Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке

БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАХВАТЧИКАМИ В XIII ВЕКЕ.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ

План-конспект урока по учебнику С.В. Перевезенцева, Т.В. Перевезенцевой

«История России с древнейших времен до начала XVI века»

Автор — Г.Н. Аветисян,

учитель истории МОУ СОШ № 5 г Кольчугино Владимирской области

Цели урока:

образовательные: показать героическую борьбу русского народа и народов Прибалтики с немецкими и шведскими феодалами; раскрыть сущность полководческого таланта Александра Невского;

воспитательные: способствовать привитию любви к родине, чувства гордости за малую родину, воспитывать уважение к защитникам Родины;

развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом учебника, историческими источниками, картой, анализировать причины событий, определять роль политического деятеля в истории государства.

Оборудование: карта «Русь в XIII в.», раздаточный материал, репродукция с картины «Александр Невский»

Ход урока

I. Повторение.

Работа по карточке: Используя ключевые слова и выражения, назовите определяющие факторы победы монголо-татар:

Внезапность; многочисленность; раздробленность; новая тактика ведения войны; передовое вооружение; железная дисциплина; храбрость воинов; порох и осадные орудия; жестокость кочевников.

Беседа с классом:

• Кто такие монголо-татары?

• Почему они напали на русские земли?

• Как вели себя в русских землях монголы?

• Каковы последствия монголо-татарского ига?

Итог беседы (подводит учитель): «В XIII в. врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не были единственными врагами. На западе существовал ещё один коварный и опасный враг.

Сегодня нам на уроке предстоит ответить на вопрос: Какая внешнеполитическая опасность нависла над русскими северо-восточными княжествами в середине XIII века? В чём вы видите причины шведской и немецкой агрессии?

II. Изучение нового материала.

План урока.

1. Агрессия с запада: шведы и крестоносцы.

2. Князь Александр Невский.

3. Невская битва.

4. Ледовое побоище.

1. Рассказ учителя с использованием карты.

Восточно-европейские земли давно привлекали внимание шведских и датских феодалов своими богатствами. Эти земли интересовали и католическую церковь, которая стремилась распространить своё влияние на восток.

В 1201 г. немцы основали крепость Ригу, где в 1202 г. был основан Орден меченосцев. В 1237 г. возник Ливонский орден — главная опора Ватикана в Восточной Европе, датчане основали замок Ревель (Таллинн), шведы захватили остров Эзель.

2. Краткая биографическая справка о князе Александре Ярославиче (сообщение ученика). Учащиеся рассматривают портрет на с. 188 учебника.

3. а) Повторительная беседа:

• Как были вооружены западноевропейские рыцари, какие имели доспехи? (с. 191 учебника)

• Как велась подготовка рыцарей к военным походам?

б) Один из учеников, получивший предварительное задание, демонстрирует рисунки с изображением рыцарей и русских воинов и рассказывает о вооружении дружинников.

в) Рассказ о новгородском войске (сообщение ученика)

Войска Новгорода состояли из дружин князя — «передней» дружины, составленной из знатнейших людей (бояр с их отрядами), ополчения (ремесленников и крестьян, призывавшихся в войско в наиболее важных случаях). Иногда новгородские власти привлекали небольшие отряды наёмников. Основной частью войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки).

Боевой порядок новгородцев состоял из центра (чела) и флангов (крыльев).

г) Беседа:

• Кто лучше был подготовлен к войне — русские или западноевропейские рыцари? Докажите.

Итог: русский дружинник был так же хорошо подготовлен, как и рыцарь. Но основная часть новгородского войска состояла не из профессиональных воинов, а из ополчения (ремесленников, крестьян, купцов), которое не обучалось специально военному искусству, было пешим, а оружием были топор и копьё. Таким образом, западноевропейские феодалы имели преимущество перед русским войском.

д) Учитель рассказывает о ходе Невской битвы. Учащиеся работают со схемой на с. 188.

• Каково было боевое построение русских воинов?

• Каков был план Александра Ярославича?

• Что определило победу русских воинов?

• Вспомните имена героев битвы.

4. а) Учащиеся получают задание: используя материал учебника (с. 188–192), расставьте в последовательности отрывки из документа.

А) «…И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, тк что и лёд на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…»

Б) «…Услышав об этом, магистр пришёл против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским…»

В) «…Пришёл великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошёл с новгородцами, ладожанами, с карелою и с ижорянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил…»

Г) «…Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись к бою, пошёл против них. (Войска) сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество…»

Д) «…И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать; и били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжелоранеными…»

Е) «…Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена…»

«Повесть о житии Александра Невского»

(Ответ: В-Е-Б-Г-А-Д)

5) Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока.

IV. Контроль.

1. В начале XIII в. шведы стремились захватить:

а) Северо-Западную Русь;

б) Северо-Восточную Русь;

в) Юго-Западную Русь.

2. Новгородский князь Александр Ярославич получил прозвание Невский за битву, которая состоялась:

а) в 1234 г.;

б) в 1240 г.;

в) в 1242 г.

3. В 1242 г. состоялось сражение на:

а) р. Неве;

б) Чудском озере;

в) р. Сити.

V. Заключительный этап урока.

а) Подведение итогов.

б) Домашнее задание:

• § 23 — для всех учащихся.

Творческий уровень: изготовить рисунки, макеты, написать мини-сочинение (эссе) на тему «Борьба с иноземными захватчиками в XIII в.».





Итоговый отчет по апробации учебника для 6 класса

"История России с древнейших времен до начала XVI века"

(Изд-во: Русское слово. М., 2009)

Авторы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева

1. Владимирская область, г. Кольчугино, МОУ СОШ № 5"

Количество часов на предмет в неделю: 2 часа.

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 32

Учитель истории и обществознания Аветисян Галина Николаевна

Педагогический стаж работы — 20 лет. Высшая категория.

2. Учебник соответствует требованиям стандартов по истории.

3. Древнейший период русской истории освещен авторами учебника ярко, красочно и в доступной форме. В учебном пособии подчеркивается особая роль православия и Русской Православной Церкви в развитии Древнерусского государства, много внимания уделяется культуре, а также повседневной жизни наших предков. Вместе с тем есть вся информация обо всех мировых религиях, а также описание жизни и быта других народов.

Развитию познавательных способностей учащихся способствует работа с историческими источниками ("Повесть временных лет", "Русская правда", "Поучения детям" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве" и др.)

4. Учебник позволяет осуществлять на уроках принципы разноуровневого и развивающего обучения и дает возможность организовать разнообразную деятельность учащихся, использовать современные педагогические технологии (например, технологию развития критического мышления, модульную технологию и др.). Яркие иллюстрации позволяют использовать методику тренинга, которая направлена на развитие различных общеучебных и специальных умений: извлекать информацию из предметной и изобразительной наглядности, по отдельным деталям определять, какую информацию может нести предмет или изображение.

Книга для учителя включает в себя поурочное планирование, источники, мнения историков, справочные материалы, которые помогают осуществлять деятельностный подход в обучении истории, развивать познавательную активность учащихся.

5. В качестве иллюстраций в учебнике использованы репродукции многих картин великих русских художников. Это даёт возможность ученикам уже в 6 классе познакомиться с полотнами великих русских художников XIX и XX веков. Имеется множество иллюстраций русских храмов и замечательных повествований о житии русских Святых. Таким образом, русская история становится в глазах детей более наглядной и красочной.

В начале каждого параграфа краткое изложение в занимательной форме.

«Лента Времени» помогала учащимся лучше представить тот исторический период, о котором идет речь.

В конце каждого параграфа расположены «Вопросы и задания», на которые учащиеся с большим интересом отвечали после прочтения текста.

В конце учебного года проводилась итоговая контрольная работа, в которой было много вопросов по датам, личностям, фактам, понятиям. Успешно подготовиться к ней учащимся помогли разделы «Выучи», «Запомни», «Словарик Историка».

Любимыми рубриками учащихся стали рубриками «Почитаем» и «Это интересно», так как здесь ученики всегда находили много познавательных сведений.

6 .Отличительная черта учебника — соединение истории государственной с историей православия в России. Большое внимание в учебнике уделяется жизни русских святых, что позволяет поднимать проблему нравственности на уроках. Вместе с тем прослеживается и уважительное отношение к другим религиям и культурам.

7. В сравнении с учебником А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России с древнейших времен до конца XVI века" данный учебник выигрывает своими яркими иллюстрациями. Авторы учебника излагают очень красивым языком подвиги русских героев, исторических личностей и Святых православных.

8. Никаких трудностей использования учебника в учебном процессе не возникало. Каждая тема урока открывала детям новую страницу в истории России, помогала понять истоки российской государственности, прививала любовь к своей Родине. С особым удовольствием ученики составляли синквейны и ПОПС-формулы, в которых выражали свое собственное мнение о русских князьях, о подвигах исторических героев, о православных Святых.

9. Особенно познавательно и интересно проходили уроки, связанные с нашим Владимирским краем ("Русские княжества при потомках Владимира Мономаха", "Владимиро-Суздальское княжество" и др.) Дети с удовольствием рассказывали о поездках в Суздаль, Владимир, Юрьев-Польский, Александров, которые являются гордостью нашей истории, приносили альбомы с иллюстрациями памятников Владимирской архитектуры, замечательных храмов нашего края. На таких уроках особенно важно прививать чувство патриотизма к своему городу, родному краю.

10. К сожалению, непонятно, есть ли продолжение этого учебника, только тогда можно будет говорить о системности и преемственности.

Учитель истории Аветисян Г.Н.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру