Иаков мних

ИАКОВ МНИХ (то есть монах), церковный писатель, агиограф (предположительно, вторая половина (70-е гг.?) XI в.).

Иаков — автор «Памяти и похвалы князю Русскому Владимиру» — древнейшего агиографического сочинения, посвященного св. князю Владимиру Святославичу, Крестителю Руси († 1015), и читающегося в рукописях под 15 июля — днем памяти св. Владимира. (Название памятника в рукописях: «Память и похвала князю Рускому Володимиру, како крестися Володимиръ, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковомъ мнихомъ»; начало: «Паулъ святыи апостолъ, церковныи учитель и светило всего мира…»)

Памятник был открыт в середине XIX в. преосв. Макарием (Булгаковым), митр. Московским, и с этого времени постоянно находится в центре внимания историков. По мнению большинства исследователей, он представляет собой компиляцию, в которой соединены несколько изначально самостоятельных сочинений. Однако вопрос о характере и первоначальном составе памятника, а также о времени возникновения всего произведения в целом и его отдельных частей не решен до сих пор. Соответственно, остается не ясным, что именно принадлежит перу названного в заголовке Иакова мниха.

Текст «Памяти и похвалы» распадается на три части, которые, как правило, выделены в рукописях отдельными заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1) собственно Память и похвала, прославляющие св. князя Владимира как «апостола в князех», приведшего всю землю Русскую к Богу через Святое Крещение; 2) Похвала княгине Ольге; 3) т. н. «Древнее житие» кн. Владимира, включающее в себя краткий перечень его деяний, в том числе и военных походов, до и после Крещения, с хронологическими выкладками. Название последней части «Памяти и похвалы» условно; оно было предложено А. И. Соболевским в XIX в. в связи с тем, что эта часть памятника встречается в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго въ святомъ крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»; начало: «Блаженый князь Владимеръ, внукъ Олгинъ…»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы», однако еще Н. К. Никольский и С. А. Бугословский доказали, что в сохранившихся списках оно представляет собой извлечение из полной редакции памятника.

Первая часть «Памяти и похвалы» по своему жанру в наибольшей степени соответствует торжественному панегирику святому князю. Вслед за митр. Иларионом Иаков прославляет Владимира как равного апостолам и находит историческую параллель и исторический образец для его деяний: это деяния святого равноапостольного императора Константина Великого, утвердившего христианскую веру «по всеи вселенеи»: подобно тому, как тот с матерью своей равноапостольной Еленой «крестъ обрете, всего мира спасение… и приведе къ Богу святымъ крещениемъ бещисленое множество… тако же и блаженый князь Володимиръ створи съ бабои своеи Олгои». В этой части памятника автор прославляет и святую княгиню Ольгу — первую в русской истории правительницу-христианку, чей пример вдохновил князя Владимира на принятие крещения («взиска спасениа и прия о бабе своеи Олзе, како шедши къ Царюгороду и приала бяше святое крещение и пожи добре пред Богомъ»). Упоминание об Ольге и дало повод для включения в памятник Похвалы Ольге, которая имеет самостоятельный характер.

В третьей части памятника развивается та же тема прославления святого Владимира как Крестителя Руси, причем обнаруживаются явные текстологические пересечения с первой частью — собственно «Памятью и похвалой».

«Память и похвала» сыграла важную роль в церковном прославлении св. Владимира. Судя по этому сочинению, русских людей XI—XII вв. смущало то обстоятельство, что мощам святого князя не был дан дар чудотворения. Автор «Памяти и похвалы» (в третьей части — т. н. «древнем житии») специально останавливается на этом вопросе: «Не дивимся, възлюбленеи, аще чюдесъ не творить по смерти, — пишет он, — мнозе бо святии праведнеи не створиша чюдесъ, но святи суть…» Ссылаясь на св. Иоанна Златоуста и слова Апостола, автор приходит к твердому заключению, что «от делъ разумети святаго». Великие свершения Владимира, в том числе и его победы на поле брани, ясно свидетельствуют, что на нем почивает Божья благодать, а среди его добродетелей (как и в летописи и «Слове о законе и благодати» митр. Илариона) особо выделено милосердие.

Компилятивный характер памятника был вполне доказан А. А. Шахматовым, который показал явные противоречия и несогласования в тексте. Так, Похвала Ольге разрывает связный текст — сравнение князя Владимира с императором Константином Великим. По мнению исследователя, в «Памяти и похвале» (еще до внесения в нее Похвалы Ольге) оказались соединены два агиографических сочинения о св. Владимире, одно из которых испытало на себе влияние другого. При этом редактор, соединивший оба сочинения, перераспределил между ними текст, так что, например, летописные заметки о Владимире (принадлежащие более раннему автору) были перенесены в самый конец произведения.

Наблюдения Шахматова были развиты С. А. Бугославским. По мнению исследователя, непосредственно Иакову можно атрибутировать лишь первое из трех названных сочинений — собственно «Память и похвалу», содержание которой отвечает заголовку всего произведения; именно здесь Иаков называет себя по имени и приводит скудные сведения о себе: «Тако же и азъ, худыи мних Иаковъ, слышавъ от многых о благовернемъ князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събравъ от многыя добродетели его, написах…» (Впрочем, автор не исключает, что конец первой части «Памяти и похвалы» изменен позднейшим редактором вставкой сравнения Владимира с Константином Великим.) В целом же вся компиляция есть результат творчества пяти лиц: 1) названного Иакова, писавшего, «может быть, в глубокой древности»; 2) автора основной части Похвалы княгине Ольге; 3) позднейшего редактора этой Похвалы, внесшего легендарный рассказ о гробнице святой княгини; 4) автора т. н. «Древнего жития», время работы которого остается неизвестным даже приблизительно; и 5) позднейшего редактора, соединившего все эти тексты. Появление памятника в его целом виде Бугославский относил к XIII в., предположительно к Новгороду, и связывал с канонизацией св. Владимира (которую, в свою очередь, относил ко времени княжения св. Александра Невского).

Иначе смотрел на литературную историю памятника Н. И. Серебрянский, который считал Иакова мниха автором почти всего текста «Памяти и похвалы» (за исключением большей части Похвалы Ольге), а противоречия, имеющиеся в тексте, объяснял использованием в нем различных источников, к которым относил древние летописи и «Слово о законе и благодати» митр. Илариона. По его мнению, историческое похвальное слово Владимиру было написано Иаковом «не раньше второй половины XI в. и представляло собою первый опыт церковного сочинения о св. Владимире». Окончательный, дошедший до нас вид «Памяти и похвалы» сложился в северно-русской письменности (не позднее XIV в.), когда «некоторые отделы в сочинении Иакова подверглись распространению, внесению в первоначальный текст новых статей и разъяснений».

Вывод Серебрянского о цельности основной части «Памяти и похвалы» (за исключением Похвалы Ольге) поддержала и развила Н. И. Милютенко. По ее мнению, «Память и похвала» была составлена «не позже третьей четверти XI в.», а сложная система повторов и пересечений, которая пронизывает текст произведения, отражает индивидуальный стиль автора и не может свидетельствовать о разновременности появления его отдельных частей.

«Память и похвала» дошла до нас в списках XV—XVII вв., которые разделяются на несколько редакций, выявленных еще преосв. Макарием: 1) полный вид, включающий в себя все три названные части; 2) «Память и похвала» без Похвалы Ольге; и 3) краткий вид, включающий в себя лишь «Древнее житие» Владимира. Как показал С. А. Бугославский, наиболее близкой к первоначальному является полная редакция памятника (она представлена и во всех старших списках XV в.). Наиболее ранний из известных нам списков «Памяти и похвалы» (т. н. Мусин-Пушкинский, 1414 г.) не сохранился, однако он доступен исследователям по копии XIX в., изданной В. И. Срезневским. Из дошедших до нашего времени старшие списки — Егоровский 1470-х гг. (РГБ. Ф. 98. № 637), изданный А. А. Зиминым, и Соловецкий 1494 г. (РНБ. Сол. № 518/537 (старый шифр: 616/518)), изданный В. И. Срезневским, С. А. Бугославским и Н. И. Милютенко.

«Память и похвала» Иакова мниха представляет собой исключительный по ценности исторический источник, проливающий свет и на обстоятельства прихода к власти кн. Владимира Святославича, и на его внешне- и внутриполитическую деятельность, и — что особенно важно — на обстоятельства и время его личного Крещения и Крещения Руси — т. е. событий, во многом определивших весь ход русской истории. Особую ценность этому памятнику придает то, что в нем (а именно в третьей части — т. н. «Древнем житии») использован летописный источник, рядом своих особенностей существенно отличающийся от «Повести временных лет». Ряд сведений, сообщаемых этим источником, уникальны. Так, только в «Памяти и похвале» приведена точная дата вокняжения Владимира в Киеве — 11 июня 6486 (978) г. (в «Повести временных лет» начало киевского княжения Владимира отнесено к 6488 (980) г., без точной календарной даты); сообщается о взятии князем Корсуни на третье лето после крещения (что явно противоречит т. н. «Корсунской легенде», по которой Владимир крестился в Корсуни, однако соответствует общей канве летописного рассказа о крещении князя, распределенного между тремя годами, притом что начало рассказа о выборе князем христианской веры отнесено к 6494 (986) году, а о взятии Корсуни сообщается под 6496 (988) г. — действительно третьим по отношению к 6494-му, согласно «включенному» счету лет, принятому в древней Руси); о войне князя (еще до крещения) с хазарами и о его походе «на другое лето по крещении» «к порогам» (об этих двух походах летописи не знают). Относительная хронология событий, как они представлены в «Памяти и похвале», также в основном не совпадает с известной нам летописной. После исследований А. А. Шахматова утвердилось мнение, что данные «Памяти и похвалы» восходят к более древней летописи, нежели те, которые легли в основу «Повести временных лет». С. В. Цыб попытался установить время возникновения летописного источника, использованного Иаковом мнихом, — по его мнению, им мог быть Перемышльский летописный свод 1106—1113 гг., использованный также в «Повести временных лет».

Что касается личности самого мниха Иакова, то о ней мы решительно ничего не знаем; любые предположения на этот счет могут носить лишь гадательный характер. Так, в литературе получила широкое распространение гипотеза, согласно которой автор «Памяти и похвалы» — одно лицо с печерским пресвитером Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском монастыре: в конце апреля — начале мая 1074 г. находящийся при смерти преп. Феодосий, игумен Печерский († 3 мая), предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако эта кандидатура не устроила монахов: «братьи же не любо бысть, глаголюще, яко не зде есть постриганъ». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты, в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский монастырь (Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 186—187).

В источниках за вторую половину XI в. упоминается еще один киевский книжник с тем же именем — черноризец Иаков, автор вопросов канонического содержания, обращенных к митр. Киевскому Иоанну II (1077? — 1089). Он известен лишь из заголовка принадлежащих Иоанну «Правил церковных от святых книг вкратце» (Русская историческая библиотека. Т. 6. Изд. 2-е (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1). СПб., 1908. Стб. 1), однако с ним тоже иногда отождествляют Иакова, автора «Памяти и похвалы». Впрочем, имя Иаков относится к числу распространенных в древней Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), а потому тождество имен названных иноков, живших примерно в одно и то же время, не может служить достаточным основанием для утверждения о том, что речь идет об одном и том же человеке.

Безусловно ошибочной является атрибуция тому же Иакову еще одного сочинения, надписанного тем же именем, — послания некоему князю Дмитрию, в котором М. П. Погодин, а вслед за ним и другие авторы XIX в. видели киевского князя Изяслава (в крещении Дмитрия) Ярославича († 1078). Ошибка разъяснилась после открытия старшего списка памятника (XV в.), в котором указано отчество князя — это ростовский князь Дмитрий Борисович (1253—1294); следовательно, автор послания — черноризец Иаков — жил во второй половине XIII в. (см.: Прохоров Г. М. Иаков (XIII в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 192—193).

В старой литературе (начиная с преосв. Макария) было распространено мнение, согласно которому Иаков мних является также автором Сказания о св. Борисе и Глебе. Основанием для этого послужило то место в «Памяти и похвале», где автор пишет, что, «мало събравъ от многыя добродетели его (св. Владимира. — А. К.), написах, и о сыну его, реку же святую славную мученика Бориса и Глеба» (в то время как в Сказании о святых братьях автор, упомянув имя Владимира, добавляет, что «прочая же его добродетели инде съкажемъ, ныне же несть время», — это «инде» и относят к «Памяти и похвале князю Владимиру»). Современные исследователи в своем большинстве скептически относятся к такому предположению, считая его недостаточно обоснованным. В то же время нельзя исключать принадлежность Иакову недошедшей до нас первоначальной редакции Сказания (мнение Н. И. Милютенко).

Преосв. Макарий считал принадлежащим Иакову мниху еще и Житие кн. Владимира, которое в рукописях обычно следует непосредственно за «Памятью и похвалой». Однако это Житие — самостоятельный памятник; его возникновение относят к XIV или началу XV в.

ИЗДАНИЯ «ПАМЯТИ И ПОХВАЛЫ»:

Макарий (Булгаков), митр. Три памятника русской духовной литературы XI в. // Христианское чтение. 1849. Ч. 2. С. 302—336 (по сп. XVI в., принадл. И. П. Сахарову с разночтениями по сп. XVII в., названному Болотовским) (перепеч. в: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995 (первое издание — 1857). С. 525—530); Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. 1-я пол. тома. М., 1901 (первое изд. —1880). С. 238—245 (по изд. преосв. Макария с разночтениями по сп. МДА № 198 XVII в.); Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 2. Киев, 1888 (Сборник в память 900-летия Крещения Руси). С. 15—17 («Древнее житие» по сп. Торжественника XVI в. Рум. № 434 с разночтениями по сп. РНБ. F.I.257, XVI в.), 17—24 (по списку Великих Миней Четьих, ГИМ. Син. № 996, июль); Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии нач. XIX в. // Записки Имп. Академии наук. 1893. Т. 72. Приложение. № 5. С. 17—31; он же. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по сп. 1494 г. // Записки Имп. Академии наук по ист.-филолог. отдел. Т. 1. № 6. СПб., 1897. С. 1—8 (по сп. РНБ. Сол. № 518/537, 1494 г.); Бугославский С. А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру // ИОРЯС. 1924. Т. 29. Л., 1925. С. 141—153 (критическое издание по сп. Сол. № 518/537 с разночтениями еще по 10 спискам); Зимин А. А. Память и похвала Иакова мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку // Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. 1963. № 37. С. 66—72 (по сп. Егор. № 637); Память и похвала князю Русскому Владимиру / Подг. текста, перевод и коммент. Н. И. Милютенко // БЛДР. Т. 1: XI—XII вв. СПб., 1997. С. 316—327 (по сп. РНБ. Соф. № 1424; редакция без «Похвалы Ольге»); Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 417—434 (по сп. РНБ. Сол. № 518/537, с разночтениями еще по 6 спискам, но с исключением «Похвалы Ольге», изданной отдельно: С. 498—500).

ПЕРЕВОДЫ «ПАМЯТИ И ПОХВАЛЫ» НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК:

Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 45—58 (перев. А. Белицкой, по изд. В. И. Срезневского, без «Похвалы Ольге»); Златоструй. Древняя Русь. X—XIII вв. / Сост. А. Г. Кузьмин, А. Ю. Карпов. М., 1990. С. 128—135 (перев. А. Ю. Карпова, по изд. В. И. Срезневского, без «Похвалы Ольге»); БЛДР. Т. 1: XI—XII вв. СПб., 1997. С. 316—327 (перев. Н. И. Милютенко, редакция без «Похвалы Ольге»); Древнерусские княжеские жития / Сост., вступит. ст., подг. текстов, коммент., перев. В. В. Кускова. М., 2001. С. 30—36 (перев. В. В. Кускова, по изд. митр. Макария).

ЛИТЕРАТУРА:

Макарий. Три памятника…; он же. Еще об Иакове мнихе // Известия Имп. Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. 2. СПб., 1853. Стб. 145—157; Погодин М. П. Иаков мних, русский писатель XI в., и его сочинения // Известия Имп. Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. 1. СПб., 1852. Стб. 326—334; Б[утков] П. Г. Разбор трех древних памятников русской духовной литературы // Современник. 1852. Т. 32. Отд. 2. С. 85—106; Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове мнихе акад. П. Г. Буткова // Известия Имп. Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Т. 2. СПб., 1853. Стб. 81—95; Хрущев И. П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI—XII столетия. Киев, 1878. С. 41—53; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. 1-я пол. тома. С. 742—746; Соболевский А. Н. В каком году крестился св. Владимир? // ЖМНП. Ч. 257. 1888. Июнь. С. 396—403; он же. Память и похвала св. Владимиру и Сказание о св. Борисе и Глебе (по поводу статьи г. Левитского) // Христианское чтение. 1890. № 5—6. С. 791—795; Левитский Н. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные (по поводу мнения проф. Соболевского) // Христианское чтение. 1890. № 3—4. С. 370—421, 687—740; Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности // Памятники древней письменности и искусства. СПб., 1902. № 147. С. 29—31; он же. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X—XI вв.). СПб., 1906. С. 225—271; Православная богословская энциклопедия. Т. 6. СПб., 1905. С. 143—147; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906 (отд. оттиск из Сборника статей в честь В. И. Ламанского). С. 16—24; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 13—28; он же. Жития князя Владимира // Архив РАН. Ф. 154. Оп. 1. № 112 (корректура не изданной книги); Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 32—36, 43—51; Бугославский С. А. К литературной истории… С. 105—159; он же. Жития // История русской литературы. Т. 1: Литература XI — начала XIII в. М.; Л., 1941. С. 332—333; Тихомиров М. Н. Начало русской историографии // Вопросы истории. 1960. № 5. С. 53—54; PoppeA. Pamieć i pochwala ks. Włodzimierza // Słownik Starozytności Słowiańskich. T. 4. Wrocław; Warszawa; Craców, 1967. S. 16—18; Насонов А. Н. История русского летописания XI— нач. XVIII в. М., 1969. С. 27—31; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977. С. 272—273, 359—361; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг.). СПб., 1996 (первое немецкое изд.: München, 1982). С. 198—202; Творогов О. В. Иаков (XI в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 191—192; Фет Е. А. Память и похвала князю Владимиру // Там же. С. 288—290; Мумриков А., диак., Белицкая А. «Память и похвала» Мниха Иакова и «Корсунская легенда» // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 41—44; Цыб С. В. О летописном источнике «Памяти и похвалы князю Владимиру» // Россия в X—XVII вв.: Проблемы истории и источниковедения. Тезисы докладов и сообщений 2-х чтений, посв. памяти А. А. Зимина. М., 1995. Ч. 2. С. 640—644; Щапов Я. Н. «Память и похвала» князю Владимиру Святославичу Иакова мниха и Похвала княгине Ольге // Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 181—185; Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир… (по указ.); Православная энциклопедия. Т. 20. М., 2009. С. 543—545.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру