На ярмарку в Шампань!

Ролевая игра конкурсного типа

Цель занятия сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Европе в XI–XII вв., познакомить их с важнейшими центрами средневекового предпринимательского мира и особенностями международной торговли, способствовать развитию картографических, образных, логических и оценочных умений на основе разыгрываемой реальной ситуации ярмарки.

 

Опережающее задание: прочитать учебник и дополнительную литературу, выбрать город, откуда приехала "гильдия", к которой принадлежали купцы. Подготовить задания:

 

1. Найти настоящий или придумать правдоподобный герб своего города, нарисовать и объяснить его символику.

 

2. Сочинить небольшую историю освобождения своего города из под власти своего сеньора.

 

3. На контурной карте проложить путь из вашего города в Шампань и подготовить рассказ о дорожных приключениях.

 

Вводное слово учителя. Преподаватель акцентирует внимание на том, что ученики на уроке выступят в роли средневековых купцов, рисует портрет купца того времени. Вот примерный вариант из учебника М.Ю. Брандта "История Средних веков":

 

Купец XII–XIV вв. проводит в странствованиях половину своего времени. Он ездит либо в крупные ремесленные центры, либо на ярмарки, то в целях закупки, то с целью продажи. Дома, в родном городе, живет он сравнительно мало. Одетый в прочную дорожную куртку, охваченную поясом, на которой висит кошель с деньгами, закутанный в теплый плащ, охраняющий его от стужи и дождя, едет купец верхом на одной из лошадей, везущих телегу с товаром. С одной стороны седла висит мешок с кормом для лошади, с другой - тяжелый меч, которым в случае необходимости купец сумеет действовать превосходно. Опасности и препятствия, которые стерегут купца, очень значительны, но они не останавливают его, как не останавливает его и полная неграмотность, не умение ни читать, ни писать, ни считать. Дух наживы сильнее (А.К. Дживилегов, российский историк).

 

Для того чтобы принять участие в "путешествии", необходимо сдать "экзамен" на подтверждение купеческого звания. Вот примерные вопросы для экзамена:

 

1. Объясните происхождение слов: ломбард, вексель, банк, биржа, баланс, гроссбух, меняла.

 

2. Почему средневековые богословы говорили: "Ремесло купца не угодно Богу!"?

 

3. Каково происхождение средневековой поговорки: "Что упало, то пропало".

 

4. Кого и почему называли в средние века "мешком с перцем"?

 

5. Какие условия способствовали расцвету ярмарок в Шампани?

 

6. Отгадать кроссворд "Развитие ремесла и торговли в Западной Европе"( см. далее на отдельных листах)

 

Основное содержание игры.

Конкурс 1. Команды-гильдии представляют герб своего города и объясняют его символику.

 

Дополнительные вопросы:

1. Что означает название города?

 

2. Как возник (основан) город?

 

3. К какому типу гербов относится данный герб?

 

С геральдическими правилами необходимо познакомить учащихся заранее в процессе подготовки к игре.

 

Конкурс 2. Рассказы команд об истории освобождения города от власти сеньора. В них необходимо показать причины и последствия такого важного события.

 

Примерный вариант рассказа:

 

Сеньор города Лана епископ Годри и его слуги совершали открыто грабежи и разбои. Чтобы оградить себя от насилий, горожане предложили сеньору небольшую сумму денег, и он принес клятву, что будет соблюдать права коммуны. Но епископа снедала зависть к горожанам, и он постановил уничтожить коммуну. Нарушение договора наполнило сердца горожан гневом и смятением. Горожане поклялись убить епископа и его прислужников. Получив предупреждение о заговоре, епископ сказал: "Фу, чтобы я погиб от таких людей!" На пятый день пасхи по городу распространилась тревога и множество людей кричали: "Коммуна! Коммуна!" Толпы горожан, вооруженные топорами, луками, дубинами и копьями, устремились ко дворцу епископа. Годри бежал в подвал под церковью и спрятался в пустой винной бочке. Горожане нашли его, вытащили на улицу и убили.

 

Конкурс 3. Участники игры показывают свой путь, проделанный к Шампани от своего города. Также речь идет о приключениях в дороге. Зачитывается отрывок:

 

Ночное происшествие. Ночь застала итальянских купцов в пути. Караван двигался по тесной дороге лесом, и трудно было что-либо различить на расстоянии 10 шагов. Неприветливый темный лес внезапно окружили громкие крики, звон железа и ржание коней. Вынырнувшие из-за деревьев люди в кольчугах хватали мулов за поводья, окружали растерявшихся купцов, стаскивали с коней тюки. Исход схватки был решен: купцов потащили в кусты:

 

"Куда вы нас тащите? Сам папа дал нам охранную грамоту, вы за все ответите, я буду жаловаться королю!"

 

Прозвучавший ответ не сразу дошел до ошеломленных купцов:

 

"Да, вот он и сам король!"

 

В неясном свете выглянувшей из-за туч луны все увидели сидящего на пне, необычайно тучного человека и услышали, как воин в кольчуге докладывал ему о добыче. Это был король Франции Филипп I:

 

"Жерар, половину казны отсыпь итальянским купцам. Верни гостям половину тюков - для нашего двора хватит и второй половины. Нельзя отобрать все - это было бы отсутствием гостеприимства в нашей стране. Доставь их до ближайшей мельницы, и пусть там переночуют до утра, а оттуда и в Шампань".

 

Когда король скрылся во тьме, раздались возгласы возмущения:

 

"Разве это король! Что это за страж порядка, если он сам нас обобрал! Это король - разбойник или это не король вовсе!"

 

Задание: Как вы полагаете, в каком веке могла произойти такая история?

 

Далее анализируются возможные препятствия на пути купцов и выясняются пути их преодоления:

 

буря

пираты, разбойники

дожди

подковы и корм лошадям

дорога распахана под пашню

сломался транспорт

поломка моста

пьянство в харчевне

 

Учитель рассказывает о ежегодном календаре проведения ярмарок в Шампани и порядке их проведения. Ученикам необходимо выбрать время года: от этого зависит товар.

 

Ежегодный календарь проведения ярмарок в Шампани:

 

июнь-июль - "жаркая" ярмарка (г. Труа)

август-сентябрь - г. Провен

октябрь-декабрь - "холодная" ярмарка (г. Труа)

январь-март - г. Ланьи

март-апрель - г. Бар-сюр-Об

май-июнь - "майская" ярмарка (г. Провен)

 

Расписание проведения любой ярмарки:

 

Показ (8 дней) - распаковка товаров и их размещение в лавках

Продажа (60 дней) - продажа сукна (10 дней), кож и мехов (10 дней), специй (10 дней), весовых товаров (30 дней).

Оплата (14 дней) - оплата купленных товаров

 

Конкурс 4. "Торги". Гильдиям предлагается составить программу купли- продажи товаров, заполнить таблицу.

 

Таблица "Торги".

Продаем

Результат

Покупаем

Результат

 

Учащимся предлагается нарисовать афишу (рекламу) своего товара и подумать над вопросом, существовала ли реклама в средние века.

 

Документ. Товары Нарбоннского рынка XIII в.

 

Цветное и белое франкское сукно. Красное сукно, окрашенное кошенилью. Фижакское, кагорское и альбийское сукно. Леридское сукно, коричневое и пурпуровое. Нарбоннское сукно. Грубые полотна и холст. Шампанские полотна. Реймские полотна. Белая и цветная ломбардская и барселонская бумазея. Кордовская кожа и бараньи шкуры. Оленьи шкуры. Кроличьи и беличьи шкурки. Кроличий мех. Шкуры выдры. Шкуры козлят. Воск и головы сахара. Квасцы. Римский тмин, миндаль, камедь, чернильный орешек, рис, шерсть, лен, конопля, медь, латунь , олово, железные горшки, бургундская проволока. Железо. Сталь. Белила и твердое мыло. Жидкое мыло. Тортозская смола. Крупитчатая мука. Свинец. Фиги, изюм, каштаны, мед, сера, красильный желтник, деготь, солонина. Подпруги, тетивы, веревки, орехи. Жир, сало и сыр. Масло, вино, рожь. Наконечники копий и металлические пластинки, стремена, шпоры. Шерстяные одеяла, чашки, обработанный букс. Зеркала, ложки, серебро, золото, панцырь, бумага, корзины, кочерги. Сошники, мотыги, стаканы, сосуды.

 

Задание: В какое время года могла происходить такая ярмарка?

 

Купцы гильдий зачитывают списки товаров, которые они привезли. Другие команды проверяют, нужен ли им этот товар (см. таблицу). В случае совпадения спроса и предложения в графы 2 и 4 заносятся результаты: продающая команда ставит напротив проданного товара столько плюсов, сколько других гильдий приобрели данный товар, а покупающие команды столько раз отметят покупку, сколько раз он будет предложен.

 

Конкурс 5. Весьма важным вопросом является оплата товара. Гильдии делают сообщения о тех монетах, которые были в обращении их городов. Монеты готовят в бумажной форме. У менял( членов жюри) они их меняют на монеты, ходившие на ярмарке в Шампани.

 

Вот примерная информация по монетам того времени:

 

VIII–IX вв. - денарий

X–XIII вв. - денарий

сер. XIII - нач. XVI в. - грош и флорин

XVI – XVIII вв. - талер

 

(из статьи: Белякова А.С. Нумизматика // Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.)

 

Учитель дает краткую характеристику монетного дела в средневековой Европе. Он выделяет несколько периодов.

 

В 1266 году во Франции появился грош, выпущенный в результате денежной реформы. 1 грош был равен 12 денариям. В Италии стали выпускать гроссо. В 1360 году была отчеканена первая монета - франк, которая дожила до наших дней (основная денежная единица Франции). Были также: экю, лиондоры, флорины, салю. В Англии чеканили пенни, шиллинги, равные 12 пенни, нобль, составляющий 10 шиллингов. Первые таллеры были отчеканены в 1518 году.

 

В заключительной части игры проводится подведение итогов конкурса, подсчитываются очки гильдий.

 

Домашнее задание: Написать сочинение с впечатлениями ганзейского купца от ярмарки в Шампани.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру