Василий, архимандрит Печерский

ВАСИЛИЙ, архимандрит киевского Печерского монастыря (1183 — после 1197).

До 1183 г. священник киевской церкви на Щекавице (в северо-западной части Киева). О необычных обстоятельствах его избрания в печерские игумены летопись рассказывает так.

После кончины 24 июля 1183 г. игумена Поликарпа "бысть мятежь в манастыре… не могоша избрати собе игумена, и бысть скорбь братьи, и туга, и печаль велья". 26-го числа братия сошлись в Успенской Печерской церкви и — очевидно, после непростого обсуждения — решили послать "к Васильеви попови на Щькавицю, абы былъ намъ игуменъ и управитель стаду черноризиць Федосьева манастыря Печерьскаго". Василий, "в велице изуменьи бывъ", начал отказываться, но братия "поемше" его и 29-го привели в монастырь. 31 июля Василий был пострижен в монахи, причем пострижение "своею рукою" совершил киевский митрополит Никифор II в присутствии туровского епископа Лаврентия и полоцкого епископа Николая, а также всех игуменов. По совершении обряда Василий был поставлен игуменом Печерского монастыря.

В этом рассказе Василий именуется игуменом. Но уже в следующем сообщении летописец называет его архимандритом — очевидно, этот титул Василий получил ранее 1185 г.

1 января 1185 г. вместе с киевским митрополитом Никифором и не названным по имени юрьевским епископом архимандрит Василий принимает участие в освящении в Киеве "великим священием" церкви Святого Василия "на велицемь дворе", построенной киевским князем Святославом Всеволодовичем. По этому случаю великий князь устраивает праздник, "и созва на пиро тъ духовныи священого митрополита Никофора, ины епископы, игумены, и всь святительскии чинъ, и кияны, и быша весели, и отпусти е, и разидошася во свояси".

6 декабря 1197 г. архимандрит Василий вместе с епископами, игуменами и всем "священническим чином" участвует в духовном пире, устроенном великим князем Рюриком Ростиславичем по случаю освящения в Белгороде новой кафедральной церкви Святых Апостолов.

Из послания архимандриту Василию "некоего старца" (по мнению исследователей, св. Кирилла Туровского) известно, что Василий на собственные средства возвел каменную ограду вокруг Печерского монастыря: "создалъ стены каменны… на  тверде основе высокы и красны… огнемъ и плиту устроилъ… водою же и калом (раствором. — А. К.) свершилъ".

Известно также, что Василий был весьма начитанным и книжным человеком и, вероятно, находился в оживленной переписке со многими церковными деятелями своего времени. Сохранились два послания, адресованные ему, — "о белоризце-человеке и о монашестве" и "о схиме", принадлежащие, по всей вероятности, перу знаменитого писателя древней Руси св. Кирилла, епископа Туровского (ко времени поставления Василия на игуменство уже оставившего кафедру). Сама тема первого послания, по-видимому, навеяна неожиданным и скорым переходом Василия из одного духовного состояния (он был священником-"бельцом") в другое — монашеское. Исходя из наименования Василия игуменом, послание можно датировать временем вскоре после его избрания, ранее 1185 г. Второе послание адресовано уже архимандриту Василию, который именуется "богоблаженным", "воистину славным, великим во всем мире", "вторым печерским игуменом Феодосием": "аще не именем, но делы и верою равенъ сый оного святости". Автор послания — "некий старец" (очевидно, Кирилл) — отвечает на недошедшее до нас послание самого Василия, в котором тот выражал желание принять схиму.

Год кончины архимандрита Василия неизвестен. О его церковном почитании сведений нет; в числе погребений преподобных отцов печерских его погребение не значится.


ИСТОЧНИКИ:
Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. Стб. 627—628, 634, 707; Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 192—193, 211; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 170—185, 198—205 (послания Кирилла Туровского; подг. текста и перев. Н. В. Понырко).

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру