Протоиерей Иосиф Фудель

Иосиф (Осип) Иванович Фудель – протоиерей, консервативный публицист, известный московский пастырь и церковный писатель, общественный деятель, отец С.И. Фуделя, родился 25 декабря 1863 г. (6 января 1864 по новому стилю).

Отец его был православный немец, делопроизводитель по хозяйственной части Владимирского драгунского полка, мать – польская католичка. Семья была вполне светской и ориентировала его скорее на светские, чем на религиозные ценности, которые, к тому же, у отца и у матери существенно различались и были весьма далеки от православия. Иосиф окончил юридический факультет Московского университета, после чего около четырёх лет прослужил в Московском окружном суде, публиковаться же начал с 1886 г., после знакомства с Иваном Сергеевичем Аксаковым.

В 1887 г. И. Фудель издал свои "Письма о современной молодежи и направлениях общественной мысли", позднее опубликовал такие значимые работы, как "Наше дело в Северо-Западном крае", "Основы церковно-приходской жизни", "К реформе приходских попечительств", "Народное образование и школа", "О значении церковной дисциплины". Фудель поместил множество статей в таких изданиях как "Московские Ведомости", "Русский Вестник", "Русское Обозрение", "Русское Дело", "Благовест", "Русское Слово", "Миссионерское Обозрение", "Русская мысль" и в десятке других. В "Миссионерском Обозрении" он вел отдел "Вопросы церковной жизни". Всего им было опубликовано около 250 статей и брошюр при сотрудничестве в восемнадцати повременных изданиях.

В том же 1887 г. Фудель познакомился с Константином Николаевичем Леонтьевым, вступил в переписку с ним. В 1888 г. будущий батюшка впервые попадает в Оптину Пустынь. После двух лет окормления у старца Оптиной пустыни преосв. Амвросия по его благословению и по рекомендации К.Н. Леонтьева и Тертия Ивановича Филиппова он бросает службу в суде, полгода учится церковным наукам в Вильно и там же в 1889 г. принимает сан священника. Данное решение вызвало ожесточенное сопротивление родителей: «Маловерие его отца … вошло в союз с католическим изуверством матери. Успокоить отца оказалось даже легче, чем мать...». (Фудель С.И. Воспоминания // Новый мир. 1991. № 3. С. 194.). Рукоположил И. Фуделя еп. Алексий Литовский и Виленский.

Из Вильно молодой священник вместе с женой Евгенией Сергеевной (урожд. Емельянова; 1864/5? – 1927) отправляется в Белосток, на место своего первого служения. Для местного духовенства он, как человек, проникнутый монастырским оптинским духом, оказался чужим и чуждым. В одном из писем к К. Леонтьеву в 1890 г. о. Иосиф сетовал, что в Белостоке они с женой подняли целую бурю в тамошнем обществе, не знавшем, по словам новоиспеченного батюшки, что такое пост.

В 1892 г. И. Фудель был переведен в Москву. Переехав туда, он получил назначение в храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме, где его прозвали «тюремный батюшка»; это прозвище крепко приклеилось к нему. О. Иосиф не только утешал заключенных и преподавал им церковные Таинства, но и заботился о не имевших родни, собирал для них передачи, одежду. Нередко Фудель беспокоился и о том, как устроился тот или иной его «подопечный» по прибытии на каторгу, порой отправлял посылки даже на Сахалин. В то же время, после перевода в Москву усилилась литературная работа его.

В 1901 г. И. Фудель участвовал в Орловском миссионерском съезде.

В конце сентября 1907 г. о. Иосиф переехал с семьей на Арбат и начал службу настоятелем приходского храма св. Николы Явленного в Плотниках. Приход был маленьким и бедным, насчитывал 30 домов, населенных в основном купцами и интеллигенцией.

К 1914 г. Фудель был также законоучителем в школе при Московской Синодальной Типографии.

В 1908–1914 гг. о. Иосиф издавал при Никольской церкви газету «Приходский вестник», в 1911–1912 гг. занимался сбором средств для голодающих в Поволжье.

Фудель участвовал в работе Московского Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, Братства четырех Святителей Московских, активно собирал материалы и писал о К.Н. Леонтьеве, исследовал его архивные документы. Материалами о. Иосифа об этом мыслителе пользовались такие крупные и известные мыслители, как В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев.

Мемуарно-исследовательские работы Фуделя о Леонтьеве – чрезвычайно ценная часть его творческого наследия. С 1911 г., после 20-летия смерти К.Н. Леонтьева, ценителями последнего была предпринята попытка издать его Собрание сочинений. Издателем и редактором стал наш И. Фудель. В Москве и Петербурге в 1912–1913 гг. вышли девять томов из двенадцати намечавшихся. Завершить издание помешали финансовые неурядицы и грянувшая I-я Мировая война. 10-й том был уже набран, но на петербургское издательство «Культура», к которому печатание Собрания сочинений Леонтьева перешло от московского издательства Саблина, как на предприятие «немецкое», то есть принадлежащее этническим немцам, был наложен арест, и издание Леонтьева оборвалось. Следующая попытка опубликовать «все» труды Константина Николаевича была предпринята лишь совсем недавно – уже накануне нового века и нового тысячелетия.

Фудель являлся членом «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви», был вхож не только в Оптину, но и в Зосимову пустынь, являлся, как можно понять из того, что было сказано выше, близким другом К.Н. Леонтьева, тесно знал Василия Розанова, Павла Флоренского, дружил с кругом лиц, входивших в «Кружок ищущих христианского просвещения…» – М.А. Новоселовым, основателем и руководителем Кружка, С.Н. Булгаковым, В.А. Кожевниковым, П.Б. Мансуровым, Ф.Д. Самариным. Среди его знакомых в Москве были Л.А. Тихомиров, С.Н. Дурылин.

Встреча с последним состоялась, по-видимому, осенью 1912 г. С.Н. Дурылину отец Иосиф завещал хранившийся у него архив К.Н. Леонтьева.

Умер Фудель под утро 2(15) октября 1918 г. в Москве от эпидемии "испанки" (испанский грипп) и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. О. Павел Флоренский служил панихиду и участвовал в его отпевании.

На Новодевичьем кладбище похоронена и жена Фуделя, являвшаяся при жизни отца Иосифа его ближайшей помощницей и душевным другом.

И. Фудель был одним из тех, кого, видимо, не зная о его смерти, просил позаботиться о своей семье в завещании В.В. Розанов.

К.Н. Леонтьев считал Фуделя своим «наследником», в его глазах о. Иосиф, глубоко верующий «православный немец», был человеком новой, «леонтьевской», культуры, глубоко чаемой этим благородным защитником «аристократии духа». И хотя Фудель был близок к леонтьевским идеям «исторического пессимизма», сын протоиерея Иосифа – Сергей Фудель (1900–1977) – крупный церковный писатель, утверждал, что его отец «до конца жизни оставался больше ранним славянофилом, чем «леонтьевцем»».

Фудель полагал, что главное его дело – не в литературной деятельности, а в живом общении с людьми для христианского на них воздействия и человеческой им помощи. Публицистику он считал не целью, а только средством для проповеди. Поэтому когда летом 1917 г. В.В. Розанов в свойственной ему манере парадоксального эпатажа назвал Фуделя «литературным пустоцветом», тот легко согласился с ним.

Для литературных работ И. Фуделя характерно отсутствие тем узкополитических; наибольшее внимание уделял он религиозно-культурному развитию личности и общества. В своих статьях Фудель отмечал смену «идеалистов» 40-х годов, отличавшихся «барственностью натуры», шестидесятниками, эмблемой которых стали «скальпель, ножницы и реторта». Их поклонение рассудку привело к воинствующему атеизму, материализму и нигилизму, понижению уровня общественной нравственности.

Одна из важнейших проблем, занимавших Фуделя – проблема «народ и интеллигенция». Он считал, что хождение интеллигенции в народ разрушало его миросозерцание, внося в народную толщу интеллигентские умствования, заимствованные на Западе. Истинное же просвещение должно развивать народ исходя из его собственных духовных начал, вследствие чего основой его должна явиться Церковь, церковная школа. От того, в каком духе воспитывается народ, зависит судьба как культуры, так и государства. Согласно Фуделю, соединение интеллигенции и народа может произойти только на почве православия. Народничество может быть лишь "православным народничеством", и лишь на его основе может обновиться Россия. Большое значение Фудель придавал деятельности церковно-приходских братств, в деятельности которых, как говорилось выше, он принимал активнейшее участие.

Главные сочинения: Письма о современной молодежи и направлениях общественной мысли. М., 1888; К вопросу о «национальном» // Московские ведомости. 1890. 13 окт.; Наше дело в Северо-Западном крае. М., 1893; Основы церковно-приходской жизни. 2-е изд. М., 1894; Народное образование и школа. М., 1897; О значении церковной дисциплины в народной жизни. СПб., 1900; Восточный вопрос (памяти К.Н. Леонтьева) // Московские ведомости. 1911. 12 нояб.; Предисловие редактора // Леонтьев К.Н. Собр. соч. М., 1912. Т. 1; Воспоминания о С.Н. Фишер // Богословский вестник. 1913. № 12; К. Леонтьев и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях // Русская мысль. 1917. № 12; Культурный идеал К.Н. Леонтьева // Литературная учеба. 1992. № 1/3.

Литература: Воспоминания об о. Иосифе.Сергиев Посад. 1919. Рукописный сборник; Письма В.В. Розанова И.И. Фуделю // Розанов В.В. Сочинения. М., 1990; Письма К.Н. Леонтьева И.И. Фуделю // Леонтьев К. Избранные письма. СПб., 1993; Фудель С.И. Воспоминания // Новый мир. 1991. № 3 – 4. Он же. Собрание сочинений: в 3 т. М., 2001 – 2005; Он же. Отец Павел Флоренский. Париж, 1972 (под псевд. Ф. Уделов); Половинкин С. Фудель И.И. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995; Дурылин С.Н. Отец Иосиф Фудель // Литературная учеба. 1996. № 3; Он же. В своем углу. М., 2006; Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Фонд 2980. Рукопись С.Н. Дурылина: "Апокалипсис и Россия. (Памяти отца Иосифа Фуделя)" (1918).

Множество ценных рукописей, документов и фотографий, связанных с жизнью и деятельностью И. Фуделя, содержится в архиве С.И. Фуделя, с 2000 г. хранящемся в Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру