Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края
***
В деревне Торшове жил мужик богатый,
Сгребал он деньги лопатой.
Званье ему Вачайка.
Дочь у него была Сашенька.
Сама собой маленька,
Лицом беленька,
Волосом русенька.
Сидела Сашенька со своими подружками в теплой бане.
Коя хвалилась одеждой,
Коя хвалилась работой.
– Ох, вы красные девушеньки,
Милые подруженьки,
Нашли чем величаться;
Я бы, красная девушка,
Казань-город взяла,
В три часа подобрала.
Какой есть государь, –
Семь лет берет,
А все еще не возьмет.
Я бы, красная девушка,
Своим девичьим умом в три часа взяла,
Не хитростью, не мудростию, –
Своим девичьим умом взяла бы.
Тут государевы драгуны подслушивают,
Великому государю доказывают.
Через трои сутки государь за Сашенькой присылает,
Через своих драгунов на шестнадцати тройках
К себе вызывает.
Подъезжают к Вачайкину двору высокие повозки,
Останавливаются у его ворот зеленые коляски.
Сидит Сашенька у красного окошка,
Вышивает узорья калканы.
Глядит и сама кричит:
– Ой, тятяй, тятяй, батюшка!
Что это за солдаты?
Что это за драгуны в высоких повозках,
В зеленых колясках
К нашему двору подъехали,
У наших ворот встали.
– Зачем же вы приехали?
– За твоей дочкой за Сашенькой.
Увезем твою дочку к великому государю.
Она собой хвалилась,
Над государем посмеялась.
– Родимый батюшка,
Сули им два ста,
А мало – три ста.
– Дурак, мужик, Вачайка,
Мы два ста и три ста возьмем,
А Сашеньку-то к государю увезем.
Срядилась Сашайка,
Входила в зеленую повозку.
Сашеньку привозят к великому государю,
На лицо приводят.
– Ох, ты, красная девка,
Богатого отца дочь,
Сама ты собой хвалилась,
Надо мной смеялась,
Чем ты хвалилась?
Прочь от меня поди,
Чем хвалилась, то сотвори.
– Батюшка, великий государь,
Дай мне пятьдесят человек с человеком,
Дай мне с порохом пятьдесят бочонков с бочонком.
По Казанскую стену низко
Накатала Сашенька
Пятьдесят бочонков с бочонком,
Воткнула Сашенька в каждом бочонке
По восковой свечке в порох.
Сама взяла свечку,
Государю другую.
– Ох ты, красная девка,
Полтора часа жить тебе.
Как скоро свечки сгорят под землей,
То голова твоя с плеч долой!
– Батюшка, великий государь,
Поди на восток бога помолим.
Земной поклон положим.
Наружные свечки сгорели,
А Казань взять еще не успели.
– Ох ты, красная девка!
Голову сниму с тебя долой,
Что насмеялась надо мной!
– Но великий государь,
На воле свечки горят скорей,
Нежели как они тают под землей.
Дошли свечки до каждого бочонка:
Взяло Казань рвать,
Взяло стену метать.
Государь говорит:
– Ох, ты, красная девка,
Стоит тебя миловать?
Чем же тебя жаловать?
– Прошу тебя, великий государь,
Меня, пожалуй, ничем не жалуй.
Позволь твое лицо колоти,
На лбах носити;
К отцу, к матери отпусти,
На родину вели меня отвезти.
И отвезли Сашеньку домой
На высоких повозках,
На зеленых колясках.
В примечании к тексту песни Мельников-Печерский указывает следующее: "Мордовки прокалывают серебряные монеты и носят их на лбу. Повсеместно у мордвы предание, что Иоанн Грозный во время Казанского похода за службу мордвы дозволил женам их прокалывать монеты и носить на себе".
Эта песня является убедительным подтверждением того, что мордва активно участвовала во взятии Казани. Исследователи мордовского фольклора отмечают, что "мордовские эпические песни "На горах-то было на Дятловых" и "Саманька" (более распространенный вариант "Сашайки") изображают сближение мордовского народа с русским духовно, идейно".
В статью "Путь Иоанна Грозного" Мельников-Печерский включил фрагмент из широко распространенной песни об Иване Грозном, в порыве гнева отправляющем на казнь своего сына. Вступительная ее часть посвящена Казанскому походу:
***
Грозен был воин-царь наш, батюшка.
Первый царь Иван Васильевич.
Он вывел Перфила из Новгорода,
Не вывел измену в каменной Москве,
Тут царское сердце разгоралося
Пуще огня, пуще полымя:
И глядит государь-царь неласково –
И прячутся бояре: за старого малый,
И хоронятся бояре: малый за старого.
И воскликнул царь громким голосом:
"Ой вы, гой еси, слуги верные,
Слуги верные, неизменные,
Кто идет со мной под Казань-город?
Кто сослужит службу верную,
Службу верную, неизменную?"
Не сыра земля всколыхалася,
Не дубравушка расшаталася,
То идут бояре, слуги верные,
На тою службу, на царскую.
Все в наряде большом, в светлом, в золоте.
И кони у всех обряжены,
Сабли вострые изготовлены,
И доспехи ратные снаряжены.
И веселье на всех так и светится.
И пошел воин, царь наш, батюшка,
Первый царь Иван Васильевич,
Сквозь дремучий лес с войском-силою.
Через всю землю мордовскую.
Себе царство взял Казанское,
Мимоходом – Астраханское.
П.И. Мельников-Печерский, комментируя эту песню, пишет, что "добрый народ наш не помнит лиха про своих государей, и в этой песне не погибает царевич. Скуратову отдано повеление казнить его, но боярин князь Пожарский сохраняет царского сына. Так в народной песне соединилась память о спасении Русского царства Пожарским с именем Грозного - единственного из царей допетровской России, которого имя помнит здешний народ".
Страница
4 - 4 из 5
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru