Резолюция методического семинара преподавателей истории

РЕЗОЛЮЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА "ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ""

(ТЕМА СЕМИНАРА: "ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ВЗГЛЯДА НА ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ")

Единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться.

В контексте понимания важности исторического сознания в развитии нашей страны необходимо напомнить и о значимости исторического образования. Именно на уроках истории подрастающее поколение получает необходимые знания о прошлом своего народа, приобщается к деяниям предков, наследует их жизненный опыт, накопленный за многие века. Кроме того, уроки истории имеют непреходящее воспитательное значение, ибо формируют у человека чувство любви к Отечеству, уважение к прошлому, нравственного отношения к собственной земле, к народу. Знание и понимание собственного прошлого воспитывает в людях национальную гордость и самоуважение, без чего невозможно выжить современному государству в нынешнем мире, где идет беспощадная борьба за владение мировыми ресурсами.

В этих условиях одной из самых насущных задач современного образования является разработка национально ориентированного и основанного на традиционных духовных ценностях предмета история.

Главная методологическая проблема познания истории России с того самого момента, как в XVIII в. возникла российская историческая наука, заключается в том, что отечественную историю изучали с позиций иного исторического опыта. В основе методологии исторического познания лежали многообразные философские и религиозные системы, разработанные на основе исторического опыта западноевропейских народов. Только славянофилы, в XIX столетии, а затем мыслители из плеяды "русских консерваторов" попытались разработать самостоятельные принципы исторического познания, основанные на православной истине. К сожалению, их разработки так и остались невостребованными в отечественной исторической науке.

Однако именно русские мыслители этого круга первыми в полный голос заявили, что русская история многие века основывалась на Православии, а само Православие формулировало важнейшие смысловые и целевые установки бытия русского народа.  Соответственно, изучение русской истории невозможно без православного понимания, без которого мы никогда в полной мере не поймем и жизнь наших предков. Поэтому представляется, что другая важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечественной исторической наукой — разработка православного понимания истории. Во исполнение этой задачи можно предложить некоторые принципы православного понимания истории.

Первый принцип: история есть воплощение Божественного Промысла. Следовательно, история имеет смысл и цель своего развития, а также законы развития, определяемые Божественным Промыслом.

Второй принцип: закономерности исторического развития проявляются в ходе исторической деятельности людей. Историческая деятельность людей зависит от их сознания и воли. Но всякое сознание основано на вере, есть религиозное сознание, имеющее разные формы выражения. Следовательно, религиозное сознание является действенным катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий.

Третий принцип: историю необходимо понимать как реализацию в действительности Божественного Промысла в виде сложного, диалектического процесса взаимодействия сознания и бытия, и общественного сознания и общественного бытия. При этом необходимо видеть ведущую роль именно сознания и, прежде всего, религиозного сознания в истории. Иначе говоря, деятельность человека определяется его сознанием. Поэтому необходимо осуществлять поиск смыслового содержания исторической деятельности людей, т.е. отвечать не только на вопросы "как?" и "почему?", но и на главный вопрос — "зачем?". Исходя из ответов на этот вопрос — "зачем?" — мы и можем осмысливать закономерности развития, как частные, так и общие.

Перечисленные выше положения являются некими общими методологическими подходами. И настоящее раскрытие этих принципов возможно только в ходе конкретного осмысления исторических событий.

В качестве первичных мер по преобразованию исторического образования России участники методического семинара предлагают:

1. Рекомендовать включить православный компонент в стандарты и программы по истории России.

2. Увеличить в школьных исторических курсах количество материала, посвященного изучению истории Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий России.

3. Ввести в курсы истории и обществознания изучение творческого наследия православных мыслителей (Отцов Церкви, русских православных мыслителей XI–XX вв.).

4. Рекомендовать для гуманитарных классов профильной школы изучение спецкурсов "История русской святости".

5. Отменить ЕГЭ по истории, как не соответствующий содержанию и назначению учебного предмета.

6. Создать Ассоциацию православных историков, с целью координации деятельности.

7. Создать курсы подготовки и переподготовки преподавателей истории и обществознания при ПСТГУ.


 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру