Суд над Сократом
Ролевая проблемная урок-игра с элементами дискуссии
Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: "Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись".
Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укоряет мужа: Что скажут люди о нашей бедности? Он отвечает, улыбаясь: Если люди разумные то им все равно, а если неразумные, то нам все равно. Говорят, что именно в беседах со своей женой Ксантипией он научился выдержке и искусству спора. Сократ, может быть, чудак, но никак не враг народа.
Фокион: Я, Фокион, тоже считаю, что Сократ не портит нравы юношей. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: "Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим".
Милет: я, Милет, считаю, что Сократ - чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задает вопросы и не дает ответов на них. Сколько не отвечай на его вопросы, а все чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять просто законы государства. Он доискивается, что такое истинная справедливость.
Голос из толпы: Сократ - насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: "Думай то-то", а он: "Думай так-то". Додумаешься до чего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же без конца думать, надо когда-то и дело делать.
Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чем его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: "Сократ мудрее всех меж эллинов". Он не философствует, а говорит: "О столяре судят не по тому, как он рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о солнце и звездах, но разве я могу в доказательство сделать хоть маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и дурных поступках, то я сам стараюсь сделать хорошие и не делать дурных, и это лучшее доказательство моих рассуждений". Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто.
Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завел разговор с Сократом.
n Хорошо ли красть? - спросил он у меня.
n
n Нехорошо, - ответил я.
n
n Всегда?
n
n Всегда, - ответил я.
n
n А украсть оружие у врагов перед сражением?
n
n Да, надо уточнить: "У друзей красть нехорошо".
n
n А украсть мечи у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? - продолжал допытываться Сократ.
n
n Да, надо опять уточнить, а как?
n
Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.
Ведущий: Мы выслушали речи обвинения и защиты, а теперь слово предоставляется обвиняемому Сократу.
Сократ: Граждане афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьезно. Наверное, дело не в них, а в чем-то другом. Нет, афиняне привлекают меня к суду по другой причине и я даже догадываюсь по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь - "Сократ мудрее меж всех эллинов". Я очень удивился: я то знал, что этого не может быть - ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошел по людям учиться уму- разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своем ремесле знал больше, чем я. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно во всем и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я и мудрее, чем они.
С тех самых пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это не взлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе, и другим. Задумываясь над этими вопросами, никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я и думаю, что совсем не виноват.
Ведущий: Уважаемые судьи, мы выслушали мнения всех сторон. Теперь очередь за вами: вам необходимо решить, виновен или нет Сократ. Суд совещаются. Они не принимают всерьез обвинений Милета, Анита и Ликона. Но они также как и многие другие не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этим спором. Сейчас есть хорошая возможность отомстить за это. Кто-то должен быть виновным и в том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.
Судьи: Мы признаем Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинитель должен предложить свою меру наказания, а обвиняемый - свою.
Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.
Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажирелого коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казенный счет, потому что человек бедный. Я могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплаить, если всего добра и 5 мин у меня не наберется.
Учащиеся: Сколько это 1 мина?
Ведущий: 1 мина - это 437 граммов серебра.
Учащиеся: Так это же очень много?
Ведущий: Тогда это действительно было не очень много. На 1 мину можно было купить 1- 2 быков.
Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Противники были довольны, а сторонники восприняли ее как издевательство. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь. Приговоренному предоставлено последнее слово.
Сократ: Граждане, я старый человек, и смерти мне бояться не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно, она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратиться к ним со своими расспросами, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я - чтобы умереть, вы - чтобы жить, а что из этого лучше - нам не известно.
Далее учитель предлагает ученикам вспомнить, что случилось после суда.
Ученик: Казнили Сократа не сразу, потому что был праздничный месяц, и все казни откладывались. Друзья предлагали ему бежать, но на это он отвечал: Куда? Разве есть такое место, где люди умирают? Его спросили о том, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: "Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а мое мертвое тело".
Ученик: Казнили Сократа в Афинах ядом. Ему подали чашу - он выпил ее до дна. Друзья заплакали, а он сказал: "Тише, тише. Умирать надо по-хорошему". Он лег, тело его стало холодным. Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнес: "Принесите жертву богу здоровья". Это были его последние слова. Но когда последний вздох покидал тело Сократа, многим послышался его голос, который горько молвил: "Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться".
Ведущий: Итак, мы с вами воспроизвели суд, который состоялся над Сократом в IV в. до н.э. Сейчас мы в сами сумеем воспроизвести порядок голосования, и каждый из вас сможет сделать свой выбор. Напоминаем вам порядок голосования в афинском суде. Голосовали жетонами - диск с целым стержнем означал оправдание, диск без стержня - осуждение.
Ребятам раздаются жетоны, и им даются возможность вынести свое решение по поводу смерти Сократа и приговора судей.
Домашнее задание: 1) Познакомьтесь с деятельностью Сократа и его взглядами и приготовьте сократовскую беседу (с краткими ответами "да" и "нет"); 2) Дайте собственную оценку личности Сократа: кто он враг, руг народа, мудрец, чудак ? 3) Каков был бы приговор Сократу, если бы он жил в наши дни? Кого мы можем назвать Сократом ХХ века?
Страница
2 - 2 из 2
Начало
|
Пред.
|
1
2
|
След. | Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru