М.П. Погодин. "Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала"

ПРЕДИСЛОВИЕ: НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ И О ЕГО РАБОТЕ
Михаил Петрович Погодин родился 11 ноября 1800 г. в Москве в семье домоправителя московского градоначальника графа И.П. Салтыкова — крепостного, получившего "вольную" после смерти барина в 1806 г.

С 1814 г. учился в 1-й Московской губернской гимназии. В числе лучших выпускников был принят в 1818 г. на словесное отделение философского факультета Московского университета. Окончив с золотой медалью университет в 1821 г., Погодин до 1824 г. преподавал географию в университетском Благородном пансионе. После защиты магистерской диссертации, в которой доказывал норманскую теорию происхождения государства на Руси, он читал всеобщую историю студентам-первокурсникам университета. В 1828 г. был произведен в адъюнкты, читал курсы новой ("политической") и русской истории на этико-политическом отделении юридического факультета. В 1833 г. избран ординарным профессором всеобщей истории. В 1836 г. занял кафедру русской истории. В том же году Погодин становится действительным членом, а с 1841 г. — ординарным академиком АН. В 1839 г. он опубликовал диссертацию о летописи Нестора, удостоенную Демидовской премии АН и ставшую классикой норманизма. В 1844 г. Погодин отказывается от преподавания в университете в пользу "учено-литературной деятельности", которой занимается до своей смерти в Москве 8 декабря 1875 г.

Заметную роль играл Погодин и в общественной жизни страны, был членом (1825–1875), секретарем (1836–1845), председателем (1875) Общества истории и древностей российских при Московском университете (его коллекция древностей — "Древлехранилище" –– не имела аналогов); членом (1824–1875), секретарем (1834), председателем (1860–1866) Общества любителей российской словесности; одним из организаторов и председателем (1861) Московского славянского благотворительного комитета; гласным Московской Думы; почетным членом русских и иностранных научных обществ; почетным доктором философии Карлова ун-та в Праге.

Погодин встречался с Ф. Шеллингом (1835), Ф. Гизо (1838), Ф. Шатобрианом (1842), первым установил тесные связи с учеными-славистами П.Й. Шафариком, Ф. Палацким, В. Ганкой и др. В России круг близких ему людей включал С.П. Шевырева, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, Аксаковых и других славянофилов. Как историк и публицист Погодин полвека сотрудничал во многих периодических изданиях различного направления, сам издавал журналы "Московский вестник" (1827–1830), "Москвитянин" (1841–1856), газету "Русский" (1867–1868). В Московском университете его преемниками стали Т.Н. Грановский (по кафедре всеобщей истории) и С.М. Соловьев (по кафедре русской истории).

Своим творчеством, которое исходило из убежденности в великом предназначении русского народа как в политическом, так и в общечеловеческом плане, было основано на уверенности в величии духа русского человека и осуждении безусловного поклонения Западу, развивалось в русле "православно-русского", близкого славянофильству направления общественной мысли, Погодин способствовал охранению традиционно сложившегося "русского политического согласия".

Библиография трудов Погодина включает сотни наименований. Главные его исторические работы — "О происхождении Руси. Историко-критическое рассуждение М. Погодина" (1825), "Исторические афоризмы" (1827, изд. 1836), "Лекции по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира" (Ч. 1–2, 1835–1836), "Нестор, историческо-критическое рассуждение о начале русских летописей" (1839), "Г. Гедеонов и его система о происхождении варягов и Руси…" (1864), "Борьба, не на живот, а на смерть, с новыми историческими ересями" (1874) и др. — вошли в сборники "Историко-критические отрывки" (1846, 1867, "Исследования, замечания и лекции о русской истории" (1846–1857), а также "Сочинения" (1872–1876).

Свою роль в науке Погодин связывал с защитой "исторического православия" и идеи самобытности русского народа и его истории, которые отстаивал в резкой полемике с М.Т. Каченовским, Н.А. Полевым, С.М. Соловьевым, К.Д. Кавелиным, Н.И. Костомаровым, С.А. Гедеоновым и др. оппонентами. Рассматривая начало русской государственности как добровольное "призвание" норманнов, Погодин развивал оригинальную трактовку удельного периода и в целом всей истории России, считая ее бесконфликтной, коренным образом отличающейся от начатой "завоеванием" и движимой социальной борьбой истории Западной Европы. Погодин одним из первых высказал тезис о принципиальном отличии России от Западной Европы, о противоположности представляемых ими начал. Основой общества в России он считал любовь и единение, в Европе — вражду и рознь.


***
В статье "Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала", помещенной в январском номере журнала "Москвитянин" за 1845 год, Погодин рассматривает сущность социально-политического своеобразия России. Подтверждая мнение французского историка О. Тьерри о происхождении западноевропейских государств вследствие завоевания, он вслед за Н.М. Карамзиным подчеркивает различие между добровольным призванием на княжение и завоеванием, определившим, в конечном итоге, разные пути России и Запада в мировой истории. И хотя Погодин признает, что на раннем этапе завоевание и призвание мало чем отличаются друг от друга: "Призвание и завоевание были в то грубое и дикое время, положим, очень близки, сходны между собою, разделялись тонкою чертою — но разделялись!" (1), тут же он заявляет, что "Малейшее различие в начале производит огромное различие впоследствии" (2). Это замечание носит принципиальный характер в историософской схеме Погодина, считавшего, что "И государства, как все существа в мире, начинаются неприметными точками" (3). Развивая эту мысль в статье "Формация государства", он далее заявлял, что призвание варягов в истории России — "это менее чем зародыш, это математическая точка, почти идея" (4); "Киев, с выражением Олега: се буди мати градом Русским, и временная дань с некоторых племен, — вот состояние зародыша, форма государства, оставленного преемником Рюрика" (5). "Олег пошел; точка двинулась, это правда, точка, не более, но выйдет линия, и какая линия? Полэкватора, треть меридиана" (6).

"История всякого государства, — писал Погодин в письме А.С. Хомякову, напечатанному в "Москвитянине" в 1848 году, — есть не что иное, как развитие его начала; настоящая и будущая его история так происходит из начала, как из крошечного семени вырастает то или другое огромное дерево, как в человеческих поколениях правнуки сохраняют тончайшие оттенки голоса или легчайшие черты телодвижения своих предков. Начало государства есть самая важная, самая существенная часть, краеугольный камень его истории, и решает судьбу его на веки веков" (7). Русское государство, начавшись с неприметной точки, почти идеи, — с призвания варягов, постепенно прошло несколько стадий в своем развитии. "Зародыш" — это Киев с Олегом и Игорем; "оседлость" — "привычка", которой стал следовать Игорь; единовластие — княжение Владимира. Норманны, таким образом, за двести лет "раскинули план будущего государства, наметили его пределы, нарезали ему земли без циркуля, без линейки, без астролябии, с плеча, куда хватила размашистая рука". Все города и племена, находясь во власти одного князя, одного рода, имея родственное происхождение, один язык, одну веру составили прообраз будущего государства, "сметанного" "на живую нитку" (8).

Завоевание на Западе привело к тому, что там движущей силой исторического процесса стала социальная борьба: "Завоевание, разделение, феодализм, города со средним сословием, ненависть, борьба, освобождение городов, — это первая трагедия европейской трилогии. Единодержавие, аристократия, борьба среднего сословия, революция — это вторая. Уложения, борьба низших классов … будущее в руце Божией" (9). В русской же истории нет феодализма, нет городов в западном смысле, нет среднего сословия, "ни рабства, ни ненависти, ни гордости, ни борьбы…", поскольку в основе русского государства лежало добровольное призвание правителей. Исходя из вполне разумной мысли о том, что "если следствия различны, то и начала различны", Погодин источник различий находит в начале государственности: "Как на Западе все произошло от завоевания, так у нас происходит от призвания, беспрекословного занятия, и полюбовной сделки" (10).

Отсутствие взаимного уничтожения, ненависти при призвании варягов определило и отсутствие в России третьего сословия, возникшего на Западе в результате борьбы городов против феодалов, и мирное сожительство различных конфессий. Противоборство, внутреннюю борьбу, латентно пребывающую в политической жизни Запада, Погодин оценивает однозначно негативно, пророчески предрекая западным странам будущие потрясения и противопоставляя ей "органичность" национально-политического единства и монолитную целостность Российской империи.

Объяснив "генеалогию" западноевропейской и русской государственности, в доказательство своей позиции Погодин рассматривает политические явления, сопровождавшие зарождение русского государства и приводит сначала различия "составных частей, элементов Государства" на Западе и в России, а затем отличия физические и нравственные. Элементы государства в "первый период его происхождения", по его мысли, это — "государь, народ, разделяющийся на сословия…, и земля"; физические — "пространство, народосчислие, населенность, почва, климат, положение, система рек", нравственные — "народный характер, религия, образование" (11).

Так, например, с точки зрения Погодина, "Наш Государь был званым мирным гостем, желанным защитником, а Западный государь был ненавистным пришельцем, главным врагом, от которого народ напрасно искал защиты" (12). "С народом у нас Князь имел дело лицом к лицу, как его защитник и судья…за что и получал определенную дань", а на Западе Король был совершенно отделен от народа своими вассалами (13). "На Западе Король был обязан своим сподвижникам.., помогавшим ему покорить землю, а наш Князь не имел никаких обязанностей к Боярам…" (14), которые находились в полном его распоряжении. Поэтому, в отличие от русских, "западные воеводы", составившие особый класс, многочисленное сословие (15), почитали себя почти равными Королю, который без них ничего не значил, не мог владеть государством, не мог действовать, не мог повелевать ими: "Те делали что хотели, а наши, что приказывал им Князь", — подводит черту Погодин (16).

Своеобразие теоретико-методологической позиции Погодина в оправдании невозможности завоевания России усиливало его обращение к географическому фактору, который по его мысли обуславливал как принципиальную невозможность завоевания России, так и во многом оправдывал его концепцию "призвания власти" славянским населением Руси.

Первое, на что обращает внимание Погодин — "пространство", обширность территории страны, обусловившее "невозможность быстрого завоевания", с одной стороны, с другой — отсутствие борьбы за землю, которой было очень много ("Бери всякий, сколько хочешь") и которую не нужно было ни у кого отнимать — "пройти это пространство взад и вперед, вдоль и поперек — не достанет жизни одного поколения, а покорить, содержать в повиновении, кольми паче" (17).

Второе обстоятельство — многочисленность и единство туземного населения, которое внушало уважение пришельцам. В отличие от разнородных обитателей территории Западной Европы, народ славянский, как указывает Погодин, "был очень многочислен и един по своему происхождению… Это единство сообщало ему твердость, доставляло влияние, коему невольно подчинялись пришельцы" (18).

Третье обстоятельство было связано с тем, что в России, как верно заметил Погодин, — всякому потоку завоевания препятствовало "заселение не сплошное, но разделенное лесами, степями, болотами, речками, без больших дорог, при трудных сообщениях" (19).

Четвертым обстоятельством стала "бедность" земли, требующей приложения большого труда и не доставлявшей никакой пищи роскоши. Поэтому экспансивные устремления первых русских князей были устремлены в другие богатые места. "Совсем не то на Западе, — отмечает Погодин, — где пришельцы нашли себе рай земной, в сравнении с их отчизной, из коего некуда им было желать более" (20).

Пятое обстоятельство, обусловившее аполитичность русского народа, предоставившего все государственные дела князю и боярам, — это "климат суровый, холодный", который, как предполагал Погодин, "заставлял обитателей жить дома, около очагов, среди семейств и не заботиться о делах общественных, делах площади, куда выходили они только в крайней нужде…" (21).

Шестое обстоятельство, способствовавшее "одинаковости отношений, гражданскому равенству", по Погодину — это равнинная, без гор, территория Руси. "Некому и нечем было воспользоваться. Феодалу негде было выстроить себе замка, он не нашел бы себе неприступной горы, — да и камня нет, на строение, а только сгораемый лес" (22).

И последнее, седьмое "физическое" обстоятельство, на которое обращает внимание Погодин, — это "Система рек, текущих внутри земли, странное отделение от всех морей, (Белого, Балтийского, Черного и Каспийского)". Все это обусловило трудность контактов туземного населения с внешним миром, его одиночество, особость пути, мир и покой существования, и, в конечном счете, то, что "Мы…подчинились спокойно первому пришедшему" (23).

Таким образом, по мысли Погодина, обширность территории, многочисленность славянского населения, отсутствие дорог, тяжелые климатические и другие "физические" условия послужили основой создания самобытного русского государства, так как эти обстоятельства, взятые в совокупности, делали "завоевание" невозможным.

Нужно заметить, что в своем обосновании уваровской формулы Погодин находит исторические аргументы для всех составных частей "официальной народности". Этому, в частности посвящена та часть статьи, в которой речь идет о "нравственных различиях" Запада и Востока Европы, западных народов и народов славянских.

Первое такое различие связано с характером северных славянских народов — "Словении были и есть народ тихий, спокойный, терпеливый… Потому они и приняли чуждых господ без всякого сопротивления, исполняли всякое требование их с готовностью…Такая безусловная покорность, равнодушие, противоположные западной раздражительности, содействовали, — как считает Погодин, — к сохранению доброго согласия между двумя народами" (24).

Еще одно различие связано по Погодину, с гражданским и умственным образованием, с тем, что сейчас принято называть "политической культурой", "политической традицией". Так, в отличие от западных племен, имевших богатую политическую историю в момент покорения их варварами, в России "гражданского образования не было никакого, а только семейное, домашнее, до которого пришельцы не коснулись", поэтому, как указывает Погодин, — "Мы получили гражданское образование от пришельцев, а западные племена дали им" (25).

Самое же главное различие между Россией и Западом, по Погодину, в характере принятия христианской веры и в самом характере веры: "У нас пришельцы сообщили Религию туземцам, а там туземцы пришельцам" (26). Сначала варяги-язычники встретились со славянами-язычниками, затем варяги приняли христианскую веру и распространили ее между славянами без сопротивления. Западные же завоеватели встретились с христианами, и они начали действовать друг против друга — "новый источник ненависти, которого у нас не было" (27). Это, во-первых. Во-вторых — вера, которую приняли варяги, а затем и славяне, отличалась от западного христианства. "Те получили ее из Рима, а мы из Константинополя" (28). Не вдаваясь в детализацию, Погодин, в своей статье, на наш взгляд, дает квинтэссенцию трактовок под политическим углом зрения различий католической и православной религии, которые господствовали в русской литературе того времени: "западная более стремится вне, восточная углубляется внутрь; у них пропаганда, у нас сохранение; у них движение, у нас спокойствие; у них инквизиция, у нас терпимость". И политические последствия — различие отношений Церкви и Государства: "Действуя вне — западная церковь вошла по необходимости в соприкосновение со светскою властью, и получила на время преимущество над ней, а наша, углубляясь внутрь, оставила светскую власть действовать, как ей угодно" (29).

Общий вывод, к которому приходит Погодин, следующий.

Русская история и история западных государств, при общем ("родовом") их подобии, при единстве цели, противоположны во всем, что касается путей, средств, обстоятельств, формы происшествий. И противоположность эта, "несмотря на все усилия, преобразования, перевороты, время", сохраняется (30).

А относительно публикуемой здесь статьи сам М. П. Погодин писал С. П. Шевырёву: "Спешу поделиться с тобой удовольствием — столько нашел я в своей кладовой драгоценных замечаний о Русской Истории, что сердце не нарадуется. Я писал на лоскутках и складывал в одно место, и не замечал, как они копились, а теперь как стал их собирать и низать на нитки, так сам удивился. Глава о различии Русской Истории с Европой получает характер государственный, и я разошлю ее к членам Государственного Совета, умеющим грамоте".

Впервые статья вышла в первом номере журнала "Москвитянин" в 1845. (См.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина: В 22 тт. СПб, 1888-1910. Т. 8. СПб. 1894. С.113-116). Текст печатается по: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей западных европейских государств, относительно начала // Историко-критические отрывки, М. Погодина. М., 1846. С.57–82. Предисловие, подготовка текста и комментарии доктора политических наук, профессора А.А. Ширинянца.


ПРИМЕЧАНИЯ К ПРЕДИСЛОВИЮ:
1. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.62.

2. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.63.

3. Погодин М.П. Формация государства // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.37.

4. Погодин М.П. Формация государства // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.41

5. Погодин М.П. Формация государства // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.43

6. Погодин М.П. Формация государства // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.42.

7. Цит. по: Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. СПб., 1913. С.317.

8. См.: Погодин М.П. Норманнский период русской истории. М. 1859. С. 150.

9. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.60-61.

10. См.: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.61-62.

11. См.: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.63, 74-75.

12. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.64.

13. См.: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.64-65.

14. См.: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.64.

15. Многочисленность аристократии на Западе Погодин объяснял просто — туда "пришли огромные войска-племена со множеством предводителей", из этих предводителей и их потомков составилась аристократия. На Руси же "воеводы", бывшие передним рядом Княжеской свиты, гвардии, дружины, в силу своей малочисленности и прямой зависимости от Князя, не составили "особого класса". См.: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.65.

16. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.65.

17. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.75.

18. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.76. Более того, как замечает Погодин: "Норманны разошлись в Славянском населении, подобно капле вина в воде…".

19. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.76-77.

20. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.77.

21. См.: Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.77-78.

22. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.78.

23. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.78.

24. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.79.

25. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.80.

26. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.80.

27. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.79.

28. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.80.

29. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.80.

30. Погодин М.П. Параллель русской истории с историей европейских государств относительно начала // Погодин М.П. Историко-критические отрывки. М., 1846. С.81.

 


 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру