Об учебнике "История России. 6 класс"

Итоговый отчет по апробации учебника

Перевезенцева С.В., Перевезенцевой Т.В.

История России 6 класс.

(Москва «Русское слово» 2009 г.)

Общие сведения

Регион: Владимирская область, Судогодский район, п. Муромцево

Вид общеобразовательного учреждения: МОУ «Муромцевская средняя общеобразовательная школа»

Количество часов на предмет в неделю: 2

Апробируемый учебник: Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России 6 класс, М., «Русское слово», 2009 г.

Профиль класса: общеобразовательный

Общее количество учащихся, занимающихся по названному учебнику: 25

Ф.И.О. учителя: Панфилова Е.А.

Стаж работы: 4 года

Категория: вторая

Награды: нет

Ученая степень: нет

Данный УМК представлен следующими пособиями: учебник, книга для учителя, программа. Все пособия выполнены одними и теми же авторами и полностью соответствуют требованиям стандартов по предмету как по содержанию, так и для реализации поставленных в стандарте целей. Единственный вопрос, который, на мой взгляд, освещён в учебнике недостаточно, это «Заселение территории нашей страны». Точнее, для представленного текста учащимся не хватило карты, позволяющей визуально представить данный процесс.

Содержание учебника выстроено по хронологическому принципу, охватывает период Отечественной истории с I т. до н. э. до конца XV века и разбито на 33 параграфа, что позволяет учителю выделить дополнительно время на закрепление изученного материала, уроки- обобщения, уроки-практикумы и т. д. Учебник в доступной и увлекательной форме рассказывает о древнейшем периоде русской истории, стиль и форма изложения материала соответствует возрастным особенностям шестиклассников. Большое внимание уделяется в учебнике описанию быта, нравов, мировоззренческих ценностей русского народа и его соседей, интересным фактам русской истории, в том числе и спорным вопросам (роль варягов в русской истории, последствия монголо-татарского ига для Руси и дальнейшее развитие России, русские княжества в составе Великого княжества Литовского). И в то же время, наряду с увлекательностью и доступностью, фактический материал отражает современное состояние отечественной исторической науки.

Каждый параграф методически хорошо проработан. В начале каждого параграфа имеется краткое его изложение, представленное в виде занимательных вопросов, «загадок истории», любопытных фактов, что создаёт предпосылки для более внимательного прочтения параграфа и одновременно акцентирует внимание на наиболее важных моментах, позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Кроме того, параграфы снабжены значками и пометками, позволяющими систематизировать изученный материал: «лента времени», разноуровневые вопросы и задания, «запомни» - краткое изложение основной мысли параграфа, «выучи» - самые значимые исторические даты, «словарик историка» - объяснение новых слов, понятий, терминов, «почитаем» - фрагменты исторических документов, «это интересно» - рассказы об интересных людях, событиях и фактах. Это даёт возможность организации разнообразной работы учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности (в том числе и дома при приготовлении домашнего задания): чтение текста с пометками, работа с таблицами, отработка навыков работы с историческими источниками, сопоставление различных версий, точек зрения, позиций, работа с картами, иллюстрациями, схемами, организации практических, лабораторных работ, уроков-диспутов, дискуссий, проведение тестирования и т.д. Что способствует не только повышению познавательного интереса учащихся, но и развитию навыков критического мышления, успешной реализации целей стандарта основного общего образования по истории. А именно: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; овладение умениями работать с различными источниками информации; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными и этнонациональными традициями.

Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Так, структура параграфа такова, что изучаемый материал прорабатывается трижды: в виде занимательного предисловия (повышает познавательный интерес для учащихся с низким уровнем готовности к обучению, позволяет увидеть проблему тем, кто проявляет повышенный интерес к истории или обладает лучшими навыками работы с текстом), основной текст параграфа, где излагаются факты, объясняются причинно-следственные связи и краткие выводы, позволяющие концентрировать внимание на наиболее значимых идеях, изложенных в параграфе. Следует отметить, что объём каждого параграфа таков (не более 3 листов вместе с иллюстрациями, схемами, вопросами и картами), что является посильным для учащихся с разным уровнем развития. Вместе с тем, практически каждый параграф снабжён дополнительным материалом для более способных ребят. Вопросы также носят разноуровневый характер, причём, выстроены по принципу: от простого к сложному. Это удобно и для работы в классе, и для формирования структуры и вариативности домашнего задания, позволяет реализовать деятельностный подход в обучении.

Учебник содержит богатый дополнительный материал: иллюстрации, схемы, таблицы, карты, словарь, ленту времени. Данный материал представлен в нужном количестве и выполнен с должным качеством и является не только вспомогательным средством, способствующим лучшему усвоению материала, созданию образа изучаемой эпохи, но позволяет организовать работу и на уроке, и дома, позволяет заняться поисково-исследовательской деятельностью. Но, на мой взгляд, генеалогическое древо русских князей и словарик логичнее было бы поместить в конце учебника, а не раскидывать фрагментами по всей книге, т.к. в этом случае словариком пользоваться гораздо удобнее (особенно детям с низким уровнем обучаемости), и у учащихся будет формироваться более целостный образ династии Рюриковичей.

«Красной нитью» через весь учебник проходят две идеи, обнаруживаемые как в отборе содержания, так и в способе представления материала. Во-первых, материал подобран и представлен таким образом, чтобы способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины. Недаром учебник начинается словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Во-вторых, большое внимание уделяется роли православия и Русской Православной Церкви в развитии и становлении русской цивилизации, Древнерусского государства, культурных традиций и мировоззрения нашего народа, способствует интеграции данного курса с мировоззренческим курсом, изучаемым в 5 классе. Также усилено внимание вопросу о роли личности в истории. Не случайно форзацы учебника украшают изображения русских правителей и святых. Данный учебник способствует формированию таких качеств личности, как патриотизм, признание ценности человеческой жизни, уважение предков, ценность семьи, толерантное отношение к представителям иных народов и культур, значимость каждого человека, независимо от его происхождения, взглядов, национальной принадлежности, классовых и иных социальных различий.

Сравнивая данное учебное пособие с аналогичным учебником Данилова и Косулиной, по которому занимались учащиеся нашей школы в прошлом году, можно отметить следующее. Во-первых, различаются хронологические рамки изучаемого в 6 классе периода (у Данилова изучается история России до конца XVI века, у Перевезенцевых – до конца XV века, что является несколько непривычным). Во-вторых, по-разному расставляются приоритеты изучаемых событий (преимущественно социально-политическая история у Данилова и преобладание цивилизационного подхода в учебнике Перевезенцевых). В-третьих, иной способ подачи материала. Учебник Данилова нацелен на установление причинно-следственных связей, итогов, последствий и значений тех или преобразований или событий. Текст данного учебного пособия – это в основном повествование, рассказ о том, что было. С одной стороны, это усложняет анализ изучаемых событий для учащихся, с другой, создаёт дополнительную нагрузку учителю с целью развития навыков критического мышления, фантазии, внимательности учащихся. В-четвёртых, большее внимание в анализируемом учебнике уделено роли личности в истории, а также – роли православия в формировании российской цивилизации. Это в свою очередь способствует лучшему пониманию событий отечественной истории, её самобытности по сравнению с историей других стран, усиливает воспитательный потенциал учебника и предмета в целом.

Таким образом, апробация на базе МОУ «Муромцевская средняя общеобразовательная школа» данного учебника показала возможность использования этого УМК и в дальнейшем в классах с разным уровнем обученности и разной направленности, т.к. он полностью соответствует требованиям государственного стандарта, соответствует современному состоянию отечественной исторической науки, содержит богатый дидактический материал, позволяющий организовать разнообразные формы работы с учащимися, выполнен в соответствии с требованиями СанПиН, учитывает возрастные и психологические особенности шестиклассников. В то же время работа с этим учебником требует от учителя хорошей теоретической подготовки (впрочем, это необходимо при работе с любым учебником), УМК Перевезенцева С.В. и Перевезенцевой Т.В. желательно дополнить рабочей тетрадью для учащихся. Так как учащиеся 6 класса только начинают знакомиться с картой на уроках географии, и у них нет навыков работы с фрагментами карт, желательно первую карту «Древняя Русь в IX – X вв.» выполнить в виде врезки на карте Евразии.

Учитель истории: Панфилова Е.А.

Директор школы: Чижикова Л.С.

5.06.2010 г.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру