Московский салон 20-30-х гг. XIX века

Урок - театрализованное представление

Цели занятия: на основе проигранного театрализованного представления создать у учащихся представление об образе жизни и общении дворянства первой половины XIX века, показать николаевское время в целом, изучить творчество композиторов, литераторов и художников данного периода.

 

Опережающее задание: класс разбивается на три группы соответственно для знакомства с литературой, музыкой и живописью первой половины XIX века, готовятся типичные диалоги и сценки, отражающие данную проблематику, подготавливаются костюмы. Выбирается хозяйка салона (ведущая), символическое время и место действия салона, готовятся декорации и сценарий. В качестве музыкального оформления на уроке могут быть использованы отрывки из опер М.И. Глинки "Иван Сусанин", А.Н. Верстовского "Аскольдова могила", романсы А.А. Алябьева на слова А.С. Пушкина "Зимняя дорога", "Я вас любил", А.А. Дельвига "Соловей", Н.М. Языкова "Из страны, страны далекой..."

 

Список дополнительной литературы:

 

1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

 

2. Бенуа А.Н. История русской живописи XIX века. М., 1995.

 

3. В царстве муз: Московский литературный салон Зинаиды Волконской. 1824-1829 гг. / Сост. В. Муравьев. М., 1987.

 

4. Глинка М.И. Избранные пьесы для фортепиано / Ред. В.И. Музалевский. М.:Л., 1947.

 

5. Егорова В.И. История России первой половины XIX века. М., 1997.

 

6. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.

 

7. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII–XIX веков. М., 1997.

 

Действующие лица:

 

Диктор

Княгиня З.А. Волконская - хозяйка салона

Княжна А.П. Волконская - ее племянница

Агент III отделения А.А. Куницына

Итальянский художник, воспитатель Г. Барбиери

Гусарский офицер С.И. Ильин

Член "Общества любомудрия" С.П. Шевырев

Лакей с кофейником, лакей у дверей

Князь П.А. Вяземский

Господин Фон-Фок - шеф III Отделения

А.Х. Бенкендорф - начальник корпуса жандармов

Поэтесса К.К. Павлова

Французский путешественник Астольф де Кюстин

Член "Общества любомудрия" Д.В. Веневитинов

Поэт, друг Пушкина С.А. Соболевский

А.С. Пушкин

 

Вводная часть игры. Учитель (или ведущий, диктор) отмечает, что в 1824 году в Москве на Тверской улице в доме, унаследованном после смерти отца, поселилась княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная Белосельская-Белозерская. Дом был одним из самых больших и лучших в Москве, в классическом стиле, с гербом на фронтоне и двумя стильными балконами. В этом доме Волконская устроила салон.

 

За небольшими столиками сидят гости. Они смеются, ведут светскую непринужденную беседу, пьют кофе. Между столиками ходит лакей в ливрее с подносом и кофейником.

 

Основная часть игры. Ребята разыгрывают представление.

 

З.А. Волконская: Господа, позвольте вам представить племянницу, княжну А.П. Волконскую. Княжна совсем недавно закончила Смольный институт благородных девиц в Петербурге и назначена фрейлиной Его императорского величества. Приехала к нам погостить в Первопрестольную. Ну, как, княжна, вы находите наше общество?

 

А.П. Волконская: Княжна Ростовцева была права, сказав, что у вас в московском салоне можно встретить все, что только есть именитого на Русском Парнасе.

 

А.А. Куницына: А как вам, княжна, новые апартаменты Зинаиды Александровны? Не правда ли, очень мило? Мы все под таким впечатлением.

 

А.П. Волконская: Они просто восхитительны, все так красиво, в хорошем вкусе (Рассматривают декорации). Я обязательно опишу матушке в письме все это великолепие: столовую зелено-горчичного цвета с акварельными пейзажами и кавказским диваном, салон цвета мальвы с густо-желтыми картинами и мебелью густо-зеленого бархата, кабинет, увешанный готическими картинами, с маленькими бюстиками наших царей на консолях, прикрепленных к стенам. Все просто чудо, как хорошо. У вас восхитительный вкус, тетушка, а ваш дом можно назвать музеем. Оригиналы и копии произведений живописи и ваяния - ваше собрание?

 

З.А. Волконская: Нет, это коллекция моего покойного батюшки, я ее лишь пополнила в последние годы.

 

А.П. Волконская: Зинаида Александровна, откройте секрет, кто придумал перекрасить пол в салоне в белый и черный цвета? Это так превосходно имитирует мозаику.

 

З.А. Волконская: Дорогая, конечно же, не секрет: учитель моего сына итальянец Барбиери (Барбиери встает с места, кланяется дамам). Господин Барбиери - художник, пишет декорации для моего театра, превосходно составляет столы из мелкой мозаичной работы.

 

С.И. Ильин: Княгиня, а почему вы устроили салон в Москве, а не в Петербурге?

 

З.А. Волконская: Москва сохраняет в моих глазах устойчивость национальных традиций, она лишена официозной нормативности в быту. Все это создает благоприятные условия для реализации моей идеи о синтезе, "встрече" двух культур- традиционно русской, национальной и западной, европейской.

 

С.П. Шевырев: К тому же Москва нисколько не уступает северной столице в уровне художественной культуры, ибо притягивает к себе таланты с не меньшей силой, чем Петербург. И если в императорской столице культурная активность поддерживается близостью двора и правительства, их вкусами и заказами, реальными возможностями службы на поприще культуры, то культурное творчество Москвы стимулируется главным образом культурной средой древней столицы, ее особым духом и атмосферой.

 

С.И. Ильин: Как повлияли дух и атмосфера на ваше творчество, господин Шевырев?

 

С.П. Шевырев (улыбается): Перевожу историческую драму Шиллера "Валлентштенов лагерь".

 

Гости: О, это очень интересно, когда закончите, мы надеемся, вы прочтете?

 

С.П. Шевырев: Непременно.

 

Лакей: Их сиятельство князь П.А. Вяземский.

 

З.А. Волконская идет навстречу: Рада вас видеть князь. Отчего так долго у нас не были?

 

П.А. Вяземский: Виноват, княгиня, служба. Столько хлопот было в связи с коронационными торжествами и после них. Вы были на коронации?

 

З.А. Волконская: Нет. Должно быть, в Петербурге Николай чувствует себя императором, а в Москве - царем.

 

С.И. Ильин: Вы много потеряли, княгиня, оттого, что не видели фонтанов с белым и красным вином (гости смеются).

 

 

З.А. Волконская: А, полно, господа, в Москве только и говорят, что о минувшей коронации нового императора. А об убиенных молчат, а, между тем ведь, господа, в каждом доме есть родственники из числа восставших. Молчат... Брата моего мужа сослали в Сибирь. Бедная Мария Николаевна, что с ней станется. Она написала письмо Бенкендорфу с просьбой следовать за мужем в Сибирь. Она живет надеждой... Мне страшно за нас всех: еще вчера в этой гостиной мы вели свободолюбивые разговоры. Сегодня знаем, что только случайность нас защищает, что в минуту все может измениться, и мы, сидящие в этом салоне, можем оказаться под следствием.

 

Дама: Полно, господа, не надо грустить. Давайте верить в лучшее. Быть может, государь помилует восставших.

 

С места встает Куницына и относит конверт сидящему поодаль шефу III Отделения господину Фон-Фоку. Фон-Фок вскрывает конверт и читает донос: "Между дамами самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство - княгиня Волконская и генеральша Коновницына. Их частные кружки служат средоточением всех недовольных, и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг". Фон-Фок передает конверт Бенкендорфу, а тот - самому Николаю I.

 

А.Н. Волконская в салоне: Каролина, вы не видели нашего нового императора Николая1? Не правда ли, он очень красив?

 

К.К. Павлова: Вы правы, княжна, он красив. Многие дамы это находят. Но красота его обдает холодом. Мне кажется, что нет лица, которое бы так обличало характер человека, как его лицо. Лоб, бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражают непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное, глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, как Павел Лопухину, как Александр всех женщин.

 

С.И. Ильин: Кроме своей жены. (Все смеются) Каролина, вам должно писать портреты, а не стихи. (Все снова смеются). Княгиня, если у вас нельзя шутить, то позвольте хотя бы составить партию виста?

 

З.А. Волконская: Не позволю. Я не желаю, чтобы в моем доме играли в карты. Пусть лучше милая Каролина прочтет нам свои новые стихи. (Гости тоже просят)

 

К.К. Павлова читает стихи: О, вспомни, друг, когда сиянье

 

Над краем неба Геспер разольет // Когда твоя душа в очарованьи // И радости - забудет жизни гнет. // В миг одиночества, в цветеньи сада, // В лучах заката, в нежном полусне, // Когда души коснется сна прохлада, // Друг, вспомни обо мне! (Гости аплодируют).

 

Астольф де Кустин: Стихи столь же прекрасны, сколь их создательница. Вы знаете, господа, я тоже видел вашего государя. При первом взгляде на него невольно бросается в глаза лицо - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица. Какие долгие жестокие страдания должен был внушать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица.

 

Д.В. Веневитинов: Скоро у нас всех будут такие лица.

 

Дама: Не поведует ли вам месье де Кюстин, что нынче в моде в Европе?

 

Астольф де Кюстин: С превеликим удовольствием. Туники окончательно вышли из моды.

 

Гость: И слава богу. Прошлой зимой от переохлаждения погибла красавица Тюфякина.

 

Астольф де Кюстин: В моде по-прежнему шали, шарфы, пелерины. Прически носят без челки, с прямым или боковым пробором и завитыми локонами на макушке. На голове носят чепцы, тюрбаны, береты, богато украшенные камнями, перьями, цветами, драгоценностями. Силуэт дамского платья изменился. Идеалом, как и столетием раньше, являются покатые плечи, тонкая талия. Юбка платья должна напоминать форму колокола.

 

Д.В. Веневитинов: Не юбка должна напоминать колокол, а дама - перевернутый бокал. А помнишь, друг Ильин, как после 1812 года наши жены разрядились в кокошники и душегреи в порыве патриотизма?

 

С.И. Ильин: Как не помнить, если даже при дворе фрейлины носили повойники и сарафаны со шлейфом.

 

Д.В. Веневитинов: Забыли о французском языке, читали "Историю" Карамзина и занимались российской словесностью, как наша "Северная Карина". Кстати, чем вы сейчас увлечены, княгиня?

 

З.А. Волконская: Усердно занимаюсь русским языком и литературой, изучаю русские древности, записываю народные песни, обычаи, суеверия, легенды, словом, готовлюсь написать романтическую повесть о княгине Ольге.

 

Д.В. Веневитинов: Весьма похвально. А не прочтете ли вы отрывок из своей "Ольги"?

 

З.А. Волконская читает: Извольте.

 

Во время чтения тихо звучит одна из фортепьянных пьес М. И. Глинки. Гости аплодируют. Господин Барбиери приносит Зинаиде Александровне рисунок, выполненный им во время чтения. Волконская смотрит рисунок, улыбается, показывает его гостям. На нем изображена плывущая по реке в варяжской лодке и в шлеме Волконская. Гости смеются.

 

С.П. Шевырев: Княгиня, мы давно не слышали ваш прелестный контральто. Будьте любезны, спойте нам что-нибудь. (Гости просят спеть)

 

З.А. Волконская поет русский романс.

 

Лакей: Господин Соболевский с господином Пушкиным.

 

Соболевский: Насилу уговорил его, княгиня, поехать со мной к вам на вечер. Мой друг хандрит и никуда не желает выезжать из дома. Согласился лишь тогда, когда рассказал ему об обществе и о гостеприимной хозяйке. (Все садятся).

 

З.А. Волконская продолжает петь, теперь элегию Пушкина "Погасло дневное светило..."

 

А.С. Пушкин: Я очень тронут, княгиня, этим вашим обольщением тонкого и художественного кокетства.

 

Гости просят Пушкина прочитать стихи.

 

А.С. Пушкин читает "Пророка"

 

А.С. Соболевский: Друг Пушкин, цензура не дозволит "глаголом жечь сердца людей".

 

А.С. Пушкин: Что ж, пусть ходит в списках.

 

П.А. Вяземский читает свою новую басню "Щипцы и свечи":

 

Поссорясь от людей, щипцам пеняли свечи // И называли их наперсницами тьмы // "Не вовсе с истиной согласны ваши речи, - // Был от щипцов ответ: одно орудье мы. // В умеющей руке один нагар снимаем, // В руке незнающей, снимая, потушаем". // Долг цензорства с умом и пользой согласи: // Страж света, а не враг, снимай, а не гаси.

 

З.А. Волконская: Что нового, Александр Сергеевич, вы привезли в Москву?

 

А.С. Пушкин: Драму "Борис Годунов". Буду завтра читать у Веневитинова.

 

Д.В. Веневитинов: Господа, буду рад видеть вас всех у меня на обеде. (Гости раскланиваются, благодарят за вечер и расходятся).

 

Во время инсценировки на фоне музыки вывешиваются портреты М.И Глинки, С.А. Даргомыжского, когда речь о живописи - работы О.И. Кипренсского, В.А. Тропинина и др. художников.

 

Вопросы для итоговой беседы с классом:

 

1.    Как вы полагаете, с какой целью был организован салон? Насколько это было распространенное явление?

2.    Какова была обстановка салона и атмосфера в нем?

3.    Почему в салоне непременно находились доносчики?

4.    Какие различия между Петербургом и Москвой отмечали участники событий?

5.       Согласны ли вы с оценкой императора Николая I, данной в салоне?

6.    О каких направлениях искусства первой половины XIX века вы узнали? Какие стили были распространены: классицизм, романтизм, реализм? В каких стилях были исполнены произведения?

7.    Каков смысл басни П.А. Вяземского?

8.    Хотели бы вы стать участниками салона в XIX веке?

 

Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение на темы: а) социально-психологический портрет русского дворянина первой половины XIX века; б) социально-психологический портрет русской дворянки; в) что нового я узнал о русской культуре первой половины XIX века?


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру