Последние слова...

Они жили долго и счастливо. И умерли в один день. И последние их слова были: "Я тебя люблю!" Каждый из нас хотел бы, чтобы про него так написали после смерти. Но разве про кого-нибудь так написано, кроме как в сказках?..

Мы умираем, и наши последние слова непредсказуемы. Большинство людей хотят умереть красиво. Но смерть чаще всего неприглядна, мучительна, томительна, и нашими последними словами могут стать "Как всё надоело!" А если смерть внезапна, то человек успеет выкрикнуть: "Валидол!" или "Врача!"

Ежедневно в мир иной уходят тысячи и тысячи, и лишь о единицах кто-то напишет: "Он произнёс то-то и то-то, и это были его последние слова". Конечно, это пишут о людях знаменитых, внесших какой-то вклад в историю человечества. И последние слова любят потом обдумывать, искать в них глубинный смысл. Хотя, чаще всего этого смысла вовсе может и не быть.

Французский поэт Артюр Рембо, умирая от рака, перед смертью промолвил по-арабски: "Аллах кирим!" И многие исследователи потом гадали, что это могло означать. "Аллах милостив" — так переводится эта фраза. Судачили, мол, Рембо перед смертью видел Аллаха, и тот простил его многочисленные грехи, включая противоестественное сожительство с другим знаменитым поэтом, Верленом. Предполагали, что Рембо тем самым давал понять, что стал перед кончиной мусульманином. Каких только не искали важных смыслов. А всё, скорее всего, было куда проще. Фразу "Аллах кирим!" в арабском мире произносят в ответ на просьбу нищего о подаянии, когда нечего подать или не хотят совершить подаяние. В русском обиходе она соответствует расхожему "Бог подаст". Артюр Рембо все последние годя своей жизни посвятил купеческой деятельности. Он был негоциантом на Ближнем Востоке, в совершенстве изучил арабский язык. И очень часто ему приходилось отказывать нищим. Их там так много, что дай одному и тотчас на тебя налетит орава попрошаек. В предсмертном бреду автора "Пьяного корабля" и "Офелии", по всей видимости, одолевали эти оборванцы, и он раз и навсегда отсёк их от себя: "Бог подаст". "Аллах кирим".

Случаи, когда умирающий говорил не на родном своём языке, не так редки. Мы знаем два знаменитых примера из нашей отечественной истории. Антон Павлович Чехов перед тем, как уйти в лучший мир, попросил шампанского, вкусил его, счастливо произнёс: "Давненько я не пил шампанского". Потом он лёг и промолвил по-немецки: "Ich sterbe" — "Я умираю". Он скончался как истинный врач, констатирующий факт смерти своего пациента, коим в данном случае был он сам. И как истинный реалист, никоим образом не стремящийся приукрасить факт, о коем он несет весть миру.

Великий Пушкин, умирая, собрал вокруг себя друзей, которые жадно ловили каждое его слово, каждый порыв, каждый стон. Он просил пистолет, чтобы пулей оборвать муку. Затем он исповедался и причастился, как положено православному христианину. Потом он звал куда-то: "Пойдём же, да вместе!" А последними его словами было сказанное по-французски "Я должен навести порядок в своём доме" — "Il faut que je derange ma maison". Эта мучительная мысль, о том, что в его доме нет порядка, терзала Александра Сергеевича все последние дни жизни. Ради наведения этого порядка он пошел драться на дуэли с Дантесом, дабы защитить честь семьи. С этой мыслью он и оставил своих детей сиротами, жену вдовой, а Россию без Пушкина.

Мучением была смерть для другого великого русского поэта — Фёдора Ивановича Тютчева. Но не от боли терзался он, а совсем от другого. Человек, проникший в глубины философской поэзии, Тютчев испытывал муку от того, что не может словами передать те чувства, которые рождаются в нём по мере исчезновения из жизни. И он с тоскою восклицал: "Ах, какая мука, когда не можешь найти слова, чтобы передать мысль!" А уже перед самым уходом Фёдор Иванович трепетно произнёс: "Я исчезаю! Исчезаю!"

Долго умирал Достоевский. Зная, что часы его сочтены, он мечтал об одном — в последний миг благословить жену и детей. В своих мемуарах вдова великого писателя пишет, что то и дело, чувствуя приближение главного часа, Фёдор Михайлович хватал её за руку: "Зови детей!" Увы, автора "Преступления и наказания", "Идиота" и "Братьев Карамазовых" свела в могилу привычка к курению. У него на столе стоял прибор для набивания папирос. В пылу работы Достоевский свалил сей прибор со стола, полез его доставать, ему пришлось двигать тяжеленную этажерку с книгами, и он надорвал лёгочную артерию. Это и стало причиной смерти, наступившей через несколько дней. Но он умер достойно, как христианин. Ибо сказано в молитве: "Подаждь, Господи, непостыдной и мирной кончины живота моего!" Непостыдно и мирно, отдав жене и детям последнее благословение, отправился ко Господу один из столпов мировой литературы.

Другой великий русский писатель Иван Александрович Гончаров так же перед смертью успел исповедаться и причаститься. Умирая, он счастливо произнёс: "Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил…" Такой смерти можно от души позавидовать.

Совсем иначе окончил свои дни  Толстой. Уйдя из семьи, покинув родной дом, Лев Николаевич умирал в окружении своих секретарей. Особой силой отличались его слова, сказанные незадолго до смерти: "Всё я… всё проявления… довольно проявлений… вот и всё…" Да, Лев Николаевич и вправду прожил словно бы несколько жизней. Перечитывая его, удивляешься, как мог один и тот же писатель создать "Казаков", "Войну и мир", "Анну Каренину", а потом "Хаджи Мурата", "Воскресение", "Не могу молчать". Как мог он, могучий и мудрый, в конце жизни утверждать, что души нет, что Христа не было, что Евангелие — ложь! И впрямь, он прожил так, будто имел несколько перевоплощений, проявлений. И устал от этих проявлений — "довольно!" А самыми последними словами его были обращенные к брату Сергею: "Истина… Я люблю много… Как они…" Как кто? Как монахи, к коим он стремился? Он всё ещё спорил с ними, что не только они любят, но и он способен любить?..

А вот умирает великий русский мыслитель Василий Васильевич Розанов. Совершенно иная ситуация. 1919 год. Россия объята кошмаром революции и гражданской войны. Изголодавшийся писатель, публицист, философ, создавший книги, которыми будут зачитываться потомки, не в состоянии пред смертью думать о вечном, о великом, и бормочет лишь одно: "Хлебушка с маслицем! Сметанки!"

И, конечно же, тщательно фиксировалось то, как умирали августейшие особы. Ну кто не знает последнюю фразу Цезаря, погибающего от рук заговорщиков? Спросите любого, и он, не моргнув глазом, ответит: "И ты, Брут!" Однако, в текстах историков мы не находим подтверждения этому. Плутарх сообщает о словах Цезаря, обращенных к другому убийце, греку Каске: "Негодяй, Каска, что ты делаешь?" И далее: "Цезарь метался и кричал, но, увидев Брута с обнаженным мечом, накинул на голову тогу и подставил себя под удары". А вот как описывает убийство Цезаря другой знаменитый историк, Гай Светоний Транквилл: "Когда же он увидел, что со всех сторон на него направлены обнажённые кинжалы, он накинул на голову тогу и левой рукой распустил её складки ниже колен, чтобы пристойнее упасть укрытым до пят; и так он был поражён двадцатью тремя ударами, только при первом испустив не крик даже, а стон, — хотя некоторые и передают, что бросившемуся на него Марку Бруту он сказал: "И ты, дитя моё?" Так что, вовсе не "И ты, Брут!"

Весьма красноречивы свидетельства о последних словах, сказанных перед смертью русскими императорами. Пётр I перед своей кончиной беспокоился о прокладывании морского пути через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию. Потом его стали одолевать сильные боли, и несколько дней он умирал, непрестанно крича.

С необычайным достоинством скончался Николай I, этот могущественный царь, которого неблагодарные потомки помнят лишь как "Николая Палкина". Благородный сын Павла I, он, зная, что дни его сочтены, приобщившись Святых Тайн, доблестно переносил тяжелую боль, а когда к нему подвели сына Александра, император произнёс два последних слова в своей жизни: "Учись умирать". Он не мог знать, что гибель его сына будет ужасна — взорванный террористом Александр II будет привезен в Зимний дворец с оторванными ногами, истекающий кровью и без сознания.

В русской истории только три государя носят прозвище "Великий". Это Иван III, Пётр I и Екатерина II. Александр III создал в конце XIX века могущественное государство. Мощь России была столь крепка, что за годы его правления никто не осмелился воевать с нами. Ему принадлежат крылатые выражения: "Англия и Франция могут подождать, покуда русский государь ловит рыбу" и "У России есть только два союзника в мире — это ея армия и военно-морской флот". Он по праву заслужил то же прозвище, что у Ивана, Петра и Екатерины. Умирая, сей исполин на троне исповедовался, причастился, и последними его словами были слова молитвы святого Иоанна Златоустого: "Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилую мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь". На время, покуда он читал молитву, силы вернулись к нему, и думали даже, что он выздоровеет. Но как только он прочел молитву и причастился, тотчас царь онемел, откинулся к подушкам и вскоре испустил дух.

Cын Александра III, причисленный к лику святых Николай II, был расстрелян в Екатеринбурге, в подвале бывшей синагоги, которая была в своё время куплена купцом Ипатьевым и перестроена в жилой дом. Когда ему и его семье зачитали смертный приговор, он с возмущением встал со стула и спросил: "Что-что?", имея в виду, конечно, "Да как вы смеете!" Убийцы без промедления выхватили пистолеты и совершили подлую казнь. С тех пор это гневное "Что-что?" так и летает над неприкаянной Россией.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру