в новый совещательный орган при Президенте Российской Федерации — Государственный совет.

Важные решения в политической сфере, продолжавшие прежний внутриполитический курс президента В.В. Путина, были осуществлены в 2002 г. Прежде всего это разработка и принятие закона об экстремизме, а так же внесение поправок в закон о референдуме. Оба эти решения проходили при ожесточённом сопротивлении оппозиции. Закон об экстремизме предусматривает наказание за террористическую деятельность не только участников, но и те организации, которые будут уличены властью в экстремизме и поддержке экстремистов. Изменения в законе о референдуме так же нацелены на стабилизацию существующей в стране политической ситуации. Они явились своеобразным ответом на попытку КПРФ и НПСР инициировать летом—осенью 2002 г. проведение референдума, на котором граждане должны были высказаться по вопросу о собственности на землю, на недра, а так же о целях и методах начавшейся в 2002 г. реформы ЖКХ. По новому закону, получившему поддержку подавляющего большинства депутатов Государственной Думы (за него голосовали: “Отечество — Вся Россия”, “Единство”, ЛДПР, “Яблоко”, СПС, “Народный депутат”, “Регионы России”) запрещается проведение референдумов за год до президентских и думских выборов.

Летом 2002 г. Президент Путин совершил масштабную поезду по восточным регионам России, в ходе которой он побывал, в частности, на Дальнем Востоке, в Кузбассе и Татарстане. В каждом из этих регионов состоялся серьёзный разговор с местными руководителями. Так, на Дальнем Востоке речь зашла о экономическом освоении этого богатейшего края, в котором давно идёт уменьшения российского присутствие, резко ухудшается демографическое положение из-за массового переселения сюда мигрантов из Китая, Вьетнама, Корейских государств. Президентом не было предложено каких-либо программ по коренному улучшению ситуации в крае, но серьёзная озабоченность положением дел на русском Дальнем Востоке была сформулирована центральной властью впервые за многие годы. В Кузбассе Президент затронул проблемы энергетического комплекса страны. Отвечая на вопрос местного лидера А. Тулеева, Президент чётко обозначил перспективы в этой области. Он подчеркнул незыблемость курса рыночных реформ и невозможности возвращения к плановой экономике. По его словам важной целью реформ экономики в будущем должна стать не государственная поддержка отрасли, а вывод цен на энергоносители на уровень мировых. В Татарстане В.В. Путин коснулся положения дел в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации, отметив, что она должна стать одним домом для всех населяющих её народов.

Одним из ключевых направлений деятельности Путина становится борьба с терроризмом внутри страны и на международной арене. Начало XXI века стало временем массовых террористических атак против населения крупных городов. Не избежала их и столица нашего государства — Москва. Так, в 18 часов 8 августа 2000 г. прогремел взрыв в переходе на Пушкинской площади, который унёс жизни 13 человек, 118 человек получили ранения разной степени тяжести. Не успели зажить раны от этой и других подобных трагедий, как беда вновь постучалась в дом. 23 октября 2002 в Москве террористами был захвачен театральный центр на Дубровке, где в т от момент демонстрировался один из первых отечественных мюзиклов “Норд-Ост”, поставленный по патриотической книге известного советского писателя В. Каверина “Два капитана”. Несколько дней весь город, вся страна и весь мир наблюдали за драмой 916 москвичей и гостей столицы, оказавшихся заложниками. Переговоры и усилия спецслужб долгое время не приносили положительных результатов. Рано утором 26 октября был произведён штурм здания. Общее число погибших в те дни по официальным данным насчитывало129 человек, а по неофициальным – 174 человека. Вся участвовавшие в проведении теракта боевики были уничтожены.

Важным событием социально-политической жизни становится проходившая в октябре 2002 г. Всероссийская перепись населения. Её результаты отказались противоречивыми. С одной стороны они говорили о некоторой стабилизации в демографической и социальной сферах. В то же время многие негативные процессы, возникшие здесь ещё в конце прошлого века в годы правления предшественника Президента Путина, преодолеть до конца так и не удалось.

Определённые сдвиги после президентских выборов 2000 г. наметились и в экономике. Правительству удавалось проводить через Думу, где имелось пропрезидентское большинство, в целом бездефицитные бюджеты на 2001, 2002 и 2003 гг. Оживился отечественный товаропроизводитель. Регулярней стали выплачиваться пенсии и зарплаты, о чём неоднократно заявлялось в отчётах членов кабинета. Во многом этому способствовали небывало высокие цены на нефть. В то же время новому руководству страны не удалось остановить рост внутренних потребительских цен, периоды оживления сменялись новыми трудностями в экономическом развитии. Итоги десятилетия реформ и перспективы развития России в новом веке были изложены В.В. Путиным в президентском послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2001 год. Президент сообщил о высоких темпах роста российской экономики, налоговых поступлений, деловой активности, а так же о сохраняющихся многочисленных проблемах. Экономическую ситуацию, переживаемую Россией в 2000—2001 гг. В.В. Путин назвал полосой относительной стабильности. Он подчеркнул, что в дальнейшем, на фоне неустойчивого развития мировой экономики, не стоит рассчитывать на сохранение благоприятных внешнеэкономических тенденций, и что теперь только от руководства России зависит, удастся ли удержать ситуацию и обеспечить благоприятные условия развития.

В послании Федеральному Собранию на 2001 г. В.В. Путин так же наметил основные ориентиры своей политики на будущее. Он подчеркнул, что не допустит пересмотра итогов приватизации и продолжит курс на либеральные преобразования в экономике. Им было обозначено несколько направлений в деле преобразования российской государственности, упрочения исполнительной вертикали власти. В социальной сфере президент отметил необходимость проведения реформы образования, медицинского обслуживания, трудового законодательства, пенсионной системы и других решительных либеральных мероприятий. В экономической сфере Путин предложил провести бюджетную и налоговую реформы, а так же реформу земельных отношений, которая бы узаконила куплю-продажу земли. Намечались и другие преобразования, призванные закрепить результаты проводимых в стране радикальных рыночных реформ.

Конец 2001 — начало 2004 гг. становится временем, когда названные приоритеты экономических реформ начинают проводиться в жизнь. Важнейшее значение в осуществлении названных президентом задач имело принятие правой частью Государственной Думы при яростном сопротивлении коммунистов и их союзников по народно-патриотическому блоку пакета документов по земельной реформе. Первоначально в конце 2001 г. был принят новый Земельный кодекс. При его принятии официальными средствами массовой информации специально отмечалось, что новый кодекс хотя и узаконивает куплю-продажу земли, но фактически регулирует оборот только 3% земли. Оборот сельхозугодий и земель другого назначения им не предусматривались и не регулировались. Продолжением реформы становится принятие в середине 2002 г. закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Разворачиваются реформы и по другим направлениям. Так, в декабре 2001 г. был принят новый Трудовой кодекс, который учитывал формирование в стране частного капитала и предусматривал защиту прав и интересов предпринимателей в области трудовых отношений. С наибольшими трудностями пришлось столкнуться правительству и местным властям при проведении жилищно-коммунальной реформы. В ряде регионов весной—осенью 2002 г. прошли массовые протесты (частью стихийные, частью возглавленные антипрезидентской оппозицией) против планов её продолжения. Особенно массовые выступления охватили ряд южных городов: Ульяновск, Воронеж и др. В октябре 2002 г. состоялось важное голосование в Государственной Думе по вопросам энергетической реформы. В результате правым большинством голосов был одобрен разработанный командой А.Б. Чубайса проект реформы РАО ЕЭС. Проект предусматривает расчленение единой энергетической системы и передачу части важных энергетических объектов в частные руки. В 2002 г. продолжилась пенсионная реформа, целью которой является переход к накопительной системе пенсионного обеспечение. В октябре 2002 г. состоялась встреча Президента В.В. Путина и руководства пенсионного фонда, на которой была признана правильной выбранная стратегия реформы, отмечены её первые результаты.

Позитивные результаты первого срока президентства Путина, разительно контрастирующие с периодом 90-х годов прошлого века, которые на официальном уровне и в прессе всё чаще начинают называть “лихими девяностыми”, позволили стабилизировать ситуацию в стране, консолидировали политический класс. Всё это предопределяло победу сторонников президента на грядущих парламентских выборах. Проходившие 7 декабря 2003 г. выборы в Государственную Думу четвёртого созыва подтвердили ожидания общества и прогнозы экспертов. На ней убедительную победу одержала пропрезидентская партия “Единая Россия”, получившая 37% голосов. Шедшая за ней КПРФ набрала 12%, ЛДПР — 11%, блок “Родина” — 9 %. Председателем новой государственной сумы стал единоросс Б. Грызлов.

Внешняя политика страны на рубеже XX и XXI вв. так же вступает в новый, более динамичный этап своего развития. Так, важным направлением политики Кремля в 2000—2003 гг. оставались взаимоотношения со странами СНГ. 7 октября 2002 г. в Кишинёве состоялась очередная встреча глав стран СНГ, которая совпала с 50-летним юбилеем Президента Российской Федерации В.В. Путина. Основное внимание прессы в ходе неё было приковано к встречи лидеров Российской Федерации и Грузии, что было вызвано нарастанием напряжения между двумя республиками. Причиной конфликта вновь стал вопрос о чеченских террористах, укрывающихся на грузинской территории. В годовщину взрыва в Америке двух небоскрёбов, 11 сентября 2002 г. В.В. Путин заявил, что террористы, скрывающие в Панкисском ущелье в Грузии представляют угрозу России, мешают достижению мира в Чеченской республике. Президент дал указание министру обороны, директорам ФСБ и ФПС разработать меры по дополнительному укреплению границы с Грузией, а Генштабу поручил доложить о возможности и целесообразности нанесения ударов по базам боевиков в ходе операции преследования, т.е. фактически речь шла о готовности российской стороны нанести удар по грузинской территории с целью уничтожения чеченских террористов. Грузией это заявление было воспринято как угроза со стороны России начать войну против своего южного соседа. На саммите глав государств СНГ в результате двусторонних переговоров В.В. Путина и Э. Шеварднадзе возникшая напряжённость была урегулирована. Другим результатом встречи руководителей стран СНГ в октябре 2002 г. была достигнутая договорённость о необходимости дальнейшей интеграции в рамках Содружества и совершенствовании контрольного механизма за принимаемыми решениями.

Изменяется характер взаимоотношений со странами Запада. Важным проявлением этого становится возобновление усилий в вопросах ядерного разоружения. В результате длительных дебатов Президенту В.В. Путину удалось добиться от Думы ратификации договора СНВ-2. После некоторого перерыва, вызванного реакцией Москвы на агрессивные действия Запада против Югославии, возобновляется сотрудничество с НАТО, прерванное агрессией США и их союзников на Балканах. При этом Президент Путин в своих выступлениях неоднократно обозначает желание российского руководства инициировать вступление России в альянс. Позитивно западными партнёрами была встречена и готовность нового руководства страны рассчитаться с внешними долгами России. Основы внешнеполитического курса были изложены Путиным в его послании Федеральному Собранию в 2001 г. и 2002 г., в котором он подчеркнул неизменность стратегического курса на интеграцию России в мировое экономическое пространство.

Резко возрастает доверительность отношений с Западом после взрыва в США двух небоскрёбов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. В.В. Путин первым из лидеров стран мира выразил соболезнование президенту Бушу и американскому народу, высказал готовность России вместе с другими “цивилизованными странами” (так на политическом лексиконе называются страны Запада, страны “Золотого миллиарда” вообще) бороться с терроризмом. Слова президента не разошлись с делом, и Россия стала одним из ключевых членов американской военной коалиции, начавшей войну в Афганистане. Российское руководство оказало США широкомасштабную требуемую помощь, выразило полное согласие на размещение американских войск и создание американских военных баз на территории бывших южных республик СССР, что произошло впервые в истории взаимоотношений двух стран. Кроме того, разворачивается вывод российских войск из Абхазии и Приднестровья — двух важных стратегических точек постсоветского пространства, население которых всегда занимало пророссийскую позицию. Фактически одновременно с этим принимается решение о ликвидации двух последних зарубежных баз— на Кубе и во Вьетнаме. В США эти меры Кремля были встречены с пониманием, американцами в очередной было заявлено о том, что эпоха «холодной войны» осталось в прошлом и что российское руководство занимает правильную позицию.

В целях дальнейшего сближения с США, российский президент во время своего визита в 12—15 ноября 2001 г. в Соединённые Штаты заявил о готовности пойти на существенные односторонние сокращения российского ядерного потенциала. Кроме того, российское руководство продемонстрировало готовность смягчить своё отношение к проблеме сохранения договора по ПРО от 1972 г., о недопустимости пересмотра которого заявлялось все предшествующие месяцы. Позиция президента Путина вновь встретила полную поддержку американской стороны, и президент США Дж. Буш дал Путину самую высокую оценку как лидеру нового типа. Консультации с американской стороной были продолжены и в дальнейшем. Важной вехой в развитии российско-американских отношений становится визит в мае 2002 г. президента США Дж. Буша в Российскую Федерацию. По признанию В.В. Путина, результаты саммита превзошли все ожидания российской стороны. На встрече было достигнуто взаимопонимание по стратегическим вооружениям, по вопросам борьбы с международным терроризмом, закреплены основные параметры двусторонних отношений. Некоторые разногласия между США и РФ проявились в 2003 году, когда российское руководство официально заявило, что военные действия, развязанные Америкой против Ирака, не имеют правовых оснований. Подавляющее большинство жителей стран поддержало президента в этом вопросе.

УКРЕПЛЕНИЕ ВЛАСТИ И РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЕЁ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (2004-2008)

К 2004 году произошла долгожданная консолидация политическое класса. Оппозиционные деятели в своём большинстве предпочитали действовать в рамках того юридического пространства, которое сложилось к этому времени в Российской Федерации. Существенно ниже стали и протестные наст роения в обществе. Хотя полностью они не исчезли, связь между недовольными слоями населения и встроившимися в систему оппозиционными лидерами ослабла. Этот фактор, а так же рост поддержки тех успехов, которые удалось достичь в первый срок своего президентства В.В. Путину заметно увеличивал его шансы победить на очередных президентских выборах 2004 года. Важным элементом, укреплявшим позиции действовавшего президента, было пропрезидентское большинство, сформировавшееся на прошедших в декабре прошлого 2003 года думских выборах.

В феврале 2004 года Путин сформулировал свою политическую программу. Её основными направлениями выступили развитие федеративных отношений, усовершенствование многопартийной политической системы, формирование гражданского общества, реформирование судебной системы и правоохранительных органов, укрепление гражданских прав и т.д. За три недели до выборов в отставку было отправлено старое правительство, возглавляемое М. Касьяновым. Этот шаг президент объяснял необходимостью продемонстрировать обществу свою новую команду, с которой он будет работать над осуществлением намеченных перспектив.

Победа В. Путина на вторых для него президентских выборах оказалась ещё более убедительной, чем первая. Прошедшее 14 марта 2004 года голосование дало ему поддержку 71% принявших в выборах избирателей. Вторым к финишу пришёл представлявший коммунистическую оппозицию, депутат-аграрник Н. Харитонов, так же как и Путин в прошлом служивший в органах разведки.

Результаты выборов позволили В. Путину приступить к осуществлению намеченной им перед выборами программы. На жизнь стары в годы второго президентского срока В. Путинам оказывали воздействие важные перемены, происходившие в стране и мире, как позитивного, так и негативного плана. К позитивным факторам могут быть отнесены стабилизация ситуации в стране, рост авторитета органов власти, укрепление международных позиций Российской Федерации, благоприятная внешнеэкономические конъюнктура. В частности цены на нефть в эти годы значительно выросли по сравнению с 1990-ми годами. Это позволило не только укрепить рубль, решить некоторые социальные проблемы, но и приступить к созданию значительных золото-валютных резервов. Среди негативных факторов в те годы часто называли такие, как огромный, не типичный для развитых стран, разрыв доходов различных слоёв население, сохранение большого количества людей, живущих за чертой бедности, сохранявшиеся террористические и сепаратистские настроения в некоторых регионах страны, коррупция и некоторые другие.

Среди первых шагов переизбранного главы государства становится масштабная реорганизация в марте—апреле 2004 года реорганизация президентской Администрации. На важный пост главы Администрации ещё до выборов был назначен Д.А. Медведев, которого в 2005 г. на этом посту сменит С. Собянин. В то же самое время была проведена реформа Правительства. В 2004—2007 гг. его возглавлял М.Е. Фрадков, который позже уступит свой пост В.А. Зубкову. Эти и другие преобразования административного аппарата преследовали цель упорядочить и ввести единые правила управления и контроля в системе исполнительной власти. Была продолжена работа по созданию правовой базы работы государственных организаций и учреждений. Однако в ходе реформ выявились многие трудности, тормозившие их проведение. Видимо поэтому председатель Государственной Думы в октябре 2006 года отметил, что административная реформа в части дебюрократизации и упрощения системы управления не смогла достичь всех намеченных рубежей. Шло так же совершенствование органов представительной власти и молодой российской многопартийности, что отразилось в нескольких инициативах по реформированию выборного законодательства и законодательства о политических партиях.

Как осмысление новых политических реалий в феврале 2006 года одним из представителей президентского окружения В. Сурковым было сформулировано понятие “суверенная демократия”. Оно было призвано подчеркнуть суверенный характер российского государства и самобытность формирования в нашей стране демократических институтов в постсоветское время. Однако, несмотря на определённую поддержку, новое понятие не сделалось общепринятым. К примеру, Д. Медведев в интервью, опубликованном в журнале «Эксперт» в июле 2006 г. заявил: “Мне кажется, суверенная демократия — далеко не идеальный термин… Гораздо более правильно говорить о подлинной демократии при наличии всеобъемлющего государственного суверенитета. Если же к слову «демократия» приставлять какие-то определения, это создаёт странный привкус. Это наводит на мысль, что всё-таки речь идёт о какой-то иной, нетрадиционной демократии”.

Разворачивается реформа силовых ведомств. Приоритетное значение отводилось Вооружённым силам. С 2000 г. на их развитие ассигнования из бюджета росли ежегодно. В центре реформы — переоснащение армии современными видами оружия, структурные преобразования, перевод армии на профессиональный принцип комплектации. В то же время в эти годы продолжалось сокращение численности российской армии, специализированных военный учебных заведений что несёт потенциальные угрозы для будущего безопасности страны в условиях.

В 2004—2008 российская экономика сохраняла свою стабильность. По некоторым оценкам ежегодный прирост ВВП составлял 7%. Это позволило Российской Федерации приблизиться к ведущим экономическим державам по уровню производства, хотя разрыв всё ещё велик. Увеличился товарооборот с зарубежными странами, в том числе за счёт роста цен на природные энергоносители. Историческим событием было провозглашено досрочное возвращение долга Парижскому клубу кредиторов в августе 2006 года. Стране удалось собрать значительные золото-валютные резервы. С 2006 по 2008 г. их объём возрос с 260 млрд. долл. До 484 млрд. долл. По размеру золото-валютного резерва Российская Федерация заняла третье место, уступая только Китаю и США. Помимо этого, изъятые из экономического оборота средства аккумулировались в стабилизационном фонде, который увеличился в 7 раз в начале 2008 года и составил 156 млрд. долл. В 2005 году был учреждён Инвестиционный фонд, средства которого предполагалось задействовать для инвестиций в российскую экономику. Объём фонда был определён в 70 млрд. руб. Важным элементом стратегии путинского правительства в эти годы становятся т.н. государственные корпорации. Усиление роли государства в ряде ключевых отраслей, по замыслу инициаторов их создание, должно было привести к улучшению инвестиционного климата, структурной перестройки ряда отраслей, увеличению производства. Ещё одним рычагом государственного влияния на экономику становятся т.н. Федеральные целевые программы. Финансирование ФЦП постоянно росло.

Развитие Российской Федерации в 2004—2008 гг. сталкивалось с некоторыми негативными тенденциями, трудностями и критическими ситуациями. Так, наметившуюся стабильность в обществе оказалась под угрозой после вступления 1 января 2005 году в действие 122-го федерального закона, больше известного как закон о монетизации льгот. Формально провозглашалась замена натуральных льгот денежными выплатами. Однако в большинстве случаев денежные компенсации были столь незначительны, что многие, кого этого коснулось, заговорили об отмене льгот. Уже в январе сократилась поддержка президента. В Думе зазвучали голоса, требовавшие отставки правительства. Но особенно взрывоопасная ситуация складывалась вне думских коридоров. Первоначально в подмосковном городе Химки, затем в других городах страны пенсионеры начали проводить массовые акции протеста, вплоть до перекрытия автомобильных дорог. Реакция общества заставила власти пересмотреть темпы и методы реформ, временно сохранить наиболее чувствительные для населения льготы, такие как бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатное снабжение лекарствами, снижение тарифов ЖКХ.

Тяжёлые последствия для всей страны имела трагедия, разыгравшаяся в небольшом североосетинском городе Беслан. В день знаний 1 сентября 2004 года боевики захватили заложников в школе № 1 этого города. В руках террористов в течении трёх дней находилось 1 128 человек — преимущественно детей, учившихся в этой школе, а так же их родственники, друзья, сотрудники школы. Люди содержались в невыносимых условиях, многие были убиты за любые попытки неповиновения. Переговоры с бандитами результатов не принесли. Последствием теракта стала гибель 350 человек (примерно 1% всех жителей города). Почти половина погибших были ещё несовершеннолетними. Выполняя свой долг погибло так же несколько военнослужащих, участвовавших в штурме школы. Ещё более 500 человек были ранены. Уже 4 сентября 2004 года прозвучало обращение к народу президента Путина: “Мы обязаны создать гораздо более эффективную систему безопасности, — заявил он, — потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся угроз. Но самое главное — это мобилизация населения перед общей опасностью”. Вскоре были предприняты меры, направленные на укрепление вертикали исполнительной власти, реформирование федеративных отношений, создание эффективной системы безопасности. Среди прочего были предприняты шаги по усилению роли в политической системе страны политических партий, а так же отмена выборов губернаторов населением регионов.

В центре внимая российского руководства в 2004—2008 гг. оставались не только вопросы внутренней, но внешней политики. Одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации оставались интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Основными рычагами консолидации в эти годы оставались экономическое сотрудничество с соседями, а так же договорный процесс в рамках СНГ и других межгосударственных объединений на постсоветском пространстве. Возникают так же потребности в развитии военного сотрудничества между бывшими советскими республиками. Тесные контакты в этом плане отлаживались с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Арменией, входившими в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). С лета 2005 г. к группе этих стран присоединился Узбекистан. Отношения Российской Федерации с её соседями и союзниками на постсоветском пространстве складывались не всегда гладко. В частности 2005, 2006 гг. стали временем обострения противоречий в нефтегазовой сфере во взаимоотношениях с Белоруссией, Грузией и Украиной, причиной этого стал переход на рыночные механизмы формирования цен на углеводородные ресурсы, в первую очередь газ.

Крупным политическим событием заключительного периода второго президентского срока президента Путина стали парламентские выборы 2 декабря 2007 года. Важность им придавала волновавшая общество проблема преемственности власти и проводимого В.В. Путиным курса. Желавшие стабильности политики и общественные деятели выступали с различными предложениями в том числе по пересмотру Конституции. Предлагалось, например, продлить президентский срок до 5 или более лет. Звучали предложения отменить статью конституции, ограничивающую непрерывное пребывание на посту президента двумя сроками. Сам В.В. Путин выбрал для себя путь сохранения незыблемости Конституции. Своё будущее он видел в качестве главы крупнейшей политической партии и руководителя правительства. В этом ключе предвыборная компания 2007 года имела особый смысл. Партия, на которую В.В. Путин решил опереться, стала, как и ожидалась «Единая Россия». Он принял решение возглавить её предвыборный партийный список. В свою очередь «Единая Россия» шла на выборы, провозгласив в качестве свой платформы т.н. «план Путина». Непосредственно перед думскими выборами была выпущена специальная объёмная книга, которая так и называлась «План президента Путина. Руководство для будущих президентов России». В ней были собраны различные программные выступления и заявления Владимира Владимировича. Победа «Единой России» была весомой — возглавляемый действовавшим президентом её список получил 64% избирателей. Другие участники выборной гонки отстали с большим отрывом: КПРФ получила 11% голосов, ЛДПР — 8%, «Справедливая Россия» — 7%. По мнению аналитиков, прошедшие выборы закрепили новую партийную систему, которую кремлёвское руководство во главе с В.В. Путиным создавало все семь предшествующих лет.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2008-2010)

Важным этапом в плане укрепления стабильности нового постсоветского режима и преемственности власти становятся президентские выборы 2008 года. в качестве кандидатов на должность президента были выдвинуты кандидатуры лидера думских коммунистов Г. Зюганова и лидер ЛДПР В. Жириновский, а так же А. Богданов, рассчитывавший собрать часть правого электората. Кроме того, качестве кандидата выставлял свою кандидатуру представитель либеральных прозападных кругов бывший премьер М. Касьянова, однако в последствии Центральная избирательная комиссия не допустила его к выборам, сославшись на многочисленные нарушения в ходе сбора подписей в его поддержку. В этих условиях власть так же решила выставить единого кандидата. Консолидированным кандидатом власти становится Дмитрий Анатольевич Медведев. Его кандидатура была напрямую поддержана В.В. Путиным. Весомо прозвучало решение Путина согласиться возглавить Правительство после своего ухода с президентского поста. Это ещё более укрепило позиции в предвыборной гонке Д.А. Медведева, который в глазах многих граждан страны превращался в преемника Путина. Президентские выборы прошли 2 марта 2008 года. По данным ЦИК за Медведева было подано 70% голосов, а 7 мая он вступил в должность Президента Российской Федерации. Ещё днём позже Государственная Дума утвердила В.В. Путина на посту Председателя Правительства Российской Федерации утвердила внесённую новым президентом Медведевым кандидатуру В.В. Путина. Проблема преемственности власти и стабильности правящего слоя была решена.

Возглавив государство, Д.А. Медведев обозначил чётко обозначить свои приоритеты во внутренней и внешней политике. 12 июня 2008 им была принята новая Концепция внешней политики России Во многом в ней был закреплён курс прежнего руководства страны. Но постепенно начали вырисовывать и некоторые элементы новаторства. В одной из бесед с главой ФРГ А. Меркель В.В. Путин сказал, что Медведев, так же, как и он сам — “русский националист в хорошем смысле слова”. В действительности это высказывание нуждается в уточнении. В большей мере новый президент являлся либералом. Сам Д. Медведев не стал открыто оспаривать слова своего предшественника, но поспешил пояснить, что речь в данном случае идёт об отношении Российской Федерации с другими государствами: “На внешнеполитическом и внешнеэкономическом треке, — отметил он, отвечая25 марта 2008 годана вопросы британской газеты “Файнэншл таймс”, — нельзя быть ни либералом, ни консерватором, ни демократом, а нужно исходить из безусловного приоритета интересов своей страны”.

Очень скоро новому президенту представилась возможность делом доказать приверженность такому подходу к вопросам внешней политики. Это было связано с чрезвычайно опасной ситуацией, сложившейся на южных рубежах Российской Федерации — на Кавказе. 8 августа 2008 года тбилисский режим М. Саакашвили начал неспровоцированную военную агрессию против одной из самопровозглашённых кавказских республик — Южной Осетии, которая прежде, во времена Советского Союза, являлась автономией в составе Грузинской ССР. Позже, когда в 1991—1992 годах в Тбилиси к власти пришли радикальные националисты, они провозгласили лозунг «Грузия — для грузин”. В Южной Осетии и других грузинских автономиях Абхазии и Аджарии начались этнические чистки негрузинского населения. Это спровоцировало автономии на отделение и провозглашение независимости. Десятилетиями шедшие переговоры о статусе Южной Осетии и Абхазии не давали тех результатов, которые ожидал официальный Тбилиси. После государственного переворота 2004 года, названного “революцией роз”, Саакашвили, при прямой поддержки некоторых реакционных кругов США, Израиля, Польши, Украины, Чехии и Прибалтийских государств, начинает подготовку силового решения вопроса. Произошло полное перевооружение грузинской армии, ставшей, по мнению многих военных экспертов, одной из лучших на постсоветском пространстве.

За несколько часов до начала агрессии, М. Саакашвили громогласно заявил, что готов к новому раунду переговоров с мятежными провинциями и предоставлению им самой широкой автономии в составе Грузии. Как показали дальнейшие события, это был лишь дипломатический жест, направленный на обман мировой общественности, т.к. план нападения на Южную Осетию уже был составлен и утверждён, он получил циничное название “Чистое поле”, т.к. предусматривал полное уничтожение и вытеснение осетинского народа с мест его проживания. Вслед за разгромом Южной Осетии Саакашвили планировал повторить аналогичную операцию и против независимой Абхазии. В ночь с 7 на 8 грузинские крупнокалиберные орудия, системы залпового огня «Град» и военная авиация обрушили на столицу Южной Осетии город Цхинвал ураган огня. Через некоторое время началось широкомасштабное наступление грузин, на улицы Цхинвала вошли грузинские танки. Время агрессии было выбрано очень удачно — в этот день в Пекине начались летние Олимпийские игры и внимание всех мировых средств массовой информации были сосредоточены на этом событии. В действиях Западных СМИ прочитывается не только растерянность перед внезапностью совершенной режимом Саакашвили авантюры, но и вполне определённое стремление замолчать причины и характер агрессии. Это делалось для того, что бы позже обвинить в развязывании войны Россию.

Однако ни расчёты военных преступников в Тбилиси, ни расчёты их западных вдохновителей не оправдались. Несмотря на возможные внешнеполитические проблемы, российское руководство приняло решение не оставаться в стороне, а прийти на помощь Южной Осетии, большинство граждан которой давно уже приняли российское гражданство. Д.А. Медведев позже вспоминал, как непросто, из-за колоссальной ответственности, было принимать решение о вводе российских войск в Южную Осетию. Приказ о выдвижении российской бронетехники в сторону связывающего Северную и Южную Осетию Рокскому тоннелю началось утром 8 августа 2008 года, а в районе обеда первые российские танки перешли границу Южной Осетии. В 15 чесов 30 мин. Д.А. Медведев выступил с обращением. В нём, помимо прочего, отмечалось: “Сегодня ночью в Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей… Действия грузинской стороны привели к человеческим жертвам… В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как Президент Российской Федерации я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они не находились… Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников. Виновные понесут заслуженное наказание”.

Военная операция по принуждению агрессора к миру официально начались. Её следствием стал полнейших разгром армии Саакашвили и всей военной инфраструктуры, созданной грузинской военщиной. Уже к 12 августа, т.е. всего за пять дней, все основные задачи, которые ставило политическое руководство РФ перед российской армией, были с честью выполнены. Военная авантюра режима Саакашвили стоила осетинскому народу огромных жертв. Был почти полностью разрушен город Цхинвал, погибло, по приблизительным оценкам, не менее полутора тысяч человек — преимущественно мирных жителей. Помощь братскому народу недёшево обошлась и России. В ходе боевых действий наши потери составили 64 человека убитыми, 323 человека получили ранения. Потери грузинской армии оказались существенно выше, но официальный Тбилиси попытался замолчать их.Пятидневная война, как её стали называть, стала первой в послесоветской истории страны войной с внешним агрессором, посягавшим на жизнь и свободу российских граждан. По мнению многих наблюдателей как в нашей стране, так и за рубежом, большую роль в достижении военной победы и её политическом закреплении сыграл новый президент страны. Важнейшим результатом войны за свободу и независимость Северной Осетии и Абхазии стало их официальное признание Российской Федерацией. В связи с этим 26 августа 2008 года Д. Медведевым было оглашено заявление. В нём отмечалось:

“Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная Дума проголосовали в поддержку этих обращений… Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права…, Хельсинским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии. Россия призывает другие государства последовать её примеру. Это нелёгкий выбор, но единственная возможность сохранить жизни людей”.

Одним из негативных последствий войны с Грузией и дипломатического при знания двух новых кавказских государств стало наметившееся охлаждение взаимоотношений со странами Запада, особенно с американской администрацией, возглавляемой республиканцами Дж. Бушем младшим, К. Райз и др. Однако надежды некоторых новых членов НАТО, прежде входивших в советскую зону влияния, призывавших к полной дипломатической изоляции Российской Федерации, не оправдались — т.н. страны “Старой Европы” (прежде всего Франция, Германия, Италия) решительно не поддержали подобных планов. В свою очередь Д. Медведев осудил попытки диктовать Российской Федерации, какую внешнюю политику ей проводить, а так же претензии Дж. Бужа на мировое господство Соединённых Штатов. Так, выступая 8 октября 2008 года на Конференции по мировой политике в Эвиане, он подверг критике проводимый американским руководством курс после 11 сентября 2001 года и свержения режима талибов в Афганистане, когда, по его справедливому утверждению, “началась череда односторонних действий”. Вскоре взаимоотношения с Западом начали нормализоваться. Одни из проявлений этого становится неоднократно высказываемые Медведевым предложения по созданию новой, более эффективной системы европейской безопасности, а так же постоянное участие российского лидера в заседаниях Большой восьмёрки. Особенно укрепились российско-американские отношение после победы на президентских выборах в США нового президента от демократической партии Барака Обамы. Новая американская администрация объявила о “ перезагрузке” в отношениях между нашими странами. Важнейшим результатом наметившихся перемен стало подписание 8 апреля 2010 в Праге главами обоих государств Договора о сокращении стратегических наступательных вооружении. Удалось так же развязать некоторые давние узлы и на постсоветском пространстве. В частности, переговоры с новым президентом Украины В.Ф. Януковичем позволили подписать т.н. Харьковские соглашения о продлении базирования российского Черноморского флота в Севастополе после 2017 года.

Во внутренней политике, гораздо более, чем во внешней на действиях нового президента сказывалась его приверженность либеральным ценностям. Уже в первом же своём публичном заявлении на новом посту 7 мая 2008 года Медведев заявил о том, что своей основной задачей считает “дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод, создание новых гражданских возможностей”. С самого начала новый президент всячески показывал, что той социальной силой, на которую он намерен опираться является бизнес, прежде всего крупные, а так же средние и мелкие предприниматели. Защиту их прав, прежде всего право собственности и свободной предпринимательской деятельности он считает важнейшей своей задачей даже в тех случаях, когда интересы буржуазии входят в противоречие с интересами государства. Этот подход проявился уже в мае 2008 года, когда Медведев подписал указ “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”. Всеми памятны прозвучавшие публично 31 июля 2008 года требования нового президента “перестать кошмарить бизнес”.

Приоритетный учёт интересов бизнес-сообщества, прежде всего банковской олигархии и крупных компаний, определял экономическую политику властей в период острой фазы стартовавшего в 2008 году мирового кризиса. В основном антикризисные мероприятия в этот период сводились к мощной финансовой поддержки банков за счёт государственных средств. Результатом стало серьёзное сокращение золото-валютных резервов и Стабилизационного фонда Российской Федерации. Не смотря на весь комплекс означенных антикризисных мероприятий, по данным Росстата, опубликованным в январе 2009 года, масштаб падения доходов населения практически удвоился, почти достигнув 12 %, а размер реальных зарплат составлял 4,6%. Годовые темпы падения ВВП и реального производства составляли, по разным оценкам, до 10 %. В то же самое время, по данным хорошо информированного в этих вопросах журнала “Форбс” (Forbes), количество долларовых миллиардеров в нашей стране за годы кризиса почти удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек.

Медведев продолжил политику своих предшественников по укреплению вертикали власти. Одним из важнейших шагов президентства Д. Медведева стала самая масштабная с 1993 года конституционная реформа. В послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года он предложил продлить полномочия президента РФ до шести, а нижней палаты парламента — до пяти лет. Предложения Медведева встретили полярные оценки. Как и следовало предполагать, проправительственные и пропрезидентские партии выразили им полную поддержку. Но и среди сторонников поправок к Конституции была широкая палитра разноречивых суждений. В частности, некоторые предполагали, что Медведев, будучи фигурой временной, просто готовит приход В.В. Путина в Кремль. Однако пресс-секретарь Путина развеял эти слухи, показав, что никто не заинтересован в досрочной отставке нового президента. Увидев в конституционной реформе очередные шаги по завинчиванию гаек и превращения Российской Федерации в полицейское государство, против инициативы Медведева выступили некоторые оппозиционные деятели, но они были в явном меньшинстве. Когда 19 ноября 2008 г. поправки голосовались в Госдуме, против проголосовали только коммунисты (фракция КПРФ), а партия Жириновского (ЛДПР) в голосовании не участвовало. Такую же полемику в обществе вызвали и некоторые другие реформаторские замыслы Медведева, в частности закон “О полиции”. Помимо прочего, важность и новизна этого закона состоит в том, что это первый закон, проект которого был вывешен в интернете для его обсуждения в формате сетевого общения. После публикации закона летом 2010 в сети появились тысячи предложений, поправок и комментариев. Правда большинство не специалистов обращали внимание не на суть закона, а на предложение Медведева переименовать милицию в полицию. Многие молодые блогеры и ветераны МВД видели в этом параллели с недоброй памяти царской полицией и полицаями, служившими оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

Большие усилия прилагались в 2008—2010 годах прилагалась в борьбе с коррупцией. Как показывает обнародованный 23 сентября 2008 года доклад за 2008 год международной неправительственной организации по борьбе с коррупцией (Transparency International), коррупция вошла в организм российской государственности очень глубоко, стала, по сути, одной и з её непременных составных частей. В результате Российская Федерация оказалась на 147 месте по уровню коррупции. Положение с коррупцией дало повод для решительных высказываний президента. Так, 30 сентября 2008 года, выступая на заседании Совета по противодействию коррупции, Медведев отметил: «Коррупция в нашей стране приобрела не просто масштабные формы, масштабный характер, она стала привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь в нашем обществе». Борьба с коррупцией, по мысли президента, должна стать одним из важнейших направлений модернизации российского государства. Тем самым политическая направляющая в деятельности нового руководства пересекается с экономической, а именно с усилиями по разрушению преград на пути развития в стане цивилизованной предпринимательской деятельности. В этом же русле следует рассматривать предложения Медведева провести ещё одну важную реформу, а именно упразднить созданные в период президентства В.В. Путина государственные корпорации. Такую организационную форму Медведев «в современных условиях в целом бесперспективной». По его мнению, «корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам».

Именно новая, так сказать “либерально-демократическая”, ненасильственная, неальтруистическая модернизация видится новому президенту в качестве вероятной перспективы развития страны в обозримом будущем. В своём последнем президентском послании Федеральному Собранию Д. Медведев отметил: «В прошлом веке ценой неимоверных усилий аграрная, фактически неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав, которая лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных. Но в условиях закрытого общества, тоталитарного политического режима эти позиции невозможно было сохранить. Советский Союз, к сожалению, так и остался индустриально-сырьевым гигантом и не выдержал конкуренции с постиндустриальными обществами. В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей».

Ещё одним направлением модернизации, помимо борьбы с коррупцией, президент видит в развитии наукоёмких технологий, разработке и внедрении нанотехнологий, компьютерной техники. Этому направлению способствуют так же личные пристрастия президента, увлекающего компьютерными и другими новинками в технике, активно использующего Интернет-ресурсы для общения с избирателями через официальные сайты и свой личный блог. Многие важные обращения первоначально размещались Д. Медведевым на своём блоге, а затем уже приобретали широкую известность через прессу и новостные выпуски на радио и телевидении. Так произошло, например, с его всколыхнувшем и разделившим всё общество обращением 2009 года по поводу отечественной истории 30-х гг. прошлого века и личности И.В. Сталина, которое было приурочено к отмечаемому в России 30 октября дню памяти жертв политических репрессий, в которой Медведев заявил, в частности, что память о национальных трагедиях так же священна, как и память о победах.

С целью форсировать в Российской Федерации развития новых технологий ещё при президенте Путине была специальным Федеральным законом от 19 июля 2007 г. учреждена «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано), которую возглавил либерал ещё ельцинского призыва, широко известный и у нас в стране, и за рубежом А. Чубайс. Позже, когда президентом Российской Федерации уже сделался Медведев, 27 июля 2010 был принят ещё один закон, призванный регулировать это направление внутренней политики российского руководства — закон “О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий”. В рамках модернизации науки и образования в Российской Федерации активно проводится так же широкомасштабная реформа образования, впрочем, так и не получившая безоговорочной поддержки в обществе. Её наиболее заметными проявлениями является переход к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), а так же перестройка высшей школы в соответствии с Булонской системой образования, внедрённого сейчас в странах ЕЭС. Критика общества уже заставила президента и правительство пойти на некоторые уступки и коррекцию реформы, однако её общие принципы поддержаны парламентским большинством и неукоснительно проводятся в жизнь.

Одним из важнейших мероприятий в сфере науки в самое последнее время явилось предложение Д. Медведева создать в Российской Федерации некого подобия американской “Силиконовой долины”. Ультрасовременный научно-технологический комплекс намечается создать в Подмосковном Сколкове. Предполагается приоритетное финансирование нового центра, превращение его в один из мировых центров развития науки и техники. В целом позитивно оценив данное предложение, российская научная общественность выразила некоторые озабоченности. В частности лауреат Нобелевской премии в области физики, депутат Государственной Думы от КПРФ, выходец из Санкт-Петербурга академик Ж.И. Алфёров выразил пожелание, что бы развитие Сколкова не привело к недофинансированию и стагнации отечественной науки в целом. Жорес Алфёров выдвинут президентом в качестве одного из двух Научных руководителей Центра инноваций в Сколкове. К сожалению, вторым Научным руководителем проекта станет не кто-либо из талантливых российских учёных — по нынешней концепции этот пост должен в обязательном порядке достаться иностранному специалисту, желательно с мировым именем. В этом смысле не следует инногород (инновационный город) Сколково считать реинкарнацией модели научных городков советского времени (т.н. наукоградов, которые до 1991 г. официально именовались ЗАТО — закрытыми административно-территориальными образованиями). В прошлом целью наукоградов было решение лучшими силами отечественной науки базовых теоретических и практических задач, часто оборонного значения. Вторым отличием является своеобразный возрастной ценз, который читается в нынешней концепции инногродка Сколково. Инициаторы проекта готовятся принимать на работу в создаваемый ими Инновационный центр преимущественно специалистов до 35 лет. Это позволит сформировать в Сколкове, условно говоря, транснациональный научный коллектив преимущественно из молодых учёных, не обременённых никакими предрассудками прошлого. Советские научные городки, напротив представляли собой сплав опыта старших поколений учёных, некоторые из которых имели ещё дореволюционный опыт работы, с энергией и напором талантливой молодёжи. Это позволяло быстро растить национальные молодые кадры на прочном фундаменте многовековой отечественной науки. По мысли Медведева, Россия будущего начнётся со Сколкова. Став своего рода локомотивом, Сколково поможет объединить усилия государства и бизнеса и ускорить переход Российской Федерации от сырьевой экономики к современному постиндустриальному обществу, обеспечит реализацию президентской программы модернизации, в конечном итоге сделает более быстрым вхождение страны в мировое сообщество демократических государств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

В чём Вам видится преемственность и новаторства в развитии Российской Федерации в конце XX — начале XXI века?

Какие основные задачи во внутренней и внешней политике стоят перед Россией в наступившем XXI веке?

Какие события современной истории Российской Федерации, участниками или современниками которых вам довелось быть, оставили в вашей памяти наиболее глубокий след? Объясните их историческое значение и причину значимости именно для вас.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру