Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края

О том, что местные мордовские охотники, по свидетельству Герберштейна, весьма меткие стрелки из лука, помогали Ивану Грозному добывать дичь, рассказывает историческое предание, записанное летом 2001 г. в селе Кузьминка Сергачского района (кстати сказать, на родине известного русского писателя С.И. Шуртакова).

 

Про оленя

Когда грозный царь Иван со своими войсками на Казань пошел, надо было ему своих стрельцов свежей лосятиной да олениной кормить, чтобы они от мяса яростного зверя такой же силы и храбрости набрались. Вот и послал царь своих охотников в Нижегородские леса, чтобы этого самого мяса добыть. Долго бродили они по лесам, да никакого зверя поймать не могли. Вдруг видят они: сидит на полянке возле костра паренек да оленью кость гложет. Спрашивают они у него, где и как он оленятины добыл. А он и говорит, что рода он холодаева, племени голодаева, принадлежит сам себе и промышляет охотой на дичину - тем и живет. Вот и говорит ему царь, что надо бы ему свежатинки оленьей, чтобы в воинах своих силу да храбрость преувеличить. Говорит ему Холодай-Голодай, что, мол, надо тебе, царь, научиться лосихой кричать и добудешь мяса, сколь тебе надобно. Любопытно царю стало, и просит он его с собой взять поохотиться. Так и пошли они, царь да Холодай-Голодай, в лес ночью. Научился царь лосихой кричать. Долго они охотились. Много свежего мяса добыли. Когда они в царский стан вернулись, поставил царь Холодая-Голодая начальником над всеми своими охотниками. Дело ладно пошло. Стрельцы царские свежей олениной питались, силы да храбрости набирались. И когда к Казанскому царству подступили, сразу же им овладели. По дороге в Москву заехал царь Иван в Нижний Новгород, туда же приехали все бояре московские поздравлять царя с победой. Устроили пир горой, вино пили, оленину свежую ели. Только видит царь: нигде Холодая-Голодая нет. Приказал он его отыскать. Привели Холодая-Голодая к царю, за царский стол усадили. И подумал царь, что нет герба никакого у Нижнего Новгорода. И приказал грозный царь, что быть Нижнему Новгороду под гербом оленя, рогача яростного, что помог ему татар одолеть и город их неприступный взять.

 

Самую многочисленную группу фольклорных произведений о Казанском походе составляют историко-топонимические предания. Они легко распадаются на несколько разновидностей. Одни с большой долей достоверности рассказывают о том, что названия ряда современных сел и деревень даны им непосредственно самим Иваном Грозным. В качестве примера можно привести населенные пункты: Поздняково, Спассечено (Навашинский район), Велетьма, Теплово, Ломовка (Кулебакский район), Бочиха (Сосновский район), Салганы (Краснооктябрьский район), Теплый Стан (современное Сеченово) и другие.

 

Само географическое положение этих сел показывает, что большая часть их отстоит в стороне от пути следования той части русских войск, в составе которой двигался Иван Грозный. Возможно, через эти места проходили дозорные отряды, но впоследствии народная молва связала их названия непосредственно с царским именем. Это ли не доказательство положительной оценки населением Арзамасского края похода Московского царя?

 

Примером топонимического предания, раскрывающего смысл названия села Теплый Стан (современного Сеченова), может служить следующий рассказ:

 

Теплый стан

Это было во время трудного похода на Казань. Царь и его дружина, уставшие от долгого перехода, увидели небольшую деревню и направились к ней. В деревне Ивана Грозного встретили очень тепло, приветливо. Накормили его и дружину, подлечили раненых, снабдили всем необходимым на дорогу. Это гостеприимство так поразило царя, что он велел назвать деревню "Теплый Стан".

 

В других историко-топонимических преданиях повествуется о добровольных помощниках московского царя из числа мордовского населения. Все эти помощники щедро награждены царем, в их честь названы села. Это касается, прежде всего, проводников царских войск Кужендея (село Кужендеево Ардатовского района), Ардатки (п. Ардатов), Ичалки (с. Ичалово Дивеевского района) и др.

 

Не были забыты и другие участники Казанского похода из числа местных жителей.

 

Поход Ивана Грозного

Через наши места на Казань царь Иван Грозный шел.

 

А жила тут мордва. Она еще не знала, на чьей стороне воевать ей.

 

Говорят, что многие, конечно, как и русские, тоже на татар вместе с войском царя двинулись, потому что татары мордву притесняли.

 

Царь, чтобы все видели, какое у него войско мощное, повелел возле нынешней деревни Сосновки каждому своему воину принести и высыпать по шлему земли.

 

Вот они выполнили приказ, и у деревни вырос большой курган.

 

Мордовская деревня Балахна на Пьяне тогда уже была, из нее с царем три брата пошли. В битве с татарами под Казанью они отличились. Как царь назад шел, остановился снова в этих местах вспомнил-припомнил погибших ратников и велел, чтобы сравнить свое оставшееся войско с прежним, рядом с первым насыпать второй курган. Маленьким он получился, потому что много пало воинов в той тяжелой борьбе.

 

А братьев из Балахны царь отпустил домой и повелел дать каждому земли, чтобы на ней свои деревеньки строили. Построили каждый из братьев по дому вдоль Пьяны-реки, а вскоре понаехал к ним с разных концов честной народ — мордва да русские. И стали они новые места обживать. Не знаю, верно это или нет, но слух о тех временах идет такой.

 

Весьма поэтично предание о мордовской девушке, предупредившей Ивана Грозного о готовящемся против него заговоре и ценой собственной жизни спасшей царя. Это топонимическое предание о Девичьих Горах (Б.-Болдинского района), широко известное по публикациям проф. В.Н. Морохина. Вариант этого предания записан от Горина Степана Васильевича, уроженца Девичьих Гор.

 

Сказание о Девичьих Горах

Есть у нас, в Болдинском районе, небольшое село - Девичьи Горы. И правда, расположено оно у подножия высокой горы. Говорят, что селение это не так раньше называлось. А это название получило во времена похода царя Ивана Грозного на Казань.

 

В ту пору, когда царь вел свое войско против татар, жители этого села ополчились на царя. Они устроили заговор и решили убить его. Но одна девушка узнала про замысел односельчан, села на коня и поскакала к царю. А царь уже недалеко от их села находился. Она рассказала царю, что хотят сделать жители ее села. Иван Грозный выслушал девушку, поблагодарил ее и наградил подарками. Жители села узнали, что девушка предала их. И когда она вернулась в свое село, люди убили ее.

 

Весть о том, что девушку убили, дошла до царя. Он велел похоронить ее с великими почестями, как славного воина, ведь девушка спасла ему жизнь. А после похорон Иван Грозный приказал насыпать на могиле девушки высокий холм. Для этого каждый воин должен был принести к могиле по шлему земли. Много воинов было тогда у царя, и все они выполнили его приказ. На могиле девушки вырос высоченный холм, который стоит до сих пор. И с того давнего времени селенье стало именоваться Девичьими Горами.

 

В Вадском районе сохранилось предание, связанное с городищем, расположенным рядом с селом Анненковом (т.н. Беркин городок). В нем рассказывается, что Иван Грозный разбил в этих местах шайку разбойников во главе с атаманом Берком.

 

Беркин городок

В незапамятные времена, года за три до похода Ивана Грозного на Казань, объявился в здешних краях разбойник Бeрки. Никто не знал, откуда он пришел и какого он роду и племени. Говорят что татарского хана ставленник.

 

А какого? Поди, сейчас узнай!

 

Берки быстро здесь свой порядок установил. Здешний люд стал притеснять да грабить. По правому берегу Пьяны свой город выстроил, каменной стеной его обнес. Пробовали мужики на него управу найти.… Да где там!?

 

Пуще прежнего стал народ притеснять. Тогда посылают мужики в белопрестольную к Ивану Васильевичу гонцов, чтобы выручил, значит, из беды. Ничего не ответил гонцам Великий князь, но через три года, когда на Казань шел, разворошил он разбойничье логово и от Беркина городка камня на камне не оставил. Сам же Берки то ли убит был, то ли утонул в Пьяне.

 

Много тогда люду сгублено было.

 

Ольга Ивановна Макарова, жительница деревни Сосновка, рассказала легенду, связанную с церковью, построенной около села Анненкова:

 

"Когда Иван Грозный шел на татар, то тяжело занемог и долго не мог выздороветь. А когда окреп, велел построить церковь. Она была заложена в честь выздоровления Ивана Грозного. В 30-е годы XX века церковь была разграблена и заброшена".

 

С восьмым станом Ивана Грозного в районе Панова-Леонтьева Гагинского района связана легенда о явлении царю Богородицы. Согласно этой легенде, "во время остановки у мордовской деревни Мушек, на горе, ныне называемой Троицкою, прибыли к царю посланники князя Курбского и возвестили, что передовые отряды, шедшие на Казань, потерпели сильное поражение от татар, которые очень многих людей полонили. Царь опечалился этим известием и думал уже вернуться обратно в Москву. Но во сне явилась ему Божья Матерь в образе Тихвинской вместе с прапрадедом царя Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее. Пробудившись ото сна, царь от радости тотчас велел служить благодарственный молебен Божьей Матери и собираться походом на Казань".

 

Известны набожность царя Ивана Грозного и его желание приобщить к православной вере население Низовской земли. В Арзамасском крае бытует множество рассказов религиозного характера, посвященных христианизации мордвы. По пути следования через мордовские и чувашские земли царь и его войско ставили церкви-обыденки и крестили местное население.

 

В предании, разъясняющем смысл названия главного города края – Арзамаса, отражена, прежде всего, миссионерская деятельность царя. Оно записано арзамасским летописцем Мерлушкиным еще в конце XVIII века, но в разных вариантах сохранилось до наших дней.

 

Легенда о крещении мордвы в Арзамасе

Летом 1552 года царь Иван Васильевич, идя с воинством на Казань и имея вожатым мордвина Ичалку, достиг расположенного в дремучих лесах, на берегу реки Теши, большого мордовского поселения. Жители его, предводимые двумя братьями Арзаем и Масаем, встретили царя с покорностью и дарами и просили, чтобы занятая ими местность оставлена была им и их потомкам, чтобы среди них было поселено несколько русских торговых людей и чтобы татары, поселившиеся на мордовских землях по реке Теше, были прогнаны, во всем остальном предавали себя в волю Государя.

 

На другой день у царя собрался совет из воевод царских, были призваны и мордовские вожди Арзай и Масай с их старейшинами. На этом совете царь объявил свою волю о построении в этой местности своего города. Совет избрал место для сооружения крепости. В присутствии царя начались строительные работы, было положено основание крепости, острога и церкви во имя Архистратига Михаила.

 

Царь предложил собравшейся мордве принять христианскую веру. Мордва молчала. Тогда царь сказал, что, кто первый окрестится, именем того и будет назван новый город. Предводители мордвы вышли из толпы и изъявили свое желание принять святое крещение. Их окрестили и назвали Арзая - Александром, а Масая - Михаилом. А языческие имена их обоих даны были новому городу, который и назван был Арзамасом".

 

Если мордовские предводители для сохранения своей личной власти крестились чаще всего добровольно и при этом получали вознаграждение, то простой мордовский люд нередко принуждался к принятию христианства. Отголоски этих драматических событий, связанных с миссионерской деятельностью Ивана Грозного, до сих пор сохранились в мордовских песнях и преданиях.

 

 


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру