На службе Отечеству. Глава 1. Российская наука побеждать

Московское высшее военное командное училище - предыстория и 90 славных лет

Московское высшее военное командное училище (МВВКУ) — одно из старейших и престижнейших военных учебных заведений нашей страны. И хотя не раз оно меняло название и дислокацию, но всегда оставалось "кремлевским" — правофланговым в строю братских школ боевых командиров. Именно этому училищу посчастливилось связать воедино лучшие традиции русского и советского военного образования, унаследовав многовековой опыт и боевой дух российской армии.

Прошлое и настоящее МВВКУ неразрывно связано с военной и политической историей России. За годы своей деятельности училище подготовило десятки тысяч высококвалифицированных офицерских кадров, ставших оплотом отечественных Вооруженных Сил. Не было ни одной войны, выпавшей на долю нашей страны в XX-м столетии, в которой не приняли бы участие, приумножив славу русского оружия, воспитанники МВВКУ.

Настоящая книга — авторская версия глав, опубликованных в 2007 г. издательством "А2-А4". К сожалению, весь тираж книги, получившей название "Московское высшее военное командное училище. 90 лет в строю", был распространен заказчиком. Широкой публике книга осталась неизвестна. Решить эту проблему и призвано настоящее переиздание самой важной, первой ее части, написанной д.и.н. Владимиром Алексеевичем Волковым.

ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
История Древней Руси — череда больших войн с Византией, Венгрией и Польшей, хазарами, печенегами и половцами. Позднее русичам пришлось сражаться с немецкими и шведскими рыцарями, монголами. Победы сменялись поражениями, но даже после самых страшных из них Русь находила в себе силы возродиться и нанести по торжествующим врагам ответный разящий удар. Костяком войска того времени были дружины, командовали которыми сами князья старшие дружинники, называвшиеся воеводами. От их выучки и таланта напрямую зависел исход любого сражения, а зачастую и всей войны. Военные знания приобретались в Древней Руси, как правило, опытным путем, с помощью опытных наставников. Так, например, воспитателем, наставником одного из славнейших наших воителей князя Святослава Игоревича (? — 972) был варяг Асмуд, учивший юного своего воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава еще один варяг главный киевский воевода Свенельд, который огранил незаурядный талант князя, сделав его самым выдающимся полководцем первой русской эпохи, разгромившим Хазарский каганат на Волге, воевавшим с Византийской империей, павшим весной 972 г. в битве с напавшими из засады печенегами.

Такую же подготовку получали и сыновья, и внуки, и правнуки Святослава. Изучая военное дело, воеводы получали знания из устных преданий и рассказов о богатырях, а затем и из рукописных книг — кратких летописных записей, "Поучения Владимира Мономаха", "Слова о полку Игореве". Именно из них черпал сведения о войнах прошлого другой выдающийся полководец Древней Руси Александр Невский (1220-1263). Его подготовка так же включала практические уроки, обычные для военачальников того времени.

У юного Александра, как и у других его сверстников княжеского рода, был свой дядька (наставник) — боярин Федор Данилович, заслуженный и опытный ветеран, не понаслышке знавший все секреты военного ремесла. Несомненно, в обучении сына принимал участие и его отец, один из самых видных воителей той эпохи Ярослав Всеволодич, бивший и литовцев под Усвятом и немецких рыцарей на реке Эмбах (эстонское название Эмайыга, русское — Амовжа), совершивший поход в "страну мрака" — Финляндию.

Как и других княжеских и воеводских детей Александра учили владению оружием, прежде всего мечом и копьем, стрельбе из лука и метанию сулиц (дротиков). Огромное значение имело обучение верховой езде. Будущий командир должен был знать боевые сигналы, поднимающие воина в атаку или приказывающие ему отойти.

Индивидуальное мастерство подросших витязей оттачивалось во время воинских игрищ или "игрушек", некоего аналога западноевропейских рыцарских турниров. Состязания русских воинов были менее формализованы, чем рыцарские забавы, не имели службы герольдов, специального турнирного оружия и доспехов. Участвовавшие в "игрушках" воины использовали боевое оружие, однако старались действовать им не в полную силу. Тем не менее, имели место и несчастные случаи, когда раззадорившийся поединщик начинал разить "противника" по настоящему. Так во время "игрушки" 1390 г. в Коломне в присутствии великого князя Василия I был убит его "кормилич" (воспитатель) боярин Остей.

Часто дело обучения княжичей становилось наследственным. Варяг Шимон был воспитателем одного из сыновей Ярослава Мудрого Всеволода, а сын Шимона Георгий растил и учил военному делу внука Всеволода знаменитого Юрия Долгорукого.

Воспитатели князей становились лучшие дружинники, ближайшие помощники и советники князя в делах военных и государственных. Слово "дружинник" восходит к еще более древнему слову "друг" значение которого — "спутник в походе", "товарищ по войне" — заметно отличалось от современного. Численность дружин первых славянских князей была невелика, однако они представляла собой грозную силу, ведь каждый такой отряд состоял из хорошо обученных и вооруженных воинов. Позднее дружины стали именоваться "дворами", а служившие в них воины — "дворянами". За свою службу они получали наделы земли с крестьянами и должны были выступать в поход вместе с боевыми холопами, слугами, проходившими особую военную подготовку. умевшими сражаться не только холодным, но и появившимся огнестрельным . появившимся оружием.

Такое оружие могло существенно повлиять на ход борьбы с монголами, в середине XIII в. подчинившими своей власти русские земли и на протяжении полутора веков разорявших их.

О первых огнестрельных орудиях на Руси известно с конца XIV в. Незадолго до Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий Донской (1350-1389) нанес первое большое поражение Орде, во время похода 1376 г. Одной их его ратей на татар было захвачено несколько пушек, из которых москвичи и стреляли по татарам во время осады своего города Тохтамышем в 1382 г. Москва пала, и эти пушки оказались захвачены врагом. Вновь артиллерийские орудия появляются уже в Твери в 1389 г. Затем уже пушечное производство было налажено и в других городах. Поначалу орудийные стволы ковали из полос металла толщиной 7-10 мм, сгибали и сваривали.

Кованые орудия находились на вооружении русской армии в течение всего XV в. Их изготавливали калибром 24 — 110 мм, массой 60 — 170 кг. Именно залповый огонь таких пушек остановил наступательный порыв татарской конницы на реке Угре осенью 1480 г. Одержанная вследствие этого победа позволила Ивану III сбросить монголо-татарское иго.

На рубеже XV-XVI вв. на Руси появляется и ручное огнестрельное оружие. Поначалу ружья назывались "ручницами", и только позднее — самопалами и пищалями, хотя термин "ручница" встречается в документах XVI и даже XVII вв.

Поскольку стволы первоначальных "ручниц" были кованными, изготовление их было доступно любому опытному кузнецу. Этим объясняется широкое распространение ручных пищалей уже в начале XVI в. Ими вооружались отряды пищальников, все стрельцы, большая часть конных и пеших городовых казаков, вольные казаки и боевые холопы. Таким образом, ручное огнестрельное вооружение стало непременной принадлежностью русской пехоты XVI-XVII вв.


Появление и совершенствование огнестрельного оружия изменило рисунок боя, и, следовательно, военного обучения. В пользу этого говорит бесспорный факт — несшие государеву службу вместе со своими помещиками боевые холопы умели сражаться не только холодным, но и огнестрельным оружием, что требовало специального обучения. Ратному делу стали учить и пушкарей (артиллеристов), а с середины XVI в. стрельцов — государевых служилых людей, вооруженных пищалями, то есть фитильными ружьями. Содержавшееся за счет казны стрелецкое войско имело ряд черт свойственных регулярной армии, однако разрешение заниматься в мирное время торговлей и промыслами снижало боевые возможности стрельцов, неохотно оставлявших свои дворы и лавки в военное время.

Стрелецкое войско было создано в 1550 г. при царе Иване IV Васильевиче (1530-1584). Сильная армия была ему нужна для осуществления великих замыслов — покорения Среднего и Нижнего Поволжья и завоевания выхода к Балтийскому морю. Со временем планы царя стали сбываться. В 1552 г. была взята Казань, в 1556 г. — Астрахань, началось завоевание Сибири. Но начатая в Прибалтике Ливонская война 1558-1583 гг. завершилась поражением России, против которой выступила армии польского короля Стефана Батория, перестроившего вооруженные силы своего королевства на регулярной основе. На исход войны повлияло и организованное Иваном IV истребление командных кадров. Вместе с другими русскими воеводами погиб и М.И. Воротынский, под руководством которого был составлен первый воинский устав — Боярский приговор о сторожевой и станичной службе (1571 г.), на долгие годы определивший порядок организации охраны и обороны южных и юго-восточных границ страны. В 1572 г. в битве у Молодей Воротынский разбил 100-тысячную орду крымского хана Девлет-Гирея. Избежали гибели и вернулись в Крым лишь около 20 тысяч татар. Вскоре, однако, царь заподозрил Воротынского в измене и подверг его пыткам, от которых тот и умер.


Частые войны вынуждали Ивана IV уделять большое внимание подготовке ратных людей, прежде всего пушкарей и стрельцов. Свое умение они должны были демонстрировать на учебных стрельбах в присутствии самого государя. Об этом мы знаем доподлинно из описания такого рода смотров, сделанном английским купцом и дипломатом Энтони Дженкинсоном, наблюдавшим за ними во время его пребывания в нашей стране в 1557 г.

Зимой за пределами Москвы, для предстоящего артиллерийского испытания заранее изготовили два огромных сруба, толщиною в 30 футов (ок. 10 м), полностью засыпанных землей. Перед срубами установили белые мишени, облегчавшие пушкарям наведение орудий на цель. В стороне на возвышенном месте оборудовали наблюдательную позицию, откуда за стрельбами мог наблюдать царь и его окружение.

На смотр доставили все находившиеся в Москве пушки, установив их в один ряд в соответствие с размерами, начиная с малокалиберных и кончая "великими" орудиями, стреляющими ядрами весом в пуд и более. Каждая пушка выстрелила по три раза и обе цели оказались полностью уничтоженными.

Тогда же состоялся стрелковый смотр. В нем участвовало 5000 стрельцов, по-видимому, весь московский стрелецкий гарнизон. На этот раз мишенью служила стена, сложенная из ледяных глыб, толщиной около 60 см. Длина ледового вала составила 400 м, а высота 1,8 м. Огневой рубеж был устроен на расстоянии 54 м от мишени. Здесь и находились стрельцы, по команде царя открывшие огонь и разбившие ледяную стену своими пулями.


В начале XVII века Россия переживала один из самых трудных и мрачных периодов своей истории. Современники чаще всего называли его "Великим Московским разорением" или "Лихолетьем", потомки назвали "Смутным временем". Воспользовавшись ослаблением Русского государства поляки захватили Смоленскую и Черниговскую землю, шведы — Карелию и Ижорскую землю. Стремясь вернуть потерянные территории, первые цари из рода Романовых Михаил Федорович (1596-1646) и Алексей Михайлович (1629-1676) обратились к европейскому военному опыту, приступив к созданию полков "нового строя" — солдатских (пехотных) и рейтарских (кавалерийских). Обучение служивших в этих полках солдат и рейтар военному делу становится регулярным. Занимались им нанятые на русскую службу иноземные офицеры-инструкторы. Они давали письменное обязательство учить русских людей "с радением всякому ратному делу, чего сам умею и сколько могу научить, без всякие хитрости и оплошки".

Обучение набранных в полки "нового строя" солдат, рейтар и драгун облегчалось тем, что в первую очередь в них набирались представители служилого сословия: иноземцы, обедневшие дворяне и дети боярские, казаки, жители приграничных уездов, многим из которых ратное дело было "за обычай".

Для военного обучения военнослужащих полков "нового строя" очень скоро понадобились не только инструкторы, знания и опыт которых сильно разнились, но и печатные руководства. В 1647 г. в Москве на русском языке тиражом в 1200 экземпляров было напечатано обширное сочинение датчанина И.Я. Вальгаузена "Военное искусство пехоты" ("Kriegskunst zu Fuss"), в переводе получившее название "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей".

Наставления Вальгаузена имели в основе правила передовой в то время нидерландской военной школы. Автор подробно разъяснял принципы обучения солдат в ротном и полковом строю (правила построения и перестроения рядов и шеренг, приемы владения мушкетом и пикой, ведения огня), давал рекомендации по организации караульной службы, объяснял основные требования к "походному строению" и устройству временного лагеря, основные способы поддержания дисциплины и порядка в армии и т.п. Особое внимание обращалось на получение достоверной информации о противнике и на необходимость активных действий в военное время. Русское издание труда Вальгаузена было иллюстрировано и служило наглядным пособием для исполнения 143 предписанных эволюций с мушкетом.


Пристальное внимание уделялось в Москве разработке теоретических оснований артиллерийского дела. Еще в 1606 г. на русский язык была переведена часть второй книги трехтомного трактата барона Леонарда Фронспергера "Военная книга" (Kriegsbuch), изданного во Франкфурте-на-Майне в середине XVI в. Эту книгу размножили во многих рукописных списках. Позднее она была переработана и дополнена подьячим Посольского приказа Онисимом Михайловым, приступившим к составлению своего наставления в 1607 г. и завершившего его лишь в 1621 г.

Книга Михайлова получила название "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки". Она содержит подробные сведения об организации войска, употреблении артиллерии, основных типах орудий, их характеристиках, приемах ведения боевых действий, более 50 рецептов пороха. Выписки из "Устава" рекомендовалось раздать для руководства воеводам и головам (сотенным командирам).

Таким образом, в XVII столетии помимо традиционного наставничества появилась дополнительная возможность получать военные знания и при помощи изданных для высшего командного состава армии печатных наставлений. Они сыграли важную роль в подготовке вооруженных сил к войнам, в ходе которых русские рати отвоевали у Польши Смоленскую и Черниговскую землю, Левобережную Украину, отразили произошедшие в конце XVII столетия нападения турецких войск и крымских татар. Их попытка разорить южнорусские земли была сорвана героической обороной крепости Чигирин в 1677 и 1678 гг.


 

Переломной в жизни России стала эпоха Петра I (1672-1725). Он провел реформы практически всех сторон государственной жизни России, форсировал экономическое развитие страны, заложив ряд новых мануфактур, верфей. Перевооружив армию и создав мощный военный флот, Петр I овладел турецкой крепостью Азов (1695), получив выход к Азовскому морю. Затем он начал Северную войну 1700-1721 гг., стремясь выйти и к Балтийскому морю. При Петре завершается создание русской регулярной армии. Была проведена унификация калибров ручного огнестрельного оружия, учреждена полевая артиллерия, заведен понтонный парк, для правильного снабжения войск созданы провиантские магазины и упорядочена обозная служба. Но самое главное — было положено начало систематическому военному образованию в России. Прежде всего рекрутируемая им армия нуждалась в искусных артиллеристах. Недостаток хорошо подготовленных специалистов этого профиля проявился во время Азовских походов Петра I и царь, всегда гордившийся своим чином капитана бомбардирской (артиллерийской) роты Преображенского полка постарался решить эту проблему. В 1697 г., отправляясь с великим посольством в первое свое большое путешествие по Европе, он взял с собой несколько лучших бомбардиров Преображенского полка, за границей прошедших обучение у лучших немецких артиллеристов. Петр и сам, находясь в Кенигсберге получил ряд бесценных уроков стрельбы у известного специалиста фон Штернфельда, который выдал ему аттестат, подтверждающий, что он "является искусным и совершенным огнестрельным мастером". По возвращении ездившие с Петром I бомбардиры стали преподавателями первой военной школы, учрежденной царем в Москве при Преображенском полку. Произошло это в самом начале XVIII века. В этой Пушкарской школе будущих офицеров-артиллеристов обучали математике, баллистике и фортификации.

В январе 1701 г. в Москве была образована знаменитая Школа математических и навигацких наук, находившаяся до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем — Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. Впрочем, сам Петр I говорил, что Навигацкая школа "нужна не только морскому ходу, но и артиллерии и инженерству". В школу стали принимать сыновей "дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов" в возрасте 12—17 лет (позже и 20-летних). Состоятельные ученики, имевшие более 5 крестьянских дворов содержались за свой счет, а остальные получали от казны кормовые деньги. В Навигацкой школе детей учили грамматике, арифметике, геометрии и тригонометрии, "рапирной науке" (фехтованию). Выпускники-дворяне назначались во флот, инженерами и в артиллерию, а лица низших сословий (которые обучались только грамоте и счету) становились преподавателями цифирных школ, писарями, архитекторскими помощниками и служащими Адмиралтейства.

В Навигацкой школе преподавали 3 иностранных учителя — профессор математики А. Ферхварсон и выпускники Королевской Лондонской школы при госпитале Христа С. Гвин и Р. Грейс, а также единственный русский учитель Леонтий Филиппович Магницкий. Именно он в 1703 г. издал учебник "Арифметика, сиречь наука числительная", в котором впервые в учебных целях использовал арабские цифры вместо старого буквенного обозначения чисел. Каждое новое математическое правило он предварял простым примером. "Арифметика" Магницкого состояла из двух книг. В первой рассматривались вопросы практической арифметики и геометрия, прогрессии, правила извлечения квадратных и кубических корней. Во второй — шестеричные дроби, решение уравнений первой и второй степени, элементы тригонометрии, астрономии, навигации и землемерия. Вместе с А. Ферхварсоном Магницкий издал "Таблицы логарифмов и синусов".

В Навигацкой школе была установлена строгая дисциплина, за малейший проступок учащихся наказывали плетьми; за пропуск уроков взимали крупный денежный штраф. Выпускники Навигацкой школы проходили практику на флоте (впервые в 1706 г.), участвовали в геодезических и архитектурно-строительных работах.

После того, как в 1715 г. в Петербурге была учреждена Академия морской гвардии, Навигацкая школа потеряла свое самостоятельное значение, будучи преобразованной в приуготовительное заведение этой Академии.

Бушевавшая в то время Северная война со шведами и потребности развивающихся вооруженных сил вынуждали правительство расширять и совершенствовать систему военно-учебных заведений. В 1712 г. в Москве открылась Инженерная школа (в ней учились 23 ученика), а в 1719 г. такая же школа в Петербурге. В 1723 г. московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с действующей в этом городе. Одна за другой учреждаются артиллерийские школы — при единственном существовавшем тогда артиллерийском полку (1712), при Петербургском лабораторном доме, в которой обучались уже состоявшие на службе пушкари (1721). Подготовленные военные специалисты участвовали в крупнейших баталиях того времени: сражении со шведами у деревни Лесной, Полтавской битве, Прутском походе, боевых действиях в Померании (осадах Фридрихштадта, Тенингена и Штеттина). Питомцы Петра сопровождали императора и в дальнем Персидском походе 1722-1723 гг., в ходе которого было завоевано почти все побережье Каспийского моря, в том числе иранские провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад.

Петр I принимал участие в написании и редактировании ряда военных и морских уставов, регламентов, законов, военно-исторических трудов: "Книга Устав воинский" "Книга Устав морской", "Краткое положение об учении конного драгунского строю", "Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи", "Артиллерийское наставление", "Книга Марсова или воинских дел" и др. Рукописи этих инструкций испещрены поправками и дополнениями, сделанными рукой царя. Особое значение имел "Артикул воинский" (от лат. articulus — артикул, статья, параграф) — первый российский военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс, разработанный по инициативе и при участии Петра I. Рукопись "Артикула" содержит более 70 уточняющих добавлений, сделанных царем. Этот кодекс действовал в военное время до 1812 г., в мирное — до 1839 г.


После смерти Петра I престол унаследовала его вдова Екатерина I (1684-1727), а затем внук Петр II (1715-1730). Россия в это время ни с кем не воевала, заботы об укреплении армии и флота отошли на второй план, созданные в царствование Петра I артиллерийские школы пришли в упадок и закрылись. Ситуация изменилась после воцарения Анны Иоанновны (1693-1740). В ее правление Россия участвовала в войне за Польское наследство (1733-1735) и русско-турецкой войне 1735-1739 гг. Необходимо было повысить боеготовность армии. За это трудное дело взялся генерал Христофор Антонович (Бурхард Христофор) Миних, в 1732 г. назначенный президентом Военной коллегииОн сформировал новый гвардейский полк — Измайловский, усилил артиллерийские части, образовал 20 полков украинской ланд-милиции. Служившие в российской армии иностранцы, при Петре I получавшие двойной денежный оклад, были, наконец, уравнены в правах с русскими офицерами.

Открываются новые военные училища — в 1730 г. в Петербурге была учреждена новая Арифметическая артиллерийская школа, а в 1735 г. открылась Чертежная артиллерийская школа. В ней обучалось 30 человек из дворянских и офицерских детей. Завершив обучение, они зачислялись в артиллерийские части унтер-офицерами. Вскоре обе школы были объединены в Санкт-Петербургскую артиллерийскую школу.

Важнейшее событие в истории русского военного образования произошло 29 июля 1731 г. — в Петербурге по инициативе одного из "птенцов гнезда Петрова" графа П.И. Ягужинского, и при содействии Х.А. Миниха учреждается Кадетский корпус по образцу учебного заведения, существовавшего в Прусском королевстве. В бытность свою русским послом в Берлине Ягужинский убедился в преимуществах регулярного военно-учебного заведения и приложил все свои силы к созданию подобной военной школы для дворян и в России. "Корпус кадет шляхетских" был открыт 17 февраля 1732 г. и стал первым в списке российских военных академий и училищ.

Учебный курс Корпуса кадетов или, как тогда его часто называли, "Рыцарской академии", состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5—6 лет. Численность учеников была увеличена — в 1732 г. штат корпуса включал не 200, а 360 кадет, в 1760 г. в нем значилось уже 490 воспитанников. Их обучали не только военным, но и общеобразовательным предметам, "понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна". В корпус принимались исключительно дворянские дети, уже научившиеся читать и писать. Они обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и "прочим к воинскому искусству потребным наукам", а также языкам немецкому, французскому и латинскому (для желающих после обучения заниматься науками), чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике, а также предписывалось обучать кадет "солдатской экзерции". Тем самым выпускники становились разносторонне образованными людьми, что выгодно отличало российскую "Рыцарскую академию" от аналогичных европейских учебных заведений.

Первым главным директором корпуса был граф Б.-Х. Миних, затем принц Антон-Ульрих Брауншвейгский, но должность эта была почетной и номинальной и непосредственно делами "Рыцарской академии" ведал директор генерал-майор И.Л. Люберас. В 1734 г. в корпусе впервые появляется должность обер-профессора (прообраз будущей должности инспектора классов), задачей которого было наладить в корпусе учебный процесс и обеспечить контроль за работой преподавателей и проводимыми в корпусе занятиями. Первым обер-профессором был назначен В. фон Зихгейм.

В 1743 г. Корпус кадет получил название Сухопутного шляхетского корпуса — в этом году был учрежден новый Морской корпус и нужно было более четко сформулировать предназначение детища Ягужинского. При переводе в старший класс перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно с его способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика.

В 1759-1760 при Сухопутном шляхетском кадетском корпусе усилиями выпускников и преподавателей издавался еженедельный литературный журнал "Праздное время, в пользу употребленное", ставший событием культурной жизни России того времени. С журналом активно сотрудничал один из самых известных тогда русских писателей Александр Петрович Сумароков, также питомец Сухопутного корпуса, учившийся в нем в 1732-1740 гг. Воспитанники корпуса принимали непосредственное участие в выпуске журнала "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие".

В бытность свою кадетом еще один его прославленный выпускник Ф.Г. Волков, основатель русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры.

Одно время Сухопутным шляхетским корпусом руководил известный просветитель И.И. Бецкого. При нем и его преемнике графе Ф.Е. Ангальте действовало правило, по которому кадеты должны были учиться легко, без принуждения преподавателей. Этой цели они старались добиться возбуждением интереса к изучаемым предметам, убеждением в пользу знаний, в их необходимости для молодого человека, решившего посвятить себя служению Отечеству.

В корпусе была собрана богатая библиотека отечественной и зарубежной литературы, она насчитывала до 10 тыс. томов и являлась одной из самых богатых в России. Кроме того, там сложилась небольшая картинная галерея, разбит ботанический сад, представлявший флору не только России, но и некоторых других стран, были также учебный арсенал, механическая и архитектурная мастерские.

Появление Сухопутного и Морского кадетских корпусов положило начало регулярной системе подготовки русских офицерских кадров. Она прививалась тяжело, еще достаточно долго дворяне предпочитали записывать своих сыновей для выслуги офицерских чинов солдатами в Преображенский или Семеновский полк. Именно так начиналась служебная карьера нашего знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова. В 1742 году в царствование Елизаветы Петровны он был зачислен мушкетером в Лейб-гвардии Семеновский полк, однако получил обычный в то время отпуск для обучения "указным наукам" в родительском доме. К исполнению своих обязанностей Суворов приступил лишь в 1748 году, в чине капрала. В 1754 году он был переведен в Ингерманландский пехотный полк и сразу же произведен в поручики. Весьма похожей была судьба и тысяч других армейских офицеров, прошедших практическую школу в гвардейских частях. Однако потребность в кадрах, получивших более систематическую и правильную подготовку, со временем стала определяющей. В царствование Елизаветы Петровны российской армии пришлось вступить в борьбу с прусской военной машиной, едва не раздавившей в начале Семилетней войны 1756-1763 гг. войска наших союзников — французов и австрийцев. Из этого испытания русским генералам удалось выйти с честью, разгромив прусские войска в сражениях при Гросс-Егерсдорфе (1757) и Кунерсдорфе (1759). Это свидетельствовало о хорошей подготовке наших командных кадров, прежде всего военных инженеров и артиллеристов. Она продолжала совершенствоваться и в дальнейшем. В разгар войны с Пруссией, в 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер, главноначальствующий над инженерным корпусом граф П.И. Шувалов добился объединения созданных еще в петровское время Инженерной и Артиллерийской школ в одно учебное заведение под названием Артиллерийской и инженерной дворянской школы. В школе первоначально обучалось до 135 дворянских детей. От преподавателей Шувалов требовал досконального знания военных наук и математики, подготовки учебных пособий. По его прямому указанию преподававший в школе один из самых известных просветителей XVIII в. Я.П. Козельский, ученик М.В. Ломоносова и Г.В. Рихмана, составил 2 руководства по преподаванию арифметики ("Арифметические предложения" и "Механические предложения" — оба изданы в 1764 г.). С.И. Назарова издал свою "Практическую геометрию" (1760, 1761), учебник, использовавшийся и в Сухопутном корпусе. П.И. Шувалов лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. Шувалов был хорошо знаком с М.В. Ломоносовым, и совсем не исключено, что великий помор своими советами помогал П.И. Шувалову при составлении программы обучения будущего кадетского корпуса.

В 1762 г. на российский престол вступила Екатерина II (1729-1764). В ее правление страна вела серию удачных войн с Турцией, Польшей, в 1788-1790 гг. воевала со Швецией. Навечно в памяти россиян останутся имена Петра Александровича Румянцева-Задунайского, бившегося с пруссаками под Гросс-Егерсдорфом, Кунерсдорфом и Кольбергом, с татарами и турками под Рябой Могилой, Ларгой и Кагулом, Василия Михайловича Долгорукова, завоевавшего для России Крым, Григория Александровича Потемкина, создателя Черноморского флота, строителя Севастополя, Херсона и Николаева, штурмом взявшего в 1788 г. турецкую крепость Очаков, многих других русских военачальников, крепивших мощь своей державы.

Войны второй половины XVIII в. увеличили потребность армии в грамотных и знающих офицерах. Уже в 1762 г. штат Сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек. Теперь в него зачислялись дети не старше 5 лет, с тем, чтобы пробыть в корпусе полные 15 лет. Принимались в него, как правило, сыновья штаб-офицеров, преимущественным правом пользовались среди них дети раненных и убитых на войне героев. Родители или опекуны поступающих в корпус давали подписку в том, что не будут забирать детей даже во временные отпуска.

В том же году 1762 году Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадет. В 1784 г. штат увеличен до 393 человек. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров действующей армии комплектовался из воспитанников этого корпуса.

Таким образом, в XVIII в. подготовка офицеров сухопутных войск осуществлялась в двух учебных заведениях — общевойсковом и инженерно-артиллерийском. За это время Сухопутный кадетский корпус выпустил 3300 офицеров, а Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус — 1600 военных специалистов. При Павле I (1754-1801) 10 марта 1800 г. Сухопутный корпус переименовывается в 1-й Кадетский корпус, а Артиллерийский и инженерный — во 2-й Кадетский корпус. Среди его выпускников значатся многие известные фамилии: военного министра графа А.А. Аракчеева, героя-партизана 1812 г. А.Н. Сеславина, основоположника отечественной ракетной артиллерии генерал-лейтенанта А.Д. Засядко, профессоров математики академиков СЕ. Гурьева и В.И. Висковатова, известных военных историков генералов М.И. Богдановича и академика Н.Ф. Дубровина, крупного военного теоретика генерала М.И. Драгомирова, академика живописи А.Е. Коцебу, поэтов Г.С Батенькова, В.Ф. Раевского и др. Выпускник 2-го Кадетского корпуса генерал-лейтенант Максим Федорович Ставицкий, командовавший в 1812 г. пехотной дивизией, был ранен пять раз. Особенно отличился он в Бородинском сражении, где руководил боем, несмотря на тяжелое ранение в левую ногу с раздроблением костей и контузию; за проявленное мужество произведен в генерал-майоры.

Кроме 1-го и 2-го кадетских корпусов в конце XVIII века в России появилось еще два военно-учебных заведения, готовившие офицеров: Военно-сиротский дом и Шкловское благородное училище.

Сиротский дом был образован в 1795 г. из двух школ, созданных для сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих великим князем Павлом Петровичем (будущим императором Павлом I) незадолго до его воцарения в своей резиденции Гатчине и на Каменном острове. В 1798 г. это заведение, переведенное к тому времени в Петербург, было преобразовано в Императорский Военно-сиротский дом, первое отделение которого предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, преимущественно сирот. Воспитанники назывались кадетами и обучались Закону Божьему, русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, истории, географии и рисованию; они выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а отличников производили в офицеры сразу при выпуске. Второе отделение предназначалось для 800 солдатских сыновей, обучавшихся необходимым ремеслам.

Другую военную школу, получившую название "Благородное училище" учредил на собственные средства в городе Шклове генерал-майор С. Г. Зорич. Училище было открыто 24 ноября 1778 г. как частное учебное заведение для бедных дворян. Рассчитанное на 250 человек оно состояло из двух кавалерийских взводов и двух пехотных рот. Выпускники получали места на военной и гражданской службе, а с 1785 г. лучшие из них производились в офицеры прямо по выпуску. Большинство направлялось в полки юнкерами и портупей-прапорщиками и лишь получив боевой опыт, производились в офицеры. После воцарения Павла I училище сразу же перевели на казенное содержание, в ноябре 1799 г. оно получило название кадетского корпуса, который вскоре был переведен в город Гродно. До 1801 г. это учебное заведение выпустило 470 офицеров.

Говоря о военном образовании времен Павла I нельзя не отметить то обстоятельство, что к этому делу оказался напрямую причастен выдающийся русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, сам в юности прошедший курс Артиллерийской и инженерной дворянской школы в Петербурге (окончил ее в 1761 г.). Участвуя в русско-турецкой войне 1768-1774 г. в Алуштинском бою 23 июля 1774 года, когда он, командуя пехотным батальоном, в самый критический момент со знаменем в руке возглавил атаку своих гренадер. Русские в этой схватке победили, но сам Кутузов получил тяжелейшее пулевое ранение в висок и потерял правый глаз. Чудом избежавшего гибели офицера наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Отличился он и при взятии Измаила, после чего командовавший штурмом Суворов начертал на подготовленном им наградном списке: "Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле; но был правой моей рукою".

Много лет спустя в 1794 г. уже будучи заслуженным генералом Кутузов был назначен генеральным директором Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, где он установил строгий дисциплинарный режим для воспитанников, ввел для них преподавание тактики и военной истории. Эти занятия он проводил не только с кадетами, но и с офицерами-преподавателями корпуса (с этого времени во всех военно-учебных заведениях тактика и военная история стали обязательными предметами). Занятия для старших воспитанников из классных комнат переносились на два месяца в летние лагеря, также ставшие традиционными во всех военно-учебных заведениях. В 1795 г., сохранив свою должность, Кутузов стал командующим и инспектором войск в Финляндии.

Вклад Михаила Илларионовича в дело становления военного образования неоценим. Воспитанники такого боевого командира сами становились героями достойными имени человека, под знаменами которого им предстояло сражаться с лучшей на то время французской армией, возглавляемой овеянным славой многих побед Наполеоном Бонапартом.


 

Между тем необходимость в подготовленных военных кадрах ощущалась все сильней — в Европе бушевали коалиционные войны с наполеоновской Францией, войска которой после каждой триумфальной победы все ближе подходили к русским границам. Помимо этого в первое десятилетие XIX в. России пришлось воевать с Ираном, Турцией и Швецией. Неудивительно, что в этот период появляются новые военные училища, завершая формирования отечественной системы регулярного военного образования. В 1802 г. в Петербурге получил статус военно-учебного заведения Пажеский корпус, а в канун Отечественной войны — Финляндский топографический кадетский корпус (1812 г.).

Пажеский корпус был учрежден в 1759 г. для обучения и воспитания юношей, имевших придворное звание пажей и камер-пажей, в обязанности которых входило выполнение поручений особ императорской фамилии. В 1802 г. Пажеский корпус был преобразован в военно-учебное заведение по типу кадетских корпусов. Окончившим его присваивался либо чин поручика, либо корнета. Они пользовались преимущественным правом службы в гвардейских частях.

Финляндский топографический кадетский корпус первоначально размещался в местечке Гаапаньеми Куопикской губернии. Первоначально в нем готовили топографов для предстоявших работ по рекогносцировке края и исследованию его судоходных рек, но затем началось изучение и других специальностей. В 1823 г. он был переведен в город Фридрихсгамн и переименован в Финляндский кадетский корпус. Срок обучения в нем составлял 4 года, в течение которых изучались география, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, фортификация, артиллерия, тактика, топография с черчением, история, Закон Божий, фехтование и верховая езда.


В царствование Александра I (1777-1825) предпринимаются первые шаги по созданию системы подготовки офицеров штабной службы. В 1809 г. в среде военных деятелей стал широко обсуждаться вопрос о "заведении военно-учебного института для офицеров". В результате возникшей оживленной дискуссии при главных квартирах 1-й и 2-й Западных армий возникают временные школы для колонновожатых (штабных офицеров). Значение, место и формы штабной службы определялись "Учреждением для управления большой действующей армии" /1812 г./ и "Руководством в отправлении службы чиновникам дивизионного генерал-штаба" /1811 г./ Позднее подготовка штабных офицеров сосредоточилась в Петербургском училище колонновожатых, а также в Финляндском топографическом корпусе.

Грянувшая в 1812 году Отечественная война мобилизовала на борьбу с наступавшими на Москву французами не только армию, но и все русское общество. Страну охватил невиданный доселе патриотический подъем, сцементировавший русский народ стремлением избыть опасность порабощения своей Родины врагом. Грянули прославившие доблесть российской армии великие битвы — под Смоленском, на Бородинском поле, под Малоярославцем. Эти сражения — не только памятные для нас исторические даты — на долгие годы они стали важнейшим и действенным учебным материалом, на котором постигали науку побеждать новые поколения русских офицеров — дети героев 1812 года.

Первая Отечественная война и заграничные походы русской армии показали хорошую военную подготовку и высокую боевую выучку русских офицеров, составивших костяк армии остановившей нашествие французов, а затем сокрушившей Наполеоновскую сверхдержаву. В конце длившегося больше года похода пораженный Париж увидел на своих улицах и площадях русских солдат и казаков.

Бесценный опыт, полученный в кампаниях против французов, показал и некоторые слабые места русской военно-учебной системы. Уже при следующем императоре Николае I (1796-1855) возросшая роль штабной работы потребовала налаживания специальной подготовки офицеров квартирмейстерской части. В 1829 г. генералы А.И. Хатов и А.А. Жомини предложили проект создания Центральной стратегической школы. В 1832 г. она была открыта, получив название Военная академия, позднее ее преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба.

Новые большие изменения в деле подготовки командных кадров произошли в эпоху Великих реформ императора Александра II (1818-1881). Неудачная Крымская война 1853-1856 гг. показала необходимость оснащения русской армии и флота новыми образцами казнозарядного оружия и военной техники. Появление нарезных дальнобойных винтовок, а затем и артиллерийских орудий увеличило дистанцию огня, снизив значение штыковых ударов, строительство железных дорог увеличило мобильность войск. Поэтому резко возросли требования к военным специалистам и командирам, умеющим побеждать в новых, усложнившихся условиях боя.

В 1861 г. новым военным министром России стал Дмитрий Алексеевич Милютин, с именем которого навсегда связаны масштабные военные преобразования, в том числе и в деле военного образования.

Д.А. Милютин (1816-1912) волею судьбы стал последним генерал-фельдмаршалом Российской империи. Он долгие годы посвятил делу военного образования, не понаслышке зная все его сильные и слабые стороны. Будучи участником одной из самых продолжительных в России войн — Кавказской, штабс-капитан Милютин был тяжело ранен при взятии укрепленной резиденции имама Шамиля — аула Ахульго в 1839 г.

В 1845 г. Милютин был назначен профессором Военной академии, где стал читать курс военной географии, а затем военной статистики, опубликовав ряд интересных работ по этой дисциплине. Большую известность получили и его военно-исторические труды, особенно пятитомная "История войны России с Франциею в царствование императора Павла I в 1799 году". Работа эта вышла в России двумя изданиями, была переведена на немецкий и французский языки и именно за нее Милютин был удостоен полной Демидовской премии, а вскоре избран членом-корреспондентом Академии наук.

С 1848 г. Милютин состоял офицером для особых поручений при военном министре В.А. Долгорукове. После окончания Крымской войны он был назначен начальником Главного штаба Кавказской армии и при его непосредственном участии разрабатывались планы разгрома и пленения имама Шамиля, блестяще осуществленные князем А.И. Барятинским в 1859 г. Именно генерал-фельдмаршал Барятинский, один из ближайших друзей императора Александра II, рекомендовал Милютина на пост военного министра России. Важнейшим делом жизни нового военного министра стала порученная ему императором реорганизация русской армии по новым европейским образцам.

Суть начатой Милютиным реформы состояла в отделении общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и создании для каждого из них отдельных учебных заведений: военных академий, военных училищ (бывшие кадетские корпуса, но без младших классов), юнкерских училищ, военных гимназий и прогимназий. Такая масштабная перестройка системы подготовки командных кадров для армии и флота началась уже в 1863 г. Тогда же было принято ставшее насущным решение производить в офицеры лишь получивших специальное военное образование в учебных заведениях лиц, а также выпускников общеобразовательных учреждений после обязательной стажировки в войсках в качестве вольноопределяющихся. В военных гимназиях, ставших основным звеном военного образования воспитателей из отставных офицеров заменили гражданскими лицами, уменьшилась муштра воспитанников, был заметно расширен круг изучаемых предметов. Однако главная беда тогдашнего как военного, так и гражданского образования не была устранена. Увлечение классицизмом привело к тому, что на совершенно лишние в обычной жизни латинский и древнегреческий языки полагалось 2600 часов гимназического курса, тогда как на русскую историю, географию и словесность — в общей сложности 600. По справедливому замечанию военного историка А.А. Керсновского "от классической системы пострадала и армия, офицерский корпус которой стал пополняться убоявшимися премудрости гимназистами".

При императоре Александре III (1845-1894), вступившем на российский престол в 1881 г., некоторые милютинские начинания были свернуты — заметное снижение дисциплины в военно-учебных заведениях и проникновение в военные гимназии нигилистических и даже революционных идей вынудили правительство в 1882 г. преобразовать военные гимназии обратно в кадетские корпуса. Военные училища были сохранены. Подготовку младших офицеров армии продолжали осуществлять юнкерские училища, обучение в которых длилось 1 года. Их выпускники получали чин подпрапорщика и только через год-другой строевой службы производились в подпоручики (чин прапорщика при Александре III был упразднен, и мог быть восстановлен лишь в военной время для офицеров запаса из вольноопределяющихся). Тогда же были открыты офицерские школы для практического совершенствования кандидатов в ротные и батарейные командиры — стрелковая и артиллерийская, а также электротехническая. Эту контрреформу, осуществленную новым военным министром России Петром Семеновичем Ванновским, специалисты считают своевременной, устранившей ряд недостатков военно-учебных преобразований Милютина. В 1901 г. при императоре Николае II (1868-1918) окружные юнкерские училища с годичным курсом обучения были преобразованы в военные училища с двух- и трехгодичным курсом, которые выпускали уже не подпрапорщиков, а подпоручиков. Осуществил эту назревшую реформу Алексей Николаевич Куропаткин, уделявший в бытность свою военным министром огромное внимание повышению образовательного уровня офицеров и юнкеров.

Появление военной авиации потребовало создания первых летных школ, не только военных (Гатчинская и Севастопольская), созданных на средства государства, но и частных, особенно для подготовки авиационных инженеров-конструкторов (школы при Политехническом институте и Институте путей сообщений).

Сложившаяся система просуществовала с небольшими изменениями до начала первой мировой войны, грянувшей в августе 1914 г. В союзе с Англией и Францией Россия выступила против Германии и Австро-Венгрии. Война стала тяжелым испытанием для всех ее участников, но особенно для нашей страны. Не раз, жертвуя своими войсками, Россия спасала своих союзников, но не получила от них помощи, когда ей самой она срочно потребовалась. Например, во время Горлицкого прорыва 1915 г. Воспользовавшись затишьем на Западном фронте, Германия перебросила лучшие свои корпуса на восток и вынудила русское командование оставить Польшу, Западную Украину и часть Прибалтики. Не смотря на это, в мае 1916 г. опять выручая попавшую в беду Францию, генерал А.А. Брусилов двинул русскую армию в Луцкий прорыв, обессмертивший его имя.

С самого начала этой войны подготовка офицеров для российской армии стала ускоренной — в специальных (артиллерийских и инженерных) военных училищах их стали готовить за 8 месяцев, в школах прапорщиков — за 4. Школы при запасных пехотных бригадах готовили офицеров в трехмесячный срок. Причиной такого значительного сокращения сроков подготовки стали расширение масштабов боевых действий, формирование новых соединений и частей, в особенности же — большие потери офицерского состава, особенно в пехоте. Поэтому ускоренные 4-месячные офицерские курсы были введены и при пехотных военных училищах, в том числе и Александровском в Москве. Основное внимание теперь уделялось строевым занятиям. Были упразднены "лишние" предметы — военная история, география, русский и иностранные языки, Закон Божий. К сожалению, опыт текущей войны почти не учитывался. В войска направлялись совершенно не обстрелянные младшие командиры. Это резко отличало их от немецких лейтенантов, в процессе обучения в обязательном порядке стажировавшихся во фронтовых частях.

Большой проблемой стала политическая неблагонадежность многих офицеров военного времени. В докладе генерала А.А. Адлерберга о результатах проведенного им в 1915 г. осмотра запасных батальонов отмечалось, что большинство находившихся в них прапорщиков являлись выходцами из пролетарской среды. Неудивительно, что именно из их рядов и вышли первые командиры Красной Армии — прапорщики Ю.В. Саблин, Р.Ф. Сиверс, Г.К. Петров, А.И. Автономов, И.Л. Сорокин и др.


Однако в революционном 1917 году многие преподаватели и почти все учащиеся военно-учебных заведений выступили на стороне Временного правительства против большевиков.

Самые ожесточенные бои между красногвардейцами и защитниками старого строя шли в Москве. В числе активных борцов со сторонниками Советов были юнкера Московского Александровского военного училища, история и традиции которого оказались связаны с рождением первого и одного из лучших в послереволюционной военно-учебного заведения — Московского высшего военного командного училища


Александровское училище было основано в 1863 году императором Александром II на базе упраздненного Александринского сиротского кадетского корпуса. Это событие стало следствием реализации уже упоминавшейся военно-учебной реформы Д.А. Милютина, когда произошло разделение старших и младших (общих) классов кадетских корпусов. Первым начальником Александровского военного училища стал полковник Б. А. Шванебах.

Первым шефом училища стал сам Александр II. Впоследствии, по традиции, шефами училища были и Александр III и Николай II. В царствование Александра III оно получило название 3-го Московского Александровского военного училища. Срок обучения в нем составил 2 года. Первый год — в младшем классе, второй — в старшем. Расписание занятий было составлено так, что в каждом классе в неделю проводилось 22 часовых лекции, распределяемые по следующим предметам. Специально-военные: тактика, военная история, артиллерия с артиллерийским черчением, фортификация с фортификационным черчением, военная топография с топографическим черчением, военная администрация, военное законоведение. Общеобразовательные: Закон Божий, механика, химия и электротехника. Кроме того, были практические занятия по русскому, французскому и немецкому языкам

К делу подготовки молодых офицеров в этом заведении относились очень серьезно. Начальникам училища удалось привлечь к преподаванию знаменитых в то время московских профессоров — в разное время в Александровском училище трудились историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, В.И. Герье, военный историк Д.Ф. Масловский, статистик А.А. Чупров, литературовед академик Н. А. Котляревский, известный экономист В.И. Орлов и др.

Библиотека училища была основана в 1831 г. и принадлежала первоначально Александринскому Сиротскому институту. В 1851 г. после упразднения института его библиотеку, состоявшую из 1154 томов передали Александриноскому Сиротскому кадетскому корпусу, начальство которого продолжило комплектование своего книжного собрания необходимой военной и общеобразовательной литературой. Эта библиотека, дополненная коллекцией упраздненного Александровского (Брестского) кадетского корпуса в 1863 г., а также книгами и учебными пособиями специальных классов 1-го и 2-го Московских кадетских корпусов и составила основу богатой коллекции Александровского военного училища, в начале ХХ века насчитывавшей 33078 томов. Небольшие библиотеки были и у каждой роты. Они комплектовались военно-исторической и военно-справочной литературой, периодическими изданиями (газета "Русский Инвалид", журналы "военный Сборник", "Разведчик", "Оружейный Сборник", "Досуг и Дело", "Вестник Офицерской Стрелковой Школы"). В училище выпускался и свой журнал "Александровец".

После восшествия на престол Николая II училищу ему возвратили прежнее название — Александровское военное училище. В числе его выпускников, закончивших училище в дореволюционное время значатся немало знаменитых и славных имен — признавший Советскую власть генерал от инфантерии Н.А. Данилов, и не признавший ее и потому погибший генерал-лейтенант Н.Н. Духонин, поручик, а впоследствии советский маршал М.Н. Тухачевский, командарм 1-го ранга С.С. Каменев, генерал от инфантерии Н.Н. Юденич, белый партизан Б.В. Анненков, писатели А.И. Куприн и Б.К. Зайцев, белорусский поэт К.М. Мицкевич, археолог П.Н. Миллер, композитор А. Н. Скрябин, актер Б. В. Щукин.

В октябре 1917 года в помещении Александровского военного училища находился оперативный штаб Московского военного округа. Однако с оружием в руках против Советской власти выступила лишь часть юнкеров и преподавателей. Многие училищные офицеры подали рапорт о болезни, а некоторые не явились на службу "без указания причин". Среди этих, не сочувствовавших делу контрреволюции офицеров были те преподаватели Александровского училища, которые позже стали советскими военными специалистами, помогавшими наладить подготовку красных офицеров. Их бывшие товарищи, оказавшиеся по другую сторону баррикад в январе 1919 г. попытаются возродить Александровское военное училище, которое просуществует в эмиграции до начала 1930 годов.

В октябре 1917 выступившие на стороне антибольшевистского Комитета общественной безопасности офицерские отряды и юнкера участвовали в боях против отрядов Красной Гвардии. На подступах к училищу, расположенному вблизи Кремля, были сооружены баррикады, вырыты окопы. После тяжелых боев, юнкера и офицеры вынуждены были покинуть обстрелянный большевиками из тяжелых орудий Кремль и 1 ноября сосредоточились в здании училища, ставшем, таким образом, последним оплотом старой, дореволюционной России. После интенсивного артиллерийского обстрела 3-го ноября защитники Александровского училища сдались.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:
1) Об учреждении Сухопутного корпуса объявлялось именным указом императрицы Анны Иоанновны, следующего содержания:
"Хотя вседостойнейшей памяти дядя наш государь Петр Великий, император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие российское действия свои всему свету храбростью и искусством показало... и воинское дело поныне еще в настоящем добром порядке содержится, однако ж, чтобы такое славное и государству зело потребное дело наивяще в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от малых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали мы: учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет"

2) Вот как писал о друзьях своей кадетской молодости выпускник Сухопутного кадетского корпуса, участник Отечественной войны 1812 года Ф.Н. Глинка: "Я имел удовольствие обнять брата моего Григория, служащего в Либавском пехотном полку. Общество офицеров в этом полку прекрасное, солдаты отменно хороши. Объехав несколько полков, я везде находил офицеров, которые принимали меня как истинные друзья, как ближайшие родные. Кто же такие эти прекрасные люди? — спросишь ты. — Общие наши товарищи: кадеты! О! Как полезно общественное воспитание! Никакие уставы, никакие условия общества не могут произвести таких твердых связей между людьми, как свычка ранних лет. Совоспитанники по сердцу и душе встречаются везде с непритворным, сердечным удовольствием..." (Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. М., 1987. С.7).

3) О Милютине — Непосредственный начальник молодого офицера старый боевой генерал Граббе писал о нем знаменитому А.П. Ермолову: "Это письмо, глубокоуважаемый Алексей Петрович, вручит Вам гвардейского генерального штаба штабс-капитан Милютин, один из самых отличных офицеров армии. С умом, украшенными положительными сведениями, он соединяет практический взгляд не на одни военные предметы. К тому же примерной храбрости, благороднейших чувств он во всех отношениях был мне полезен и приятен..."

4. Милютин о своих обязанностях в качестве офицера для особых поручений при военном министре В.А. Долгорукове: "Князь Василий Андреевич Долгоруков поручал мне преимущественно работы такого рода, которые имели характер военно-политический и выходили из обычных рамок делопроизводства департаментов министерства. Так составлял я для Государя записки по разным возникавшим вопросам, расписания войск; редактировал для обнародования известия с театров войны (Крымской войны 1853-1856 гг.) и т.д. Случались и более крупные работы, как, например, составление для Его Величества краткого обзора войн России с Турцией с 1769 по 1829 гг."


Страница 1 - 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру