Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края

Примечательно, что образ Грозного-тирана не соотносится в народном творчестве с образом Царя-освободителя. Отмеченная в исторической песне параллель с князем Пожарским, спасшим Русь от польского нашествия, лишь призвана подчеркнуть главную заслугу Ивана Грозного перед народами России – покорением Казани он широко распахнул ворота на Восток, дав мощный импульс наступательному движению россиян до Тихого океана. Как это ни покажется парадоксальным, завоеванием Казани Иван Грозный обеспечил мирную жизнь и процветание татарскому народу.

 

Следует отметить, что сами татары в середине XVI века не отождествляли себя с засевшим в Казани ставленником турецкого султана ханом Едигером, приведшим из Астрахани 10000 наемных воинов. В войске Ивана Грозного насчитывалось почти 50000 татар, уже давно перешедших под власть Московского царя. Их предводители занимали самое высокое положение при царском дворе. Многие татары, участники Казанского похода, отличились в сражениях и получили поместья в Арзамасском крае. Это нашло отражение и в фольклоре.

 

Мурза Бахметко

"Близ реки Пьяны была татарская деревня Пора, где жил мурза Бахметко, красивый и мужественный собой. Царь Грозный во время своей стоянки у деревни Мушка услышал о силе Бахметки, призвал его к себе и взял в проводники и переводчики. Бахметко под Казанью отличился неустрашимостью, первый забрался на Казанские стены, взял в плен царицу Узбеку, за что царь и взыскал его своей милостью, облобызав его, при крещении был воспреемником, назвал его Юрием Ивановичем Бахметьевым и пожаловал ему множество земель близ реки Пьяны".

 

Мордовские земли по речке Вичкинзе были пожалованы Иваном Грозным Кадомскому мурзе Дивею, о чем свидетельствует царская грамота от 16 апреля 1559 года. По имени этого мурзы, участника похода на Казань, был назван населенный пункт, ставший сейчас центром православия.

 

Дивеево

Мордва в нашем краю жила раньше родами.

 

Старейшину здешнего рода звали Вичкинз, и жил этот род вдоль той самой речки, на которой сейчас стоят села Дивеево и Череватово.

 

Сюда пришли русские — люди мирные, работящие — из владимирских земель и поселились по соседству с мордвой. А речку они назвали по имени здешнего мордовского рода — Вичкинзой...

 

У русских и у мордвы был в ту пору один общий враг — Казань. Во время набегов на наши края татары опустошали деревни, грабили, убивали, уводили пленных. И когда Иван Грозный отправился воевать против татар, то здешняя мордва решила ему помочь. Землями в ту пору тут владел потомок Вичкинза Дивей.

 

Был он хорошим воином, отважным и верным, за это Иван Грозный сохранил ему в Российском государстве княжеский титул и дал во владение всю здешнюю округу.

 

Вот и назвали соседи самое крупное село на Вичкинзе, где жил Дивей – Дивеево.

 

Ни об одном русском царе не сохранилось у жителей Ардатовского и Арзамасского уездов столько доброй памяти как об Иване Грозном. Он всегда помнился им как царь – освободитель. И когда через триста лет, в 1852 г., ардатовский помещик Федоров отобрал у крестьян с. Кулебаки землю и ввел барщину, они послали ходоков в столицу к императору со словами: "Предки наши были вечно свободны, и при блаженной для нас памяти Государя, царя всероссийского Ивана Грозного нам пожалованы все угодья в пользу нашу за участие во взятии царства Казанского". Они просили вернуть им землю, но ходоков отправили домой по этапу, а с крестьян потребовали дать подписку больше не жаловаться, когда же те отказались, их всех выпороли, а 20 человек забили до смерти. Да еще в наказание оставили в селе сорок солдат на постой при крестьянских харчах. Как же ардатовцам было не вспоминать добром грозного царя!

 

***

Казанский поход Ивана Грозного не может рассматриваться как война русского и татарского народов, нет оснований считать его следствием противостояния христианства и ислама, как считают некоторые исследователи. И подтверждение этому – целая армия татар-мусульман в войске Грозного, добровольно выступивших против ставленников турецкого султана, свивших себе гнездо в Казани.

 

Только сейчас, спустя 450 лет после похода первого русского царя на Казань, можно по достоинству оценить его заслуги перед Россией и населяющими ее народами. События в Чечне и Афганистане, зловещие планы Турции по созданию великого тюркского государства Туран с включением в него бывших советских республик Средней Азии и мусульманских республик Поволжья – всего лишь отголоски событий 450-летней давности. Подавив в зародыше проявления экстремистского течения в исламе, Иван Грозный спас русский и сопредельные народы от еще более гнусного рабства, чем золотоордынское.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ардатовский край: Прошлое и настоящее/ Сост. Л.В. Гладкова, А.В. Седов. Нижний Новгород, 2000.

Власова З.И. Фольклор о Грозном у П.И. Мельникова-Печерского и Н.К. Миролюбова // Фольклор и историческая действительность (Русский фольклор. Т.20). Л.: Наука, 1981.

Гациский А.С. Нижегородский летописец. Нижний Новгород, 2001.

Карпушов В.И. Путеводитель по земле Дивеевской. Дивеево, 2001.

Легенды и предания Волги – реки: Сборник / Сост. В.Н. Морохин. Нижний Новгород, 1998.

Легенды и предания земли Нижегородской: Учебное пособие. Составитель М.П. Шустов. Нижний Новгород, 2001.

Миллер В.Ф. К песням о взятии Казани. Русские и инородческие предания о казанском походе Ивана Грозного // Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. М. Л., 1924.

Миллер В.Ф. Русские и инородческие предания о казанском походе Ивана Грозного // Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т. III. М. Л., 1924.

Мордовское народное устно-поэтическое творчество. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1975.

Нижегородские исторические песни: Сборник/ Под ред. Нижний Новгород: издательство Нижегородская ярмарка, 2000.

ИРЛИ, РО. Архив П.И. Мельникова-Печерского. Ф.95. Оп. №1. Ед. хр.№7. Л.115-133.

Фольклорный архив кафедры литературы АГПИ им. А.П. Гайдара.

 

ИСТОЧНИКИ ТЕКСТОВ

1.    Камни растут. – Предание записано от Маринина Андрея Ивановича, 1930 года рождения, в с. Вад в 2000 г. Записал Маринин В.А.

2.    Мать и дочь. – Предание записано от Семеновой Анны Митрофановны, 1901 года рождения, в с. Мурзицы Сеченовского р-на в 1985 г. Записала Данилова А.А.

3.      Меланьюшкин колодец. – Предание записано от Евлампиевой Е.Е., 1920 года рождения, в с. Помра Дальнеконстантиновского р-на в 1992 г. Записал Морохин Н.В. (Морохин В.Н., № 441).

4.    Про оленя. – Предание записано от Гущиной Нины Васильевны, 1923 года рождения в с. Кузьминка Сергачского р-на в 2002 г. Записала Навозова Н.Н.

5.    Теплый Стан. - Предание записано от Семеновой Анны Митрофановны, 1901 года рождения, в с. Мурзицы Сеченовского р-на в 1985 г. Записала Данилова А.А.

6.    Поход Ивана Грозного. – Предание записано от Маресьевой М.П., 1906 года рождения, в п. Новый Мир Вадского р. в 1984 г. Записал Морохин Н.В. (Морохин В.Н., № 196).

7.      Сказание о Девичьих Горах. – Предание записано от Горина Степана Васильвича, 1915 года рождения в с. Большое Болдино в 1987 г. Записала Мамаева Н.И.

8.    Беркин городок. – Предание записано от Маринина Александра Ивановича, 1932 года рождения, в с. Лопатино Вадского р-на в 1982 г. Записал Маринин В.А.

9.      Легенда о церкви в с. Анненкове. – Записана от Макаровой Ольги Ивановны, 1922 года рождения в с. Сосновка Вадского р-на в 2000 г. Записал Маринин А.В.

10.      Легенда о явлении Божьей матери Ивану Грозному. – Взята из очерка И.А. Милотворского "Путь Иоанна Грозного через Нижегородскую губернию…"

11.      Легенда о крещении мордвы в Арзамасе. – Взята из книги Н.М. Щеголькова "Исторические сведения о городе Арзамасе". Арзамас, 1911

12.   Как мордву крестили. – Предание записано от Шеменевой А.Ф., 1905 года рождения, в с. Вечкусово Шатковского р-на в 1993 г. Записал Морохин Н.В. ( М0рохин В.Н., № 491).

13.      Мурзицы; Иван Грозный в Мурзицах; О поселенцах. – Предания записаны от Камалетдинова Анвяра Сафиулловича, 1938 года рождения, в с. Красная Горка Пильнинского р-на в 2002 г. Записала Исхакова З.А.

14.      Соловей кукушку уговаривал. – Песня записана от Рыжовой Марии Александровны, 1901 года рождения в с. Туртапка Выксунского р-на в 1992 г. Записала Монахова С.Ю.

15.   Про Сашайку. – Песня записана П.И. Мельниковым-Печерским. Напечатана в Нижегородских губернских ведомостях, 1887, № 7, 18 февраля (вариант этой песни хранится в архиве писателя РО ИРЛИ. Ф. 95. Оп. №1. Ед.хр. № 7. Л. 126 - 127-а).

16.   Грозен был воин-царь. – Песня помещена П.И. Мельниковым-Печерским в статью "Путь Иоанна Грозного на Казань в 1552 году" (РО ИРЛИ. Ф. 95. Оп. № 1. Ед.хр. № 7. Л. 115).

17.   Мурза Бахметка. – Предание взято из очерка И.А. Милотворского "Путь Иоанна Грозного через Нижегородскую губернию…"

18.      Дивеево. – Предание записано М.П. Шустовым (Шустов М.П., № 8)


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру