Ян Гус перед лицом собора

Театрализованное представление с элементами дискуссии

Цель занятия: Создать у учащихся яркое и образное представление об одном из важнейших событий в средневековой Европе - Констанцском соборе, показав тем самым острые противоречия между обществом Чехии и католической церковью, признание факта утраты ее могущества к началу XV в., с одной стороны, и боязнь светской власти противодействовать папе и католическому духовенству, с другой стороны. "Оживление" картины Констанцского собора и разыгрывание ее по ролям позволит учащимся более глубоко осознать важнейшие понятия: еретик, ересь, католическое духовенство, отлучение, церковный собор.

 

Дополнительная литература:

 

1.Героические страницы истории Средних веков / Под ред А.Д. Боборыкина, А.А. Степанова. Л., 1973.

 

2.История Средних веков / Хрестоматия под ред. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. Ч 2. М., 1988.

 

3.Художественно-историческая хрестоматия / Под ред. О.В. Волобуева, С.А. Секиринского. М., 1965.

 

Вступительная часть. Учитель отмечает, что летом 1415 года в небольшом городке Констанце, на берегу Женевского озера, начался суд над профессором Пражского университета Яном Гусом. Его судил церковный собор - высший орган католической церкви. Такие соборы собирались крайне редко. Только в XIV веке при дворах правителей стали говорить о необходимости созыва церковного собора. И вот сюда, в Констанц, съехалось духовенство со всей Европы - кардиналы, епископы, архиепископы, профессора богословия. Прибыл даже сам император Священной Римской империи Сигизмунд. Прибывали посольства из Испании, Франции, Англии и других стран. Поистине Европа еще не видела такого пышного собрания.

 

На сегодняшнем уроке мы посмотрим представление этого события в лицах, а затем обсудим. Наше представление целиком основано на документальном материале.

 

Остались документы - это свидетельства Поджо Браччолини, итальянского гуманиста. Будучи секретарем папской курии, он едет из Констанца в Прагу с поручением вручить Яну Гусу приглашение прибыть на собор и вместе с ним возвращается в Констанц. Браччолини - очевидец и участник заседаний.

 

Основная часть игры. Ведущий зачитывает отрывок из книги С. Царевич "За отчизну" (М., 1958).

 

На председательском кресле посереди собора сидел кардинал Иоанн де Бронье. В кардинальском пурпурном плаще поверх расшитого золотом облачения, в красной широкополой шляпе со свисающими по бокам кистями и в лиловых чулках, кардинал как бы дополнял собою всю мрачную картину собора. Напротив него на хорах был поставлен трон императора.

 

Сигизмунд в роскошной подбитой горностаем мантии и в императорской короне, сидел на троне, стараясь подчеркнуть все величие императорского сана. Его хитрое, жестокое лицо, прикрытое огромной бородой, с любопытством и плохо скрытым беспокойством было обращено в сторону стоявшего на амвоне Яна Гуса. Пфальцграф Людовик держал перед королем на подушке державу, Фридрих Гогенцоллерн - скипетр, герцог баварский - венгерскую корону, венгерский магнат Стефан - имперский меч. На скамьях вокруг сидели кардиналы, архиепископы, епископы, доктора богословия, аббаты, а там сзади толпились в яростном ожидании земляки Яна Гуса - чехи.

 

Далее заслушиваются небольшие сообщения с биографическими справками о Яне Гусе.

 

Епископ Конкордии поднялся и громогласно прочел декрет, запрещающий под страхом тяжкого наказания прерывать заседание.

 

Со своего места поднимается председатель собора, несколько раз поклонился императору и всем присутствующим и прочел имена тех, кто имеет право голосовать. Таковых, кроме императора, оказалось 88 человек.

 

В строгом порядке по старшинству сана, лет, месяцев и даже дней возраста голосовали ответами "да" и "нет" на следующие три пункта:

 

1.Еретик или не еретик Иоанн Гус из Гусинца в своих учениях и новшествах?

 

2.Имеют ли право собравшиеся во имя папы и короля отцы собора присудить Гусу наказание?

 

3.Какого именно наказания заслуживает Гус оскорблением папы и святейшего таинства?

 

Ведущий озвучивает все три вопроса по порядку и участники театрализованного представления отвечают "да" или "нет".

 

Примерный вариант самого представления:

 

Епископ Турский: Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Камень, который мы хотим ныне бросить вверх, может упасть на наши головы.

 

Епископ Констанцский: Если завтра мы не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет нас самих. Пусть Гус умрет!

 

Пан из Хлюма: Именем всех чехов клянусь, что чехи страшно отомстят храмам в случае смерти Гуса. Все это беззаконие будет оплачено сторицей. Нарушен мир перед богом и людьми, и в крови папистов чешский гусь омоет свои крылья. Имеющий уши, да слышит.

 

Архиепископ Лондонский: Если бы у этого чеха было даже три жизни, я не оставил бы ему ни одной. Первую я отнял бы за то, что он унижал папу - наместника Христова. Вторую - за то, что он обнажил язвы духовенства. Третью - за то, что сбил с пути много народа.

 

Председатель собора: Магистр Ян, две дороги открываются перед тобой. Выбери одну из них. Или ты отречешься от еретического учения, подчинишься нашему решению, и мы поступим с тобой мягко и справедливо. Или же ты и дальше будешь упорствовать и защищать свои взгляды - тогда пеняй на себя. Выбирай же!

 

Ян Гус: Я обращался к Богу просветить смятенную душу мою, и я не изменил своего намерения после этого. Я не могу отречься ни от одного положения, которое я написал или высказал.

 

Архиепископ Цельс: Того, кто ищет на земле ангела, посылайте на небо. Гус ищет на земле ангелов, пусть же он умрет!

 

Председатель: Правильно ли то, что ты отказался повиноваться приказам архиепископа?

 

Гус: Да, я отказался повиноваться приказам архиепископа и не боюсь отлучения. Проповедник не смеет отказываться от своего долга ни из-за злобных проклятий, ни уступая просьбам, ни из-за земных соблазнов.

 

Епископ Брискенский: Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь!

 

Архиепископ Кельнский: Тот, кто не слушается угроз, должен послушаться метлы.

 

Председатель: Тебе мало того, что ты своим учением порочишь духовное сословие, ты теперь хочешь подорвать основы государства и королевской власти.

 

Епископ Люттихский: Кто коснется короны папы и сутаны священника, тот дерзок, кто же проповедует простому народу истину - мечет бисер перед свиньями. Поэтому я проклинаю Гуса и пусть он будет сожжен!

 

Далее следует длительное обвинительное чтение материалов против Гуса (при наличии времени).

 

Сигизмунд: Мы, Сигизмунд, божьей милостью император германский и король римский предлагаем отречься магистру Иоанну Гусу от своих взглядов ради чести и уважения к нашему величеству.

 

Наступила тишина.

 

Гус: Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или проповеданного. Я не отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга их - основа всего зла, все высказанное ими не имеет и тени правды - знает бог!

 

Поднялся крик и послышались требования голосования.

 

Ведущий: В итоге получилось, что на первый вопрос 51 голос отозвался, что Гус - еретик. На второй вопрос - столько же, на третий вопрос -30 голосов отозвались в том смысле, что Гус не заслуживает никакого наказания, 10 голосов - за наказание церковным покаянием, 45 - за осуждение на смерть, если он не отречется от всего, что говорил в течение многих лет и открыто учил против церковных установлений.

 

Голосование происходило следующим порядком: сначала курфюрсты и их представители, затем князья, архиепископы, епископы, далее представители краев и городов.

 

Председатель: Итак, за смерть Яна Гуса подано 45 голосов из 88. Ваше императорское величество, каково будет ваше окончательное решение? Признаете ли вы Гуса еретиком, заслуживающим смерти?

 

Император: Продолжаю утверждать, что Гус - еретик и по праву заслуживает смерть, если будет упорствовать в ереси. Впрочем, будьте уверены, что если бы он и принес покаяние перед святым собором, то отречение бы осталось бы у него на языке: возвратившись в Чехию к своим друзьям и покровителям, он будет действовать в прежнем духе, еще более уклоняясь от чистой веры. Я не могу освободить его от наказания.

 

Гус: Ваше императорское величество! Неужели вы можете так поступить в унижение своей короны и чести? Неужели сами уничтожите свою охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство? Речь идет не о моей жизни , а о вашем честном имени в действительном величии.

 

Далее зачитывается документ "Охранная грамота императора Сигизмунда":

 

"Мы, Сигизмунд, король римлян, принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств под наше и Священной империи покровительство и защиту, поэтому предписываем всем, чтобы ему было дозволено проехать в Констанц оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождавших его лиц должно давать проводников. 1414 год. Дано в Шпейере в 18 день".

 

Сигизмунд: Я действительно обещал тебе безопасный проезд, но только сюда. Обратного же пути я не обещал, меня даже и не просили об этом. Твое требование не основательно.

 

Поджо Браччолини: Я считаю великим несчастьем для себя то, что был послан на этот суд. Я первоначально вследствие ослепления считал Гуса опасным, но услыхав его, я познал в его словах правду. Я почувствовал в своем сердце расположение к нему. Голосую за жизнь и свободу Гуса!

 

Все участники шумно обсуждают, государь удаляется из зала. Когда восстановился порядок, епископ Конкордии объявил два приговора: один о книгах магистра Яна Гуса, подлежащих сожжению, второй - о самом Гусе, приговоренном к смерти.

 

Далее епископы состригают волосы на голове Гуса. Церемония заканчивается формулой:

 

Епископ Миланский: Церковь не знает тебя более, она передает тело светской власти, а твою душу - дьяволу!

 

Епископ приказал надеть на голову Гуса бумажный колпак с рисунками, изображающими чертей и с надписью: "Ересиарх".

 

Епископ Миланский: Любезный герцог Людовик! Ты, держащий меч власти для наказания злых, возьми этого человека Яна Гуса и именем моим соверши над ним казнь, подобающую еретикам.

 

Герцог снимает с себя парадную мантию, дает знак страже, чтобы она увела Яна Гуса, и сам тяжелыми шагами двинулся к выходу из собора.

 

Ведущий: Участь Гуса была решена: 6 июля 1415 года он погиб на костре в городе Констанце.

 

Обобщающая беседа и вопросы для дискуссии:

 

1.Обсудите, правильно ли поступал Гус, не воспользовавшись а) бегством из Констанца б) притворным отречением от своих идей с целью дальнейшего продолжения борьбы?

 

2.Докажите или опровергните этой сценкой положение: В ХУ веке папа и католическая церковь не располагали таким влиянием на людей, как раньше.

 

3.Почему Я. Гус и его выступления вызывали страх и озлобление церкви?

 

4.Почему папы с подозрением относились к соборам?

 

5.Докажите или опровергните мнение: Ян Гус был еретиком и католическая церковь поступила с ним правильно.

 

6.Если бы Ян Гус не был уничтожен, каков был бы ход событий в Чехии?

 

Домашнее задание: написать а) речь-проповедь Я. Гуса для Вифлеемской часовни, что на окраине Праги; б) текст либо оправдательного, либо обвинительного приговора Яну Гусу.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру