Солнце Земли Русской

23 ноября (6 декабря) - день церковного поминовения Святого Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия

Отношения с Ордой и вовсе никак не вписывались в общую концепцию советской истории. По всем законам исторического жанра герой должен был вступить в смелое противоборство с врагами, а если надо, то и погибнуть. Тому пример — воспетые народом храбрецы, павшие в битвах при Калке и Сити, защитники Козельска и Киева, предпочитавшие гибель, нежели рабство. Но Александр Невский повёл себя совсем иначе, и за это до сих пор в его адрес звучат злобные проклятия. Современные русские нацисты, боготворящие тевтонский арийский дух, совсем недавно в одной из своих книг предали князя анафеме, за то, что он воевал против немцев и завёл дружбу с азиатами.

 

Но им никогда не осмыслить великой мудрости Александра как политика и защитника своего Отечества. Он понял и признал скорбную истину, что противостоять Орде означает навеки погубить народ русский. И вынужден был подчиниться неодолимой силе завоевателей, поступиться малым, чтобы спасти целое.

 

Это тем более было тяжело для него, учитывая, что его отец, отправившись в столицу монголов далекий Каракорум, скончался там, по всей видимости, отравленный. Тогда же были зверски замучены в Орде князь Михаил Черниговский и его боярин Фёдор, отказавшиеся кланяться огню и идолам. И вот, Александру приходится самому отправляться в далёкий путь, в ближнюю столицу Сарай, а затем в дальнюю — столицу великого хана, Каракорум, или Кановичи, как его называли на Руси, производя от слова "кан", то бишь, "хан". И тут с Александром происходит чудо. Встреча с Батыем в Сарае, окончилась тем, что страшный хан Орды признал Александра величайшим из своих современников: "И увидел его царь Батый, и удивился, и сказал вельможам своим: "Воистину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же достойно, отпустил его…" Александр ехал в Сарай, зная, что не позволит себе отступить от христианских законов и что за это его казнят лютой смертью. Он ехал на гибель, как истинный мученик. В Орде его подвели к двум огням, между которых он должен был пройти и затем совершить поклонение идолам. Но он произнёс: "Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога, но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть". Именно после этого Александра привели к Батыю, и тот признал за Александром право не покоряться идолам.

 

Далее последовала долгая поездка в Каракорум, где вместо умершего хана Гуюка уже правила ханша Огул-Каймиш. И тут, возможно, сыграло свою роль причудливое смешение в лице Александра восточных черт с западными, южных с восточными. Огул-Каймиш влюбилась. Очарованная Александром, она выдала ему ярлык на Киевское княжение, а брату Андрею — ярлык на Владимирское княжение.

 

По возвращении из этого мучительного путешествия Александр заболел. Вероятнее всего, сказалось сильнейшее нервное напряжение. Некоторое время он находился на грани жизни и смерти, но выздоровел. Далее ему предстояло прожить ещё двенадцать лет, полных мучительной борьбы за мир с Ордой. Причём, больше всего ему приходилось бороться со своими соотечественниками, постоянно звавшими его на битву, называвшими предателем. Нужно было прилагать неимоверные усилия, доказывая, что ещё не время. История показала, насколько прав был благоверный князь Александр. Пройдёт немало лет, прежде чем сила ордынская ослабнет. Междоусобицами пала Русь, но междоусобицами же разорено будет и величие татаро-монголов.

 

Полагая все свои силы на тонкую дипломатию с Ордою, Александр не переставал сдерживать натиск на свои западные границы. В 1256 году им был предпринят чрезвычайный поход в Финляндию. С войском он прошёл всю эту страну, победил во всех сражениях и вновь надолго отсрочил вторжение шведов в северные пределы Руси.

 

В Орду ему пришлось ездить четыре раза. В целом он прожил в общении с ордынцами более трёх лет. Но, почитая власть ханов, он отказывался почитать языческие божества их. Да, собственно, и нет свидетельств того, что после первого визита в Сарай его заставляли это делать. Начиная с Александра, ордынцы научились уважать в русских людях твёрдость в христианской вере.

 

1263 год, последний год своей жизни, Александр Невский полностью провёл в Орде, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям, охотясь вместе с ним. Была ли это вынужденная дружба, или настоящая, нам не ведомо. Известно, что не раз Александру приходилось заступаться перед ханом за своих соотечественников, и почти всегда его заступничество действовало.

 

Поздней осенью 1263 года Александр, смертельно больной, отправился домой. В Нижнем Новгороде состояние его ухудшилось, он, всё же, стремился ехать дальше, но в Городце Радилове окончательно слёг. Здесь он принял монашеский постриг под именем Алексия и скончался 23 ноября (6 декабря по новому стилю).

 

Городец еще назывался Малым Китежом, а неподалёку от него располагался Большой Китеж, тот самый, легендарный, о котором говорится в сказании, что в 1238 году татары хотели им овладеть и "шли по следам русских воинов вплоть до лесного озера Светлояр. А когда вражья сила близко подступила, русские встали стеной. Но сил было мало. Татары устремились в Большой Китеж, но на глазах произошло дивное чудо: город начал медленно опускаться вниз, хлынула вода. Под озером, под холмами скрылся от врага русский город, жители которого не хотели сдаться на милость врагу".

 

И вот, спустя четверть века сюда привозят умирающего Александра. Здесь, неподалёку от озера Светлояр и невидимого миру града Китежа он принимает схиму под именем Алексия и умирает, вмиг обратившись из воина, дипломата и политика — в смиренного инока.

 

Весть о смерти главного заступника Земли Русской стала тяжелейшим потрясением для современников. Люди, услышавши ужасную весть, рыдали со словами: "Погибаем!", ибо ожидали, что тотчас хлынут со всех сторон враги — с запада немцы, финны, шведы, литовцы, а с востока — ненасытные ордынцы. Внезапность смерти Александра рождала подозрение в том, что хан отравил его.

 

Другой летописец ярко описал всю силу народной скорби: "Горе тебе, бедный человече… како не испадета зеници твои вкупе со слезами? како не разседеся сердце твое от многия туги?" ("как не выпадут глаза твои вместе со слезами? как не развалится сердце твое от многой скорби?") В таком сильном народном переживании нет ничего удивительного — четверть века князь Александр Ярославич своими могучими плечами сдерживал натиск европейцев на западных рубежах, неимоверными дипломатическими усилиями смирял ордынцев, предотвращал новое страшное нашествие, подобное Батыеву. На западе сражался мечом, на востоке — хитростью. Около тридцати сражений выиграл он в своих походах — помимо знаменитых Невской битвы и Ледового побоища, много раз сшибался в брани с литовцами, ходил в тяжелый поход по всей Финляндии, после которого шведы тридцать лет не решались предпринимать военные действия против Руси. И ни одного сражения не проиграл он. История знает мало подобных примеров. Русь гордится тремя именами полководцев, ни разу в жизни не проигравших битву. Это Александр Невский, Александр Суворов и Фёдор Ушаков.

 

А сколько тяжелых дней провёл Александр в Орде, ежедневно ожидая ханского гнева и лютой казни. Вся его жизнь прошла в нечеловеческом напряжении сил. Вот почему нередко именуют его не только полководцем, воином, благоверным князем, но и — мучеником.

 

Митрополит Кирилл, всю жизнь сопровождавший Александра, благословлявший его на битвы, включая и финский поход, узнал о кончине князя, находясь во Владимире. Тогда он промолвил: "Чада мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!" Эти слова мигом подхватила вся Русь, переиначив: "Зашло солнце Земли Русской!" Так и повелось с той поры называть героя Невского.

 

Но великая скорбь, как и положено по-православному, сочеталась и с великой радостью, что отныне Александр станет небесным заступником. В подтверждение того на небесах тогда происходили необычные явления, отмеченные многими современниками — чудесной игрой света небеса словно являли земле свою радость. Тогда же случилось чудо при гробе усопшего — когда ему хотели вложить в руку духовную грамоту, покойный "словно живой, простер руку свою и взял грамоту из рук митрополита". Тем самым был дан знак его святости, а стало быть — залог того, что он оставил лишь дольный мир, но не оставил своего попечения над народом. Уйдя в заоблачные дали, победоносный князь оставил нам свой образ, имея который, русские люди на протяжении всех веков после его кончины продолжали его дело, а после Александра Невского пришли Димитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Димитрий Пожарский, Петр Великий, Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Михаил Скобелев, Георгий Жуков… И это лишь самый краткий перечень пантеона героев наших! Все они в свое время побеждали врагов Отечества, имея перед мысленным взором светлый образ Александра Невского. Победитель Мамая молился Александру, и на Куликовом поле многие видели светлую тень героя Невского. Петр I, родившийся день в день с Александром, 30 мая (12 июня), восславил того, кто за несколько столетий до него громил шведов и немцев. Затем в России появился и орден Святого Александра Невского. А в годы Великой Отечественной войны Солнце Земли Русской вновь засияло в полной славе.

 

Сорок три года был он земным заступником Земли Русской, и вот уж семьсот сорок два года является нашим небесным покровителем.

 

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру