Про сороки крылатые, да кички бархатные

…В городе Шуе вот уже несколько дней только и разговору о том, что Василий Иванов сын Бастанов, самый богатый на посаде человек, дочь замуж выдает. Уж и сговор прошел, и по рукам били, и ряд - свадебный договор составили. А приданого Василий за дочерью назначил – не то, что посадская, - иная княжеская дочь позавидует! И то сказать, не за простого крестьянина отдает он дочь свою, за стольника самого князя Щербатова. Сваха, что сундуки с приданым видела, сказывала, чего только там нет! Особенно хорош ларец с женской рухлядью: в нем и зеркало, и белильница с белилами для лица, и сурьменица, чтобы брови сурьмить. А уж одежды всякой! Волосники все низаны жемчугом, а сороки крылатые шиты золотом, да кичка дорогая из бархата, да кокошники атласные с каменьями, все с яхонтами и изумрудами…

 

 

Если бы оказались мы с вами свидетелями тех свадебных приготовлений в городе Шуе XVII в., то вряд ли, наверное, поняли бы, о каких «кичках» и «сороках крылатых» идет речь. А между тем, по головному убору женщины в то время можно было легко определить не только из какой она семьи - бедной или богатой, но и в какой губернии живет; а также - девица она или замужняя женщина, молодуха, недавно отданная замуж или же вдовица. Попробуем, посмотрев на иллюстрации старинных головных уборов, разобраться в этом и мы.

 

Молодые девушки носили повязку или венчик, которые украшали по всей поверхности жемчугом, а кто побогаче – и драгоценными камнями. Носили повязки и венчики на лбу и завязывали на затылке. Но главным украшением девицы считалась коса. Чем толше и длиннее, – тем краше.

 

Как у Машеньки да есть коса руса.

Есть коса руса да до шелкова пояса.

По плечам-то все лежит да расстилается,

Чистым серебром кудерки завиваются, -

 

Пелось в старинной песне. А еще про косу поговорки складывали: «Коса – девичья краса», «красная краса, русая коса», «девичья коса на всю Москву краса». Чтобы коса казалась толше, а значит краше, в нее вплетали разноцветные ленты, тесьму, нити с бисером. На конце косы с помощью шнура прикрепляли косник – богато украшенную пластину треугольной, квадратной или серповидной формы.

 

В праздники и на свадьбу девушки надевали головной убор, известный еще с XVI в., - венец.

 

В южных губерниях европейской части России и в Тобольской губернии венец представлял собой неширокий обруч из луба или бересты, обтянутый тканью и украшенный бисером, бусинами, бумажными цветами. Сзади к нему прикрепляли широкую полосу шелковой или парчевой ткани с золотым кружевом на конце. Лента спускалась на спину, прикрывая косу. Надевали такой венец низко на лоб, чуть выше бровей, и завязывали на затылке.

 

Другой тип венца носили девушки северных губерний – Архангельской, Новгородской, Вологодской, северных районов Костромской и Тверской. Его отличительной чертой были «городки» – зубчатый верхний край. Такой венец действительно напоминал корону: его внешняя, лицевая часть украшалась драгоценными или полудрагоценными камнями, перламутром, цветным стеклом в металлической оправе, речным жемчугом, золотой крученой нитью – канителью и пр. И первый, и второй тип венца оставлял макушку открытой, чтобы все могли полюбоваться густыми и шелковистыми волосами, заплетенными в косу. Венец был не просто праздничный головной убор девушек, он являлся символом девичества.

 

Во время свадебного пира свахи натягивали между молодыми покрывало, чтобы они не могли видеть друг друга и начинали «чесать» им головы, то есть расчесывать волосы, сначала жениху, потом – невесте. Такое «чесание голов» должно было очистить молодоженов от всякой скверны и возможного сглаза. После этого сваха заплетала невесте уже не одну – девичью, а две косы, - знак замужней женщины.

 

Девичий венец уносили на блюде, а молодую «повивали», то есть надевали на нее «бабий» головной убор. «Подруги косу плетут на часок, а сваха – навек», «Стала двухвосткой коса, под повой пошла», - говорили в народе. С этого дня и дома, и появляясь на людях, женщина должна была прятать волосы под головной убор. Появиться замужней на улице с непокрытой головой или хуже того – с распущенными, «простыми» волосами означало лишиться чести. «Опростоволосился» говорили об опозорившемся человеке. Помните, в поэме М. Лермонтова о купце Калашникове его жена Алена Дмитриевна предстает перед ним

 

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыплены…

 

Головные уборы замужних женщин были очень разнообразны. Одно их роднило: все они покрывали голову полностью, не оставляя волос «на свободе».

 

 Замужние женщины также, разумеется, носили праздничные уборы, например, кокошник. Кокошник изготовлялся на твердой основе, состоявшей из нескольих слоев простеганного холста или проклеенного картона. Лицевая часть кокошника украшалась шелком или бархатом и украшалась жемчугом, бисером, цветными стеклышками или драгоценными камнями. Обычно кокошник состоял из донца и начельника или же мягкой шапочки, стягивающей волосы – волосника и начельника. Формы кокошников очень многообразны. В центральных губерниях России они имели форму полумесяца или треугольника, в северных - однорого конуса, именуемого шишаком, в южных были двурогие, в некоторых северных губерниях получили распространены кокошники в виде шапочки с плоским верхом. Последние еще именовались кикой.

 

 Главное отличие кокошника от венца заключалось в том, что кокошник полностью закрывал волосы. Нередко кокошник надевали с платком или покрывалом.

 

Во время свадебного обряда после расчесывания волос и плетения кос свахи или пожилые замужние женщины вносили торжественно кику, покрывало, волосник и надевали на молодую. «Прощай коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться», - приговаривали при этом.

 

Одним из самых древних головных уборов считают сороку. Она состояла из нескольких несшитых между собой частей: мягкой холщовой шапочки, собственно сороки, именуемой иногда кичкой, подзатыльника (полоса ткани, нашитая на твердую основу), налобника (полоса ткани) и платка. Передняя часть сороки называлась челом, боковые – крыльями, задняя – хвостом. По будням сороки, сшитые из дешевой материи, носили без подзатылника, а часто и без налобника. Праздничные сороки украшались сетками из бисера, вышивкой золотыми и серебряными нитями. В течение жизни женщина неоднократно меняла сороки: до рождения детей, после рождения первого ребенка, четвертого-пятого и, наконец, в пожилом возрасте, они носила разные по цвету, количеству украшений, иногда манере повязывания платка, сороки. Сорока, пожалуй, наибольший долгожитель среди женских головных уборов, - ее надевали еще в XX в. на второй день после свадьбы.

 

Нарядные головные уборы со временем женщины передавали своим молодым родственницам, сами же, переходя в другую возрастную категорию, надевали повойник, или подубрусник, который к XX в. стал головным убором старух. «Не рада баба повою, рада б покою», - говорили об этом возрасте.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру